В зоопарке изучаем понятия больше и меньше
Задачи:
- формировать умение сравнивать группы предметов по количеству;
- познакомить со знаками «>» и «<»;
- закреплять знания о числовом ряде; твердых, мягких, звонких и глухих согласных;
- обогащать словарный запас;
- развивать пространственные отношения, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь к животному миру.
Оборудование:
- изображения животных;
- колокольчики зеленого и синего цвета;
- мяч;
- «билеты в зоопарк»;
- знаки «>» и «<»;
- фрагменты музыкальных произведений из сказок.
Школьные принадлежности:
- цветные карандаши,
- шариковая ручка,
- лист в крупную клеточку,
- пластилин.
Седьмое занятие из цикла "Страна знаний"
Ход занятия
Организационный момент (1 мин)
Вступительная беседа (1 — 2 мин)
— Вам нравятся наши занятия? Почему?
— Мы много с вами путешествуем. А вот куда мы отправимся сегодня, вы догадайтесь сами. Это место, где живет много животных. За ними ухаживают люди, которые их очень любят. (Зоопарк.)
— Каких животных вы видели в зоопарке? (Дети перечисляют.)
Дорога в зоопарк (5 мин)
— В нашем зоопарке живут разные звери:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге —
От мороза прячет нос.
(Медведь.)
— Какой первый звук в этом слове? Дайте ему характеристику. (Звук [м’] — согласный, мягкий, звонкий. Педагог показывает детям зеленый колокольчик.)
— Этот колокольчик мы подарим медведю, когда придем в зоопарк. Почему колокольчик зеленого цвета? (Потому что звук [м'] — мягкий.)
Аналогичное задание выполняется с первым звуком слова-отгадки каждой загадки.
Рыжая плутовка.
Хитрая воровка.
Курочку стащила,
К норе засеменила.
Ждут ее ребята.
Рыжие... (лисята).
А как зовут маму-красу?
Узнаете вы... (лису)?
Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный.
На носу рог,
На ногах копыта —
От врагов защита.
(Носорог.)
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось.)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри — берегись,
Идет на охоту коварная... (рысь).
Подвижная игра «Я знаю...» (4—5 мин)
— Чтобы попасть в зоопарк, нам необходимо приобрести билет. Билеты выдаются за знания.
Ребенок берет в руки мяч, ударяет им об пол и произносит: «Я знаю три слова на звук [н]: ноты — раз (ударяет мячом об пол), носки — два (ударяет мячом об пол), носорог — три (ударяет мячом об пол)».
И так со звуками [н’], [м], [м’], [л], [л’], [р], [р’]. По окончании детям раздаются билеты.
В зоопарке (2—3 мин)
— Вот мы и добрались до зоопарка. (Педагог демонстрирует изображения животных, дети раздают зверям соответствующие колокольчики, делая пояснения.)
— Лис предлагает нам вместе с ним отправиться на охоту.
Физкультминутка «Лиса» (1—2 мин)
Дети (под музыку) изображают крадущегося лиса и произносят слова:
Стой, зайчишка, не беги
По дорожке узенькой.
Лучше ты побереги
Хвостик свой малюсенький.
Лис крадется вдоль тропы.
Вряд ли ищет он грибы!
Лепка «Подарки для зверей» (10 мин)
Все звери любят, когда посетители приносят им угощения. Давайте, слепим для медведя столько ягодок малины, сколько раз я хлопну в ладоши (4); для лисы и рыси слепим несколько кусочков мяса (меньше, чем 4), Сколько это? Для носорога и лося слепим листочки (больше, чем 4). Сколько это? Почему для рыси и лисы — мясо, для лося и носорога — листочки, а для медведя — малина? (Дети дают пояснения.)
Вывод: рысь и лиса — хищники, лось и носорог — травоядные, а медведь, хотя и хищник, но очень любит малину — он всеяден.)
Дети лепят «подарки».
Примерные физкультминутки
— Мишка хочет рассказать вам историю, которая с ним произошла в лесу.
Дети под музыку показывают движения медведя и повторяют за ним слова:
Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Мишке прямо в лоб.
Мишка рассердился
И ногою — топ.
Физкультминутка «Лиса»
Какие «подарки» мы слепили для зверей?
— Что можно сказать про количество листочков? (Их больше, чем малины, и больше, чем кусочков мяса.)
Вывод: 5 больше, чем 4; 5 больше, чем 3.
— Что можно сказать про количество кусочков мяса? (Их меньше, чем малины, и меньше, чем листочков.)
Вывод: 3 меньше, чем 4; 3 меньше, чем 5.
— Что можно сказать про количество малины? (Малины больше, чем кусочков мяса, но меньше, чем листочков.)
Вывод: 4 больше 3, 4 меньше 5.
— Все это время, пока мы с вами рассуждали, что меньше, а что больше, за нами наблюдали птички. (Педагог показывает птичек с открытым и закрытым клювиками.)
Когда мы говорили «больше», то поворачивалась птичка с открытым клювиком, а когда говорили «меньше» — с закрытым. В математике эти клювики называют знаками «>» и «<». (Знаки демонстрируются.) Педагог раздает знаки и предлагает детям поставить их между листочками и ягодками малины, между кусочками мяса и листочками.
Дети дают пояснения, почему они так поставили знаки. (К большему числу — открытый клювик, а к меньшему — закрытый.)
Дидактическая игра «Угадай задуманное число» (4—5 мин)
— Птички хотят с вами поиграть в игру. Они загадали число, а вы должны его отгадать. Они умеют «говорить» только «больше» или «меньше».
— Какое они загадали число? (Дети называют числа, а птичка показывает знак «<» или «>». Когда число угадано, птичка улетает. Так угадывается 5—6 чисел.
Числа загадываются в пределах 10.)
Дорога обратно (4—5 мин)
— Вам понравились звери в зоопарке? Пора возвращаться обратно, чтобы рассказать нашим друзьям о том, что мы узнали.
Педагог предлагает детям на листе в крупную клеточку выполнить графический диктант от указанной точки:
2 клеточки вправо, 1 вниз, 1 вправо;
*2 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо.
Далее повторять от *.
— Какой ритмический рисунок вы заметили? (Чередование ходов: 1 клеточка, 1 клеточка, 2 клеточки,2 клеточки, 1 клеточка, 1 клеточка и т. д.)
Письмо другу. Закрепление пройденного (7—8 мин)
— Сейчас мы с вами напишем письмо другу, который не смог с нами пойти. Мы расскажем в нем, что видели и что у шали. Но это письмо будет не обычным, а зашифрованным.
Практическая работа
Задание.
Нарисовать справа (малина или кусочки мяса) предметов больше, чем слева (листочки), затем справа (малина или листочки) нарисовать предметов меньше, чем слева (кусочки мяса)
(рис.).
Задание 2.
Сравнить количество зверей (вкруговую) и поставить между ними знаки («<», «>»,«=») (рис.), а также возле каждого животного нарисовать соответствующий «колокольчик».
Подведение итогов, рефлексия (4—5 мин)
После того как дети «написали письмо», им предлагается с помощью наводящих вопросов педагога рассказать, о чем они написали.
Где мы сегодня были?
Каких зверей видели?
Кого было больше всех, а кого — меньше?
Почему лисе и медведю мы подарили зеленый колокольчик, а рыси, лосю и носорогу — синий?
Какие угощения мы принесли зверям?
С какими математическими знаками познакомила нас птичка?
Что запомнилось? О чем расскажете дома?