Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Художественное время, пространство и хронотоп в литературе

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс

Художественное произведение не может существовать вне категорий времени и пространства.

Время (хронос) художественного произведения всегда отличается от реального исторического времени.

Художественное время может быть:

  • объективным, эпическим (это реальное время, в котором движутся события);
  • субъективным, лирическим (индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния);
  • непрерывным (последовательным) и прерывистым;
  • замкнутым, не выходящим за рамки сюжета и не связанным с историческим временем;
  • открытым, соотносящимся с определённой исторической эпохой

В произведении время может выражаться с помощью датировки, указания длительности событий и диалогов героев.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»).

Автор может «растянуть», «замедлить» время, «свернуть» его до ремарки (например, «прошлого года») или вовсе «остановить» (для лирических отступлений).
Временная организация в произведении несёт определённую смысловую нагрузку. Например, нарушение хронологии в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, хаотизация датировки заметок в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя служат определённым художественным целям (постепенное раскрытие характера главного героя, создание стереоскопического образа в первом случае и имитация автором речи и мышления душевнобольного человека во втором).

Типология художественного времени

  • объективное, (эпическое) — реальное время, с которым движутся события;
  • субъективное (лирическое) — индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния (время может томительно тянуться, стремительно лететь и т. д.)
  • прерывистое — может иметь:
    - ретроспекции: субъективно-читательские (мысленное возвращение читателя к ранее полученным сведениям) и объективно-авторские (авторская отсылка к ранее оговоренному с помощью слов «уже упоминалось о том, что...», «читатель помнит, что...»);
    - проспекции — забегание автора вперед с помощью выражений «через несколько дней окажется, что...», «как станет известно позже»;
    - ретардации — намеренное замедление автором течения времени, сжатие его;
  • непрерывное, т. е. последовательное
  • мифологическое,
  • историческое,
  • утопическое,
  • замкнутое — не выходящее за пределы сюжета, не связанное с историческим временем (основные жанры фольклора);
  • открытое — координирующееся с определенной исторической эпохой,
  • соотносимое с историческим;
  • несоотносимое с историческим,
  • событийное — линейное время, с которым движется ход повествования;
  • авторское — зависит от степени «включенности» автора-повествователя в текст. Автор может опережать события, описывать их с середины, конца и т. д.

Пространство художественного произведения — это топос (место), в котором размещаются персонажи и совершается действие.

Традиционно выделяются следующие универсальные пространства:
«дом» (замкнутый топос),
«простор» (разомкнутое пространство) и
«порог» (граница между «домом» и «простором», место, где герой делает выбор).

Пространство может быть:

  • замкнутым (тесная комнатка Раскольникова) или разомкнутым (берег реки в эпилоге «Преступления и наказания», небо над Андреем Болконским в «Войне и мире» Л. Н. Толстого),
  • ограниченным или безграничным;
  • сжатым или объёмным;
  • реальным (сцены битв в «Войне и мире» Л. Н. Толстого) или условным (сон в «Сне смешного человека» Ф. М. Достоевского)

Пространство может иметь координаты по вертикали и горизонтали. Так, «верх» ассоциируется с раем, «низ» — с адом. Горизонтальные координаты также противопоставляются между собой и связываются с течением времени: будущее представляется как нечто, расположенное «впереди», прошлое — «позади».

Характерное для русской литературы разграничение миров:

  • западный — «чужой»;
  • восточный — «свой»

Важными в характеристике пространства являются пороговые топосы, в которых герои оказываются перед принятием важных решений.
Изображение Раскольникова на лестницах, порогах, мостах, в коридорах в «Преступлении и наказании».

Особое место в русской литературе занимает пространство Петербурга: круг «петербургских текстов» составляют отдельные произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М.Достоевского и других писателей.

Хронос (время) и топос (пространство) неотделимы друг от друга. Для обозначения единства пространственно-временной организации текста М. М. Бахтин ввёл понятие «хронотоп».

Хронотоп

Произведение вне времени и пространства не существует; хронос и топос неотделимы друг от друга. В литературоведение понятие «хронотоп» (пространственно-временная организация текста) ввел М. М. Бахтин:
«Примеры времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем».

Универсальные хронотопы в литературе:

  • «идиллическое время» в отчем доме: притча о блудном сыне, жизнь Ильи Обломова в Обломовке (в Обломовке время как бы замирает) в романе И. А. Гончарова «Обломов»;
  • «авантюрное время» испытаний на чужбине (Н. С. Лесков «Очарованный странник»);
  • «мистерийное время» переживаний, самоанализа, принятия важных решений («Божественная комедия» Данте)

Художественное время и пространство. Теория литературы. Подготовка к экзамену

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника