Детектив-Шоу. Интеллектуально-познавательная игровая программа. 5-6 класс
Программа рассчитана на учащихся 5—6-х классов. Участвуют по 3 человека в команде. Команда — это детективное агентство. К игре участники должны подготовиться — придумать название агентства и нарисовать эмблему.
Реквизит:
- столики и стулья для участников;
- стеклянные баночки с крышкой, с наклеенными номерами (от 1 до 5). В них находятся соль, сахар, сода, стиральный порошок, мука;
- кассета (диск) со звуками;
- кассета с записью голоса для сюжета;
- игрушечный пистолет;
- магнитофон;
- лист ватмана с пропущенным текстом письма.
Музыкальное сопровождение: в качестве заставок, пауз используется музыка из к/ф «Приключение Шерлока Холмса», «Секретная миссия».
Жюри — это эксперты (3 человека).
Система оценок — 5, 10 Шерлоков.
Звучит фонограмма из кинофильма "Миссия невыполнима», появляется ведущий.
Ведущий. Добрый день! Вам, наверное, не терпится узнать, что же сегодня будет происходить? Мы решили открыть детективное агентство и пригласили сюда к нам юных детективов из школ № 21, 42, 137.
Хороший детектив обладает такими качествами: внимание, хорошая память, чувство времени, сообразительность, интуиция, логическое мышление, способность к перевоплощению.
Чтобы определить сильнейшую тройку детективов, мы предлагаем ряд испытаний.
Проходит знакомство с участниками.
Детективы обыгрывают название своего агентства и презентуют эмблему.
КОНКУРС «ЖАРГОН»
Ведущий. Любой детектив должен уметь пользоваться профессиональным жаргоном. Агентствам предлагается по 3—4 вопроса, на которые надо дать ответ в течение 30 секунд. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 шерлоку.
Вопросы
- То, с чего начинается детектив. (Преступление)
- Ручной портрет преступника. (Отпечаток)
- Браслеты, не украшающие дам. (Наручники)
- Если это имеешь, то спишь спокойно. (Алиби)
- Участковый с дикого Запада. (Шериф)
- Нечто бессмертное. (Мафия)
- Тет-а-тет по-полицейски. (Допрос)
- Метод расследования, которым пользуется Шерлок Холмс. (Дедукция)
- Известный борец с «морским головоногим». (Комиссар Катани — «Спрут»)
- То, что нарушает преступник. (Закон)
KOHKУРС «УЛИКИ»
Ведущий. Конкурс состоит из двух этапов. Любой детектив должен иметь представление о предметах, которые его окружают, и даже о тех звуках, которые они издают. Сейчас вы услышите 10 различных звуков. Вы должны на листке записать, что, по вашему мнению, происходило в данный момент, затем сдать листки экспертам. (Эксперты — это жюри). Внимание — слушаем!
В записи звучат следующие звуки:
- храп;
- салют;
- авария;
- телефон;
- водопад;
- рубка дерева;
- отбойный молоток;
- проходящий по мосту поезд;
- воркование голубей;
- любые другие имеющиеся у вас звуки.
Максимальное количество заработанных Шерлоков за этот конкурс —10.
Ведущий. Конкурс «Улики» продолжается. Детектив постоянно развивает 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
Помощник выносит на подносе 5 баночек с веществами.
Перед вами в пяти пронумерованных склянках находятся вещества белого цвета. Простой человек скажет, что все вещества одинаковые, но детектив, внимательно посмотрев на эти склянки, с точностью определит их содержимое. Открывать банки нельзя. Вам даны таблички с названием веществ.
По моему вопросу: «Что в банке №1?» — каждое агентство поднимает свою табличку.
Командам выдают таблички с надписями: «Сахар», «Соль», «Мука», «Стиральный порошок», «Манная крупа».
Ведущий. Спасибо детективным агентствам. Наши детективы должны немного отдохнуть, а эксперты сообщат результаты двух конкурсов.
КОНКУРС «ОБРАЗ ПРЕСТУПНИКА»
Ведущий. Чтобы установить личность преступника, многие детективы вживаются в его образ. То же самое предстоит сейчас нашим участникам. Время на подготовку — 30 секунд. Я зачитываю описание преступника, один представитель от команды слушает, потом изображает этого преступника.
- Его походку нельзя было спутать ни с какой другой, так как он передвигался как-то скачкообразно, а голова была всегда наклонена несколько вправо. И еще он постоянно напевал: «А я девушек люблю...»
- Это был высокий мужчина с гордо поднятой головой и широкой грудью. Руки он постоянно держал в карманах и лишь изредка вынимал левую руку, чтобы почесать в затылке. При этом его глаза бегали в разные стороны, а правая нога изредка подергивалась.
- У него была обаятельная улыбка. Он немного прихрамывал на левую ногу. Слабостью в его характере было то, что он постоянно расстегивал и застегивал пуговицы на воротнике рубашки.
- Походку его можно было назвать тараканий шаг. Одна штанина была закатана выше колен. Первое, что бросалось в глаза при встрече с ним, это то, что он трясся как осиновый лист и бормотал что-то себе под нос.
- Высокая женщина, правая нога короче левой. Одна бровь выше другой. Часто плачет, плач переходит в смех.
- Старушка, голова и ноги трясутся при ходьбе. Походка прыгающая. Старушка подозрительно часто оглядывается, покашливает.
- Маленькая женщина с кривыми ногами. При ходьбе часто посапывает и посвистывает.
Проводится конкурс. Жюри оценивает выступления участников.
Ведущий. Спасибо ребятам за показ. Образы были переданы очень верно. Эксперты оценят ваши успехи. Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях инспектор из Скотланд-Ярда Джеймс Вудд. Он поделится с вами историями и задаст вопрос, ответ на который принесет агентству 2 шерлока.
Выходит инспектор.
Инспектор. Здравствуйте, юные детективы. Каждый из вас, наверное, мечтал раскрыть какое-нибудь преступление, выследить шпиона, попробовать себя в роли настоящего сыскного агента. Я приглашаю вас принять участие в расследовании, которое я провожу сейчас. На днях ко мне обратился известный коллекционер живописи. Он везет с собой замечательное полотно голландской школы. И вот эту картину хотят украсть. Три дня я дежурил в номере гостиницы, где остановился коллекционер. На четвертый раздался стук в дверь.
Выходит неизвестный.
Неизвестный. О, простите, я был абсолютно уверен, что это мой номер! Еще раз извините за беспокойство!
Инспектор. Что же, по-вашему, я должен был сделать? Поверить словам неизвестного или немедленно задержать его?
Ответ: Если бы неизвестный действительно был «абсолютно уверен, что это его номер», то он не стал бы стучать в дверь.
Инспектор. А сейчас вы увидите криминальный сюжет, над которым я работаю.
Ведущий. Внимательно смотрите и слушайте. Потом вам будет задан конкурсный вопрос-загадка.
Конкурс «Криминальный сюжет»
Занавес открывается. На сцене стоит письменный стол. За письменным столом в кресле лежит тело мистера Джонса. На столе разбросано много бумаг. Голос служанки: «Наконец-то вы приехали, инспектор, проходите сюда». Заходят инспектор Вудд, судмедэксперт, служанка.
Эксперт. Это он?
Служанка. Бедный мистер Джонс (всхлипывает)
Инспектор. Когда вы видели в последний раз мистера Джонса живым?
Служанка. Это было примерно 2 часа назад. Он вызвал меня в кабинет и сказал: «Бетти, в 10 часов принесите мне чай, а потом можете быть свободны». Затем я пошла на кухню и просидела там до тех пор, пока не услышала этого выстрела.
Инспектор. Стоп! Он ожидал кого-нибудь? Может, был чем-то взволнован?
Служанка. Нет! Не думаю. Мистер Джонс был занят бумагами своей корпорации.
Инспектор. А где сейчас миссис Джонс?
Служанка. Святая женщина. В последнее время у нее неважно со здоровьем, и она сегодня утром вместе с компаньоном мистера Джонса мистером Смитом поехала в загородный дом.
Инспектор. А что вы можете сказать о компаньоне — мистере Смите?
Служанка. Святой человек. Мистер Смит — это брат миссис Джонс. Он в последнее время был частым гостем этого дома. Он был всегда так приветлив и добр ко мне.
Инспектор. Давайте вернемся к выстрелу. Что вы сделали, когда его услышали?
Служанка. Услышав выстрел, я сразу же поднялась в кабинет мистера Джонса. Дверь была открыта, и я увидела лужу крови на ковре, и мне стало дурно.... Но я взяла себя в руки и сразу же позвонила в полицию.
Эксперт. На орудии убийства — пистолете 38 калибра — отпечатков пальцев не обнаружено. Мистер Джонс курил?
Служанка. Нет. В доме курит только мистер Смит.
Эксперт. Еще обнаружен магнитофон. В нем какая-то кассета. Думаю, ее надо прослушать.
Включают магнитофон, и сразу же идет фонограмма: «Говорит мистер Джонс. Только что мне позвонил мистер Смит и сказал, что едет сюда, чтобы пристрелить меня. Бежать поздно, да и бессмысленно. Если он всерьез решил осуществить свою угрозу, то через 10 минут я буду мертв.
Эта запись поможет полиции найти убийцу. Я слышу шаги на лестнице, дверь открывается...» Звук выстрела.
Эксперт. Арестовать мистера Смита?
Инспектор. Нет, я убежден, что убийство совершил кто-то другой, умеющий хорошо подражать голосу мистера Джонса. Запись специально сделана для нас, чтобы направить по ложному следу. А теперь надо побеседовать с миссис Джонс, идемте.
Ведущий. Перед тем, как я задам вопрос, постараюсь обобщить увиденное. Некий мистер Джонс найден мертвым за письменным столом в своем кабинете. Причина смерти — пулевое ранение в голову. Прибывшие на место детектив и эксперт среди прочих улик обнаружили магнитофонную пленку. Включив ее, они услышали голос мистера Джонса. Он обвинил в своей смерти своего компаньона, мистера Смита. В конце записи прозвучал выстрел, но инспектор не арестовал мистера Смита. И как показали дальнейшие события, они были правы. А теперь внимание, вопрос. Что, по вашему мнению, заставило заподозрить инспектора Вудда, что запись фальшивая?
Ответ: Если вам приходилось иметь дело с магнитофоном, то вы поймете, что если бы мистер Джонс оставил запись, то она не была бы перемотана на начало. Истинный преступник несколько раз прослушал запись, чтобы убедиться в правдоподобии звучания, а затем совершил ошибку, перемотав пленку на начало записи.
Жюри-эксперты объявляют итоги двух последних конкурсов.
Ведущий. Детектив должен уметь предположить, находясь на месте преступления, по имеющимся у него уликам то, что произошло.
Каждое агентство получает улики — предметы:
- зонт, отвертка, пустая шкатулка;
- учебник с кляксами, губная помада, скомканная шпаргалка;
- ножницы, фонарик, обертка от шоколадки;
- отпечаток ботинка на подоконнике, рамки от картин, жевательная резинка.
Ведущий. Пока команды работают, составляют сюжет происшествия, несколько заданий для зрителей-болельщиков. Существует не так много людей этой профессии, имена которых известны всему миру. Знакомы ли они вам, сейчас проверим.
- За минувшие 100 лет он приобрел всемирную известность. Он чуть ли не единственный из персонажей мировой литературы, главное занятие которого — мышление и логика. К тому же он прекрасный химик, хороший математик, неплохо играет на скрипке. Живет на Бейкер-Стрит 221 Б. (Шерлок Холмс)
- Его полное имя Жюль Жозель Ансельм. Три курса проучился на медицинском факультете. Высокий, грузный, слегка неуклюжий человек с грубоватыми невыразительными чертами лица. Постоянно курит трубку. Живет во Франции 30-х годов. Бронзовая фигура этого детектива возвышается в Дел-фзейле, где возник первый роман о нем. (Комиссар Мегрэ)
- Он очень аккуратный и чистоплотный, с проницательными глазами, яйцеподобной головой. Любая небрежность в одежде способна его расстроить. В своей работе сыщика полагается только на свои «серые клетки». Особый предмет его гордости — роскошные усы. (Эркюль Пуаро)
- Это не профессиональный сыщик, а любитель. Возраст между 65—75 годами. Очень интересуется магазинами и покупает посуду, столовое и постельное белье, шерсть для вязания. Живет в г. Сант-Мери Мид. (Мисс Марпл)
Ведущий. А теперь предлагаю расшифровать полученное письмо. Нужно вставить пропущенные слова, начинающиеся с букв алфавита от А до Я. Итак, мы слушаем команды-агентства с их предположениями, что же могло произойти.
Проводится конкурс.
Оценивается правдоподобность рассказа, использование всех улик, сюжетный ход.
Подведение итогов. Награждение. Каждая команда получает сертификат.
Приложения:
- Текст шифрованного письма.
- Эскиз сертификата.
Вставить нужные слова в текст письма
На столе стояла ваза с А_____________. Внезапно зазвенел Б ________. Он говорил о том, что пора В__________. В дверь позвонили и отдали Г____________. Я сел их читать на Д__________. На завтрак я съел Е___________. За окном квакали Ж__________ и прыгали З__________. У реки стояла плакучая И________. Я вышел через К и направился к причалу, где стояли Л___________. Я сел в одну из них и поплыл по реке, вскоре приплыв к М ________________. Уже близилась Н__________, но я поплыл по морю и вскоре высадился на безлюдном О___________, который оказался не таким уж необитаемым. Меня встретил одинокий абориген, которого я назвал П_____________, а сам стал Р_____________.
Здесь не было зимы, а следовательно, и белого пушистого С ___________. Мы питались рыбой Т_____________, жарили в раковинах У______. Изредка прилетали Ф___________ а дикие свиньи постоянно Х_____________. Вскоре из привезенных мною яиц вылупились Ц_______, которые уже на второй день, как воробьи, Ч________. Вдруг поднялся невероятный Ш ______, и я отложил тарелку с жареной Щ_________. Гремел гром,
в горах раздавалось гулкое Э_____. Когда все стихло, мы не заметили у берега судно. Подойдя ближе, мы увидели лишь молодого Ю_______,
который уцелел во время шторма. Мы с Пятницей сели на корабль, подняли Я________ и отправились домой.