Путешествие с гномиком по железной дороге
Цели:
учить детей различать и правильно называть дорожные знаки; закреплять знания детей о железной дороге; учить передавать в рисунке впечатления от путешествия в «Страну дорожных знаков», закрепить умение рисовать различные виды пейзажа (улицы города, осенний пейзаж, поезд, дорожные знаки), использовать в рисовании различные виды техники (акварель, пастель, гуашь, восковые мелки, фломастеры); воспитывать навыки безопасного поведения на дороге.
Активизация словаря:
переезд, переход, светофор, шлагбаум.
Предварительная работа:
изготовление макета железнодорожного вокзала; экскурсия на перрон; наблюдения и беседы с детьми о правилах дорожного движения; рассматривание осенних пейзажей; рассматривание иллюстраций с изображениями железнодорожного транспорта; рассматривание изображений дорожных знаков; заучивание стихов и песен; отгадывание загадок.
Материальное обеспечение:
выставка «Веселый экспресс», магнитофон, фонограммы, видеозапись, плакат «Страна дорожных знаков», дорожные знаки на подставках, мяч для игры, гуашь, акварельные краски, кисти, баночки с водой, пастель, восковые мелки, фломастеры, подмалевки, наброски.
Ход занятия
Дети входят в зал, рассматривают обстановку в помещении.
Воспитатель
Ребята, почему у нас в зале так красиво?
Потому что у нас в детском саду сегодня праздник — день рождения железной дороги. Правильно, нашей (назвние города) железной дороге ХХХ числа (называется дата основания) исполнилось ХХХ лет (называется возраст дороги). Почему мы празднуем этот праздник в нашем детском саду? (Потому что наши родители работают на железной дороге.)
Воспитатель
Дети, хотите побывать на летнем празднике «День железнодорожника»? Давайте путешествовать во времени.
Летний дождь стучит по крыше.
Ход часов мы тоже слышим,
У часов обычный шаг:
Тик-так,
Тик-так.
Раз, два, три,
Дождик, в лето нас верни.
Демонстрируется эпизод видеозаписи экскурсии в музей железной дороги, утренника вашего города, посвященного Дню железнодорожника. Раздается звонок, в гости к ребятам приходит Гномик.
Воспитатель
Дети, кто это к нам пришел?
(Гномик).
Гномик
Да, я Гномик. Приехал к вам из сказочной страны на поезде за помощью.
Воспитатель
За какой помощью?
Гномик
Вот письмо: «Мы, жители страны дорожных знаков, находимся в беде. Кто-то переставил все дорожные знаки, и теперь у нас на дорогах постоянно происходят аварии.
Тут, конечно, скажет кто-то:
«Это что за колдовство,
Это что за волшебство,
Не случилось ничего,
Ну исчезли переходы,
Не заплачут пешеходы,
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти!
Светофор не „светофорит”,
Ну какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет...
Может, в нем и толку нет?»
Воспитатель
Ребята, для чего на проезжей части нужен светофор (...)?
Чтобы навести порядок в стране дорожных знаков, нужно туда попасть, а поможет нам в этом волшебная песенка (звучит фонограмма песенки). Вот мы с вами и оказались в Стране дорожных знаков.
Ребята, посмотрите, как много дорог в этой стране. Это автомобильные дороги, а это... (железные).
Во многих местах они пересекаются. Как называется это место? (Переезд.)
Посмотрите, вот знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход», знак «Железнодорожный переезд», но их кто-то переставил.
Звучит музыка, входит Шапокляк.
Шапокляк
Что это вы тут делаете? Хозяйничаете в моей стране? Зачем вы трогаете дорожные знаки руками?
Дети
Мы хотим найти свое место для каждого знака.
Шапокляк не разрешает переставлять знаки, пугает детей, что знаки заколдованные и уходит.
Воспитатель
Что же нам делать? Прочтем письмо дальше. Читай, Гномик.
Гномик
Чтобы знаки очутились на своих местах, надо выполнить три задания: отгадать загадки, составить волшебные слова, подружиться с Шапокляк.
Воспитатель
Давайте выполним первое задание.
Я зашел в зеленый дом
И не долго побыл в нем,
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.
(Поезд.)
Лестница стальная
На земле лежит,
А по ней железный
Чудо-конь бежит.
(Железная дорога.)
Кто по рельсам, по путям
Поезда приводит к нам.
(Машинист.)
Гномик хвалит детей.
Воспитатель
Переходим к выполнению второго задания.
Гномик раздает карточки с волшебными словами. Звучит му зыка. Дети составляют из кубиков волшебные слова.
Гномик
Похлопаем в ладоши, похвалим самих себя.
Шапокляк (входит)
Что за аплодисменты?
Дети
Как хорошо, что ты пришла,
Ты нам сейчас как раз нужна.
Давайте за руки возьмемся,
И будем польку танцевать.
Берутся за руки и танцуют польку.
Шапокляк
Какой хороший танец, как хорошо, что вы меня научили танцевать.
Воспитатель
Тебе понравилось, Шапокляк? Давай теперь наведем порядок в стране дорожных знаков.
Дети расставляют знаки на места. Воспитатель называет детей, которые выполняют их, получают задания от Шапокляк.
Воспитатель
Гномик, посмотри, доволен ты своей страной?
Гномик благодарит детей. Чтобы лучше запомнить знаки дорожного движения, предлагает их нарисовать. Дети приглашают Гномика в изостудию.
Рисование с использованием различных видов техники. Дети выходят из изостудии.
Воспитатель
Нам пора возвращаться из прошлого в настоящее, из лета — в осень. Давайте попрощаемся с Гномиком. (Гномик уходит.)
А для того, чтобы попасть в осень, произнесем волшебные слова:
Дождь осенний,
Тише, тише.
Ход часов мы снова слышим.
У часов обычный шаг:
Тик-так,
Тик-так.
Раз, два, три,
Дождик, в осень нас верни.
Дети поют песенку «Машинист».