Игра-занятие для детей 3-5 лет. Вспомни сказку
Цели: будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек); учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей; создать эмоционально-положительный настрой на сказку.
Материал и оборудование: мягкие игрушки (кошка, лис); лепные игрушки (свистулька лошадка, свистулька барашек, свистулька птичка); шапочка мамы-кошки (для взрослого); шапочка мышонка (для ребенка).
Ход занятия
Воспитатель приводит детей в магазин игрушек. Это не простые игрушки, это игрушки из сказок. Воспитатель показывает игрушку кошку. Воспитатель просит вспомнить, из какой сказки пришла кошка. Дети вспоминают сказку «Кошка и котята», показанную на фланелеграфе (см. Игра-занятие для детей 3-5 лет. Кошка и ее котята). Воспитатель надевает на себя шапочку мамы-кошки и играет с детьми сценку по сюжету сказки.
Сценка по сказке «Кошка и котята»
М а м а - к о ш к а .
Я люблю своих котят,
Вот они уселись в ряд,
Шубки пестрые,
Когти острые.
Вас зову на обед,
Дам вам вкусный обед:
Молочка и котлет,
Подходите, мяу!
К о т я т а .
Мяу, мяу, мяса мало,
Мало молока,
Ровно три глотка.
М а м а - к о ш к а .
А теперь, мои котятки, покажите, как вас чуть не съел пес Рекс. (Котята выпускают коготки и рычат.) А теперь, котята, покажите, как вы удирали от Рекса. (Под стремительную музыку котята убегают и прячутся за стульчиками.)
Воспитатель снимает с себя шапочку кошки и ведет детей к следующей игрушке. Это Лис. Дети вспоминают, из какой сказки пришел Лис. Это сказка «Лис и мышонок», которую им читал воспитатель. Эту сказку дети видели в театре игрушек (см. Игра-занятие для детей 3-5 лет. Ловкий мышонок и см. Игра-занятие для детей 3-5 лет. Путешествие на автобусе). Воспитатель берет Лиса и проводит с детьми сценку-диалог по сказке.
Примечание. Проводя диалог, воспитатель подключает детей на роль мышонка, обращаясь к каждому по очереди. Так, на один вопрос воспитателя отвечает один ребенок-мышонок, на другой вопрос - другой ребенок. Для наилучшего вхождения в роль воспитатель на каждого ребенка, играющего роль мышонка, надевает шапочку.
Сценка по сказке «Лис и мышонок»
Методика работы. Воспитатель, держа игрушку Лиса, задает от его имени вопросы детям-мышатам в соответствии с содержанием сказки:
- Почему у тебя, мышонок, нос грязный?
- Зачем ты, мышонок, землю копал?
- Для чего ты, мышонок, норку делал?
- Мышонок, что будешь делать, если я тебя подстерегу?
- Мышонок, что будешь делать, если кушать захочешь?
- Мышонок, куда ты побежишь, если я твою норку разорю?
Воспитатель подводит детей к следующей игрушке. Это лепные игрушки-свистульки (лошадка, баран и птичка). Воспитатель спрашивает, из какой они сказки. Дети вспоминают сказку «Лошадка-златогривка и баран-круторог», увиденную ими в театре лепной игрушки (см. Игра-занятие для детей 3-5 лет. Шутки и потешки) и разыгрывают сценку по сюжету.
Сценка по сказке «Лошадка-златогривка и баран-круторог»
Методика работы. Воспитатель ставит игрушки на стол, вовокруг него сажает детей и просит из рассказать при помощи игрушек знакомую сказку. Двое детей берут игрушки и действуют ими. Другие дети играют роль слушателей, которым рассказывают сказку.
Во время рассказа воспитатель помогает исполняющим роли детям,
Побуждает их к продолжению рассказа. Дети рассказывают сказку попарно, пары сменяют друг друга. Воспитатель может задавать наводящие вопросы:
- Кто встретился на мосту?
- Что сказала лошадка-златогривка?
- Что ответил ей баран-круторог?
- Кто пришел на помощь?
- Что сказала птичка?
- Послушали ли птичку лошадка и баран?
- Что с ними случилось?