Этикет. Воспитание хороших манер
Это - первая статья. Здесь вы найдете продолжение:
2. Этикет общения и культура речи
3. Этикет и культура поведения в общественных местах
4. Идем в гости. Принимаем гостей. Этикет и хорошие манеры
Опрятность с детства
Очень важно научить ребенка соблюдать правила гигиены. Это вызвано не только элементарными требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Ведь опрятный ребенок, который содержит и чистоте лицо, руки, свое тело, следит за прической, одеждой, обувью, будет всегда вызывать положительные эмоции у окружающих, сможет полнее реализовать себя в обществе.
Чем больше в обществе будет ухоженных, опрятных людей, тем выше будет степень его цивилизованности.
Поэтому старайтесь привить своему ребенку все необходимые навыки гигиены.
Самое главное при воспитании в ребенке гигиенических навыков — не настроить его против обучения.
Постарайтесь учить ребенка, играя с ним. Пусть малыш поставит себя на место героев книг, рассказов. Задавайте ему вопросы, расспрашивайте его о произведенном впечатлении. Пусть он и не до конца поймет, о чем идет речь в стишках и сказках. Именно вы и должны будете ему объяснить все то, что прошло мимо понимания ребенка. «Опуститесь» до его уровня, станьте для него учителем-другом, который может объяснить все на свете.
Если процесс воспитания пошел, не останавливайтесь на достигнутом. Пусть ваш малыш постоянно видит перед собой ваш пример. Поэтому сейчас вам, как никогда, следует следить за собой, тщательно соблюдать правила гигиены. Увидев хотя бы однажды, что вы поступаете иначе, ребенок уже не сможет вам доверять, а значит, все ваши усилия окажутся напрасными.
Успехов вам в нелегком деле обучения! Помните, что воспитанные с самого раннего детства гигиенические навыки сослужат вашему ребенку хорошую службу в любом возрасте.
Очень важно научить ребенка этикету и правилам хорошего тона. Эти статьи подскажут родителям, с чего нужно начать и, главное КАК нужно разговаривать с ребенком. Здесь вы найдете интересные рассказы для детей, в которых с различными героями происходят всякие вещи. С помощью них, ребенок сможет представить сам такие ситуации.
Так же эти статьи помогут и школьникам, да и родителям, которые хотят больше знать об этикете или просто что-то подзабыли и необходима информация, чтобы вспомнить некоторые подробности.
В статьях присутствует персонаж - Фея вежливости - знакомьтесь - это Вы. Вы будете говорить с ребенком от имени Феи. Также, вы можете распечатать ребенку картинки, которые вам понадобятся. Ребенок после ваших разговоров их сможет раскрасить.
Страна Чистюляндия
Фея вежливости:
Здравствуй, малыш! Ты приготовился к встрече со мной: такой чистый, аккуратный.
Посмотри на свои ручки: ты их вымыл, прежде чем взять в руки вещи?
Если да, то мы можем смело отправляться с тобой в путешествие по стране Чистюляндии, где живут самые чистые и опрятные человечки. Они не забывают по утрам чистить зубы и отлично справляются с носовым платком. Они знают, как опасно ходить с невымытыми руками и есть немытые фрукты. Если ты хочешь быть на них похожим, то они с радостью познакомятся с тобой и расскажут о своих секретах чистоты. А еще они с удовольствием с тобой поиграют.
Зубное приключение
В стране Чистюляндии есть небольшой город Зубочистки.
В этом городе живут человечки, которые совершенно не боятся зубных врачей. (Родители могут спросить: почему? После ответа ребенка продолжить.)
Они чистят зубы два раза в день, поэтому они у них здоровые. Но человечки не хотят пропускать в свой город никого, кто не знает, как правильно чистить зубы. Если ты сможешь найти правильный ответ на предложенных картинках, то будешь желанным гостем в городе Зубочистки.
Соедини между собой рисунки, чтобы узнать, что ждет малыша, который чистит зубы, и неряху, который не хочет этого делать.
Советы родителям
Помните, что к 6 годам вы должны обучить своего ребенка правилам чистки зубов.
1. Зубную щетку всегда следует брать чистыми руками и сначала промыть теплой проточной водой.
2. Нанести зубную пасту на щетину щетки.
3. Хорошо прополоскать полость рта теплой водой.
4. Затем приступить к процессу очистки зубов.
«Подметающими» движениями (вниз для верхней челюсти и вверх — для нижней) пусть ребенок удалит зубной налет. Затем сделает несколько горизонтальных возвратно-поступательных движений и закончит процедуру круговыми движениями.
После этого он должен передвинуть зубную щетку к нечищеным зубам и повторить все движения. Верхние и нижние коренные зубы необходимо чистить щеткой, щетинки которой направлены перпендикулярно к поверхности зубов.
Медленные вращательные движения щетки, не меняя ее положения, важно чередовать с горизонтальными возвратно-поступательными движениями. Таким же образом нужно чистить верхние и нижние передние зубы: сначала сделать горизонтальные возвратнопоступательные движения, потом положение щетки изменить так, чтобы ее щетинки находились под острым углом к зубам и захватывали края десен. Длительность чистки — 2 — 3 минуты, в течение которых надо сделать 200 — 300 движений зубной щеткой.
В заключение ребенок должен помассировать десны чистыми пальцами.
5. Затем прополоскать полость рта теплой водой.
6. Промыть свою зубную щетку и поставить ее в стакан головкой вверх.
Вы можете научить ребенка очищать промежутки между зубами специальной нитью — флоссом. Их очистка необходима, так как именно там, в местах, недоступных для обычной зубной щетки, происходит наиболее интенсивное образование налета и развитие кариеса.
Для этих же целей с большой эффективностью используют ершики по размеру каждого межзубного промежутка. Они подбираются индивидуально в стоматологическом кабинете.
Помните, что вы должны контролировать процедуру чистки зубов у малыша до 8 лет, а в первые годы жизни проводить ее совместно.
Чтобы проверить, насколько качественно малыш почистилзубы, купите ему красящие жевательные таблетки, пасты или растворы, которые придают цвет поверхности зубов, недостаточно хорошо очищенных от налета. Для младших детей эта проверка может превратиться в увлекательную игру, в результате которой малыш научится добиваться идеальной чистоты своих зубиков.
Город Носовых платков
Фея вежливости:
Мы с тобой прошли испытание в городе Зубочистки. А теперь нас ждут в городе Носовых платков. Ты, наверное, уже знаешь, зачем нужны носовые платки. А если нет, то давай с тобой поиграем в игру.
Игра «Кукла Лиза простудилась»
Заболела кукла Лиза. Она кашляет, у нее сильный насморк, но она еще не знает, что вытирать нос нужно носовым платком. Давай дадим ей этот платок и покажем, как надо вытирать носик. (Показать малышу, как это правильно сделать.) Чтобы носовой платок всегда был у нашей куклы под рукой, мы положим его ей в карман.
Теперь в любой момент она сможет его достать, чтобы вытереть носик. И очень скоро наша Лиза выздоровеет, ведь этот платок может творить настоящие чудеса. Он может из замарашки сделать настоящего джентльмена или истинную леди. Теперь у нашей Лизы всегда будут чистые носик и руки. (Пусть ребенок заботится о своей кукле. Периодически напоминайте ему, что Лизе надо вытереть нос. И очень скоро элементы игры станут неотъемлемой частью жизни вашего малыша.)
Советы родителям
Очень важно научить ребенка правильно пользоваться носовым платком. Вы должны объяснить своему малышу, что носовой платок необходим для того, чтобы вытирать им нос, если вдруг произошла «авария». Ребенок должен понять, что это — признак воспитанности, ведь вытирание носа руками неприятно окружающим. Подскажите малышу, что в противном случае его руки станут грязными, он будет похож на Машу-замарашку или на Мишу-грязнулю. Чтобы поощрить ребенка, скажите, что оригинально сложенный платок превратит его в волшебного принца или принцессу (или джентльмена и леди). Постоянно поощряйте ребенка, хвалите его за то, что он пользуется носовым платком.
Используйте различные подходы. К примеру, сами продемонстрируйте ребенку, как пользоваться носовым платком. В другой раз попробуйте ограничиться словом-напоминанием: «носовой платок» — это все, что вам нужно сказать. В третий раз просто укажите на носовой платок. И очень скоро малыш запомнит предложенные вами правила этикета.
Грязные руки
Фея вежливости:
Ты уже знаешь, как правильно чистить зубы и пользоваться носовым платком. Но знаешь ли ты, для чего нужно мыть руки и как часто это нужно делать? Если да, то я могу за тебя только порадоваться.
Если нет, то скорее попроси родителей помочь тебе разобраться в искусстве мытья рук. Иначе с тобой может случиться то, что произошло с мальчиком Женей.
Женина беда
Жил-был на свете мальчик Женя. Это был веселый и любознательный мальчик. Каждый день он открывал что-то новое: у стрекозы большие глаза, у Земли нет края, луна может быть луной, а может и месяцем, вода на море соленая, заяц любит траву и морковку и многое другое. Женя бегал по двору, искал, что бы еще узнать новое. Он все брал в руки: землю, камешки, гвозди, монетки, сосредоточенно разглядывал и незаметно от мамы приносил домой, чтобы там еще раз все внимательно рассмотреть. Но он частенько забывал вымыть руки.
Мама ругала Женю, но он совершенно не хотел смывать с себя «исследовательскую» грязь. К тому же у Жени была одна маленькая тайна: когда он над
чем-то задумывался, то засовывал палец в рот.
Однажды утром Женя проснулся и обнаружил, что у него почему-то открыт рот. Попробовал его закрыть, но у него ничего не получилось. Хотел закричать и позвать маму, и опять ничего не вышло. Женя сильно испугался, подбежал к зеркалу, чтобы узнать, что же произошло, лучше бы он этого не делал. На Женю из зеркала смотрел мальчик, у которого во рту... рос гриб. Вероятно, Женя, который не любил мыть руки, но любил тянуть их в рот, случайно занес вместе с грязью споры гриба, который во влажной среде быстро вырос.
В комнату зашла мама. Когда она увидела Женю с грибом во рту, она сразу же упала в обморок. Женя совсем растерялся, стал плакать. Но даже плакать было неудобно, ведь во рту рос гриб. Когда мама пришла в себя, она, конечно же, отвела Женю в больницу. Там очень удивились, увидев этого мальчика с грибом во рту. Он долго лежал в больнице, его очень долго лечили.
Наконец вылечили. Теперь Женя не ходит с грибом рту. А еще он часто моет руки и никогда не берет пальцы в рот. На всякий случай.
А теперь попробуй ответить на вопросы:
1. Почему у Жени вырос во рту гриб?
2. Когда нужно мыть руки?
3. Можно ли тянуть в рот пальцы и почему?
Советы родителям
Научите своего ребенка, что он должен обязательно мыть руки:
- перед едой, даже если вы даете ему только маленький бутерброд или яблоко;
- после еды, чтобы руки не были жирными и грязными;
- после каждого посещения туалета;
- если руки стали грязными;
- после прогулки.
Отучите ребенка тянуть пальцы в рот, ведь любом случае исключить наличие на них микробов невозможно.
Гнездо из волос
Фея вежливости:
В стране Чистюляндии не любят не только грязнуль с нечищенными зубами, но и мальчиков и девочек с нерасчесанными волосами. Наверное, тебе не раз приходилось слышать издевательские слоаа: «Ты у мамы вместо швабры», «На голове гнездо из волос». Если да, то тебе срочно нужно приобщиться к ритуалу причесывания. Ведь аккуратные мальчики и девочки никогда не забывают о том, что есть волшебный инструмент под названием «расческа», с помощью которого можно создавать удивительные прически. Но не только с помощью расчески можно творить чудеса с волосами.
Посмотри внимательно на рисунок и скажи, какими инструментами пользуются мастера в парикмахерской, а какие окажутся совершенно им не нужны.
Советы родителям
1. Мойте своим детям голову исключительно мягкой водой. Для этого воспользуйтесь кипяченой водой, которая гораздо мягче, чем водопроводная. Если у вас нет времени для кипячения воды, то добавьте в обычную водопроводную небольшое количество питьевой соды.
2. Не пользуйтесь для мытья волос водой высокой температуры, она должна быть не выше 50 градусов.
Вода именно такой температуры легко удаляет грязь, при этом значительно улучшается кровообращение в коже головы.
3. Не следует расчесывать мокрые волосы, ведь они очень ломкие.
4. Короткие волосы малышу следует расчесывать от корней. При длинных волосах начинать процедуру следует с концов, поднимаясь к корням. Объясните и покажите это ребенку на собственном примере.
5. Для расчесывания волос не рекомендуется использовать косо сточенные металлические гребни и щетки.
Они могут травмировать кожу головы ребенка.
6. Для жестких волос лучше выбирать твердые щетки с неподвижными «пальчиками», а для тонких и ослабленных — мягкие щетки или деревянные расчески с редкими зубьями.
7. Начинать расчесывать волосы нужно по направлению от затылка ко лбу, а затем — по всем направлениям.
Старайтесь, чтобы, расчесываясь, ребенок держал голову свободно, не напрягаясь.
Город Чистой одежды
Фея вежливости:
Человечки из города Чистой одежды тебя уже заждались. Они уверены в том, что ты всегда аккуратно относишься к своим вещам, ведь
ты знаешь, что маме приходится стирать и гладить их. А если ты видишь грязь на обуви, то самостоятельно
вытираешь ее и натираешь до блеска. Ты непременно станешь почетным гражданином города Чистой одежды. Осталось только прочитать отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое
плохо?» и ответить на вопросы. В нем рассказывается о двух мальчиках. На какого из них ты похож больше?
Этот
в грязь полез
и рад,
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
калоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
1. Какой из мальчиков тебе больше понравился? Почему?
2. Бывал ли ты когда-нибудь таким же грязнулей, как первый мальчик? Как к тебе относились окружающие?
3. Почему так важно быть чистым и аккуратным?
Советы родителям
1. Научите своего ребенка оставаться аккуратным в любой ситуации. Почаще хвалите его, если заметили пусть даже и небольшие сдвиги в лучшую сторону.
Пусть ребенок чувствует, что его стремление быть аккуратным замечено. Это подвигнет маленького человечка на еще большие свершения.
2. Приучите малыша чистить обувь каждый день.
Подскажите ему, что, если его туфли попали под дождь или намокли от снега, надо хорошо просушить их, набив сухими газетами, затем счистить сухую грязь и смазать кремом для обуви. Если обувь сделанa из велюра или замши, пусть ребенок просушит ее, затем почистит щеткой с жестким ворсом.
Фруктовый капкан
Фея вежливости:
Оказывается, в городе Чистой одежды растет очень много фруктовых деревьев. Тут и яблони, и груши, и сливы. Есть также вишни, черешни,
персики и абрикосы. Человечки из этого городка очень любят собирать и кушать фрукты. Наверное, и ты тоже не прочь попробовать что-то вкусненькое. Но существует одна тайна, раскрыв которую ты сможешь съедать любой фрукт, который даст тебе мама.
Фруктовая тайна
Жила на свете девочка по имени Иринка. Она была веселой, поэтому ребята часто называли ее Иринка-мандаринка. Иринка любила петь песни, любила танцевать. А еще она очень любила всякие вкусности. Особенно фрукты: яблочки, груши, персики. Мама, конечно же, часто покупала Иринке эту «вкуснятину», но каждый раз предупреждала: «Смотри, Иринка, не ешь фрукты, не помыв их под проточной водой. А лучше кипяченой. Иначе будет беда». Иринка верила маме и всегда перед тем, как съесть яблочко или грушу, обязательно их мыла.
Но однажды веселая девочка решила проверить, правду ли ей говорила мама. Вот Вова ел немытые яблоки, еще и хвастался: «Вот я не помою яблоко, и мне ничего не будет». Может, ему и не было ничего, только почему-то его уже вторую неделю не видно на улице.
А Никита ни за что не хотел вымыть грушу, которой его угостил дядя Петя, ведь для этого пришлось бы идти домой, а мама наверняка его потом не выпустила бы на улицу. Только что-то и его давно не видно.
Иринка задумалась. Ей не хотелось рисковать и потом долго по какой-то причине не появляться на улице.
Но любопытство взяло верх: что же такое страшное прячется в немытых фруктах?
Иринка откусила яблоко и вдруг почувствовала, как ее что-то больно укусило за язык. «Ой !» — испугалась Иринка. Она подбежала к зеркалу, надеясь увидеть, кто же прячется во рту. Но там никого не было. Совсем никого. Тогда Иринка снова откусила яблоко. И снова у нее вырвалось «ой!», ей снова стало больно. Тогда Иринка решила внимательно рассмотреть яблоко: может быть, там кто-то прячется. И вдруг она увидела: в яблоке находились маленькие капканчики. Стоило кому-то откусить кусочек немытого яблока, как они тут же «кусали» упрямца за язык. «Так вот почему нужно мыть фрукты. Чтобы смывать эти маленькие капканчики. И тогда они не будут никого кусать», — догадалась Иринка. Теперь
она точно знала, что мама была права.
Еще ей мама рассказала, что грязные фрукты могут стать причиной тяжелых болезней, так как на них находится очень много микробов. Оказалось, что и Вова, и Никита уже вторую неделю лежат в больнице, поэтому их и не видно на улице.
1. Правильно ли поступили Вова и Никита, не помыв фрукты? Почему?
2. Понравилась ли тебе Иринка? Как бы ты поступил на ее месте?
3. Часто ли ты моешь фрукты и ягоды перед тем, как их съесть?
Фрукты приготовили для тебя кроссворд. Давай его разгадаем.
1. Младший брат апельсина.
2. Оранжевое солнце
Взобралось на оконце.
Это юга вкусный сын,
Сочный, сладкий...
3. Как назвать все перечисленное одним словом?
4. Ягода известная
Сладкая, полезная.
Каждый ягоде той рад,
Это вкусный...
5. Сверху он с желтинкой,
А внутри с кислинкой.
6. В них железа целый пуд,
Все на дереве растут.
Если загадки отгаданы правильно, складывается слово «микроб».
Ответы: 1. Мандарин. 2. Апельсин. 3. Фрукты. 4. Виноград 5. Лимон. 6. Яблоки.
Советы родителям
Очень важно приучить ребенка мыть фрукты и овощи перед их употреблением. Старайтесь хвалить ребенка за правильно выполненные действия и подчеркивайте, что недовольны им, если он этого не делает.
Это избавит и вас, и его от нежелательных болезней.
К тому же ребенок продемонстрирует тем самым знание правил хорошего тона и гигиены.
Едим красиво. Этикет за столом
Многие люди считают, что совсем не обязательно разбираться в различных тонкостях застольного этикета и соблюдать все правила поведения за столом в повседневной жизни. А ведь эти правила — не просто традиция, они имеют этический смысл, поскольку основываются на уважении к сидящим рядом людям, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу. Не забывайте, что собственный пример только закрепит полученные вашим малышом навыки. Старайтесь не ругать ребенка, если у него что-то не получится с первого раза; например, если он забудет о том, что нельзя класть локти на стол. Вы должны понимать, что для того, чтобы навык закрепился, необходимо время. Поощряйте ребенка, хвалите его за определенные результаты. Он должен видеть, что родители гордятся им, когда он что-то делает правильно.
Приучите ребенка к мысли о том, что еда — это своеобразный ритуал, при проведении которого надо демонстрировать свою воспитанность и хорошие манеры. Даже если вы сидите за домашним кухонным столом, не давайте ни себе, ни ребенку «свободы действий»: чересчур раскованное поведение, ругань, крики, капризы недопустимы. Все должно быть подчинено одной-единственной цели — воспитанию культуры принятия пищи. Очень скоро вы сами убедитесь в том, что если дома вести себя культурно, аккуратно есть, то и в любом другом обществе ваш ребенок автоматически станет вести себя так же. Сработает привычка. А ваша задача — выработать эту привычку.
Овладение культурой еды — нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.
Страна Жевиляндия
Фея вежливости:
Мы закончили путешествие по стране Чистюляндии и перенеслись в Жевиляндию.
Как ты уже догадался, здесь живут человечки, которые любят кушать. Но они не похожи на толстых обжор с огромными животами и набитыми ртами. Все жители Жевиляндии очень опрятны, кушают всегда за красиво накрытым столом, никогда не разговаривают во время еды и не чавкают. Я уверена, тебе есть чему у них поучиться. Побывав у них в гостях, ты научишься хорошим манерам, которые нужны всем людям во время приема пищи. Счастливого и вкусного путешествия!
Вот мы и попали в город Едоков. Здесь тебя с удовольствием покормят в каждом доме. Но если заметят, что ты садишься за стол в кепке или шапке или кладешь локти на стол во время еды, то очень быстро ты станешь самым нежеланным гостем этого городка.
Как, например, это случилось с одним из его обитателей — человечком Кирюшей.
Случай в городе Едоков
Жил в городе Едоков маленький человечек по имени Кирюша. Он не был лентяем, ему нравилось шутить, любил он и поесть. Только почему-то никогда не снимал кепку, когда садился кушать. А еще он постоянно во время еды клал локти на стол. Этим он мешал другим человечкам кушать, потому что во время еды они все собирались за одним общим столом.
Другие человечки сначала потихоньку рассказывали Кирюше, что некрасиво так делать, потом начали над ним подшучивать, затем громко смеяться. Но Кирюша не обращал на них внимания. Он делал всегда все так, чтобы только ему было удобно. На остальных ему было наплевать. Вот такой был человечек Кирюша.
В конце концов человечкам из города Едоков надоело такое положение дел. И решили они проучить Кирюшу.
Они потихоньку, чтобы Кирюша не увидел, намазали рукава его любимого свитера сладким-пресладким, тягучим-претягучим, липким-прелипким медом.
А в кепку спрятали разные бумажки, семечки, листочки с деревьев.
Проснулся Кирюша утром, умылся и пошел к столу. Он, конечно же, не забыл надеть кепку. Сел Кирюша за стол в своем любимом свитере, расставил локти как можно шире, чтобы ему было удобно есть. Но только наклонил голову, как из кепки посыпались бумажки, семечки и листочки, и прямо ему в тарелку. Испугался Кирюша, ведь он не знал, что происходит. Снова наклонил голову, и снова из кепки посыпался мусор.
Хотел Кирюша снять кепку с головы, но не смог поднять руки: рукава его любимого свитера крепко-накрепко приклеились к столу. Вот так и сидел Кирюша за столом — в кепке и с расставленными локтями. Человечки из города Едоков посмеялись над ним, но, конечно же, помогли своему незадачливому товарищу.
С тех пор Кирюша пообещал никогда не садиться за стол в кепке и никогда не класть локти на стол, чтобы остальные его друзья могли спокойно есть.
1. Над чем посмеивались товарищи Кирюши?
2. Часто ли ты поступаешь так, как человечек Кирюша?
3. Нужно ли думать о других людях, обедающих за столом? Почему?
Посмотри внимательно на картинки и скажи, как правильно сидеть за столом, а как неправильно.
Почему?
Советы родителям
1. Будьте настойчивыми. Каждый раз, когда ваш ребенок садится за стол в кепке или шляпке, вежливо просите его снять головной убор, говоря: «В кепке (шапке) за стол не садятся».
2. Постоянно напоминайте ребенку, что нельзя класть локти на стол. А если он такой уж непоседа, можете позволить ему положить на край стола кисти, но не локти. Поначалу он будет чувствовать себя менее скованно.
3. Постарайтесь убедить ребенка не держать руки у лица, не трогать волосы, не размахивать ложкой.
4. Объясните ребенку, что за столом сидеть нужно прямо, не горбясь, но и не так, словно он аршин проглотил, а слегка откинувшись на спинку стула.
5. Руки, когда они не заняты ложкой или вилкой, можно опустить на колени. Это поможет вашему ребенку избавиться от нехорошей привычки катать хлебные шарики, чертить на скатерти, бесцельно двигать по столу тарелки и прибор.
6. Подскажите малышу, что очень некрасиво смотрится человек, болтающий ногами, сутулящийся, развалившийся на стуле либо покачивающийся на нем.
Последнее не только считается вопиющим нарушением правил хорошего тона, но и создает серьезную угрозу ножкам стула.
Рот на замке
Фея вежливости:
В стране Жевиляндии есть много правил. Одно из них гласит: «Когда я ем, я глух и нем».
Это не значит, что во время приема пищи у всех пропадают голос и слух. Просто человечки из этой страны стараются вести себя тихо, не разговаривать, чтобы тщательно пережевывать пищу. Иначе она может застрять, непережеванный комок попадет в желудок и начнет там гнить. А это ни к чему хорошему не приведет.
Пеппи в гостях
(Отрывок из сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»)
Фру Сеттергрен налила в стакан соку и протянула его Пеппи, но при этом сказала:
— Дети должны вести себя за столом так, чтобы их не было слышно.
— Как же это может быть? — изумилась Пеппи. —
Ведь у вас, я надеюсь, есть не только глаза, но и уши.
И если мой вид доставляет радость глазам, то несправедливо лишать ваши уши такого же удовольствия.
Нельзя ведь допустить, что уши даны человеку только для того, чтобы он ими хлопал.
1. Согласен ли ты со словами Пеппи? Почему?
2. Что, по-твоему, думает по этому поводу фру Сеттергрен?
3. Почему, как ты думаешь, нельзя разговаривать с набитым ртом?
Подумай, на кого ты можешь быть похож, когда у тебя набит рот:
— на воздушный шар;
— на белку;
— на хомяка;
— на обезьяну.
Надуй щеки и посмотри в зеркало: как ты выглядишь?
Понравилось ли тебе то, что ты там увидел?
Попроси родителей или друзей положить в рот пару орехов, и пусть они попробуют что-то тебе сказать. Понял ли ты то, что они хотели тебе сказать? Вот так и тебя трудно понять, когда у тебя набит рот. К тому же при этом из него может выпасть кусочек пищи. Поверь, это довольно неприятное зрелище.
Советы родителям
Следите за тем, чтобы ребенок как можно тщательнее пережевывал пищу. Даже предварительно измельченную, например пюре. Ведь цель пережевывания не только в том, чтобы измельчить пищу, но и в том, чтобы лучше перемешать ее со слюной (процесс пищеварения начинается в полости рта). В поучениях буддистских монахов существует любопытный совет, кажущийся на первый взгляд бессмыслицей: твердую пищу надо пить. Здесь, несомненно, имеется в виду, что пережевывать твердую пищу следует до тех пор, пока она не станет жидкой.
Во время еды ребенок не должен спешить, в противном случае он может поперхнуться или захлебнуться.
Объяснить ребенку, почему опасно разговаривать во время еды, можно так. У гортани в горле есть своеобразная крышка — надгортанный хрящ, формой напоминающий лопатку. Крышка эта служит еще и дверцей, не дающей воде и пище попадать в дыхательные пути. Когда мы дышим и разговариваем, гортань открыта, воздух свободно проходит из носоглотки в трахею и обратно. Но во время глотания «дверка»-надгортанник захлопывается: пища поступает в пищевод, а не в дыхательное горло. Вот почему нельзя общаться с набитым ртом: если еда попадет через открытую
«дверку» в трахею, кашлять придется до посинения.
Раз, два — ложка, три, четыре — вилка
Фея вежливости:
Мы снова встретились с тобой, только не в городе Едоков, а уже в городе Ложек. В этом городе очень много ложек, да и вилок с ножами предостаточно.
Это не значит, что в стране Жувиляндии только в одном городе знают, как пользоваться ложками
и вилками. Это совсем не так. Просто в городе Ложек эти самые ложки в почете: их все время чисточисто моют, вытирают и обращаются с ними очень бережно.
В этом городке существует даже музей ложек и имеется свой собственный мастер ложек. А знаешь ли ты, как пользоваться ложками и вилками?
Былинная история
Давным-давно жил на свете славный богатырь Святомир. Был он очень сильным. Мог он гору с места сдвинуть, мог реку повернуть вспять, мог любого врага скрутить в бараний рог. Многие боялись того богатыря, многие обходили его десятой дорогой. Так как Святомир был очень большим, то и ел он много. Убьет кабана и зажарит его на вертеле, а потом съест, отламывая куски руками. Выстрелит ли в птицу большую, поймает ли рыбу дивную огромную, сварит, пожарит и разрывает их руками, кладя куски в рот. Руки постоянно жирные, даже меч брать ими неудобно. Не знали в той славной стране, где жил Святомир, ни о ложках, ни тем более о вилках.
А в другой стране жил рыцарь — сэр Ричард, который уже был знаком и с ложками, и с вилками. Ел он аккуратно, пользовался столовыми приборами. Потому в минуты опасности мог без промедления вытянуть из ножен острый меч и идти в бой на любого врага.
Узнал сэр Ричард о славном богатыре Святомире, решил померяться с ним силами. Наслушался он о том, что не знаком богатырь с ложками и вилками, никогда не пользовался он и ножом. Понял, что лучше напасть на Святомира в то время, когда тот будет обедать.
Так и сделал сэр Ричард. Отправился в чужую страну, узнал, где находится Святомир. Подкараулил, когда тот принялся рвать зубами и руками огромный кусок запеченного кабана, и вызвал богатыря на бой. Выхватил Святомир меч из ножен, только замахнулся на своего обидчика, как выпал меч из жирных рук. Попытался ударить по лицу врага, да проскользнул кулак по коже, ведь руки-то жирные, скользкие. Приставил сэр Ричард
свой меч к горлу богатыря, а тот ничего не может поделать, ведь меча-то в руках нет. Но не стал рыцарь убивать богатыря. Наоборот, они подружились, стали побратимами и решили вместе сражаться с врагами.
Только перед боями пообещал сэр Ричард научить пользоваться Святомира ложкой, вилкой и ножом, чтобы в любой момент тот был готов к встрече с соперниками.
1. Как ты думаешь, правильно ли поступал Святомир, разрывая мясо руками?
2. А ты часто берешь еду со стола руками?
Отгадай загадки о твоих новых друзьях.
1. Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка)
2. Уколоть тебя могу я,
Только лучше покормлю я.
(Вилка)
3. Я не солнце, не клубок,
Хоть и кругленький бочок.
От тебя я не уйду,
Ты на мне найдешь еду.
(Тарелка)
4. Я домашний твой остряк,
Без меня в гостях никак.
(Нож)
Советы родителям
1. Объясните ребенку, что вилку держат в левой руке, нож — в правой. Это необходимо для того, чтобы отрезать еду и помогать накладывать ее на вилку.
2. Предметы из руки в руку не перекладывают.
3. Вилку или нож не сжимают в кулаке, не держат их вертикально над тарелкой и тем более не размахивают руками со столовым прибором.
4. Поднося чашку ко рту, не отставляют мизинец.
5. Важно научить ребенка различать разновидности
ложек и вилок.
Существует четыре основных вида ножей для сервировки стола:
— столовые, самые большие по размеру, предназначены для употребления мясных горячих блюд с гарниром;
— закусочные, немного поменьше, — для холодных и горячих закусок (салаты, маринады, заливное и т. п.);
— рыбные, очень своеобразной формы;
— десертные, самого маленького размера, — для десертов из свежих фруктов.
Кроме того, есть много специальных ножей: для сыра, устриц и т. д.
Ложки также бывают четырех видов:
— столовые, самые большие, — для заправочных супов в глубоких тарелках;
— десертные, немного поменьше, — для бульонов, подаваемых в бульонных чашках, мороженого в креманках, компотов и т. д.;
— чайные;
— кофейные, самые маленькие по размеру, — для кофе по-турецки.
Современные правила этикета позволяют иногда заменять десертные ложки чайными, например, когда едят мороженое или компот.
Подобным образом подразделяются и вилки:
— столовые, четырехзубцовые и самые большие, — для горячих мясных блюд с гарниром, которые едят из столовых мелких тарелок;
— закусочные, тоже с четырьмя зубцами, но немного поменьше, — для холодных и горячих закусок;
— десертные, самые маленькие, с двумя-тремя зубцами,
— для свежих и консервированных фруктов;
— рыбные.
Помимо основных, существуют специальные вилки: для фондю (швейцарское блюдо из расплавленного сыра), улиток и других экзотических блюд.
6. Сначала используется прибор, наиболее отстоящий от тарелки, затем следующий за ним и так далее по порядку.
7. Вилки кладутся слева. Крайняя вилка предназначена для закуски, следующая — для рыбных блюд, вилка рядом с тарелкой — для мясных. Исключением из этого правила является вилка для устриц и морепродуктов, которая будет лежать справа рядом с суповой ложкой.
8. Ножи и ложки кладутся справа. Самый крайний нож — для закусок, следующий, короткий и широкий, предназначен для рыбных блюд, нож рядом с тарелкой — для вторых блюд. С верхней стороны тарелки (если представить часы, то над цифрой 12) кладут десертные ложку и вилку. Когда подадут десерт, их берут и кладут по обе стороны десертной тарелки: вилку — слева, ложку — справа.
9. Курицу, индейку, фазана и другую крупную птицу едят так же, как горячее мясное блюдо, — вилкой и ножом.
10. Рыбу едят несколькими способами. Можно пользоваться двумя вилками (при отсутствии специального рыбного ножа): одной вилкой кусок удерживается на тарелке, другой мякоть аккуратно отделяется от костей. Этикет позволяет пользоваться и одной вилкой, которую держат в этом случае в правой руке.
В левую берут кусочек хлеба. Им сначала придерживают рыбу, пока вилкой отделяют нужный кусочек, затем тем же кусочком хлеба помогают уложить рыбу на вилку.
11. После окончания еды вилку и нож кладут на тарелку параллельно друг другу, а их ручки должны соответствовать стрелкам на циферблате, показывающим 5 часов.
Исключение из правил
Фея вежливости:
Вот ты и познакомился с правилами использования ложек, вилок и ножей. Однако даже маленькие человечки из страны Жевиляндии могут
тебе рассказать, что в каждом правиле есть исключения.
Оказывается, некоторые продукты можно брать со стола руками, и при этом никто тебя не будет упрекать и неаккуратности и незнании хороших манер. Как это, например, случилось с девочкой по имени Вероника.
История с Вероникой
Жила-была девочка по имени Вероника. Она была воспитанной девочкой. Даже чересчур воспитанной.
Конечно же, каждое утро она говорила всем «здравствуйте», не забывала сказать «спасибо» и «извините».
Конечно же, во время еды она умела пользоваться ложкой, вилкой и ножом. Она ела при помощи ложки суп, брала кусочки рыбы с тарелки вилкой, отламывала вилкой кусочки курицы, не забывая и о ноже.
И что самое странное, она даже печенье брала вилкой.
И бутерброды накалывала на вилку, и яблоко у нее успевало побывать на ней. Хлеб брала Вероника только вилкой. И вот однажды вилка, которой постоянно пользовалась Вероника, ожила. Она стала жаловаться девочке на то, что она устала.
— У меня болят ручки. Ты все продукты берешь мною. Смотри, вон отдыхает твоя ложка. И ножик спокойно лежит. Только я все работаю и работаю. Дай и мне возможность иногда отдыхать.
Удивилась Вероника, услышав такую просьбу своей вилки. Но она была воспитанная девочка, поэтому прислушалась к просьбе вилки и теперь пользуется ею только в случае необходимости.
1. Правильно ли поступала Вероника?
2. А ты знаешь, когда надо пользоваться вилкой, а когда можно взять продукты и руками?
Расставь слова «подлива», «курица», «хлеб», «яблоко», «картофель» в клеточки так, чтобы по вертикали получилось слово «вилка».
Советы родителям
В правилах поведения за столом оговариваются те случаи, кода предписывается есть блюдо именно руками!
Об этом тоже нужно рассказать своему ребенку.
1. Хлеб берут руками с общего блюда. Его нужно отламывать по кусочку на салфетке и есть.
2. Соль рекомендуют брать специальной ложечкой для соли. Если ее нет — кончиком чистого ножа. Но если малыш возьмет соль чистыми руками, щепоткой, его никто не осудит: это вполне допустимо.
3. Канапе — это праздничное угощение, чаще всего фуршетное. Если канапе подают с коктейлями или на фуршете, их берут руками. Но если малыш сидит за праздничным столом наравне со взрослыми, то пусть привыкает брать канапе вилкой с тарелки.
4. С общего блюда сандвичи берут руками. Большие сандвичи следует нарезать на тарелке на маленькие кусочки, а затем пальцами отправлять в рот.
5. Ребенок может есть курицу руками или при помощи вилки, левой рукой придерживая кусок за кость, а правой отделяя вилкой мясо. Оба приема допускаются современным этикетом. Если на столе имеется чаша с ароматической водой и салфетки, можно брать курицу руками и затем вымыть пальцы и вытереть салфеткой. А если чаши для мытья рук нет, нужно пользоваться вилкой.
6. Принято оставлять подливу на тарелке. Но если ребенок обедает только в кругу семьи, можно отломить от хлеба кусочек, который нетрудно проглотить за один раз, и, пропитав его подливой, съесть при помощи вилки.
7. Печенье берут руками из общей вазы, отламывают пальцами маленькие кусочки и отправляют в рот.
8. Яблоки очищают от кожуры ножом, режут на дольки и берут со своей тарелки руками.
Апельсины берут в левую руку, надрезают кожуру до мякоти, очищают, разделяют на дольки и едят руками.
Клубнику также можно брать руками, если она подана с плодоножками: берут ее за хвостик и откусывают.
Смородину и виноград срывают с кисти пальцами.
Все остальные фрукты едят ножом, вилкой и десертной ложкой.
9. Печеный картофель разламывают руками. Вилкой или ножом кладут масло на отломанную часть, приправляют солью и специями. Затем осторожно выедают картошку прямо из кожуры. Содержимое никогда не извлекается из печеной кожуры полностью и не разминается на тарелке.
Рассыпчатый хрустящий картофель вроде чипсов также следует есть руками.
10. Спаржу можно есть и вилкой, и руками.
11. Пальцами нужно разламывать твердый панцирь у раков и мелких креветок, извлекать мясо и складывать пустые панцири на край тарелки.
12. Если торт мягкий и липкий, его едят вилкой или специальной ложкой: все кондитерские изделия с кремом съедают только с помощью столовых приборов.
А если кусок невелик и рук не пачкает, пусть малыш смело берет его и кладет к себе на тарелку. Сухой торт можно откусывать.
13. Кукурузный початок надо разломить надвое руками. Посолить, намазать маслом, горчицей или кетчупом и объедать зерна сначала с одного куска, потом с другого. На званых обедах такую пищу не подают!
Салфеточная улица
Фея вежливости:
В городе Ложек много улиц. Но одна из них носит самое красивое название — Салфеточная улица. Там живут человечки, которые постоянно
пользуются салфетками. Они никогда не забывают вытереть ими рот, развернуть салфетку во время еды.
Наверное, поэтому они всегда такие чистые и аккуратные.
А знаешь ли ты, как правильно пользоваться салфеткой?
Чтобы ребенку было интересно пользоваться салфеткой, предложите ему смастерить из нее что-нибудь оригинальное. Посмотрите на предложенные варианты и выберите тот, который покажется вам наиболее интересным.
Салфетка с колокольчиком
Если перевязать салфетку ленточкой с колокольчиком, она будет смотреться празднично на любом столе. Вам понадобятся ленточки и колокольчики.
1. Сверните салфетку пополам, чтобы получился прямоугольник.
2. Затем снова сложите салфетку пополам.
3. Положите под нее ленточку, перехватите ленточкой салфетку и аккуратно завяжите бантик, не забыв подвязать колокольчик.
Салфетка «Рожок»
1. Сложите квадратную льняную салфетку вчетверо.
2. Левый и правый угол загните ровно к середине.
3. Подверните нижний угол так, чтобы он слегка перекрыл боковые углы.
4. Теперь сверните салфетку внутрь, чтобы боковые стороны сошлись, а подвернутый нижний угол оказался в середине «рожка».
5. Вставьте в бокал.
Салфетка « Тюльпан»
Для изготовления подойдут цветные однотонные салфетки, например красные или желтые, но можно использовать и белые.
1. Квадратную салфетку сложите пополам.
2. Углы заверните к середине.
3. Переверните салфетку на другую сторону и повторите операцию: заверните углы к середине, на этот раз они у вас получатся длинными.
4. Теперь сложите образовавшийся в основании острый угол пополам.
5. Скрутите стороны кругом и вложите в фужер.
Салфетка «Свеча»
Лучше использовать однотонные салфетки без узоров и рисунков.
1. Возьмите большую квадратную льняную салфетку и сложите ее по диагонали.
2. Скрутите ее двумя руками с основания получившегося треугольника.
3. Плотно закрутите ее всю.
4. Получившийся валик согните пополам и поставьте в глубокий бокал. Можно согнуть валик так, чтобы одна часть салфетки была выше другой.
Салфетка «Пирамида»
Главное в этом случае — проследить, чтобы салфетки были хорошо накрахмалены.
1. Согните салфетку по диагонали пополам, у вас должен получиться треугольник.
2. Углы салфетки подогните так, чтобы их концы совпали с вершиной треугольника.
3. Переверните получившийся из салфетки ромб нижней стороной вверх, снова согните треугольником.
4. Образовавшийся маленький треугольник сложите пополам так, чтобы углы салфетки были спрятаны внутрь, а раскрывшийся сгиб был виден с наружной стороны.
Советы родителям
Учите ребенка, что, садясь за стол, он должен развернуть салфетку и положить ее себе на колени. Развернуть салфетку надо резким движением, но махать при этом руками не следует.
Если размеры салфетки позволяют, можно даже как-нибудь закрепить ее, чтобы она не упала.
Мальчик ни в коем случае не должен затыкать салфетку за воротник, или между пуговицами рубашки, или за пояс штанишек.
Пользуясь салфеткой, ребенок не должен вытирать ею рот, а только чуть-чуть промокнуть губы.
Если ребенок уже закончил есть или он хочет встать из-за стола, то он должен положить салфетку слева от себя, а когда тарелки убраны — перед собой. Ее не следует складывать снова или комкать: пусть лежит свободно, занимая при этом не слишком много места.
Если в вашей семье принято пользоваться кольцами для салфеток, салфетку следует снова сложить и продеть в кольцо, чтобы использовать еще один или два раза.
Капризы за столом
Фея вежливости:
В стране Едоков не принято капризничать за столом. Там родители не только учат своих детей правильно держать вилку и ложку, но и не
позволяют им капризничать. Ведь твоему желудочку с тановится плохо, когда ты начинаешь ныть и привередничать.
Он обижается и сам начинает капризничать — бурчать, как будто хочет пожаловаться на тебя кому-то. Когда в следующий раз будешь капризничать за столом, прислушайся к своему животику. Ты обязательно услышишь его возмущенный голос. Особенно когда он захочет есть, а ты из-за своих капризов не станешь его кормить.
Дракоша без животика
В одной далекой стране в темной-претемной пещере появился на свет у мамы Драконихи маленький Дракоша.
Сначала он любил пить молочко из бутылочки, а когда подрос, мама Дракониха стала учить его кушать за столом. Поставила перед ним тарелку, дала в лапку ложку и сказала:
— Кушай, мой маленький Дракоша! Будешь хорошо кушать, вырастешь болыпой-пребольшой, как твой папа Дракон.
Но маленький Дракоша, наверное, не хотел становиться таким большим, как его папа Дракон. Он завизжал, оттолкнул от себя тарелку, и она упала бы на пол и разбилась, если бы мама Дракониха не успела ее подхватить. Потом маленький Дракоша стал стучать ногами и кричать, что он совсем не хочет есть. Мама попыталась засунуть ему в рот ложку с вкуснейшей кашей. Но Дракоша выплюнул ее прямо на маму Дракониху. Рассердилась мама Дракониха и выгнала сына из-за стола.
Обрадованный Дракоша весело побежал на лужайку.
Но вдруг он услышал какой-то шум, который шел неизвестно откуда. «Бур-бур-бур, бур-бур-бур», — что-то настойчиво бурчало. Дракоша посмотрел в одну сторону— никого, в другую — никого. «Кто же это может быть? » — испугался Дракоша. Но что-то или кто-то продолжал петь надоедливую песенку: «Бур-бур-бур, бур-бур-бур». Дракоша посмотрел на свое брюшко и все понял: это бурчал его обиженный живот.
Его не покормили, и он решил о себе напомнить.
Но Дракоша вовсе не хотел возвращаться за стол. Он начал весело прыгать, собирать камни, строить крепость.
Животик не умолкал: «Бур-бур-бур, бур-бур-бур». Но Дракоша решил не обращать на него внимания.
За игрой он и не заметил, как его животик перестал бурчать.
Только вечером маленький Дракоша прибежал к маме в пещеру. Мама посмотрела на своего сыночка и закричала:
«Дракоша, почему у тебя на брюшке дырка?»
Дракоша посмотрел на свое брюшко: там действительно была дырка. И он понял, что его животик обиделся на него и ушел.
Дракоша расплакался и пообещал маме, что теперь он никогда-никогда не будет капризничать во время еды, будет молча все кушать.
И тогда они вместе отправились на поиски Дракошиного животика. К счастью, они нашли его недалеко от пещеры. Животик не успел далеко убежать.
Теперь Дракоша знает, что за столом капризничать нельзя и нужно всегда вовремя кормить свой животик, чтобы он не убегал.
Дракоша далеко ушел от дома, помоги ему найти дорогу домой и не опоздать на обед.
1. Понравился ли тебе маленький Дракоша?
2. Похож ли ты на него? Часто ли ты капризничаешь за столом?
Советы родителям
Учтите, что большинство конфликтов за столом происходит, когда родители настаивают на определенном меню, количестве еды и расписании кормлений ребенка. Но как раз жесткий контроль и нарушает нормальный процесс питания. Часто ли взрослые заставляют себя есть тогда, когда им совсем не хочется, или то, что они терпеть не могут?
При этом такое насилие над ребенком во многих семьях почему-то считается нормой. Отсюда и многочисленные детские капризы за столом, плохой аппетит.
Гораздо проще не заставлять ребенка есть, если он не хочет. Позвольте ему самому определять, сколько положить на тарелку, но не разрешайте
слишком уж перебирать, есть только вкусненькое: суп не буду, второго не хочу, мне только компот с пирожным. Нет уж, если не хочет есть, пусть не
ест ни супа, ни конфет.
В некоторых семьях дети настолько избалованные, что мамы готовят для них блюда отдельно, повкуснее — лишь бы только ребенок поел. Такой ситуации допускать нельзя (если только малышу не нужна какая-то особая диета по состоянию здоровья), иначе вы вырастите тирана и эгоиста.
Чтобы еда приносила ребенку и пользу, и удовольствие, надо соблюдать простые правила:
1. Не давайте ребенку есть сладкое перед едой, не позволяйте все время перекусывать между основными приемами пищи.
2. Больше гуляйте с ним на свежем воздухе.
3. Умейте отходить от жестких правил и разрешайте ребенку некоторую самостоятельность в выборе пищи.
4. Ребенок должен знать, что он имеет право откататься от еды, тогда ему не придется плеваться и сбрасывать тарелку на пол; достаточно вежливо сказать: «Спасибо, я больше не хочу».
5. Вовлекайте ребенка в процесс приготовления пищи, тогда он будет есть охотнее.
Наибольшего эффекта при обучении ребенка хорошему поведению за столом можно достичь, если отмечать добрым словом все его успехи. Скажите, что нам очень приятно, когда он говорит после обеда «спасибо». Отметьте, как умело он воспользовался вилкой или салфеткой. Похвалите, если он попробовал незнакомую пищу или хорошо вел себя за столом в гостях.
Старайтесь, чтобы процесс еды не превращался в выяснение отношений. Сделайте время пребывания ребенка за столом приятным и для него, и для вас.
Домашняя азбука. Соблюдаем порядок
Мама заходит в комнату ребенка и видит знакомую картину: игрушки разбросаны по всей комнате, на столе рассыпаны карандаши и фломастеры, листы с незаконченными картинками, тут же детали конструктора и наполовину собранный робот, в углу валяется книжка с замятой страницей, на кровати — неубранная одежда. Наверное, всем родителям знакома такая ситуация.
Многие считают, что, пока ребенок маленький, это нормально. Подрастет — начнет сам за собой убирать, станет более аккуратным и организованным.
Обязательно станет, но только если родители постараются с раннего возраста приучить его держать свои вещи в порядке, бережно относиться к игрушкам, книжкам.
Ребенок должен знать, что у каждого предмета есть свой «домик»: у игрушек — коробка, у книжек — полочка, у карандашей и альбомов — ящик стола. И раскладывать вещи по местам должна не мама, а сам
малыш.
Дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Например, если ребенок хочет порисовать, обратите его внимание на то, все ли он подготовил для этого, есть ли у него на столе альбом, краски, кисточки, вода, тряпочка для вытирания кистей, чтобы не пришлось потом за ними бегать.
Важно, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца, чтобы он не занимался одновременно несколькими играми, чтобы считался со временем, которым располагает.
Развить такие качества характера, как усидчивость, умение сосредоточиваться, помогут занятия, требующие терпения и внимания: складывание пазлов, вырезание из бумаги, собирание конструктора. Когда же игра или занятие закончились, малыш
должен привести в порядок свое рабочее место, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы и в следующий раз было удобно ими пользоваться.
Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга — одна из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее.
Книги нас учат, забавляют, радуют. «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки — чистые ли они», — это должно стать правилом для каждого маленького читателя.
Страна Порядка
Фея вежливости:
Здравствуй, малыш! Мы с тобой уже много времени путешествуем вместе. Побывали в стране Чистюляндии, познакомились со страной Жувиляндией. А теперь настало время отправиться в страну Порядка. Здесь ты познакомишься с правилами обращения с вещами, книгами, узнаешь, зачем нужно доводить начатое дело до конца. Ты научишься бьть сам себе хозяином.
Вперед, к новым знаниям и новым успехам!
Наверное, родители тебе не раз напоминали о том, что твои игрушки должны быть всегда на своих местах.
Поиграл — и сложи их, чтобы они никому не мешали, в первую очередь тебе. Если ты забудешь о разбросанных игрушках, то можешь о них споткнуться, упасть, разбить нос. И тогда уже некого будет винить, кроме себя самого. В стране Порядка недисциплинированных человечков уже нет: их быстро перевоспитали.
В этой стране любят порядок, всегда кладут вещи на свои места и никогда не забывают убрать за собой.
Вот такие порядочные человечки в стране Порядка.
Прочитай отрывок стихотворения Я. Акима «Неумейка» и ответь на вопросы.
В квартире над нами
Есть мальчик
Андрюшка.
По комнате всей раскидал он
игрушки.
1. Как ты думаешь, Андрюшка поступает правильно? Почему?
2. А ты часто забываешь убрать разбросанные игрушки?
Найди 10 отличий на картинках.
Советы родителям
Необходимо объяснить ребенку, что любая деятельность требует определенной подготовки: надо знать, какие игрушки или пособия ему потребуются. Лишний раз напомните, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.
Старших детей приучайте мысленно представлять, что и как они намереваются делать, заранее планировать свои действия. Ребенок должен знать правила, которые помогут ему подготовиться к любому занятию, а потом навести порядок:
— прежде чем начать игру, любое дело, представь, что для этого потребуется;
— определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы ты не мешал другим и тебя не отвлекали;
— подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;
— убери за собой все, чем ты играл и занимался;
— пусть все твои вещи будут в состоянии готовности: кисти промытыми, а карандаши отточенными, рисунки, пластилин, альбомы — сложенными в определенном месте, игрушки — ожидающими встречи со своим хозяином.
Горе у Федоры
Фея вежливости:
В стране Порядка ты не встретишь не только разбросанные игрушки, но и невымытую посуду, неухоженные клумбы с цветами. Оглянешься — везде порядок и чистота. А из-за красивых и ярких цветочков выглядывают красивые и улыбающиеся человечки. Уж они-то знают, что у них самая красивая и ухоженная страна. И очень этим гордятся.
Так сильно гордятся, что многие называют их гордецами.
Но на самом деле это самые добрые и честные человечки. Они с удовольствием поделятся с тобой своими секретами.
Чтобы узнать, что случается с теми, кто не хочет следить за своими вещами, кто не кладет их на место, не моет и не стирает их, прочитай отрывок из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
— Да, — промолвил медный таз, —
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты...
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!
1. Правильно поступала бабушка Федора? Почему?
2. А ты часто убираешь, моешь за собой? Умеешь ли ты следить за своими вещами?
3. Что нужно было сделать Федоре, чтобы ее посуда вернулась к ней?
Маленькая подсказка:
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
Посмотри на картинки и скажи, какие предметы нужны для уборки, а какие кажутся тебе лишними.
Советы родителям
Вы должны приучить вашего ребенка следить за своими вещами. Пусть он запомнит такие нехитрые правила:
— проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок;
— твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;
— всегда следи за своими вещами;
— не оставляй дело незаконченным;
— не берись за новое дело, не завершив старое;
— не забудь привести и себя в порядок: вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложить его на место.
Книжкины друзья
Фея вежливости:
В стране Порядка очень любят читать книги. В домах в этой стране стоят такие высокие книжные шкафы, что человечкам приходится становиться
на высокую-превысокую лестницу, чтобы забраться наверх и достать интересную книгу. К тому же в этой стране не принято портить книги. Человечки
не любят тех, кто пачкает книги, заминает страницы, слюнявит пальцы, когда переворачивает страницы.
И сами никогда этого не делают, потому что знают, что книга — это помощник и друг. А еще они знают,
что если плохо обращаться с книгой, то в ней заведется червь. И тогда...
Книжный червь
Жила-была в библиотеке одна маленькая, но очень интересная книжка. Когда она была новой, ее часто брали читать, передавали друг другу. Всем она казалась нарядной, очень нужной. Но однажды какой-то неаккуратный мальчишка загнул в ней страницы. Другой мальчишка, прочитав, небрежно бросил ее в угол, и книжка долго там лежала, покрылась пылью, пока ее не нашла мама мальчика и не отнесла в библиотеку.
С того времени книжка постарела, покрылась из-за трогающих ее жирными руками мальчиков и девочек пятнами.
Ее страницы уже не были такими прочными, как в начале ее жизни. Теперь очень часто они выпадали, но никто почему-то не хотел их приклеить на место.
Прошло еще немножко времени, и о книжке совсем забыли, хотя она и была очень интересная. Зато в ней кто-то поселился. Сначала книжка почувствовала, что в ней кто-то шевелится. Потом однажды увидела чей-то хвост и очень испугалась. Она закричала, но ее никто не услышал. Ведь она была старая и больная. А этот «кто-то» стал вгрызаться в растрепанные и заляпанные страницы книжки, и каждый день бедная книжка чувствовала, что в ней становится все меньше и меньше страничек. Этот «кто-то» был обыкновенным книжным червем.
Прошло время, и от книжки осталась одна обложка. Затем и ее съел прожорливый книжный червь. Но однажды в библиотеку пришел мальчик — сын мальчугана, который когда-то впервые загнул страницы в маленькой, но интересной книжке. Его отец рассказал ему о ней и посоветовал прочитать. Библиотекарь стала искать книжку, но не нашла ее, потому что книжки уже давно не было на свете.
1. Подумай и скажи, правильно ли поступали ребята, которые читали маленькую, но интересную книжку? Почему?
2. Почему в книжке поселился книжный червь?
3. Как ты относишься к своим книжкам?
4. Что ты делаешь, если в твои руки попадает порванная книжка?
Проследи за движением книжного червя и найди отверстие, сквозь которое он вылез наружу.
Советы родителям
Объясните своему ребенку, что нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой:
— береги книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной, не играй с книгой, она от этого портится;
— после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить ее на место;
— храни книгу в специально отведенном для нее месте: в книжном шкафу или на полке;
— если заметил, что книга не в порядке, почини ее сам или попроси родителей помочь.
Матушка-природа
В стране Порядка человечки никогда не обижают ни собак, ни кошек, не ломают деревья, без надобности не обрывают листья. Они любят речку (особенно купаться в ней), поэтому не бросают в нее бумажки и камешки. Они не сорят на улицах, потому что им не нравится жить в грязи. Недаром их страна называется страной Порядка. Там действительно царит порядок. А если кто-то пытается его нарушить, его тут же отправляют на необитаемый остров.
Необитаемый остров
Жил в стране Порядка человечек по имени Гоша. Он был не такой, как все: все идут деревья сажать, а Гоша потихоньку их выкапывает, все подметают улицы, наводят порядок, а Гоша специально бумажки раскидывает.
А еще он очень не любил кошек и собак, бил их, привязывал к хвосту жестяные банки, чтобы они звенели, когда животные побегут.
Надоело человечкам терпеть такое поведение Гоши, ведь сколько они его ни просили, ни ругали, ничего не помогало. И в конце концов решили отправить его на необитаемый остров.
Оказался Гоша на необитаемом острове. Смотрит, на ветках растут бананы, кокосы, в речке крабы плавают, ягоды какие-то на кустах подрастают. Обрадовался Гоша, что все у него под рукой. Стал рвать бананы, кокосы, пообрывал вместе с ними и листья — голые верхушки торчат. В речку понакидал камешков — думал, что так можно крабов поймать. У кустиков вместе с ягодами все листья вырвал — ни одного не осталось.
Вдруг смотрит: бежит к нему пес, хвостом вертит, радуется, что наконец-то человека встретил. Только Гоша прогнал его: зачем ему пес, когда ему и так хорошо.
Только не знал человечек Гоша, что на этом необитаемом острове его подстерегает много опасностей.
День клонился к вечеру, и Гоша решил укладываться спать. Собрал те листья, что с пальм посрывал, а они нее сразу съежились, сделались сухими да и рассыпались в пыль — не захотели Гоше постелью становиться.
Нашел тогда человечек какое-то старое сено, улегся на него и заснул. Слышит сквозь сон: кто-то дышит тяжело у его лица. Подскочил Гоша, как ужаленный, и бросился бежать, да все мимо кустиков, с которых все листья посрывал. Выставили кустики свои острые веточки, преграждают путь Гоше. Еще больше испугался человечек. Обернулся, смотрит: за ним зверь невиданный гонится. Глаза горят, из пасти слюна капает, лапы здоровенные, даже больше, чем у медведя, хвост длиннющий. Того и гляди догонит, слопает. Но тут из чащи выбежал пес, которого прогнал Гоша. Стал он громко лаять, прогонять зверя невиданного. Зверь не встречал еще никогда собак, не знал, что это за животные.
Остановился, грозно зарычал. Но пес не испугался, он ведь друг человека. Развернулся потихоньку зверь невиданный и бросился прочь. У Гоши от страха зуб на зуб не попадает. Стоит он, трясется. Наконец успокоился, обнял пса, расцеловал. С тех пор он понял, что животные — наши друзья, пусть они и меньше нас, пусть не умеют разговаривать. Зато, если случится беда, они всегда придут на помощь. А утром посмотрел Гоша на голые пальмы и кустики, и стало ему стыдно.
Очень скоро приехали человечки из страны Порядка проведать своего товарища. Смотрят, а он совершенно изменился: деревья не ломает, листья не рвет, мусор в одном месте складывает — не разбрасывает.
А рядом с Гошей гуляет пес. Поняли тогда человечки, что что-то случилось с Гошей — ведь он совсем-совсем изменился.
1. Как ты относишься к человечку Гоше?
2. Что плохого сделал Гоша на необитаемом острове?
3. Как ты думаешь, почему пес простил Гошу и помог ему?
4. Чему научился Гоша на необитаемом острове?
5. Как ты относишься к природе?
Поиграем в игры.
«Гербарий».
Сам процесс сбора гербария доставит ребенку немало удовольствия, ведь всегда можно найти что-то неповторимое, уникальное. Опавшие листья, сухие веточки, небольшие коряги и даже речные камушки могут стать достойным украшением гербария.
Обязательно подписывайте место, где был найден «экспонат», и по возможности определяйте, к какому виду и семейству он относится. Если по каким-то причинам ребенок не может собрать природный гербарий, предложите ему собрать коллекцию из рисунков, фотографий растений и животных, известных ребенку.
На выполнение задания может уйти несколько дней, поэтому лучше обыграть его как конкурс.
«Радуга».
Загадайте детям любой из цветов радуги и предложите по очереди называть вслух те предметы живой природы, которые могут быть такого же цвета.
За неверно названный предмет или за объект, не принадлежащий к живому миру, назначайте какой-нибудь символический шуточный штраф — три раза присесть или пять раз подпрыгнуть на о^ной ноге.
Наградить можно того, кто придумал больше всего предметов или назвал самый оригинальный.
«Старое дерево».
В любом дворе обязательно найдется дерево, довольно высокое и старое. Предложите детям рассказать его легенду: как оно росло, кто обитал
на нем, кто приходил лакомиться его плодами, как оно чувствовало себя, пробуждаясь с весной и засыпая на зиму. Тот, чья история окажется самой затейливой, считается победителем. Вместо старого дерева объектом для фантазии может стать овраг в лесу или даже листок, упавший с дерева.
«Ассоциации».
Попросите игроков закрыть глаза.
В ладошки каждому поочередно опускайте похожие на ощупь предметы: гладкий желудь и камешек, плоский кусочек коры и лист, круглые шарики ягод и речную гальку. Пусть участники угадывают, что они держали в руках, а потом, открыв глаза, узнают, насколько
были близки к истине.
Советы родителям
Постарайтесь на собственном примере показать ребенку, как следует относиться к природе. Никогда не выбрасывайте даже маленькую бумажку на дорогу, в траву, найдите урну и отправьте мусор туда.
Не ломайте деревья, не срывайте листья. Наоборот, самым наглядным примером будет, если вы с ребенком посадите вместе дерево, а затем будете заботиться о нем. Объясните ребенку, что нельзя портить бумагу, в противном случае придется вырубить много деревьев, чтобы изготовить новую. Никогда не обижайте животных, будьте с ними ласковы. Запрещайте и ребенку обижать братьев наших меньших. Объясните ему, что животным точно так же больно, как и ему, если его ударить.
Собирайте гербарии, поспрашивайте у профессионалов, как правильно их составлять. Ребенок должен понимать, что природа — это живое. Уничтожить ее — нанести вред самому себе.