Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Ноябрь. Первая неделя
Занятие проводит педагог совместно с родителями
«МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК»
Новый музыкальный инструмент - пандейра.
Родитель произносит текст построчно, ритмично, с чёткой артикуляцией. Взяв ладошку своего ребёнка и зажимая (закрывая) поочерёдно пальцы левой руки, начиная с мизинца, родитель повторяет (вместе с ребёнком) текст приёмом «эхо». Окончание работы все отмечают высоко поднятой рукой своего партнёра. Выполняя упражнение ещё раз, снова поочерёдно раскрывают пальцы и показывают результат своей работы. Дети могут попробовать выполнить это упражнение с пальцами родителей.
Петь, загибать пальцы и играть на инструментах приёмом «эхо».
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД И НАЗАД, «СОН», «ПАДАТЬ»
На четыре счёта выполнить шаги вперёд (f), следующие четыре шага (на р) выполнить назад - модель репризы. Во время выполнения музыкальных движений, неожиданно звучит громкий удар в барабан. Дети, реагируя на него, падают на ковёр, ложатся на спину и засыпают: руки опущены вдоль туловища, ноги вместе, глаза закрыты. Происходит резкий переход из состояния активности в состояние покоя. Ведущий напевает красивую спокойную мелодию, которой дети как бы дышат. В это время дети слышат только мелодию или голос ведущего. Мелодии могут меняться, но задача остаётся прежней - дети учатся переходить из одного состояния в другое и одновременно знакомятся с новыми мелодиями (как правило, одноголосными). Под звон колокольчика (один из вариантов) дети просыпаются, потягиваются, зевают, протирают глаза и бодро встают, отдохнувшие и готовые к выполнению очередного задания.
Музыкальный пример «Сон»
МЯЧ-УЛЫБКА
Выстроив круг, родители и дети выполняют упражнение с мячом. Сначала родители, а потом и дети выполняют упражнение следующим способом: первый, держа мяч в руках, поворачивается к своему соседу.
Оба должны сначала:
- посмотреть друг другу в глаза;
- улыбнуться (достаточно показать зубы);
- и только затем можно передать мяч в руки другому.
второй в той же последовательности передаёт мяч третьему, и так упражнение выполняется по кругу.
СВЕЧА. «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО».
Текст говорить ритмично, с движением. Исполнение должно быть похоже на волшебное заклинание огня, как в сказке.
Сидя на коленях в тесном кругу вокруг свечи и опустив голову на колени, дети одновременно с движением тела, руками и голосом как бы заставляют огонь постепенно разгораться, гореть ярко и буйно, затем постепенно затухать и погаснуть совсем.
Текст произносится шёпотом с лёгким постукиванием пальцами об обруч, затем ладошками о ковёр и с постепенным усилением, переходя в гопос, с усилением его звучности в высоком регистре. При повторении, дети переводят звучание голоса из высокого регистра в средний и низкий. Постепенно затихая, голоса исполняющих переходят в шёпот, до лёгкого шороха, и заканчивается упражнение лёгким постукиванием ладошек об обруч. Головы опущены на руки. Небольшая пауза. По окончании упражнения - посмотреть на свечу и по команде ведущего одновременно её задуть. Все действия детей выполняются вместе с родителями. Постепенно от занятия к занятию речь заменяется пением со словами, сначала как указано в нотном тексте, потом - в два раза медленнее, с плавным движением рук над головой.
Схема организации движения: лёгкие удары ладоней по ковру от свечи к коленям (голова постепенно поднимается), далее выполняется переход от ударов ладошек по ковру на шлепки по коленям. От шлепков по коленям дети переходят к хлопкам в ладоши, при этом руки постепенно поднимаются над головой. С повторением текста все движения осуществляются в обратном порядке.
6-я пьеса. «Сладкий апельсин». Аргентина.
Пьеса состоит из двух контрастных частей.
Под музыку первой части все играют на маракасах (у каждого играющего должно быть по два маракаса).
Под музыку второй части дети выполняют щипок на гуслях на первую долю каждого такта и плавно поднимают руку, словно протягивают звук:
ПРЫГАЛКА. «ВОСЬМЁРКА»
См. Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Октябрь. Первая неделя
Выполнять упражнение обычным способом. После чего -прыгалки немного приподнять от ковра и слегка раскачивать. Прыгать через верёвку так, чтобы она не коснулась ноги, «не клюнула» в ногу.
См. также