Инсценировка сказки "Муха Цокотуха"
Сказка К. Чуковского “Муха-Цокотуха” может послужить прекрасной основой для пластической импровизации детей.
В процессе обыгрывания педагог напоминает детям содержание сказки, спрашивает. кто помнит текст наизусть. При чтении обращается внимание на характер персонажей, их внешний вид. Например, обсуждая образ Мухи, дети дают ей следующие характеристики: легкая, изящная, красивая, хозяйственная, надоедливая, жужжащая, гостеприимная и т.д.
Педагог отмечает, что образ Мухи получился противоречивым, поэтому в музыкальном портрете должны прозвучать разные оттенки ее “непростой натуры”. Предлагаем для музыкальной характеристики, основного лейтмотива Мухи-Цокотухи, пьесу В. Гаврилина “Каприччио”.
В однообразном аккомпанементе можно услышать назойливое жужжание, а в мелодии — легкость, полетность и изящество.
Каприччио. В. Гаврилин. Танец Мухи. Нажмите, чтобы развернуть
Ноты для аккомпанемента.
Таким образом педагог подбирает музыку, анализируя вместе с детьми ее соответствие характеру персонажа. После обсуждения музыкального оформления сказки детям предлагается самостоятельно найти выразительные движения для каждой роли.
При работе над данной инсценировкой педагог стремится к творческому раскрепощению детей, поэтому нет необходимости в специальной постановке танцев.
В целом инсценирование сказки протекает как ролевая игра, где режиссер предлагает детям поставить спектакль, обсуждает с ними, как осуществить этот замысел. В процессе постановки дети включаются в изготовление атрибутов, деталей костюмов (усики, крылышки, сапожки т.д.), элементов декораций.
Обращаем внимание на то, что в инсценировке должны быть задействованы все дети, поэтому количество ролей “подгоняется” под состав группы.
Кроме игровых ролей могут быть также и “технические”: режиссер по звуку (нажимает кнопки магнитофона), осветитель, рабочий сцены и т.д.
Работа над постановкой проходит на музыкальных, интегрированных занятиях, а также во второй половине дня — как развлечение.
Спектакль может быть показан на утреннике для детей из других групп, родителей.
Вступление:
под мелодию песни “Как у наших у ворот” выходят все участники представления.
Инсценирование песни (дети поют, приплясывают, играют на шумовых инструментах — ложках, бубнах и т.д.).
В соответствии с текстом выходят солисты (Комар, Муха, Стрекоза, Муравей), импровизируют движения.
Ведущий
Муха, муха. Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Звучит музыка В. Гаврилина “Каприччио” (см. выше↑), Муха летает, находит “денежку”.
Муха
Что бы мне купить такое?
Может, платье голубое?
Может, туфли или юбку?
Так, подумаю минутку...
Нет! Пойду я на базар,
И куплю там самовар.
Потому, что день рожденья
Буду нынче я справлять.
Всех Букашек, Таракашек
Сладким чаем угощать.
Под музыку В. Гаврилина Муха ‘Улетает ". Остальные дети садятся на места.
1 действие
Выходят двое Коробейников под мелодию одноименной народной песни, в руках у них подносы с товаром. Мальчики обходят (противоходом) зал, показывая всем свой товар.
1-й Коробейник
Ярмарка!
2-й Коробейник
Ярмарка!
Оба вместе
Удалая Ярмарка!
1-й Коробейник
Только у нас!
2-й Коробейник
Только у нас!
Оба
Самый лучший в мире квас!
1-й Коробейник
Уважаемая публика!
Покупайте у нас бублики!
2-й Коробейник
Бубны, ложки, балалайки,
Подходите, выбирайте!
Подходят дети. Рассматривают, выбирают “товар ” (пантомима). Несколько детей выбирают деревянные ложки и другие музыкальные инструменты. Исполняется народная плясовая мелодия, дети играют на ложках.
Иванушка (выходит)
Я на ярмарке был,
Столько там добра купил,
Что всего не перечесть,
Могу об этом только спеть.
Инсценировка русской народной песни “Где был, Иванушка?” (Инсценировка здесь Игра-занятие для детей 5-6 лет. Ярмарочная площадь)
1-й Коробейник
А вот платки красивые
С бахромою длинною.
Подходите покупать,
Пора пляску начинать
Исполняется русский танец с платками.
Появляется Муха, облетает “лавки ”, пробует семечки, примеряет платок и т.д., затеи останавливается у самовара.
Муха
Здесь хорош любой товар,
Но мне нужен самовар!
Муха “покупает ” самовар (отдает продавцу денежку), затем улетает.
2 действие
Выдвигается сервированный стол, на котором стоит самовар, лавки.
Муха
Все готово. Стол накрыт,
Самовар уже кипит.
Вот придут мои друзья,
Как рада им, поверьте, я!
Под музыку (веселая полька, например “Кремена”) прибегают все Гости.
Ведущий
Пришли к мухе тараканы,
Принесли ей барабаны.
Тра-та-та, тра-та-та
Слышен гром со двора.
Под музыку С. Прокофьева “Марш ” выходят “Тараканы с барабанами, обходят зал и останавливаются возле Мухи.
Муха
Спасибо, Тараканы, прошу за стол!
(Тараканы садятся за стол).
Ведущий
Приходили к Мухе Блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки — не простые,
В них застежки золотые.
Под музыку Ф. Шуберта “Музыкальный момент ” выходят Блошки, прыгая по залу, затем подбегают к Мухе.
Муха
Спасибо, Блошки, прошу за стол!
(Блошки садятся за стол).
Ведущий
Приходила к мухе Бабушка пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла.
Под музыку (венгерская песня “Жуки”) Пчела облетает зал и подлетает к Мухе.
Муха
Спасибо, Бабушка пчела, прошу за стол!
(Пчела садится за стол).
Ведущий
Бабочки-красавицы пришли на день рожденья.
Им должно понравиться цветочное варенье!
(Примечание: может быть одна или несколько Бабочек)
Под любой вальс танцуют Бабочки, с окончанием музыки подлетают к Мухе.
Быход бабочек ноты. Нажмите чтобы развернуть
Итальянская народная песня "Санта-Лючия". Ноты .
Муха
Спасибо, Бабочки, прошу за стол!
(Бабочки садятся за стол).
Все гости сидят за столом. Звучит веселая музыка, Гости “едят ” (пантомима).
После окончания музыки выходят из-за стола, становятся вокруг Мухи.
Гости (хором)
Поздравляем. Поздравляем!
Счастья, радости желаем.
Помогать тебе во всем
Слово честное даем.
Исполняется хоровод “Каравай”— “Как на Мухино рожденье испекли мы каравай..."
Муха (в конце хоровода отвечает)
Я люблю, конечно, всех,
А Комарика больше всех!
Появляется Паук (звучит музыка Э. Грига “В пещере горного Короля ”).
Все гости разбегаются и прячутся.
Муха (мечется, голосит)
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И поила я вас,
И кормила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Ведущий
Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по шелям разбежалися.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Под музыку Н. Римского-Корсакова “Полет шмеля” появляется Комарик.
Комарик
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
Сражение Комарика с Пауком (пантомима под музыку Ж. Бизе “Марш Тореадора”).
Комарик побеждает, выходит с саблей вперед.
Сражение Комара и Паука. Ноты. Нажмите, чтобы развернуть
Куплеты Тореадора из оперы "Кармен" Ж.Бизе.
Комарик
Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!
(Опускается на одно колено, руку к сердцу).
Под Марш Мендельсона все Гости “выползают” и парами торжественно обходят зал за Мухой и Комаром, останавливаются полукругом за ними.
Свадебный марш. Ноты.
Свадебный марш. Ф.Мендельсон.
Гости (хором)
Слава, Слава Комару-победителю!
1-й Коробейник
Эй,сороконожки,
Бегите по дорожке!
2-й Коробейник
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Выходят все участники представления, исполняют веселую пляску (на музыку “Кремена ”, описание на нашем сайте выше по ссылке↑).