Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Анализ и тематическое разнообразие романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

  • Класс: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

История создания

Первоначальный замысел «Капитанской дочки» возникает у А. С. Пушкина к концу лета 1832 г., а в октябре он начинает работать над романом «Дубровский».

⇓

Разинско-пугачёвская тема приковывает внимание Пушкина уже вскоре после его приезда в Михайловское, в 1824 г. По мере изучения исторического материала у писателя возникают различные планы исторической повести, которые существенно различаются и героями, и сюжетом.
В 1833 г. Пушкин пишет историческое исследование «История Пугачева». Собирая материалы, он работает в архивах, едет в Поволжье и на Южный Урал, в места действия «пугачевщины». Параллельно вызревает замысел «Капитанской дочки».

⇓

Около 24 октября 1836 г. Пушкин представил цензору П. А. Корсакову повесть «Капитанская дочка», предполагая выпустить повесть анонимно.
Повесть опубликована 22 декабря 1836 г. в четвертом номере пушкинского «Современника».

Читать → Капитанская дочка

Жанр — роман.

Метод — реалистический.

Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева.

«Капитанская дочка» — последнее прозаическое произведение Пушкина.

Пушкина интересуют не только исторические события, но и жизнь обычных людей. Автор прослеживает, как время и события изменяют ход жизни, ломают человеческие судьбы. Темой повести является изображение исторических событий, но для автора важнее то, как ведут себя люди в критической ситуации. Поэтому в центре повести моральные проблемы: честь, долг, совесть.

Темы романа

Историческая.
Основная тема — восстание Пугачева 1773-1774 гг.

Любовная.
Частная тема — любовь и верность Петра Гринева и Маши Мироновой, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны.

Политематичность «Капитанской дочки»

В «Капитанской дочке» отражены все наиболее важные темы позднего периода творчества Пушкина:

  • место «маленького человека» в исторических событиях (Гринев, Маша);
  • нравственный выбор в сложных обстоятельствах (Иван Кузьмич, Швабрин, Гринев);
  • закон и милосердие (Пугачев и Гринев, императрица и Маша);
  • народ и власть;
  • тема семейных отношений (Мироновы, Гриневы).

Система эпиграфов

В романе 17 эпиграфов: один относится ко всему роману, 16 предпосланы главам.

Эпиграфы несут важную смысловую нагрузку: отражают авторскую позицию, акцентируют тему, задают эмоциональную тональность, вводят повествование в контекст русской культуры.

Большая часть эпиграфов (10 из 17) — из народного творчества. Это создает атмосферу народности и отражает содержание произведения.

Общий эпиграф («Береги честь смолоду») определяет главную идею — в любых обстоятельствах необходимо хранить верность долгу и чести. Это отцовский завет главному герою перед началом его самостоятельной жизни. Эпиграф показывает общность взглядов автора и рассказчика.

Эпиграфами к главам романа служат пословицы, народные песни, цитаты из произведений литературы XVIII в. (Я. Б. Княжнин, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин), часто в переработанном виде.

Симметричность композиции

Две сюжетные линии

Историческая.
Описание восстания Емельяна Пугачева.

Частная.
Отношения Петра Гринева и Маши Мироновой, семейная жизнь Мироновых и Гриневых.

Два мира

Народный.
Во главе — Пугачев, выходец из народа. Военный совет у Пугачева — живое обсуждение, на котором принимается оптимальное решение.

Дворянский.
Во главе — Екатерина II. Представитель — генерал. Военный совет дан сатирически, военная теория без понимания реальной ситуации приводит к губительному решению.

Сопоставление сюжетных ситуаций

  • Маша Миронова оказывается в беде.
    Причина — суровые законы народного восстания.
    Гринев спасает Машу, обращаясь за помощью к крестьянскому царю.
  • Петр Гринев оказывается в беде.
    Причина — законы дворянской государственности.
    Маша спасает Гринева, обращаясь за помощью к императрице.

«В “Капитанской дочке” история пугачёвского бунта или подробности о нём как-то живее, нежели в самой истории. В этой повести коротко знакомишься с положением России в эту странную и страшную годину. Сам Пугачёв обрисован метко и впечатлительно. Его видишь, его слышишь. Может быть, в некоторых чертах автор несколько идеализировал его» (П. А. Вяземский).

«Поэт изображает в ней [в “Капитанской дочке”] нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернёра-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича <…> Зурина, Миронова и его жены, их кума Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачёва, с его «господами енаралами», таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать» (В. Г. Белинский).

Смысл названия романа «Капитанская дочка»

В названии автор отдаёт дань уважения и восхищения скромной милой дочери геройски погибшего капитана Миронова.

В очень трудных условиях она, подобно своему отцу, проявила твёрдость и мужество.

Благодаря природному уму, честности и искренности она смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восстановить справедливость. В двух словах, образующих это название, заложены две основные сюжетные линии: историческая и семейная, они отражают две стороны человека — гражданскую и личную.

Капитанская

  • отечество
  • долг
  • служба (служение)
  • присяга
  • ранг
  • честь

дочка 

  • семья
  • традиции
  • любовь
  • верность, преданность
  • уважение
  • род

Эпиграфом ко всему роману служит сокращённая русская пословица «береги честь смолоду», определяющая основную идею романа — в любых обстоятельствах необходимо хранить верность долгу и чести.

При этом честь для автора оказывается высшей ценностью в обоих мирах романа:

в мире историческом
поведение различных героев во время пугачёвского бунта.

в мире семейном
личные качества героев.

Особенно ярко это проявилось в образе Маши Мироновой, дочери коменданта Белгородской крепости капитана Миронова. Она оказалась в центре событий:

  • из-за неё возникает ссора и дуэль между вставшим на её защиту Гринёвым и Швабриным;
  • ради неё счастливо избежавший казни Гринёв идёт навстречу неизвестности в занятую восставшими Белгородскую крепость.

Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна, капитанская дочка. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Именно её образ попал в название романа.

Счастливый финал романа не случаен: автор хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь и благородство не остаются незамеченными, неоценёнными.

Характеристика Маши Мироновой словами из произведения:

«Девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».

«Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его [Гринёва] спасти».

«Вскоре они [родители Гринёва] к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить».

«Сравнительно с «Капитанской дочкой», — восхищённо замечал Н. В. Гоголь, — все наши романы и повести кажутся приторной размазнёю. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурною...»


Влияние А. С. Пушкина распространилось не только на литературу, но и на другие области искусства.

Русская живопись. Художники В. Тропинин, О. Кипренский, И. Репин и др. обращались к пушкинским темам.

Музыка. По мотивам пушкинских произведений написаны опера «Борис Годунов» М. Мусоргского, опера «Руслан и Людмила» М. Глинки; «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. И. Чайковского, «Сказка о Царе Салтане», «Золотой петушок», «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова; «Русалочка» А. Даргомыжского и др.

Кинематограф. По сюжетам произведений А. С. Пушкина сняты фильмы «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Маленькие трагедии», «Коллежский регистратор», «Сказка о Царе Салтане» и др.

Анализ и тематическое разнообразие романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника