Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

«Бородино». Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен в стихотворении

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

Стихотворение «Бородино» было написано к 25-й годовщине Бородинской битвы, в 1837 г.

Жанр — героическая баллада.

Читать → Стихотворения. Лермонтов Михаил Юрьевич

Повествование ведётся от лица старого солдата, рядового участника Бородинского сражения, что позволяет автору изображать событие «изнутри», через непосредственное впечатление его участника.

Стихотворение состоит из двух сюжетных линий: рамочный сюжет представлен диалогом между молодым человеком и старым воякой (сопоставление старого и нового поколений), основной сюжет изложен в форме монолога (воспоминания солдата).

Рассказ участника Бородинского сражения имеет двухчастную композицию: сначала описываются события накануне сражения (отступление русских солдат, описание поля будущей битвы, настроение солдат накануне боя), а затем — сам бой (батальные сцены).

Для создания картины кровопролитного сражения автор использует:

  • олицетворения и сравнения:
    «двинулись, как тучи», «носились знамёна, как тени».
  • эпитеты:
    «синие верхушки», «поле грозной сечи», «протяжный вой».
  • метафоры и гиперболы:
    «гора кровавых тел», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в … вой», «рука …колоть устала»

Живые звуки боя даёт услышать звукопись:

  • с помощью ассонансов автор передаёт вой пролетающих ядер:
    «дым летучий», «французы ... как тучи», «мелькали маяки».
  • аллитерации воспроизводят движение, шум, звон оружия:
    «тут затрещали барабаны», «картечь визжала».

 «Бородино». Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен в стихотворении

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника
Следующий: «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Анализ произведения Вперед