Анализ и тематическое разнообразие романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
- Класс: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
История создания
Первоначальный замысел «Капитанской дочки» возникает у А. С. Пушкина к концу лета 1832 г., а в октябре он начинает работать над романом «Дубровский».
⇓
Разинско-пугачёвская тема приковывает внимание Пушкина уже вскоре после его приезда в Михайловское, в 1824 г. По мере изучения исторического материала у писателя возникают различные планы исторической повести, которые существенно различаются и героями, и сюжетом.
В 1833 г. Пушкин пишет историческое исследование «История Пугачева». Собирая материалы, он работает в архивах, едет в Поволжье и на Южный Урал, в места действия «пугачевщины». Параллельно вызревает замысел «Капитанской дочки».
⇓
Около 24 октября 1836 г. Пушкин представил цензору П. А. Корсакову повесть «Капитанская дочка», предполагая выпустить повесть анонимно.
Повесть опубликована 22 декабря 1836 г. в четвертом номере пушкинского «Современника».
Жанр — роман.
Метод — реалистический.
Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева.
«Капитанская дочка» — последнее прозаическое произведение Пушкина.
Пушкина интересуют не только исторические события, но и жизнь обычных людей. Автор прослеживает, как время и события изменяют ход жизни, ломают человеческие судьбы. Темой повести является изображение исторических событий, но для автора важнее то, как ведут себя люди в критической ситуации. Поэтому в центре повести моральные проблемы: честь, долг, совесть.
Темы романа
Историческая.
Основная тема — восстание Пугачева 1773-1774 гг.
Любовная.
Частная тема — любовь и верность Петра Гринева и Маши Мироновой, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны.
Политематичность «Капитанской дочки»
В «Капитанской дочке» отражены все наиболее важные темы позднего периода творчества Пушкина:
- место «маленького человека» в исторических событиях (Гринев, Маша);
- нравственный выбор в сложных обстоятельствах (Иван Кузьмич, Швабрин, Гринев);
- закон и милосердие (Пугачев и Гринев, императрица и Маша);
- народ и власть;
- тема семейных отношений (Мироновы, Гриневы).
Система эпиграфов
В романе 17 эпиграфов: один относится ко всему роману, 16 предпосланы главам.
Эпиграфы несут важную смысловую нагрузку: отражают авторскую позицию, акцентируют тему, задают эмоциональную тональность, вводят повествование в контекст русской культуры.
Большая часть эпиграфов (10 из 17) — из народного творчества. Это создает атмосферу народности и отражает содержание произведения.
Общий эпиграф («Береги честь смолоду») определяет главную идею — в любых обстоятельствах необходимо хранить верность долгу и чести. Это отцовский завет главному герою перед началом его самостоятельной жизни. Эпиграф показывает общность взглядов автора и рассказчика.
Эпиграфами к главам романа служат пословицы, народные песни, цитаты из произведений литературы XVIII в. (Я. Б. Княжнин, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин), часто в переработанном виде.
Симметричность композиции
Две сюжетные линии
Историческая.
Описание восстания Емельяна Пугачева.
Частная.
Отношения Петра Гринева и Маши Мироновой, семейная жизнь Мироновых и Гриневых.
Два мира
Народный.
Во главе — Пугачев, выходец из народа. Военный совет у Пугачева — живое обсуждение, на котором принимается оптимальное решение.
Дворянский.
Во главе — Екатерина II. Представитель — генерал. Военный совет дан сатирически, военная теория без понимания реальной ситуации приводит к губительному решению.
Сопоставление сюжетных ситуаций
- Маша Миронова оказывается в беде.
Причина — суровые законы народного восстания.
Гринев спасает Машу, обращаясь за помощью к крестьянскому царю. - Петр Гринев оказывается в беде.
Причина — законы дворянской государственности.
Маша спасает Гринева, обращаясь за помощью к императрице.
«В “Капитанской дочке” история пугачёвского бунта или подробности о нём как-то живее, нежели в самой истории. В этой повести коротко знакомишься с положением России в эту странную и страшную годину. Сам Пугачёв обрисован метко и впечатлительно. Его видишь, его слышишь. Может быть, в некоторых чертах автор несколько идеализировал его» (П. А. Вяземский).
«Поэт изображает в ней [в “Капитанской дочке”] нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернёра-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича <…> Зурина, Миронова и его жены, их кума Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачёва, с его «господами енаралами», таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать» (В. Г. Белинский).
Смысл названия романа «Капитанская дочка»
В названии автор отдаёт дань уважения и восхищения скромной милой дочери геройски погибшего капитана Миронова.
В очень трудных условиях она, подобно своему отцу, проявила твёрдость и мужество.
Благодаря природному уму, честности и искренности она смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восстановить справедливость. В двух словах, образующих это название, заложены две основные сюжетные линии: историческая и семейная, они отражают две стороны человека — гражданскую и личную.
Капитанская
- отечество
- долг
- служба (служение)
- присяга
- ранг
- честь
дочка
- семья
- традиции
- любовь
- верность, преданность
- уважение
- род
Эпиграфом ко всему роману служит сокращённая русская пословица «береги честь смолоду», определяющая основную идею романа — в любых обстоятельствах необходимо хранить верность долгу и чести.
При этом честь для автора оказывается высшей ценностью в обоих мирах романа:
в мире историческом
поведение различных героев во время пугачёвского бунта.
в мире семейном
личные качества героев.
Особенно ярко это проявилось в образе Маши Мироновой, дочери коменданта Белгородской крепости капитана Миронова. Она оказалась в центре событий:
- из-за неё возникает ссора и дуэль между вставшим на её защиту Гринёвым и Швабриным;
- ради неё счастливо избежавший казни Гринёв идёт навстречу неизвестности в занятую восставшими Белгородскую крепость.
Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна, капитанская дочка. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Именно её образ попал в название романа.
Счастливый финал романа не случаен: автор хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь и благородство не остаются незамеченными, неоценёнными.
Характеристика Маши Мироновой словами из произведения:
«Девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».
«Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его [Гринёва] спасти».
«Вскоре они [родители Гринёва] к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить».
«Сравнительно с «Капитанской дочкой», — восхищённо замечал Н. В. Гоголь, — все наши романы и повести кажутся приторной размазнёю. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурною...»
Влияние А. С. Пушкина распространилось не только на литературу, но и на другие области искусства.
Русская живопись. Художники В. Тропинин, О. Кипренский, И. Репин и др. обращались к пушкинским темам.
Музыка. По мотивам пушкинских произведений написаны опера «Борис Годунов» М. Мусоргского, опера «Руслан и Людмила» М. Глинки; «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. И. Чайковского, «Сказка о Царе Салтане», «Золотой петушок», «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова; «Русалочка» А. Даргомыжского и др.
Кинематограф. По сюжетам произведений А. С. Пушкина сняты фильмы «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Маленькие трагедии», «Коллежский регистратор», «Сказка о Царе Салтане» и др.