Роман «Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтов. 1840 г. Анализ произведения
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Специфика «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова состоит в том, что в романе объединяются различные жанровые формы:
- глава «Княжна Мери» представляет собой дневник;
- «Фаталист» — философская повесть;
- «Тамань» — приключенческий рассказ;
- «Максим Максимыч» — путевой очерк;
- «Бэла» имеет черты романтической поэмы.
Композиция подчинена целям психологического романа.
Пять повестей следуют друг за другом не по логике развития событий, а по принципу всё более глубокого проникновения во внутренний мир Печорина.
«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман.
Особенности композиции
Лермонтов отказывается от хронологического принципа в расположении повестей, нарушает порядок их первоначальной публикации.
Цель композиции — показать Печорина с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю.
- Задача автора — провести разноплановый анализ души современного ему человека. При этом «биография души» Печорина рассматривается на фоне многих жизненных ситуаций и конфликтов.
- Внимание автора фокусируется не на самих поступках Печорина, а на том, что скрыто от постороннего взгляда: внутренних мотивах психологического процесса.
- Жанры путевых заметок и дневника выбраны не случайно: организующим стилистическим и сюжетным началом становится «внутренний человек», его раздумья, самоанализ, исповедь.
- Печорин раскрывает читателю свой внутренний мир через отношения к любви («Бэла», «Княжна Мэри»), дружбе («Максим Максимыч», «Княжна Мэри»), риску («Фаталист»), смерти («Княжна Мэри», «Тамань», «Фаталист»).
По поводу композиции «Героя нашего времени» В. Г. Белинский писал:
«Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».
Предисловие
Часть первая
I. «Бэла»
О Печорине рассказывает Максим Максимыч, человек с цельным и глубоко русским складом ума и характера («чудесная душа», «золотое сердце»). Он видит главные противоречия в характере героя, но понять их истоки не может.
II. «Максим Максимыч»
Смена ракурса повествования: Печорин сталкивается с самим автором-рассказчиком, обладающим большей проницательностью. Его глазами дается психологический портрет героя.
«Журнал Печорина»
Предисловие
Слово получает сам герой, который с предельной степенью проникновенности подвергает анализу каждое свое действие. Читателю становится понятна психологическая подоплека поведения героя.
I. «Тамань»
Часть вторая
(Окончание журнала Печорина)
II. «Княжна Мери»
III. «Фаталист»
Порядок повестей в хронологической последовательности
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Бэла»
«Фаталист»
«Максим Максимыч»
«Предисловие» к «Журналу Печорина»
Порядок повестей в романе
«Бэла»
«Максим Максимыч»
«Предисловие» к «Журналу Печорина»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
Фабула романа
Высланный из Петербурга Печорин с подорожной по казенной надобности едет на Кавказ и сталкивается с контрабандистами («Тамань»).
После участия в сражении, где он познакомился с Грушницким, Печорин отдыхает на водах («Княжна Мери»).
За дуэль с Грушницким Печорин сослан в отдаленную кавказскую крепость под начало Максима Максимыча («Бэла»).
Печорин по делам службы отлучается на две недели и живет в казачьей станице («Фаталист»).
Спустя пять лет Печорин проездом из Петербурга в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем и повествователем («Максим Максимыч»).
На обратном пути из Персии Печорин умирает (Предисловие к «Журналу Печорина»).
«Бэла»
Печорин глазами Максима Максимыча
Портрет
«Молодой человек лет двадцати пяти.
<...> Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький»
«Славный был малый, <...> только немножко странный»
Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет»; мог молчать часами, а мог и быть душой компании.
Умеет играть на слабостях людей
Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы).
Упрям, эгоистичен, идет на поводу своих желаний
Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле отвечает: «А коли она мне нравится?» «Видно, в детстве был маменькой избалован» (Максим Максимыч о Печорине)
Имеет переменчивую натуру, не может найти свое место в жизни
«Невежество и простосердечие» Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам». Ему «скучно» и под «чеченскими пулями». Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны — Америку, Индию, Аравию. «Авось где-нибудь умру на дороге».
Остается загадочной фигурой для Максима Максимыча
Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы — в ответ на утешения Печорин смеется. «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».
«Максим Максимыч»
Портрет Печорина глазами автора-повествователя
Привлекательная внешность, крепкое телосложение
«Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными»
Аристократические черты
Тонкие бледные пальцы, нежная кожа, бледный, благородный лоб. «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке».
Неуловимость образа
«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать».
Необыкновенные глаза
Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся — «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Блеск его глаз «ослепительный, но холодный». «Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
Максим Максимыч и Печорин
Ожидание встречи Максимом Максимычем
«Мы с твоим барином были друзья закадычные, жили вместе...» (лакею). «Ведь сейчас прибежит!..» (рассказчику). Ждет Печорина у ворот до поздней ночи; уходя по делам, просит сообщить ему, когда тот появится.
Ожидание встречи Печориным
«Ах, точно! мне вчера говорили: но где же он?».
Встреча
Максим Максимыч «хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками».
Прощание
Максим Максимыч: «Ну, да Бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться...». Печорин: «Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли...».
Журнал Печорина
«Тамань»
Динамика внутренних состояний Печорина
Разум
Печорин сознательно и расчетливо включается в предложенную ему жизнью игру, пытается разгадать тайну происходящего.
Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гетевскую Миньону).
Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь «силой предубеждения».
Страсть
Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает на второй план.
Вспыхнувшая страсть тоже оказывается «слепой», не дает герою знания и ощущения, соответствующего жизненной реальности.
Разум
В свои права вступают ирония и самоанализ — и все рушится.
Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности (печоринское «я»).
Трагичность личности Печорина — в разрыве между разумом и чувствами.
Символична в этой связи в финале «Тамани» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем.
Универсальная схема внутренних состояний Печорина:
- Разум
- Страсть
- Разум
«Княжна Мери»
Печорин и Грушницкий
Грушницкий — антипод Печорина. Через сопоставление с Грушницким проявляются сильные черты Печорина.
- Грушницкий искусственно пытается придать своему образу глубину и таинственность, которые присущи Печорину от природы. Неумен и самовлюблен, живет модными представлениями, слабая натура, позер.
- «В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии» (Печорин о подобных Грушницкому).
- Печорин несоизмерим с Грушницким по глубине и серьезности своих мыслей и переживаний и по масштабам того зла, которое несет его эгоизм окружающим людям.
Грушницкий — карикатурный двойник Печорина.
Через образ Грушницкого обнаруживаются слабые места Печорина.
- Страсть Грушницкого — «производить эффект». Печорин, стараясь прельстить княжну Мери, использует приемы Грушницкого (рисовку, игру, желание произвести «эффект»).
- Грушницкий бросает тень на Печорина — стоило ли прилагать столько усилий, чтобы разоблачить фанатичного романтика, под маской которого скрывался слабый, заурядный человек?
Любовные треугольники
Грушницкий <=> Мери <=> Печорин
Вера Лиговская <=> Печорин <=> Мери
Мери
- Становится жертвой Печорина в его эксперименте по разоблачению Грушницкого.
- Печорин видит в Мери противоборство естественности и светскости. Однако Мери оказывается глубже и сложнее: она благородна и отзывчива, способна на глубокое чувство.
- В ходе жестокого эксперимента над Мери из рассказа Печорина исчезает ирония, результат его оказывается драматичен.
- В начале повести Мери — цветущая жизнью и молодостью девушка. После встречи с Печориным на ее лице остается печать страданий, щеки ее покрываются «болезненным румянцем».
Вера
- Была возлюбленной Печорина, отношения с ней оставили глубокий след в душе героя.
- Снова, как когда-то, приносит себя в жертву желанию Печорина быть любимым, признаваясь мужу в измене («Я погибла...», «я для тебя потеряла все на свете...»).
- Любовь Печорина приносит Вере много страданий, она свыклась с этим.
- Потеряв Веру, Печорин осознает, что только она могла дать ему то чувство, которое он искал, но он истощил душу Веры.
Роман с Печориным оказывается губительным для обеих женщин.
«Фаталист»
Завершает роман, имеет особое значение для понимания авторской концепции всего произведения.
Поставлена тема судьбы и границ человеческой свободы — одна из центральных в романе.
Итог нравственных исканий героя, а вместе с ним — и автора.
Вера в предопределение
Как сказано в «Фаталисте», вера в предопределение свойственна не только мусульманам, но и христианам.
Сам Лермонтов почерпнул ее из английского романтизма, в котором есть отголоски протестантизма Ж. Кальвина.
Согласно этому учению, судьбы людей предопределены: «избранным» предназначено спасение, «отверженным» — вечная гибель. Это открывало соблазн для одаренной личности считать себя «избранной.» и, следовательно, свободной от любых нравственных ограничений. Это же давало повод обвинить Творца в жестокости (источник лермонтовского «богоборчества»).
Художественный метод
Черты реализма
- Печорин — «герой времени» (наделен типическими чертами человека своей эпохи и социального круга);
- объективность (автор отделяет себя от героя);
- историзм (показаны обстоятельства, в которых сложился характер героя);
- психологизм (внутренний мир героя — объект художественного изучения).
Черты романтизма
- в характере Печорина проступают черты романтического героя: мятежность, страстность натуры, противопоставление себя обществу;
- внимание к внутреннему миру героя.
Читать → Герой нашего времени