Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Художественный вымысел, авторский замысел и фантастика в литературе

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс

Художественный вымысел — изображение событий, персонажей, обстоятельств, не существующих в действительности, а созданных воображением писателя.

Особый род художественной условности: воспринимается как то, что могло бы быть в жизни или каком-то другом мире.

Границы между художественным вымыслом и достоверностью условны: их трудно провести в жанре мемуаров и биографий. Мера художественного вымысла зависит от жанра, личности писателя, его творческих методов, литературного направления.

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — вид художественной литературы, основанный на особом типе образности, предполагающей установку на вымысел, нарушение логических связей и законов реальности, высокую степень художественной условности. Лежит в основе мифов, русских сказок и былин, фольклора.
Как художественный приём используется в произведениях любых жанров и направлений («Нос» Н. В. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова).

  • Лежит в основе мифов, русских сказок и былин, фольклора.
  • Используется в литературе с древнейших времен: «Одиссея» Гомера, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Фауст» И. В. Гете, «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, «Вий» Н. В. Гоголя.
  • Фантастическое допущение (условность) лежит в основе жанров утопии и антиутопии.
  • В конце XIX — начале XX в. широкое распространение получила научная фантастика (Ж. Верн, Г. Уэллс, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, И. А. Ефремов и др.)
  • Особый вид фантастики — фэнтези, где главную роль играет иррациональное, мистическое начало. Герои фэнтези — мифологические и сказочные существа (трилогия «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса).

Рассмотрим на примере романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», как в произведении сосуществуют правда и вымысел.

Историческая правда:

  • исторические лица - Е. И. Пугачёв, Екатерина II, Пётр III.
  • исторические события - крестьянское восстание, взятие поволжских городов, осада Оренбурга, казнь Пугачёва.

Художественный вымысел:

  • вымышленные герои - П. А. Гринёв, А. И. Швабрин, И. К. Миронов.
  • вымышленные события - отношения Маши и Гринёва, встреча М. И. Мироновой с Екатериной II.

Отношение к художественному вымыслу в различных литературных направлениях было не одинаковым:

  • классицизм, реализм, натурализм - характерно требование достоверности, ограничивающее воображение писателя.
  • барокко, романтизм, модернизм, постмодернизм - свойственно признание за автором права изображать события, невероятные с точки зрения обыденного сознания.

Авторский замысел — это первоначальный план будущего произведения, в котором заложены представления о его содержании и форме, основных чертах и свойствах.

Авторский замысел возникает в воображении писателя до начала непосредственной работы и являет собой первую ступень творческого процесса. Оформляется он обычно в виде планов и программ.

Пути формирования авторского замысла могут быть различными:

  • внезапное озарение, переживание или образ, сразу открывающие замысел, равнозначные ему (такой путь более характерен для лирических произведений)
  • длительный интерес к тем или иным проблемам, изучение данных истории, социологии, политики и других наук (характерен для эпических произведений)

Чаще всего происходит совмещение двух указанных путей формирования авторского замысла.

Воплощение авторского замысла — это оформление замысла в конкретной художественной форме, процесс создания художественного произведения (до воплощения художественное произведение не существует).

Воплощение авторского замысла связано с трудностями перевода образов на язык словесного искусства.

Авторский замысел может быть воплощённым или невоплощённым, завершённым или незавершённым, неизменным или трансформированным.

Лев Толстой увидел сломанный репейник — появился замысел повести о Хаджи-Мурате. Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, репейник не вызвал бы у него этой мысли. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.

Художественный вымысел и авторский замысел в литературе. Подготовка к экзамену

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника