Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Декабрь. Первая неделя
Занятие проводит педагог совместно с родителями
«У КОТА-ВОРКОТА» И «БАБОЧКА». ГУСЛИ
1 часть - петь и поглаживать воображаемого кота (куклу или просто свою руку);
2 часть - все хлопают в ладоши и в конце восклицают («хоп» в высоком регистре). В это время взрослый (а потом это может попробовать выполнить и ребёнок - по возрасту ближе к 3-м годам) ходит в середине круга с «бабочкой», которую каждый ребёнок лёгким движением отталкивает ладошкой. Если ребёнок не успел оттолкнуть «бабочку», она может «клюнуть» его в нос (или в лоб, щёку и т.д.). «Бабочка» делается из бумажки с привязанной ниткой.
Интерлюдию играть на гуслях всей ладошкой.
МЯЧ
- «Где ножки?» - ударить мячом об ножки; «Где животик?» - ударить мячом в животик, «Где ручка?» и т.д.
БЛОКФЛЕЙТА
Инструмент состоит из двух или трёх частей-блоков. Одна часть - свисток. Чтобы гибко подойти к игре на блокфлейте и сформировать у ребёнка чёткое представление о свистковом звуке и звуке музыкальном, можно сначала отделить свистковый блок от блокфлейты и выполнить ряд манипуляций и игровых действий на свистке-блоке.
1. Выполнить те же четыре игровых ситуации, которые были даны для обычного свистка.
2. Свисток-блок держать левой рукой, закрыв ладошкой правой руки большое отверстие. Выполнить долгий звук, равномерно открывая и закрывая большое отверстие. Открывая отверстие, нужно не отрывать ладонь от края большого отверстия. Звуки, которые при этом получатся, могут показаться достаточно грустными.
- Лесная птичка спит, - подсказывают родители.
3. Если выполнить это же упражнение, но подвижно манипулировать ладошкой (открывать и закрывать большое отверстие), то звуки могут показаться подвижными, а, значит, весёлыми.
- Птичка проснулась, - констатируют родители (а может быть, и дети).
4. Вместо ладошки в большое отверстие погрузить указательный палец. Выполнить короткий звук и одновременно убрать палец из отверстия. Получится звук, напоминающий пение маленькой птички
- Большой птичке ответила маленькая птичка, - «догадываются» родители. Всем вместе можно исполнить диалог двух птичек: все издают звуки большой птички, прислушиваются (делают паузу) и отвечают ей звуками маленькой птички. В дальнейшем можно устроить диалог между одной маленькой птичкой и большой птичкой (всеми участниками).
5. С этими двумя птичками вступает в диалог сверчок. Но сначала нужно научиться выполнять необходимый звук. По очереди выполнить долгий звук: «Трррррр...... Затем, положив ладонь правой руки на ковёр, выполнить тот же звук, способом глиссандо (скользя) из нижнего регистра (низким голосом) в верхний (очень высокий), фальцетный. И, без остановки вернуться опять в нижний регистр. Ладонь правой руки «сопровождает» движение голоса вверх и вниз. После чего, выполнить это же упражнение беззвучно, шёпотом. Наступил главный момент - все выполняют шёпотом долгий звук «Трррр...» и в этот момент подносят свисток-блок к губам. Если выдувать звук легко, то получится «пение сверчка». К этому дидактическому эпизоду родителям нужно самим найти игровую ситуацию, обращаясь к собственному житейскому опыту.
ГИМНАСТИЧЕСКУЮ ПАЛКУ перекидывать друг другу, катать по ковру, как раскатывают скалкой тесто. Упражнения выполнять ритмично.
См. также