Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Январь. Первая неделя
Занятие проводит педагог совместно с родителями
После Нового года музыкальные занятия немного меняются. Если в первом полугодии в основном дети осваивали музыкальные элементы отдельно друг от друга, осваивали разнообразные формы движения и способы работы с музыкальными инструментами, то во втором полугодии происходит связь, взаимодействие музыкальных элементов. В основе этих связей и взаимодействий становится сюжет и роли. Основой сюжета выступают сказки бытового характера. Сами дети только учатся удерживать роль и сюжет, в этом им помогают родители.
Для детей эта форма занятий новая, но вполне желанная, потому что элементы игровой формы у них уже начинают проявляться. Они могут принять на себя роль, но пока её только переживают, ничего конкретного в развитии роли не предпринимая. Например, если ребёнок принимает на себя роль кота, то он просто ложится на ковёр и ничего конкретного для развития роли не предпринимает - застыв, лежит лицом вниз. Получается, что на занятиях работают главным образом родители. И работать им следует увлечённо, с хорошим актёрским пафосом.
«ИДЁТ БЫЧОК, КАЧАЕТСЯ»
Все дети вместе с родителями тесно выстраиваются друг за другом и обнимают за пояс впереди стоящего. Движение (шаги) выполняются всеми участниками одновременно, слегка раскачиваясь. Текст говорить ритмично. На паузу (4 и 8 тактов) всем присесть:
ГУСЛИ
1а. Родитель держит ребёнка за кончик пальца (начиная с большого) и под текст «Мальчик с пальчик» не зажимает пальцы, а потрясывает ими. В конце фразы ребёнок может выдернуть палец из руки родителя - «пальчик вырывается».
(См. музыкальный пример Музыкальные занятия с детьми до трех лет. Ноябрь. Первая неделя).
16. То же самое делает ребёнок с пальцем родителя.
1в. Под текст «Мальчик с пальчик» родитель извлекает из гусли (щипком) звук, выполняет дугу, как бы протягивая звук, и кладёт его в ладонь ребёнка. В ответ ребёнок делает то же самое.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. «ВПЕРЁД-НАЗАД»
Движение вперёд и назад через каждые два такта на 4/4:
Если музыкальное сопровождение прекратилось, прекращается и движение (игра в «замри»). Музыкальное сопровождение возобновляется и движение возобновляется, но уже в обратную сторону, спиной назад.
РАБОТА С ЛИСТКОМ БУМАГИ. МОДЕЛИРОВАНИЕ.
1. Целое - дети берут листок бумаги за два конца и показывают его всем. Это - целое.
2. Периметр - дети разглаживают двумя пальцами правой и левой руки листок бумаги по периметру.
3. Листок положить на ковёр перед собой и дотрагиваясь до листочка пальцем по периметру, говорить: «Шаг, шаг, шаг, шаг...», «Побежали, побежали ...» Напевая, имитировать пальцем подскоки (пунктирный ритм). Кружение - пальцем выполнять на листе круговые движения: вправо - остановка, влево - остановка и т.д.
ПРЫГАЛКА. «КРУГ»
Ведущие держат прыгалку поперёк ковра, немного её приподняв. Прыгалка неподвижна.
Друг за другом все перепрыгивают прыгалку и, обегая со спины одною из ведущих, встают друг за другом, готовые прыгать в очередной раз. Непрерывное движение по кругу (за одним из ведущих) даёт определённую стремительность и это детям нравится.
Выполнить это упражнение ещё раз, но с качающейся прыгалкой.
См. также