Роман «Евгений Онегин». А. С. Пушкин. Анализ произведения
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
История создания
А. С. Пушкин начал роман 9 мая 1823 г. в Кишиневе, закончил 25 сентября 1830 г. в Болдино (т. е., по подсчетам автора, «Евгений Онегин» писался «7 лет, 4 месяца, 17 дней»). Первоначально автор планировал создать произведение со стройной трехчастной композицией:
Часть I.
Предисловие
I песнь. Хандра
II песнь. Поэт
III песнь. барышня
Часть II.
IV песнь. Деревня
V песнь. Именины
VI песнь. Поединок
Часть III.
VII песнь. Москва
VIII песнь. Странствие
IX песнь. Большой свет
С 1825 Г. главы стали публиковаться по мере их написания. Восьмая была напечатана в 1832 г.
18 сентября 1830 г. автор изъял IX главу «Путешествие Онегина» и отрывки из нее поместил в приложения.
19 октября 1830 г. Пушкин сжег X песнь романа, где были критические рассуждения о власти и эпохе. До нас дошло только несколько зашифрованных строф.
Зеркальность композиции Пушкин возвратил за счет написанного 5 октября 1831 г. и включенного в VIII главу «Письма Онегина Татьяне».
В марте 1833 г. роман вышел полностью и включал 8 глав (без деления на части) и «Отрывки из путешествия Онегина».
Жанр
«Евгений Онегин» — общественно-психологический роман в стихах.
В ноябре 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!»
Роман
в стихах
Определяющее лирическое начало. Образ автора — композиционный центр романа. Роман в стихах шире романа героев.
в прозе
В центре — повествование о событиях и героях.
Жанр «свободного романа», где лирическое и эпическое равноправно, позволяет автору легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям. Произведение как бы пишется на глазах читателя, меняется в диалоге с жизнью.
Композиция
Восемь глав организованы по принципу симметрии (зеркальности) и параллелизма.
Симметрия выражается в:
- особом попарно антитетичном (по принципу антитезы) расположении героев:
Онегин ⇔ Ленский
Татьяна ⇔ Ольга - повторении сюжетной ситуации главных героев (Татьяна и Онегин практически меняются ролями).
Евгений Онегин как новый тип литературного героя — тип «лишнего человека»
Главный герой поэмы предстаёт перед читателем как герой времени. Евгений Онегин — новый тип литературного героя, тип «лишнего человека», который будет иметь продолжение в русской литературе (образы Печорина, Обломова и др.). Особое значение имеет время действия романа — 20-е гг. XIX в. В это время для Пушкина центральной проблемой была болезнь современного ему молодого поколения — преждевременное «старение сердца».
Со временем замысел Пушкина и его взгляд на своего героя меняется. Пушкин начинает роман с критически-иронического взгляда на главного героя и — шире — с критического изображения современного ему поколения. Однако в дальнейшем действие усложняется, и усложняется характер главного героя.
Для В. Г. Белинского «Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нём нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность»; «Онегин — страдающий эгоист, эгоист поневоле».
Новаторство романа проявляется в отказе от романтического слияния героя и автора, в установлении многообразия точек зрения.
Принцип объединения «пёстрых глав» (в посвящении П. А. Плетнёву А. С. Пушкин пишет: «Прими собранье пёстрых глав») — свободное и противоречивое совмещение, что обеспечивало «поэзию действительности», т. е. реалистическое изображение противоречивой и сложной жизни.
«Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу...»
В романе новый сюжет, новый жанр, новый герой, новое отношение к художественному слову (Ю. М. Лотман).
«Евгений Онегин» стал в творчестве Пушкина новым этапом в построении текста.
Исторически Онегин — общественный тип, созданный эпохой декабризма. Его дальнейшая судьба после финальной сцены объяснения с Татьяной становилась для Пушкина размышлением об исторической судьбе России — отсюда некоторая недоговорённость в характеристике героя.
«Евгений Онегин» — произведение, находящееся на границе романтизма и реализма. Онегин и Татьяна — образы не статические, а развивающиеся.
Сопоставительная характеристика главных героев
Онегин — искушённый и разочаровавшийся в жизни.
Татьяна — искренняя, тонко чувствующая.
Ольга — весёлая, непосредственная, но поверхностная.
Татьяна — задумчивая, печальная, глубоко переживающая.
Онегин — надменный, разочарованный в любви.
Ленский — пылкий влюблённый поэт.
В романе происходит сопоставление персонажей:
Онегин и Ленский — оба представители молодого поколения, молодой России;
Онегин и Татьяна — оба являются исключительными героями в своём окружении.
Отношение «автор — герой» в поэме противоречиво, особенно отчётливо оно проявляется в 1-й главе: автор не совпадает с главным героем, то сближается с ним, то, напротив, отдаляется.
Главные герои
Евгений Онегин
Первый «лишний человек» в русской литературе.
Воспитание и образование
Онегин получил воспитание, типичное для того времени:
«Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец»,
«Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой»,
«Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной».
Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не находя применение своим силам
Авторская оценка
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Автор — друг Евгения и в то же время его творец, часто называет героя «мой Онегин»
Черты характера
Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис — основные черты «лишнего человека».
Жизнь в деревне
«Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил».
«И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак».
«Все дружбу прекратили с ним».
Онегин живет в деревне затворником, однако дружит с Ленским и семейством Лариных.
Отношение к Татьяне
При первой встрече с Татьяной Онегин видит в ней особую душевную прелесть, поэтический идеал:
«“<...> Скажи: которая Татьяна?”
— Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. —
“Неужто ты влюблен в меньшую?”
— А что? — “Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт”».
Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин живо тронут был». Однако семейная жизнь герою представлялась скукой, а обманывать Татьяну он не хотел. Он объясняется с ней.
Дружба с Ленским
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны».
Онегин не прошел испытание дружбой. На именинах Татьяны, чувствуя негодование из-за того, что попал на «многолюдный пир», и видя смущение героини, Евгений решает подшутить над Ленским, приглашая Ольгу на танцы. Следует вызов на дуэль. Онегин, внутренне укоряя себя за глупую безрассудность, не может пойти против «общественного мненья» и отменить дуэль, исходом которой становится смерть друга. Онегин уезжает в путешествие.
Любовь к Татьяне
В последней главе Онегин предстает пылким, любящим. Он пишет письма, повсюду следует за Татьяной, принимается вновь за чтение книг, испытывает настоящие чувства. Однако любовь его обречена: Татьяна отказывается предавать мужа. Финал романа открытый: судьба героев неизвестна.
Татьяна Ларина
«Милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая, способная глубоко и преданно любить.
Черты характера
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой».
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна».
Ей близка природа.
(«Она любила на балконе
Предупреждать зари восход»).
Татьяне интересны рассказы няни, гадания. Она верит в вещие сны. Любит читать романы, но не под влиянием моды:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни.
Мать и отец Татьяны
Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем.
Отец Татьяны, Дмитрий Ларин, любил жену и во всем на нее полагался.
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины».
Отец ничего не читал, мать была «от Ричардсона без ума».
И так они старели оба.
И отворились наконец
Перед супругом двери гроба.
Любовь к Онегину
Татьяна испытывает искренние чувства, однако
«Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь».
Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман).
После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной».
Последнее объяснение с Онегиным
В последней главе Татьяна предстает изменившейся:
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
Она по-прежнему любит Онегина, однако долг перед другим человеком для нее важнее личных чувств:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
В отповеди Татьяны много несправедливых упреков Евгению, который испытывает не «мелкое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, превратив жизнь в «маскарад», героиня не может отказаться от этого. Она обязана быть верной мужу, поэтому ее «урок» Онегину обусловлен честностью и чувством нравственного долга.
Образ автора и стилистические особенности романа
- Автор присутствует в романе, беседует с читателем, благодаря чему создается иллюзия импровизации, непосредственного живого диалога:
Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь. - Автор то выходит на первый план, о чем-то советуясь с читателем, обсуждая, как назвать героя, то уходит в сторону, описывая роман героев. Он выступает создателем книги:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.
И в то же время рассказывает о своей дружбе с Евгением Онегиным: «Онегин, добрый мой приятель...» - Автор комментирует события, размышляет о литературе, акцентирует внимание на «сделанности» романа (говорит, какой был замысел и как он трансформировался), тем самым размывает границу между жизнью и художественным текстом.
- Автор отказывается от деления лексики на «высокую» и «низкую», используя разнообразие живой речи.
- В тексте огромное количество литературных цитат, реминисценций (отголосков мотивов, образов, деталей из известных произведений других авторов).
- «Пушкин оборвал роман, “не договорив” сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста» (Ю. Лотман).
Роман как «энциклопедия русской жизни»
«“Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» (В. Г. Белинский). Пушкин многосторонне, объективно, емко и лаконично показал всю жизнь России, всю современную ему действительность.
Композиционная роль лирических отступлений
Функции
- переход от одного повествовательного плана к другому;
- приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью);
- обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования.
⇓
С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень — «довольно скучная пора», весна — грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов.
Читать → Евгений Онегин