Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Художественные средства создания образов в литературе

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

Портрет

От фр. portrait — изображение.

Изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики.

  • Может включать описание внешности, действий и состояний героя (динамический портрет — выражение лица, глаз, мимики, жестов), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа (одежды, манеры поведения, прически и т. п.).
  • Особый тип — психологический портрет: раскрывает характер, внутренний мир и душевные переживания героя.

Пейзаж

От фр. paysage, от pays — страна, местность.

Изображение картин природы как средство образного выражения замысла автора

  • Подчеркивает или передает душевное состояние персонажей, которое уподобляется или противопоставляется жизни природы (дуб в восприятии Андрея Болконского в «Войне и мире» Л. Н. Толстого).
  • В пейзажной лирике имеет самостоятельное значение.

Виды пейзажей

  • «Идеальный».
    В поэзии классицизма (в одах гармонирует с фигурой восхваляемого героя).
  • «Бурный».
    В романтизме и неоромантизме. Резонирует с душой героя.
  • «Унылый».
    В романтических элегиях, в произведениях критического реализма. Состояние человека и состояние природы соотносятся.

Речевая характеристика героя

Средство художественного изображения персонажей.

  • Использование элементов книжной речи или просторечий, профессионализмов и т. д. характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
  • Осуществляется через диалог и монолог.

Монолог. От греч. monos — один, logos — слово, речь.
Развернутое и тематически обособленное высказывание персонажа или повествователя.
Может быть обращенным к адресату, а также уединенным (герой в одиночестве произносит его вслух) или внутренним (внутренняя речь).

Диалог. От греч. dialogos — разговор двух людей.
Обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц.
Служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета.

Внутренняя речь

Речь персонажа, обращенная к себе и не произнесенная вслух

  • Является художественным приемом, раскрывающим внутренний мир героя.
  • Имитирует устную речь, поэтому часто имеет нелинейный характер: отражает душевное состояние персонажа как спонтанный поток чувств, образов, воспоминаний, в котором могут отсутствовать смысловая и синтаксическая упорядоченность (внутренние монологи Раскольникова после убийства старухи и ее сестры в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Анны Карениной в финале одноименного романа Л. Н. Толстого).

Сказ

Тип повествования, основанный на стилизации речи того героя, который выступает в роли рассказчика («Левша», «Очарованный странник» Н. С. Лескова, сказы П. Бажова, рассказы М. Зощенко).

Повествование ведется в присущей рассказчику манере, имитирует живую разговорную речь со всеми ее характерными особенностями (спонтанность, использование разговорной и просторечной лексики и фразеологии, диалектизмов, неполных предложений).

Говорящая фамилия

Характеристика персонажа с помощью его имени или фамилии, указывающих на определенные качества характера.

Отражает отношение автора к герою (фамилии персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», в пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедова, в произведениях А. П. Чехова и т. д.)

Ремарка

От фр. remargue — замечание, примечание, пояснение.

Авторское пояснение в драматическом произведении.

  • Сообщает о месте и времени действия, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и т. п.
  • Может быть предпослана тексту в целом, акту, явлению, эпизоду или реплике
  • Показывает авторскую оценку происходящего: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые своды...» (М. Горький «На дне»).

Деталь

Значимая подробность, с помощью которой создается художественный образ.

Художественная деталь позволяет показать социальное положение, психологическое состояние или черты характера героя, понять мотивацию его поступков, в единичном увидеть характерное.

Особо значимая деталь может стать мотивом или лейтмотивом текста (часы в доме Турбиных в «Белой гвардии», луна и солнце в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова).

Деталь в художественном произведении

  • предметная: драдедамовый платок Сони Мармеладовой;
  • цветовая: желтый цвет в романе «Преступление и нака зание» Ф. М. Достоевского;
  • интерьера: квартира Турбиных в «Белой гвардии» М. А. Булгакова;
  • обстановки: «дырявые соломенные крыши» в рассказе «Студент» А. П. Чехова;
  • пейзажа: солнце в рассказе «О любви» А. П. Чехова;
  • портрета: неоднократно появляющаяся в «Войне и мире» «короткая верхняя губка с усиками» княгини Болконской;
  • действия и состояния (психологическая): движение рук лирической героини в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью...» А. А. Ахматовой;
  • речи: картавость толстовского Денисова и булгаковского Най-Турса; объяснение в любви Пьера Элен Курагиной на французском, а не на русском языке

Деталь может быть предметной, бытовой, психологической и какой-либо другой одновременно.

Деталь:

  • Необходимая
    Значимая в смысловом плане подробность (потеря лорнетки в «Даме с собачкой» А. П. Чехова — попытка бегства от прошлой жизни).
  • Избыточная
    Подчеркивающая ироническое отношение автора к герою (в «Ионыче» А. П. Чехова Вера Иосифовна свои романы «читала <...> вслух своим гостям.». Избыточное «вслух» — насмешка над образованностью героини).

Символ

Самостоятельный художественный образ, знак, имеющий многозначный эмоционально-иносказательный смысл.

Символ, метафора и аллегория образуют переносные значения на основе связей между предметами и явлениями.

Отличия символа:
⇓
от метафоры

  • имеет большее количество трактовок;
  • независимость от прообраза, отрыв от него (метафора остается связанной с действительностью, углубляет ее понимание).

Отличия символа:
⇓
от аллегории

  • не имеет однозначной дешифровки семантики (значения);
  • неотделимость от структуры художественного образа.

Типы символов

  • имеющие опору в культурной традиции — универсальные, значение которых понятно большинству читателей (образы-символы пути, ночи, чаши, креста, голубя). Вариативность их значений ограничена традицией;
  • индивидуальные, созданные без опоры на культурную традицию — авторские, реализующиеся в рамках одного или нескольких произведений писателя: Русь-тройка у Н. В. Гоголя, «Оно» в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Обладают большой степенью вариативности трактовки, часто не имеют однозначной расшифровки.

Символическим смыслом может обладать метафора, олицетворение, сравнение, художественная деталь, пейзаж, заголовок, художественный образ и т. д.
Например, Прекрасная Дама А. А. Блока — это образ и возлюбленной, и Души Мира, и Вечной женственности; халат, диван, ветка сирени из «Обломова» И. А. Гончарова;
название повести А. Платонова «Котлован», образ-символ Солнца у К. Д. Бальмонта.

Символ безгранично многозначен, расшифровка его значения зависит от жизненного и читательского опыта воспринимающего.

Художественные средства создания образов в литературе

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника