Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Для родителей и педагогов
Занятия проводит педагог в присутствии родителей.
КАК ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ.
СОТРУДНИЧЕСТВО. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Весь процесс занятий основывается на сотрудничестве взрослого с ребёнком, всё делать вместе с ребёнком, не присматривать за ним со стороны, не «пасти» его.
Постепенно вводить ребёнка в самостоятельную работу, так, чтобы, в конце концов, ребёнок перестал нуждаться в присутствии родителя и полностью приступил к сотрудничеству с другими детьми и чужим взрослым (с 3-х лет!).
Советуем родителям научиться приятно петь, а детям предложить настоящие музыкальные инструменты с хорошим музыкальным звуком (ручной барабан или бонги, блокфлейту, гитару). В этом возрасте ребёнок уже может получать удовольствие от разных приятных звуков и любит пользоваться ударными инструментами, по которым можно сильно стучать. Это позволяет ему ощутить большую энергию, а равномерные удары по ним помогают малышу самого себя организовать, развить крупную и мелкую координацию тела. С другой стороны, к звукам с определённой высотой и разными тембрами он начинает относиться в лирическом плане. Инструменты (и голос) с протяжными звуками а среднем или низком регистре ему нравятся больше, чем звуки в высоком регистре.
Теперь можно устраивать совместные взаимодействий с помощью этих инструментов. В процессе такого общения родитель сам много получит от знакомства с музыкальными инструментами и доставит малышу много приятных и полезных для его развития минут. По барабану ребёнок будет с удовольствием стучать, тем самым развивать свои руки; звук барабана доставит ему удовольствие, а сила удара снимет тревожное напряжение, которое возникает у детей при общении с окружающим миром. Блокфлейта как свисток поможет ему научиться не втягивать воздух в себя, а, наоборот, выдувать его. Извлекать звуки самому всегда приятнее, чем их слушать. Это побуждает к активности, любознательности, а если звук получится ещё и долгий, то это окажется полезным для здоровья.
РЕБЁНОК ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
Прикосновение и телесный контакт являются в этом возрасте биологической потребностью. Само касание представляет эмоциональный ответ. Положительные эмоции усиливают восприятие, желание что-то делать, влияют на воображение.
Особенно важно для младенца внимание взрослого. Поток ласковых, любовных воздействий малыш оценивает как необычайно важные действия. Взрослый - центральный объект познания.
Нужно с очень большой осторожностью отнестись к так называемым «музыкальным игрушкам» и электронным музыкальным инструментам. И те, и другие чаще всего к музыке не имеют никакого отношения и могут лишь навредить.
Лучший звук для ребёнка этого возраста - звук человеческого голоса. Мужской голос, поскольку он ниже и имеет более богатую окраску, чем высокий женский, воспринимается особенно хорошо. Так что больше пойте малышам и начинайте знакомить с предметами для музицирования (барабан, бонги, маракас...).
ОТ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ ДО ДВУХ ЛЕТ
Переход от непосредственно-эмоциональных форм общения к предметно-деловым, в основе которых лежит предметно-манипулятивная деятельность детей, происходит с 6 месяцев и продолжается до 3-х лет.
Общение осуществляется на основе общего дела - практического сотрудничества.
Малыш проявляет особый интерес к тому, что и как делает взрослый. Мама, папа и взрослые раскрываются теперь перед ним, как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса. Чудесами ему кажется процесс глажки и стирки белья, манипуляции с ножницами, иголкой, зажиганием конфорки газовой плиты и ремонтом велосипеда. Ребёнку всё нужно попробовать, но не с условными предметами, а с настоящими. Взрослый для него - эталон тех действий, которые он желает осуществить. Ему интересно только то, что интересно взрослому. И делать он хочет то, что делает взрослый, но с обязательным не только присутствием, но именно непосредственно деловым его участием - ребёнок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.
Именно с 6 месяцев и до 3-х лет ребёнок должен получить уникальную возможность научиться употреблять предметы по их настоящему назначению, в соответствии с той функцией, для которой они были созданы.
Музыкальные занятия с детьми от 6 месяцев и до двух лет должны проходить вместе с родителями при их непосредственном участии. Если родители проявляют искренний интерес не только к музыкальным инструментам, освоению способа игры на них, но и при решении предложенных учителем музыкальных задач, то и у ребёнка этот интерес проявится. И именно их совместные действия доставят обоим много радости. Благодаря личному контакту замечания взрослого - его похвалы и упрёки, его неподдельный интерес к предмету - согревают ребёнка теплом взаимного личностного духовного соприкосновения «большого и маленького», приобретают для ребёнка огромное значение при усвоении нужных, правильных действий. Эта дополнительная привязанность к родителю рождает у ребёнка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших. Действия взрослого становятся для ребёнка образцом, которому он следует.
Но на занятиях присутствуют и другие родители, и их дети. Сначала дети как бы не обращают внимания на взрослых и детей, увидев чужого взрослого, ищут защиты у своих родителей - предпочитают выполнять музыкальные упражнения, сидя у них на коленях.
Как определить, что ребёнок нацелен на общение с другими и готов к сотрудничеству? Играйте музыкальную пьесу (или импровизацию), с ясным делением на музыкальные фразы (или квадраты). Дети и их родители, сидя в кругу, должны передавать музыкальные инструменты по кругу. Во время звучания первой музыкальной фразы ребёнок вместе с родителем играют на ударном музыкальном инструменте; во время проигрывания учителем второй фразы, инструмент нужно передать рядом сидящему ребёнку, и так до конца по кругу. Ребёнок, который начинает проявлять интерес к сотрудничеству, передаёт инструмент с помощью своего родителя, т.е. не сомневаясь, что он это сделал сам. Ребёнок, который ещё не нацелен на сотрудничество, получив инструмент, присваивает его и не желает отдавать (передавать) дальше.
ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Роль педагога заключается в том, чтобы наладить общение между «семьями».
Родители часто путают общение эмоциональное с общением познавательным. Ласковые прикосновения и речи по-прежнему нужны ребёнку. Но это теперь для ребёнка не главное. Главное для него - деловое равноправное сотрудничество. Но вместо делового сотрудничества родители продолжают опекать ребёнка. Они настолько плотно контролируют его, стараясь вместо него выполнить и всё объяснить, ограничивая тем самым его самостоятельные действия, что ребёнок, улучив момент, «голосует ногами», убегает от родителя. И в то время как все (в том числе и родитель этого ребёнка) выполняют задание, он, не обращая внимания на присутствующих, предпочитает бесцельно блуждать между ними. Для него они отсутствуют. Родитель этого малыша, продолжая уже формально выполнять задание учителя, тревожно наблюдает за своим чадом. Чтобы привлечь ребёнка к себе и совместным действиям, ему нужно, прежде всего, изменить своё настроение и, как будто забыв про ребёнка, проявить повышенный и неподдельный интерес к заданию, обращаясь для совместных действий к другому ребёнку. Такая хитрость, как правило, срабатывает - свободно дефилирующий ребёнок сразу обращает внимание на родителя и включается в содержательную работу. Его желание к сотрудничеству с родителем должно быть немедленно с радостью и готовностью поддержано последним (как будто этого только и ждал и что только с его помощью можно успешно выполнить задание учителя), но на равных, совместно.
Другая ошибка, часто наблюдаемая среди родителей и воспитателей, это когда ребёнка «пасут», когда родитель (или воспитатель) занимается своим делом, ребёнок - своим. У того и другого такие «дела» всегда оказываются бессодержательными, а для ребёнка ещё и вредны. Поэтому на музыкальных занятиях отсутствуют сидящие, смотрящие, отстранённые от дела. Их пассивное присутствие на занятиях рассматривается как нехороший тон. Совершенно некорректно также присутствовать на занятиях с равнодушной или хмурой гримасой на лице.
ОСОБАЯ РОЛЬ ПЕДАГОГА
Среди взрослых и детей учителю, воспитателю, музыкальному руководителю отводится особая роль. Дети довольно быстро выделяют его как главную фигуру в организации их совместных действий. Даже их родители, главные их кудесники, с интересом внимают его словам и его действиям. Поэтому дети, не упуская учителя из виду, участвуя в выполнении учебных заданий, начинают доверять ему всё больше и больше. Приходит время, и малыш самостоятельно направляется к учителю и усаживается к нему на колени, чтобы выполнить очередную учебную задачу. Сидя на коленях у учителя, ребёнок оказывается напротив всей группы, в положении учителя и вместе с ним «предлагает» новое упражнение. Его позиция действует на других детей заразительно, и тогда они тоже ищут повод, чтобы оказаться в этой же ситуации.
Так достигается необходимая часть учебного процесса -постепенно вывести ребёнка на самостоятельную работу в позиции учителя или «ведущего». Ребёнок отходит от родителя и садится на колени к учителю не ради эмоционального, а, скорее, для познавательного общения. Но и эмоциональное общение должно присутствовать в работе учителя. В конце урока сначала родители подходят к учителю и прощаются с ним, касаясь ладонями его ладоней (кисти подняты вверх). Необщительный ребёнок отказывается дотрагиваться ладошками до ладоней учителя, но не возражает, если его родитель попрощается вместо него. Робкому ребёнку такая форма прощания нравится больше, чем просто махать рукой. Наблюдая за другими, менее робкими детьми, он очень быстро преодолевает свою робость и касается ладоней учителя. Трогательная сценка несёт в себе больше содержания, чем это кажется на первый взгляд. Проходит немного времени и дети, попрощавшись с учителем, начинают прощаться друг с другом (ладошки к ладошкам), получая удовольствие не меньше, а может быть и больше.
Так дети постепенно «обнаруживают» друг друга и начинают участвовать в совместных действиях. Учитель такое сотрудничество рассматривает как самый главный элемент в своей работе.
Для этого он пользуется разными средствами: музыкальными и не музыкальными, но обязательно такими, которые нацелены на формирование основных универсальных психических и музыкальных способностей.
ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ
Познавательное, равноправное сотрудничество со взрослым и ребятами продолжает оставаться основным в работе детей от 2-х и до 3-х лет. Совместные музыкальные занятия родителей с детьми продолжают оставаться нацеленными на постепенный переход детей на самостоятельные формы работы. Это можно представить себе следующей схемой:
1) с двух и до 6 месяцев - ребёнок работает, сидя у родителя на коленях,
2) с 6 месяцев до 2-х лет - ребёнок сидит около родителя (справа или слева),
3) с 2-х до 3-х лет - ребёнок сидит впереди родителя и общается главным образом со своими товарищами по группе.
Если в первых двух случаях ребёнок видит родителя и может без труда к нему обращаться, то в третьем случае ребёнок уже его не видит; но, привыкнув к таким же детям, как и он, научившись элементарно с ними общаться, ребёнок постепенно начинает работать с ними. К 3 годам родитель может спокойно оставить своего ребёнка на попечение учителя, будучи уверен, что его малыш способен учиться и развиваться самостоятельно, с учителем и вместе с другими малышами.
Работа с ребёнком этого возраста заключается в выявлении специфики предметов-музыкальных инструментов. Звуки инструментов малого ударного состава воспринимаются детьми как сигналы для выполнения определённых движений. Например, если ручной барабан был для них предметом, который можно потрогать, покатать и беспорядочно по нему ударять, не привязывая к какой либо определённой цели, то теперь они начинают осознавать, что ручной барабан призван выполнять определённую функцию - под его звуки во время движения нужно выполнять разнообразные шаги, под звуки блоктроммеля - бегать, под звуки пандейры - выполнять подскоки, а под звуки треугольника (тремоло) -кружиться.
ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ
Воздействие педагога направлено на организацию коммуникативной деятельности детей. Взрослый «отталкивается» от уровня, которого ребёнок достиг в развитии общения. А затем старший партнёр предлагает детям новые и всё более сложные по содержанию контакты, поддерживает и поощряет все усилия малышей в нужном направлении.
Педагог (и родитель) постепенно приучает ребёнка к «деловому общению»:
- сначала важно установить эмоциональный контакт: брать на руки, ласкать, улыбаться, сажать на колени;
- взрослый с ребёнком на коленях показывает музыкальные инструменты и добивается того, чтобы ребёнок начинал сопереживать ему, а потом и сам активно делился с ним своими переживаниями;
- взрослый и ребёнок играют вместе с разнообразными предметами и музыкальными инструментами;
- в итоге ребёнок начинает обращаться к взрослому (что и требуется!) по «деловым» вопросам.
Такая работа занимает часто 4 месяца, при занятиях два раза в неделю. Каждое занятие длится 50 минут с перерывом («перекус» яблоком или соком). Результат необыкновенно важен. Ребёнок разительно изменяется: он становится бодрым, радостным, активным и в предметной деятельности, и в общении, причём с разными взрослыми. Родитель это может заметить по тому, как ребёнок начинает общаться с мало знакомыми взрослыми и со сверстниками.
В поведении детей исчезают или резко ослабляются прежняя конфликтность; от стремления к физическому контакту дети переходят к практическому сотрудничеству со взрослым. В общении возникает деловой мотив, и у ребёнка рождается естественное желание следовать в своих действиях поведению старших, как образцу.
Музыкальный словарик в помощь педагогам и родителям
CRESCENDO - усиливая.
DIMINUENDO - затихая.
TREMOLO - дрожащий - такой звук получается, например, при быстром постукивании металлической палочкой по треугольнику.
АРПЕДЖИО - это не что иное, как последовательное исполнение нот, входящих в тот или иной аккорд. Число входящих в арпеджио нот может быть различным, а исполнение арпеджио может начинаться с любой из входящих в аккорд ноты, то есть с любой ступени.
БЛОКТРОММЕЛЬ - малый - деревянный брусок из палисандра, бука, клёна, берёзы, с выдолбленной сердцевиной.
БЛОКФЛЕЙТА-СОПРАНО - свистковый инструмент (типа русской свирели).
БУБЕНЦЫ - лучше всех такие, которые удобно надеваются на руку (на мягкой основе). На одну ладонь надеваются бубенцы, другой, сжатой в кулак, постукивают сверху.
ВИБРО-ШЛАП - издаёт дрожащие звуки.
ГЛИССАНДО - скользящее движение одним-тремя пальцами по клавишам рояля вверх или вниз.
КОЛОКОЛЬЧИК - мы используем колокольчик без язычка, извлекая звуки небольшой металлической палочкой.
МАРАКАСЫ - без ручки, чтобы не зажимать кисть ребёнка, а наоборот - раскрепостить её. Можно использовать самодельные, например, из коробочек от киндер-сюрприза, с насыпанным внутрь песком, крупой. Два инструмента берут в руки и легко ритмично встряхивают.
МУС - инструменты малого ударного состава, на них выполняют различные ритмические аккомпанементы к песням, пантомимам, при построении разных игр и театрализованных представлений.
Пример использования инструментов малого ударного состава в упражнении по освоению музыкального квадрата:
Ручной барабан - ведущий играет - все выполняют шаги по периметру комнаты.
Блоктроммель - ведущий играет - все выполняют бег по периметру ковра.
Пандейра - ведущий играет - все выполняют полётные подскоки.
Треугольник - ведущий играет - все кружатся, сначала в одну сторону, потом - в другую.
ПАНДЕЙРА - маленькие тарелочки на деревянной раме (в быту и в наших музыкальных магазинах инструмент называют «погремушка»). Инструмент берут в левую руку и правой ритмично бьют по деревянной раме.
ПЕНТАТОНИКА, G-DUR-ПЕНТАТОНИКА - бесполутоновый звукоряд: С D Е G А, см. в пособии за 4 кл.
РУЧНОЙ БАРАБАН (играют только руками) - должны быть зажимы для регулировки натяжения мембраны, а все звенящие элементы (если они есть), наоборот, следует удалить.
ТОН - звук определённой высоты.
ТРЕУГОЛЬНИК (металлический) - рекомендуем пользоваться треугольником размером 15 см.
ФРУЛЯТО - произнести беззвучно Трррррррр... и приставить к губам свисток (напоминает милицейский свисток).
ШТАБШПИЛИ - звучащие пластинки на деревянных ящиках-резонаторах:
- Ксилофон-альт, сопрано (Ks.a,s) - играют палочками с фетровыми головками (пластинки деревянные),
- Металлофон-альт, сопрано (М.a, s) - играют палочками с фетровыми головками (дюралевые пластинки),
- Глёкеншпиль-сопрано, альт (Gl.a, s) - играют палочками с деревянными головками (стальные пластинки).
Штабшпили применяются в виде аккомпанемента к песням, при игре на блокфлейтах или для исполнения самостоятельных музыкальных пьес. В нашем наборе инструментов используются диатонические (без полутонов) штабшпили.
«ЭХО» - приём, известный музыкантам под названием «реприза» (повтор).
Например, педагог говорит:
- Мальчик-с-пальчик, где ты был?
Дети повторяют фразу.
Педагог:
- С этим братцем в лес ходил.
Дети снова повторяют. И т.п.
Полный годовой список музыкальных занятий
Все занятия можно компоновать по-другому, как вам удобно, не обязательно следовать расписанному плану.
Сентябрь
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Сентябрь. Первая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Сентябрь. Вторая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Сентябрь. Третья неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Сентябрь. Четвертая неделя
Октябрь
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Октябрь. Первая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Октябрь. Вторая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Октябрь. Третья неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Октябрь. Четвертая неделя
Ноябрь
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Ноябрь. Первая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Ноябрь. Вторая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Ноябрь. Третья неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Ноябрь. Четвертая неделя
Декабрь
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Декабрь. Первая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Декабрь. Вторая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Декабрь. Третья неделя
Январь
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Январь. Первая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Январь. Вторая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Январь. Третья неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Январь. Четвертая неделя
Февраль
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Февраль. Первая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Февраль. Вторая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Февраль. Третья неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Февраль. Четвертая неделя
Март
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Март. Первая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Март. Вторая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Март. Третья неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Март. Четвертая неделя
Апрель
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Апрель. Первая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Апрель. Вторая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Апрель. Третья неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Апрель. Четвертая неделя
Май
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Май. Первая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Май. Вторая неделя
Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Май. Третья неделя