«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Анализ произведения
- Класс: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
«Слово о полку Игореве» (полное название — «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова» «Слово о пълкѹ игоревѣ. игорѧ сына свѧтъславлѧ. внѹка ольгова».) было написано между 1187 и 1196 гг., предположительно в 1187 г. Произведение повествует о походе князя Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев в 1185 г.
Исследователи определяли жанровую природу «Слова о полку Игореве» по-разному: как песню, поэму, героическую поэму, «трудную» (т. е. воинскую) повесть, былину, ораторскую речь («слово»).
Уже в первых предложениях «Слова...» автор даёт три разных жанровых определения своего произведения: он называет его то словом, то повестью, то песней.
Историческая повесть как жанр древнерусской литературы — текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях.
«Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!»
Слово — жанр ораторской прозы, а именно — «учительского», дидактического красноречия, предназначенный для устного воспроизведения перед аудиторией.
Песня — жанр фольклора, представляет собой ритмизированный и, как правило, рифмованный текст, исполняется под музыку.
«Начати же ся той песни по былинамъ сего времени...»
В древнерусской литературе, с её строгой системой жанров, «Слово» оказывается как бы вне жанровой системы.
Ритмизированный текст и непосредственное обращение к аудитории («Не лето ли ны бяшет, братие...», «Почием. же, братие, повесть сию») свидетельствует о том, что «Слово...» предназначалось для произнесения вслух
«Слово...» — особый род книжной поэзии, который, возможно, не успел окончательно сложиться.
«Слово» тесно связано с устным народным творчеством:
- в нём множество типично фольклорных метафор и эпитетов: чистое поле, серые волки, синее море, острые мечи, чёрный ворон, красные девы,
- приводятся плачи:
плач Ярославны, плач русских жён. - есть прославления:
«славой» князьям заканчивается текст.
«Слово» — произведение книжное, но близкое к таким жанрам народной поэзии, как плач и слава.
Текст «Слова...» особым образом ритмизирован, что даёт повод предполагать, что оно было рассчитано на устное воспроизведение.
Своеобразный ритм придают и переходы от одной темы к другой, равномерное распределение восклицаний, последовательные обращения Ярославны к ветру, к Днепру, к солнцу, автора — к русским князьям.
«Не лепо ли ны бяшет, братие...», «Почнем же, братие, повесть сию...»
Система образов «Слова о полку Игореве»
Главным героем «Слова» выступает не князь, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в произведении центральное место. Автор «Слова...» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое.
Можно увидеть необъятные пространства: великие реки Дон, Волга, Днепр; древние города Путивль, Киев, Чернигов и другие; синее море и просторы степей.
Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к её врагам, зовёт русских людей на её защиту.
Природа — живая и одухотворённая, она вместе со всем народом переживает за судьбу родины.
Образ князя Игоря представляет большой ин терес. Автор связывает с ним не только основную сюжетную линию, но и важнейшую для автора идею. Он создаёт идеальный образ эпического героя, главное для которого — воинская честь и рыцарское достоинство.
В произведении воспеваются храбрость и мужество князя, автор заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состра данием. Князь — человек своего времени. В его личности есть позитивные черты, которые вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Поэтому, несмотря на личную симпатию к князю Игорю, автор подчёркивает в герое общее, то, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе.
Ярославна — юная жена Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Она верная и преданная подруга мужа, которая силой своей любви помогает ему вернуться из плена.
Образ киевского князя Святослава воплощает идеал мудрого и сильного, даже порой «грозного», правителя, главы русских князей. В своём «золотом слове», которое Святослав обратил ко всем русским князьям, он не только скорбит о беде, постигшей войско Игоря и всю русскую землю, но и с упрёком обращается к князьям, которые преследуют эгоистические интересы.
Большинство исследователей разделяют мнение, что «Слово о полку Игореве» являет собой особый род книжной поэзии, который, возможно, не успел окон чательно сложиться.
Исследователи «Слова...» выдвигали различные предположения о личности его автора, делались даже попытки связать автора «Слова...» с конкрет ными историческими лицами, однако до сих пор вопрос об авторе «Слова» остаётся открытым.
«Слово о полку Игореве…» — выдающийся памятник древнерусской литературы — впервые было обнаружено в начале 1790-х гг. коллекционером древнерусских памятников А. И. Мусиным-Пушкиным в составе рукописной книги под названием «Хронограф». В 1812 г., во время пожара в Москве сборник, включающий текст «Слова...», а также большая часть экземпляров первого издания сгорели. Гибель единственной дошедшей до нового времени рукописи «Слова» создала существенные трудности в изучении памятника: не был ясен состав сборника, не установлена его дата, издателями были допущены неточности в передаче текста «Слова...», первые публикаторы вносили правки по своему усмотрению, что затрудняло дальнейшее исследование.
История публикования и изучения
В начале 1790-х гг. коллекционер древнерусских памятников А. И. Мусин-Пушкин приобрел у Иолия Быковского, архимандрита Спасо-Ярославского монастыря, рукописную книгу под названием «Хронограф», в конце которой находился текст «Слова...».
Первые сообщения о «Слове о полку Игореве» были сделаны М. М. Херасковым и Н. М. Карамзиным в 1797 г.
С рукописи «Слова...» были сняты копии, одна из которых, принадлежавшая Екатерине II, дошла до нас.
В 1800 г. А. И. Мусин-Пушкин в сотрудничестве с другими учеными (в частности, с Н. М. Карамзиным) издает «Слово о полку Игореве».
В 1812 г., во время пожара в Москве, сборник, включающий текст «Слова...», а также большая часть экземпляров первого издания сгорели.
Гибель рукописи «Слова...» затруднила его изучение, издателями были допущены неточности в передаче текста «Слова...».
Некоторые исследователи усомнились в аутентичности «Слова...», приняв его за более поздний текст. Такая точка зрения существует до сих пор, несмотря на доказательства подлинности «Слова...».
Время написания
Это не повествование об историческом прошлом, это отклик на недавние события.
«Слово...» было написшн-вскоре после похода князя Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев в 1185 г.
Автор «Слова...» обращается к современникам, которым описываемые события были хорошо известны, в тексте множество напоминаний и намеков на еще живые в памяти события.
В 1196 г. умер «буй тур» Всеволод.
Важные исторические события после 1196 г. не упоминаются в тексте «Сло-ва...».
В 1198 г. Игорь Святославович сел на княжение в Чернигове.
«Слово...» заканчивается славой князьям, в том числе и Владимиру Игоревичу, сыну князя Игоря, который вернулся из плена только в 1187 г.
Таким образом, «Слово...» не могло быть написано ранее 1187 г.
В 1187 г. умер князь Ярослав Осмомысл Галицкий, к которому автор слова обращается как к живому, призывая «стрелять» в Кончака «за землю русскую, за раны Игоревы».
В связи с этим делается предположение, что «Слово...» было написано именно в 1187 г. Однако однозначно это утверждать нельзя, так как автор «Слова...» обращается и к другим князьям, умершим ко времени похода Игоря.
«Слово о полку Игореве» было написано между 1187 и 1196 гг., предположительно в 1187 г.
Особенности композиции
Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц повествования к другим.
Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева — в Путивль, затем — в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев.
Меняется время действия — автор «Слова...», говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там примеры, аналогии.
Особо выделяются три части: Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава и «Плач Ярославны». Они способствуют раскрытию авторского замысла.
Каждая часть «Слова...» самостоятельна по теме и окрашена своим особым чувством: формируется музыкальная композиция.
Все темы в «Слове...» подчинены одной общей теме родины, все чувства — любви к родине.
Идейное содержание
Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси.
Незначительный эпизод русско-половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба.
Для победы над степняками необходимо единство всех князей.
Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду.
Залогом единения князей является подчинение великому князю киевскому.
В «Слове...» прославляются победы Святослава Киевского. Автор укоряет Игоря и Всеволода, которые отправились «себе славы искати», с горечью порицает «княжеское непособие». Сам Святослав назван в тексте «отцом» Игоря и Всеволода.
Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси.
Олег Святославович, «ковавший крамолы», назван в «Слове...» Гориславичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремили объединить Русь (Владимир Святославович).
Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что оно было написано перед монголо-татарским нашествием.
Вопрос об авторе
«Слово о полку Игореве» является анонимным произведением, как и многие другие произведения древнерусской литературы.
Выдвигались различные предположения: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д.
Вопрос об авторе «Слова...» остается открытым.
Характеристика автора «Слова о полку Игореве» (по Д. С. Лихачеву)
Мог быть приближенным Игоря Святославовича.
Автор сочувствует князю Игорю.
Мог быть приближенным Святослава Киевского.
Автор сочувствует и киевскому князю.
Мог быть дружинником.
Автор постоянно пользуется словами и понятиями из военного обихода.
Был книжно образованным человеком и занимал высокое социальное положение.
Об этом свидетельствует художественное совершенство «Слова...», знание автором истории Руси, связь «Слова...» с традицией.
Где бы ни было создано «Слово...», оно не воплотило в себе никаких областных черт. Автор занимает свою независимую позицию: он защищает интересы не отдельного княжества, а всей Киевской Руси.
Влияние на русскую литературу
В древнерусской литературе
Параллели в «Задонщине» — поэтическом произведении начала XV в. о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле.
К «Слову...» обращались переписчик «Апостола» пскович Диомид (Домид), переписчик «Повести об Акире Премудром».
В новое время
Образы и мотивы «Слова...» обнаруживаются в творчестве А. Н. Радищева, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, А. Н. Островского А. А. Блока, В. Я. Брюсова, И. А. Бунина и др.
«Слово...» переведено на многие языки мира. Лучшие переводы: В. А. Жуковского (положительно оценил А. С. Пушкин), М. Д. Деларю, А. Н. Майкова, Л. Мея. В начале XX в. стихи по мотивам «Слова...» создает А. А. Блок, переводят «Слово...» К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий.
Имя «Боян» стало нарицательным (древнерусский певец, гусляр), а выражение «растекаться мыслью по древу» — фразеологизмом.