Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Роман «Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтов. 1840 г. Анализ произведения

  • Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс

Специфика «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова состоит в том, что в романе объединяются различные жанровые формы:

  • глава «Княжна Мери» представляет собой дневник;
  • «Фаталист» — философская повесть;
  • «Тамань» — приключенческий рассказ;
  • «Максим Максимыч» — путевой очерк;
  • «Бэла» имеет черты романтической поэмы.

Композиция подчинена целям психологического романа.
Пять повестей следуют друг за другом не по логике развития событий, а по принципу всё более глубокого проникновения во внутренний мир Печорина.
«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман.

Особенности композиции

Лермонтов отказывается от хронологического принципа в расположении повестей, нарушает порядок их первоначальной публикации.
Цель композиции — показать Печорина с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю.

  • Задача автора — провести разноплановый анализ души современного ему человека. При этом «биография души» Печорина рассматривается на фоне многих жизненных ситуаций и конфликтов.
  • Внимание автора фокусируется не на самих поступках Печорина, а на том, что скрыто от постороннего взгляда: внутренних мотивах психологического процесса.
  • Жанры путевых заметок и дневника выбраны не случайно: организующим стилистическим и сюжетным началом становится «внутренний человек», его раздумья, самоанализ, исповедь.
  • Печорин раскрывает читателю свой внутренний мир через отношения к любви («Бэла», «Княжна Мэри»), дружбе («Максим Максимыч», «Княжна Мэри»), риску («Фаталист»), смерти («Княжна Мэри», «Тамань», «Фаталист»).

По поводу композиции «Героя нашего времени» В. Г. Белинский писал:
«Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».

Предисловие
Часть первая

I. «Бэла»
О Печорине рассказывает Максим Максимыч, человек с цельным и глубоко русским складом ума и характера («чудесная душа», «золотое сердце»). Он видит главные противоречия в характере героя, но понять их истоки не может.

II. «Максим Максимыч»
Смена ракурса повествования: Печорин сталкивается с самим автором-рассказчиком, обладающим большей проницательностью. Его глазами дается психологический портрет героя.

«Журнал Печорина»

Предисловие
Слово получает сам герой, который с предельной степенью проникновенности подвергает анализу каждое свое действие. Читателю становится понятна психологическая подоплека поведения героя.

I. «Тамань»

Часть вторая
(Окончание журнала Печорина)

II. «Княжна Мери»

III. «Фаталист»

Порядок повестей в хронологической последовательности

«Тамань»
«Княжна Мери»
«Бэла»
«Фаталист»
«Максим Максимыч»
«Предисловие» к «Журналу Печорина»

Порядок повестей в романе

«Бэла»
«Максим Максимыч»
«Предисловие» к «Журналу Печорина»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»

Фабула романа

Высланный из Петербурга Печорин с подорожной по казенной надобности едет на Кавказ и сталкивается с контрабандистами («Тамань»).

После участия в сражении, где он познакомился с Грушницким, Печорин отдыхает на водах («Княжна Мери»).

За дуэль с Грушницким Печорин сослан в отдаленную кавказскую крепость под начало Максима Максимыча («Бэла»).

Печорин по делам службы отлучается на две недели и живет в казачьей станице («Фаталист»).

Спустя пять лет Печорин проездом из Петербурга в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем и повествователем («Максим Максимыч»).

На обратном пути из Персии Печорин умирает (Предисловие к «Журналу Печорина»).

«Бэла»
Печорин глазами Максима Максимыча

Портрет

«Молодой человек лет двадцати пяти.
<...> Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький»

«Славный был малый, <...> только немножко странный»

Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет»; мог молчать часами, а мог и быть душой компании.

Умеет играть на слабостях людей

Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы).

Упрям, эгоистичен, идет на поводу своих желаний

Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле отвечает: «А коли она мне нравится?» «Видно, в детстве был маменькой избалован» (Максим Максимыч о Печорине)

Имеет переменчивую натуру, не может найти свое место в жизни

«Невежество и простосердечие» Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам». Ему «скучно» и под «чеченскими пулями». Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны — Америку, Индию, Аравию. «Авось где-нибудь умру на дороге».

Остается загадочной фигурой для Максима Максимыча

Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы — в ответ на утешения Печорин смеется. «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

«Максим Максимыч»
Портрет Печорина глазами автора-повествователя

Привлекательная внешность, крепкое телосложение

«Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными»

Аристократические черты

Тонкие бледные пальцы, нежная кожа, бледный, благородный лоб. «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке».

Неуловимость образа

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать».

Необыкновенные глаза

Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся — «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Блеск его глаз «ослепительный, но холодный». «Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Максим Максимыч и Печорин

Ожидание встречи Максимом Максимычем

«Мы с твоим барином были друзья закадычные, жили вместе...» (лакею). «Ведь сейчас прибежит!..» (рассказчику). Ждет Печорина у ворот до поздней ночи; уходя по делам, просит сообщить ему, когда тот появится.

Ожидание встречи Печориным

«Ах, точно! мне вчера говорили: но где же он?».

Встреча

Максим Максимыч «хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками».

Прощание

Максим Максимыч: «Ну, да Бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться...». Печорин: «Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли...».

Журнал Печорина

«Тамань»

Динамика внутренних состояний Печорина

Разум
Печорин сознательно и расчетливо включается в предложенную ему жизнью игру, пытается разгадать тайну происходящего.

Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гетевскую Миньону).
Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь «силой предубеждения».

Страсть
Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает на второй план.

Вспыхнувшая страсть тоже оказывается «слепой», не дает герою знания и ощущения, соответствующего жизненной реальности.

Разум
В свои права вступают ирония и самоанализ — и все рушится.

Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности (печоринское «я»).

Трагичность личности Печорина — в разрыве между разумом и чувствами.
Символична в этой связи в финале «Тамани» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем.

Универсальная схема внутренних состояний Печорина:

  • Разум
  • Страсть
  • Разум

«Княжна Мери»

Печорин и Грушницкий

Грушницкий — антипод Печорина. Через сопоставление с Грушницким проявляются сильные черты Печорина.

  • Грушницкий искусственно пытается придать своему образу глубину и таинственность, которые присущи Печорину от природы. Неумен и самовлюблен, живет модными представлениями, слабая натура, позер.
  • «В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии» (Печорин о подобных Грушницкому).
  • Печорин несоизмерим с Грушницким по глубине и серьезности своих мыслей и переживаний и по масштабам того зла, которое несет его эгоизм окружающим людям.

Грушницкий — карикатурный двойник Печорина.
Через образ Грушницкого обнаруживаются слабые места Печорина.

  • Страсть Грушницкого — «производить эффект». Печорин, стараясь прельстить княжну Мери, использует приемы Грушницкого (рисовку, игру, желание произвести «эффект»).
  • Грушницкий бросает тень на Печорина — стоило ли прилагать столько усилий, чтобы разоблачить фанатичного романтика, под маской которого скрывался слабый, заурядный человек?

Любовные треугольники

Грушницкий <=> Мери <=> Печорин

Вера Лиговская <=> Печорин <=> Мери

Мери

  • Становится жертвой Печорина в его эксперименте по разоблачению Грушницкого.
  • Печорин видит в Мери противоборство естественности и светскости. Однако Мери оказывается глубже и сложнее: она благородна и отзывчива, способна на глубокое чувство.
  • В ходе жестокого эксперимента над Мери из рассказа Печорина исчезает ирония, результат его оказывается драматичен.
  • В начале повести Мери — цветущая жизнью и молодостью девушка. После встречи с Печориным на ее лице остается печать страданий, щеки ее покрываются «болезненным румянцем».

Вера

  • Была возлюбленной Печорина, отношения с ней оставили глубокий след в душе героя.
  • Снова, как когда-то, приносит себя в жертву желанию Печорина быть любимым, признаваясь мужу в измене («Я погибла...», «я для тебя потеряла все на свете...»).
  • Любовь Печорина приносит Вере много страданий, она свыклась с этим.
  • Потеряв Веру, Печорин осознает, что только она могла дать ему то чувство, которое он искал, но он истощил душу Веры.

Роман с Печориным оказывается губительным для обеих женщин.

«Фаталист»

Завершает роман, имеет особое значение для понимания авторской концепции всего произведения.

Поставлена тема судьбы и границ человеческой свободы — одна из центральных в романе.

Итог нравственных исканий героя, а вместе с ним — и автора.

Вера в предопределение

Как сказано в «Фаталисте», вера в предопределение свойственна не только мусульманам, но и христианам.
Сам Лермонтов почерпнул ее из английского романтизма, в котором есть отголоски протестантизма Ж. Кальвина.

Согласно этому учению, судьбы людей предопределены: «избранным» предназначено спасение, «отверженным» — вечная гибель. Это открывало соблазн для одаренной личности считать себя «избранной.» и, следовательно, свободной от любых нравственных ограничений. Это же давало повод обвинить Творца в жестокости (источник лермонтовского «богоборчества»).

Художественный метод

Черты реализма

  • Печорин — «герой времени» (наделен типическими чертами человека своей эпохи и социального круга);
  • объективность (автор отделяет себя от героя);
  • историзм (показаны обстоятельства, в которых сложился характер героя);
  • психологизм (внутренний мир героя — объект художественного изучения).

Черты романтизма

  • в характере Печорина проступают черты романтического героя: мятежность, страстность натуры, противопоставление себя обществу;
  • внимание к внутреннему миру героя.

Читать → Герой нашего времени

Роман «Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтов. 1840 г. Анализ произведения

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника