Анализ лирического произведения. А. С. Пушкин «Медный всадник» 1833 г.
- Класс: 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Жанр:
Философско-символическая поэма.
Художественный метод:
реализм.
Тема. Идея:
В произведении раскрывается тема взаимоотношений «маленького человека» (чиновник Евгений) и власти (Медный всадник — Пётр I). Они противостоят друг другу, но в то же время равнозначны, так как воплощают разные сферы исторической жизни, имеющие равное право на существование. Поэтому в поэме нет сюжетной однолинейности и «одногеройности».
Образ автора или лирического героя (его мысли, чувства, переживания). Отношение автора к своему герою:
«Как все, он вёл себя нестрого,
Как вы, о деньгах думал много,
Как вы, сгрустнув, курил табак,
Как вы, носил мундирный фрак».
(IV, 404)
Композиция (развитие чувств, идей или образов):
Во вступлении славится Пётр Великий и его «творенье» — Петербург.
Главный герой — чиновник Евгений — беспокоится о том, что с прибывающей реки сняли мосты и разлучили его с возлюбленной Парашей, живущей на другом берегу.
Петербург оказывается под водой.
Возвышаясь над стихией, «стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне»
(памятник Петру I).
Параша и её мать погибли, герой лишается рассудка.
Проходит год, и однажды, проснувшись, Евгений живо вспоминает наводнение.
Случайно оказавшись у памятника Петру Великому, Евгений в гневе грозит ему («Ужо тебе!..»).
Этот бунт — кульминация поэмы.
Но вдруг герою кажется, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжёлый топот медных копыт.
Всю ночь несчастный мечется по городу, спасаясь от погони.
Особенности ритмомелодики, темпоритма (система рифмовки, стихотворный размер, рифма и т. д.):
Поэма написана четырёхстопным ямбом.
Язык художественного произведения (тропы, фигуры и др.):
«Медный всадник» — оксюморон в названии: мотив оживающей статуи.
Символическая образность: всадник — царь, конь — его народ и государство, змея в ногах — козни и злодеяния, мешавшие Петру; наводнение — не поток воды, а неконтролируемая стихия.
Связь с определённым направлением, течением:
Белинский первым предложил наиболее распространённое толкование: поэма о столкновении частной судьбы и исторической необходимости. Пётр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди. Позднее появились другие акценты в интерпретации поэмы.
Кроме указания имени автора и краткой истории написания произведения, анализа жизненных событий, темы, идеи и жанровой разновидности, а также других особенностей, следует обратить внимание на значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя, на общечеловеческую значимость стихотворения.
Иногда возникает необходимость не просто проанализировать одно лирическое произведение, а сопоставить два или несколько. В данном случае нужно обратить внимание на следующие особенности процесса анализа:
В сопоставляемых произведениях следует искать точки соприкосновения.
Общие символы, образы, мифологемы; ключевые слова по сходству, контрасту, смежности, ассоциации, умозаключению.
Анализ композиции может показать общие черты между двумя произведениями.
Особенностью обоих может быть лирический зачин, созвучный с финалом, или кольцевая композиция, или же стихотворения строятся на антитезе как основном приёме и т.п.
Чтобы сопоставление было целостным, стоит уделить внимание ритмической организации стихов, а также принципам стихосложения, к которым прибегают авторы.
В русском стихосложении три вида ритмической организации:
- cиллабическая;
- тоническая;
- cиллабо-тоническая (наиболее характерная и распространённая в русской поэзии).
Главные герои
Пётр I
Два лика Петра I
1) великая личность.
Петр во «Вступлении» живой и деятельный.
С именем Петра связано начало реформ, преобразований в России. Петр — основатель прекрасной столицы, царь-труженик, государственный деятель, патриот, мудрый правитель:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Он объединяет нацию (в его речи использовано местоимение «мы», а не «я»), думает о процветании всей империи.
2) деспот-самодержец.
Петр в основном тексте предстает в образе Медного всадника — статуи, памятника, неподвижного и окаменелого.
Медный всадник — олицетворение бесчеловечной государственности, с презрением относящейся к проблемам «маленького человека».
Образ такого Петра появляется в конце первой части:
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне
и далее развивается во второй, обретая все более эмоционально-оценочные характеристики:
...Ужасен он в окрестной мгле!..,
...мощный властелин судьбы...,
...державец полумира...,
...горделивый истукан...,
...строитель чудотворный...,
...грозный царь....
А. С. Пушкин не дает однозначной оценки деятельности Петра I.
Евгений
Два лика Евгения
1) потомок некогда знатного рода, а ныне бедный молодой человек, зарабатывающий своим трудом, мечтающий о собственном семейном счастье с любимой Парашей, покорный судьбе.
До трагедии Евгений
«молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов».
«О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь».
После катастрофы герой меняется:
Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни се, ни житель света,
Ни призрак мертвый...
2) обезумевший, сумевший пойти на бунт против великого императора, против власти.
Вернувшись во второй раз на Петрову площадь, но уже с новым знанием (ему, безумцу, понятны те смыслы, которые закрыты от других), вновь увидев памятник Петру, ответственному за гибель Параши, Евгений в порыве гнева выражает ему свой протест:
Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!»...
В образе Евгения присутствуют черты, типичные для «маленького человека» (бедность, забота о деньгах, мечты о счастье, волнение о близких, способность на внутренний протест и т. д.). Герой лишен индивидуальных черт, он один из многих.
Петербург
Два облика
Прекрасный европейский город,
«юный град,
Полнощных стран краса и диво».
Автор-повествователь восхищен Петербургом:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид»,
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия»
Искусственно созданный город, при строительстве которого погибло много людей. Он не для частного человека; в нем заведомо не учтена жизнь. Это город, где сходят с ума (как позже герои Достоевского). Петербург — город-мираж на болотах — противопоставлен Москве, естественно возникшей, однако не столь пышной.
Петербург является не просто пространством действия, а прямым участником конфликта.
- В поэме важную роль играет фантастика, помогающая раскрыть восприятие действительности героем, обостряющая конфликт до предела.
- Автор-повествователь открыто заявляет о себе в произведении, комментируя события, направляя читателя к нужному выводу и т. д.
«Медный всадник» — одно из центральных произведении «петербургского текста» русской литературы.
Конфликт
частной личности — Евгений — «маленький человек», обезумевший от открывшейся для него правды, столкнувшийся с лицом государства, сумевший пойти на бунт, однако погибший в столкновении с бездушной властью.
государства — Медный всадник — лицо государства, каменное, безжалостное. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, преследуя любого, помыслившего пройти против власти.
Конфликт будет существовать, пока интересы личности не станут целью государства.
Проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. С. Пушкин анализирует конфликт между частной личностью и государством:
- Евгений — «маленький человек», обезумевший от открывшейся для него правды о жиз-ни. Столкнувшись с лицом государства, герой сумел пойти на бунт, однако погиб в столкновении с бездушной властью.
- Медный всадник — лицо государства, каменное, безжалостное. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, преследуя любого, помыслившего пойти против власти.
Конфликт будет существовать, пока интересы личности не станут целью государства.
Проблематика поэмы: столкновение личности с неизбежным ходом истории, противостояние коллективной, общественной воли (Пётр Великий) и воли личной (Евгений).
Пушкин неоднозначно оценивал Петра I как личность:
Пётр — великий деятель, реформатор, основатель прекрасной столицы, царь-труженик, патриот, мудрый правитель.
Но в то же время он деспот-самодержец, не заботящийся об интересах частного человека.
Читать поэму "Медный всадник" → Медный всадник