В гостях у сказки. Представление-игра-занятие для детей 3-4 лет
Цели: дать представление об урожае зерна; познакомить со сказкой «Колосок»; дать оценку нравственным поступкам и поведению героев ( петушок - любит трудиться, мышата-ленивые, непослушные); познакомить с кукольным театром (бибабо).
Материал и оборудование: ширма; куклы бибабо (два мышонка, петушок) и декорации (задник «Поле и мельница»; домик); атрибуты (мешок с зерном, горшок с привязанной к крышке лягушкой, деревянные ложки).
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в поле на прогулку. Он говорит о том, что осенью в поле созрел урожай. Воспитатель задает детям вопросы: что созрело в поле? Потом воспитатель напоминает про мышку-норушку, которая осенью делала запасы на зиму. У мышки были зерна (пшеницы, овса, ячменя). Люди тоже делают запасы зерна на зиму. Из зерна будут делать муку и печь хлеб. Воспитатель кратко рассказывает, как мелют муку, как потом хранят ее, чтобы можно было всю зиму не только печь хлеб, но и жарить вкусные блины, делать пирожки, булочки.
Примечание. Воспитатель усаживает детей возле себя и начинает сказку (по мотивам сказки «Колосок»), показывая ее при помощи кукольного театра (бибабо), пряча руку с куклой за небольшую ширму, чтобы не отдаляться от детей и не нарушать камерной и доверительной атмосферы.
Сказка про мышат и петушка (по мотивам сказки «Колосок»)
Воспитатель. Расскажу я вам сказку, как жили-были трое друзей, мышата Круть и Верть да петушок. Петушок был такой трудолюбивый, любил работать: то он на огороде, то он по дому хлопочет. Мышата же только и знали, что гонять мяч во дворе, никакой работы по дому не делали. Пришла осень, и вот однажды говорит петушок ...
Петушок. На дворе осень, пора нам, братцы, за дело браться.
Круть. За какое дело?
Верть. Что еще нужно?
Петушок. Пора урожай с поля убирать.
Круть. Какой урожай?
Верть. Что еще за урожай?
Петушок. Поспело зерно. Надо собрать колоски. Кто со мной?
Круть. Только не я .
Верть. И не я.
Петушок. Ну что же делать, придется мне.
Ведущая. Пошел петушок один в поле и собрал все колоски. В следующий раз зовет он мышат обмолачивать колоски, везти зерно на мельницу, муку делать.
Петушок. Пора колоски молотить, муку из зерен молоть. Кто со мной?
Круть. Только не я .
Верть. И не я .
Петушок. Ну что же делать, придется мне одному идти. А вы, братцы, по дому помогите. Все приберите, наведите порядок, печь растопите, дров нарубите, воды принесите.
Ведущая. А мышата обрадовались, что петушок ушел, стали веселиться.
Круть и Верть (поют).
Как хорошо нам песни петь,
На месте трудно усидеть,
Мы поиграем, отдохнем,
А дом потом мы уберем.
Ля-ля, ля-ля, потом мы уберем.
Ведущая. Играли, веселились Круть и Верть и уснули, а по дому ничего не сделали. Тем временем петушок работал один. Тяжело ему было. Один колоски обмолачивал. Один муку на мельницу возил, один молол зерна. Привез с мельницы много зерна. Устал. Захотелось ему поесть, чаю попить, отдохнуть. Видит петушок, что ничего по дому не сделано. Рассердился он и решил мышат проучить. Взял да сам наколол дров, истопил печь, принес воды. Мышата проснулись, а дома порядок.
Круть и Верть. Кто же это все сделал? Может, это мы, только забыли?
Ведущая. А петушок хитро улыбается и говорит...
Петушок. Вот молодцы мои мышата, они все по дому сделали: и дров накололи, и печь затопили, и воды принесли, и обед сварили. Пожалуйте теперь к столу.
Ведущая. Удивились мышата, а когда петушок к столу позвал, обрадовались. Тут же с ложками за стол сели. Открыли крышку у горшка с супом, а оттуда вылезла зеленая лягушка. Мышата испугались да как закричат: что это? А петушок им говорит: это ваш суп, который вы варили. И теперь такой всегда есть будете.
Мышата заплакали, поняли, что петушок хотел их наказать, стали просить прощения.
Круть и Верть. Прости нас, петушок. Мы виноваты. Мы в поле не ходили, колоски не собирали, зерна не обмолачивали, муку не мололи, да и по дому ничего не сделали.
Петушок. Раз поняли вы свою вину, то на первый раз я вас прощаю. Теперь будете знать, что нельзя лентяйничать.
В конце сказки петушок и мышата поют песенку о том, что всем надо трудиться.
Воспитатель спрашивает детей, понравилась ли им сказка, как поступали герои, кто им больше всего понравился. После дневного сна воспитатель оставляет детям игрушки (петушка, мышат) в свободное пользование, чтобы они могли с ними обыгрывать эпизоды сказочного сюжета по-своему.