Художественное время, пространство и хронотоп в литературе
- Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Художественное произведение не может существовать вне категорий времени и пространства.
Время (хронос) художественного произведения всегда отличается от реального исторического времени.
Художественное время может быть:
- объективным, эпическим (это реальное время, в котором движутся события);
- субъективным, лирическим (индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния);
- непрерывным (последовательным) и прерывистым;
- замкнутым, не выходящим за рамки сюжета и не связанным с историческим временем;
- открытым, соотносящимся с определённой исторической эпохой
В произведении время может выражаться с помощью датировки, указания длительности событий и диалогов героев.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»).
Автор может «растянуть», «замедлить» время, «свернуть» его до ремарки (например, «прошлого года») или вовсе «остановить» (для лирических отступлений).
Временная организация в произведении несёт определённую смысловую нагрузку. Например, нарушение хронологии в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, хаотизация датировки заметок в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя служат определённым художественным целям (постепенное раскрытие характера главного героя, создание стереоскопического образа в первом случае и имитация автором речи и мышления душевнобольного человека во втором).
Типология художественного времени
- объективное, (эпическое) — реальное время, с которым движутся события;
- субъективное (лирическое) — индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния (время может томительно тянуться, стремительно лететь и т. д.)
- прерывистое — может иметь:
- ретроспекции: субъективно-читательские (мысленное возвращение читателя к ранее полученным сведениям) и объективно-авторские (авторская отсылка к ранее оговоренному с помощью слов «уже упоминалось о том, что...», «читатель помнит, что...»);
- проспекции — забегание автора вперед с помощью выражений «через несколько дней окажется, что...», «как станет известно позже»;
- ретардации — намеренное замедление автором течения времени, сжатие его; - непрерывное, т. е. последовательное
- мифологическое,
- историческое,
- утопическое,
- замкнутое — не выходящее за пределы сюжета, не связанное с историческим временем (основные жанры фольклора);
- открытое — координирующееся с определенной исторической эпохой,
- соотносимое с историческим;
- несоотносимое с историческим,
- событийное — линейное время, с которым движется ход повествования;
- авторское — зависит от степени «включенности» автора-повествователя в текст. Автор может опережать события, описывать их с середины, конца и т. д.
Пространство художественного произведения — это топос (место), в котором размещаются персонажи и совершается действие.
Традиционно выделяются следующие универсальные пространства:
«дом» (замкнутый топос),
«простор» (разомкнутое пространство) и
«порог» (граница между «домом» и «простором», место, где герой делает выбор).
Пространство может быть:
- замкнутым (тесная комнатка Раскольникова) или разомкнутым (берег реки в эпилоге «Преступления и наказания», небо над Андреем Болконским в «Войне и мире» Л. Н. Толстого),
- ограниченным или безграничным;
- сжатым или объёмным;
- реальным (сцены битв в «Войне и мире» Л. Н. Толстого) или условным (сон в «Сне смешного человека» Ф. М. Достоевского)
Пространство может иметь координаты по вертикали и горизонтали. Так, «верх» ассоциируется с раем, «низ» — с адом. Горизонтальные координаты также противопоставляются между собой и связываются с течением времени: будущее представляется как нечто, расположенное «впереди», прошлое — «позади».
Характерное для русской литературы разграничение миров:
- западный — «чужой»;
- восточный — «свой»
Важными в характеристике пространства являются пороговые топосы, в которых герои оказываются перед принятием важных решений.
Изображение Раскольникова на лестницах, порогах, мостах, в коридорах в «Преступлении и наказании».
Особое место в русской литературе занимает пространство Петербурга: круг «петербургских текстов» составляют отдельные произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М.Достоевского и других писателей.
Хронос (время) и топос (пространство) неотделимы друг от друга. Для обозначения единства пространственно-временной организации текста М. М. Бахтин ввёл понятие «хронотоп».
Хронотоп
Произведение вне времени и пространства не существует; хронос и топос неотделимы друг от друга. В литературоведение понятие «хронотоп» (пространственно-временная организация текста) ввел М. М. Бахтин:
«Примеры времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем».
Универсальные хронотопы в литературе:
- «идиллическое время» в отчем доме: притча о блудном сыне, жизнь Ильи Обломова в Обломовке (в Обломовке время как бы замирает) в романе И. А. Гончарова «Обломов»;
- «авантюрное время» испытаний на чужбине (Н. С. Лесков «Очарованный странник»);
- «мистерийное время» переживаний, самоанализа, принятия важных решений («Божественная комедия» Данте)