Анализ драматического произведения. А. Н. Островский «Гроза» 1860 г.
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Жанровая природа произведения:
драма
Конфликт:
В драме «Гроза», написанной в период общественного подъёма, показан кризис патриархального мира, «тёмного царства». Суть основного конфликта — между «тёмным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.
Проблематика:
В своей пьесе автор ставит вопрос: почему возникло такое явление, как самодурство? Кто виноват в этом?
Особенности развития сценических действий:
Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Город живёт своей особой, замкнутой жизнью.
Характеры героев и художественные средства их раскрытия:
Драматург показывает убожество, дикость нравов жителей города: самодурство одних и притворную покорность других. Это и есть «тёмное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха (их фамилии, в соответствии с эстетикой говорящих имён, почти полностью исчерпывают образ).
Тема. Идея:
Катерина — «луч света в тёмном царстве», её жизненная сила и стремление к правде и добру оказываются запертыми в закостеневшем патриархальном мире.
Различные научные или читательские интерпретации:
Раскаты грома, согласно Библии, ассоциируются со страшной карой Христа, а гром в сочетании с молнией свидетельствует не только о величии Божьем, но и является видимым знаком его грозного суда.
Место произведения в историко-литературном процессе:
Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал «Грозу» «самым решительным произведением Островского», так как гибель Катерины, по его мнению, «страшный вызов самодурной силе».
По словам М. Горького, «пьеса — драма, комедия — самая трудная форма литературы, — трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом, и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора».
Анализ отдельного эпизода драматического произведения важен для понимания целого произведения. Проанализировать сцену — значит, определить взаимоотношения персонажей, выяснить, что определённая сцена даёт для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния, а также показать, с помощью каких приёмов раскрываются характеры и как эта сцена влияет на развитие действия и конфликта пьесы. Следует сформулировать ответ по пунктам:
1. Место эпизода в композиции произведения.
2. Герои, принимающие участие в действии в этом эпизоде.
3. Средства, которыми воспользовался автор при изображении персонажей.
4. Как эпизод помогает понять идею произведения?
Островский — основоположник национального театра/
Традиционный театр —
- театр не имел постоянной труппы профессиональных актеров;
- спектакль ориентировался на одного ведущего актера;
- отсутствовала режиссура, не было тесного взаимодействия между автором и постановщиком;
- спектакль не был ориентирован на демократическую аудиторию (на народ).
Театр Островского —
- отстаивает принципы авторского театра;
- организован по образцу театров У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И. В. Гете;
- вводит постоянный состав труппы,
- ориентирован на спектакль в целом и равенство всех ролей;
- Островский становится одновременно автором и режиссером постановщиком;
- драматург пишет произведения с расчетом на их реальную сценическую постановку;
- выводит на сцену купечество;
- ориентируется на различные слои общества. Зритель из народа учится разбираться в жизни, искушенный зритель получает «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься»;
- Островский делает театр истинно народным, создает для типично русский репертуар.
А. А. Григорьев: «Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского».
И. А. Гончаров: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: "театр Островского"».
История создания и постановки
Островский пишет «Грозу» с июня - июля по 9 октября 1859 г. Автор обращается к злободневным темам своего времени, показывая кризис патриархальных устоев жизни и появление положительного, светлого начала, героини из народной среды. Премьера спектакля состоялась 16 ноября 1859 г. на сцене московского Малого театра и имела огромный успех. Опубликована в 1860 г. в журнале «Библиотека для чтения».
Русская критика о драме
И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», 1860 г.
«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».
Этот бунт исходит из глубин народной жизни. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу».
Критик замечает, что «жить в "темном царстве" хуже смерти».
Л. А. Григорьев «После “Грозы” Островского», 1860 г.
В «Грозе» показаны фундаментальные начала народной жизни. Островский «не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не "самодурство", а "народность"». Катерина и Кабанова представляют два полюса народной жизни
Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы», 1864 г.
«Темное царство» порождает «карликов и вечных детей». «Первые делают зло активное, вторые — пассивное; первые больше мучают других, чем страдают сами, вторые больше страдают сами, чем мучают других». Героиня — не «луч света», она «вечный ребенок», который своим ужасным поступком, самоубийством, делает «последнюю и величайшую нелепость».
Система персонажей
«Темное царство»:
Самодуры, угнетатели. Своей властью подавляют все человеческое в окружающих. Представители косного, «неподвижного», типа мышления:
- Кабаниха;
- Дикой
Жертвы «темного царства»:
- Катерина;
- Тихон;
- Борис;
- Варвара;
- Кулигин;
- Кудряш.
Катерина
Детство
До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией, любовью.
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла», «пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, у нас полон дом был странниц; да богомолок...», «ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса...»
Выйдя замуж, она теряет свой внутренний рай. Теперь и голоса «поют, точно кого хоронят».
После замужества
Жизнь в доме Кабановой «все как будто из-под неволи». Катерина вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать упреки. Она все время находится в состоянии внутренней несвободы.
О Катерине
Борис: «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
Варвара: «Ты какая-то мудреная».
Катерина: «Такая уж я зародилась, горячая!»
Отношение к мужу
«Как не любить! Мне жалко его очень!» Катерина чувствует к Тихону только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
После признания осознает: «Ласка-тo его мне хуже побоев»
Предвестия гибели
Барыня: «Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут».
Катерина: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».
«Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить».
Тихону: «Быть беде без тебя! Быть беде!» «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».
«Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю».
Любовь искренняя невозможна в пространстве «темного царства». Она приводит только к смерти.
Отличие от других героев
Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу, боится греха. Любит детей — ангелов божьих. Внутренние моральные устои не позволяют ей лгать, притворяться.
Главное для Катерины — быть свободной: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» Она боится не людской молвы, а Божьей кары: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Смерть
Измена законному мужу для нее — величайший грех: «Душу свою я ведь погубила». Но жить в нелюбви Катерина не в состоянии. Борис уезжает и не берет ее с собой в Сибирь. В дом, где «все и ходят» за ней «целый день и смеются» «прямо в глаза», она вернуться не может. «В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!» Существовать во внутреннем конфликте с собой Катерина больше не в силах, как и не готова она согласиться на неполную, неподлинную жизнь. Героиня совершила грех, за который не находит себе прощения. Она делает выбор: лучше не жить вовсе, чем мучиться в «темном царстве». С этической точки зрения самоубийство оказывается единственным выходом.
Смерть для Катерины — избавление. Н. А. Добролюбов говорит о финале драмы: «Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!" <...> Слова Тихона <...> заставляют зрителя подумать <...> обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам!»
Марфа Игнатьевна Кабанова
Кабанова живет по Домострою. Она является самодуром, деспотом, мешает жить окружающим.
Кулагин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Кабанова считает, что жена должна бояться мужа, а муж имеет право ее бить.
«Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?»
Тихон о жене:
«Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная».
Тихон пытается противиться маменьке, но не в силах этого сделать до конца. Он не готов к решительным действиям, хотя все понимает, прекрасно осознает положение, видит и внутренне не приемлет несправедливость.
Кабанова не испытывает настоящих чувств. Для нее главное, чтобы все было по правилам.
«Что на шею то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
Речь ее переполнена грубыми выражениями. Говорит всегда в повелительном тоне.
«Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь. А потом приедешь спросишь, так ли все исполнила». «Чтоб в окна глаз не пялила» и т. д.
Из ее дома сбегает дочь, Кабанова оказывается виновной в смерти Катерины.
Тихон:
«Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...»
В пространстве, где живут герои:
- властвует логика Дикого: «Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все». В семьях Дикого и Кабановой все живут по правилам Домостроя, стараются, но не могут угодить своим домашним тиранам: «столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут»;
- тяжело выжить честному и доброму человеку. Борис: «Больно трудно мне здесь, без привычки-тo. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им»;
- трагична сама атмосфера. Умный и честный Кулигин замечает: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...»
- властвуют деньги: «у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать»;
- невозможна счастливая семейная жизнь: «здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно»;
- царит самодурство: «не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»
Смысл и символика названия пьесы «Гроза».
Название драмы А. Н. Островского «Гроза» играет большую роль в понимании пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен.
- С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы.
- С другой стороны, в этом образе символически выражается идея всего произведения.
- Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе. Раскаты грома, согласно Библии, ассоциируются со Страшным судом Христа.
Герои по-разному воспринимают грозу.
Тихон называет грозой брань своей матери.
«Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?».
Кулигин воспринимает грозу как необходимое природное явление.
«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Не гроза это, а благодать!».
В основе отношения к грозе Дикого лежат языческие представления.
«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…».
Катерина боится грозы.
«Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».
Гроза играет важную композиционную роль в произведении. В первом действии гроза начинает надвигаться, когда Катерина упоминает о своей любви. В четвертом действии гроза предвещает гибель.
«Уж ты помяни моё слово, что эта гроза даром не пройдёт!».