Роман «Отцы и дети». И. С. Тургенев. 1862 г. Анализ произведения
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Конфликты романа
Внешний
Противостояние разных поколений.
Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей.
Внутренний
Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике.
Сюжет романа
Глава 1.
Экспозиция Кирсановых
Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия.
Главы 2-3.
Экспозиция Базарова
Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове).
Главы 4-11.
Завязка внешнего конфликта. Развитие действия
Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича.
Главы 12-13.
Подготовка развития внутреннего конфликта
Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов».
Глава 14.
Завязка внутреннего конфликта
На балу у губернатора происходи! знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой.
Главы 15-17.
Развитие действия
Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова.
Главы 18-19.
Кульминация внутреннего конфликта
Объяснение Базарова с Одинцовой, его отъезд.
Главы 20-21.
Усугубление внутреннего конфликта
Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино.
Главы 22-23.
Развитие внешнего конфликта
Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушке из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой.
Глава 24.
Кульминация и развязка внешнего конфликта
Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства.
Главы 25-26.
Базаров через город *** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения.
Глава 27.
Усугубление и разрешение внутреннего конфликта
В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни.
Глава 28.
Эпилог
Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители.
Евгений Васильевич Базаров
Нигилизм Базарова
Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil — ничто).
Комплекс убеждений Базарова — не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг.
Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, а любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически.
Динамика образа Базарова
В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако жизнь вносит коррективы в его мировоззрение
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология — раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру).
Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры нигилизма» раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности.
Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично».
Система персонажей романа
Два лагеря
«Отцы» (старшее поколение)
- Николай Петрович Кирсанов;
- Павел Петрович Кирсанов;
- Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна).
«Дети» (младшее поколение)
- Евгений Васильевич Базаров;
- Аркадий Николаевич Кирсанов;
- Авдотья Никитишна Кукшина;
- Виктор Ситников.
Женские образы
Анна Сергеевна Одинцова
Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть.
- Одинцова холодна, уравновешена, рациональна. В её полной сил молодой жизни нет ничего непредсказуемого.
- Наблюдательность и ум помогают ей создать вполне удобную семью без любви, лишь с надеждой на возникновение чувства.
- Анна Сергеевна получила прекрасное воспитание в Петербурге, однако вынуждена была после смерти отца переехать в деревню. Она воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства под маской строгости.
- Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От неё веет величавым спокойствием, тонкостью, аристократизмом.
- Больше всего Одинцова ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, даёт пищу её пытливому уму, однако чувства к нему не выводят её из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть.
Через страстную любовь к одинцовой Базарову открывается вся сложность жизни, несводимая лишь к рассудку и логике.
Фенечка
Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни — семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Павла Петровича оскорбляют ее.
Катя Локтева
Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура — любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя — воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий. Благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов.
Авдотья Никитишна Кукшина, наряду с Виктором Ситниковым, является карикатурным двойником главного героя.
- Кукшина причисляет себя к «эмансипированным дамам», её волнуют «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д.
- Кукшина развязна, вульгарна и глупа, а модные идеи для неё — лишь способ выделиться, в отличие от Базарова, для которого нигилизм — сознательно выбранная позиция.
В середине XIX века широко распространилась женская эмансипация, и этот факт не просто раздражал Тургенева, но вызывал у него жгучую ненависть. Подтверждение этому — описание быта Кукшиной («Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запылённым столам; везде белели разбросанные окурки папирос»), а также её внешности и манер («В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: "Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?"»).
В художественном мире И. С. Тургенева особое место занимала любовь как высшая сила, позволяющая герою постичь собственную сущность. Женские образы в произведениях писателя имеют особую функциональность, выступая своего рода испытанием для героя. И. С. Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».
Символика названия романа «Отцы и дети»
«Отцы и дети» были написаны в 1862 г., жанр — социально-психологический роман.
Название романа имеет несколько смыслов.
С одной стороны, название отражает извечный конфликт поколений, с другой — противостояние двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е гг. XIX века: либералов (дворян) и демократов (разночинцев).
Центральное место в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые стремятся преобразовать мир, избавиться от пережитков прошлого ради развития цивилизации. Противопоставляются ему люди старшего поколения, не разделяющие революционно-демократических убеждений Базарова.
Большое значение для понимания идеи романа имеет и эпилог произведения.
Автор описывает могилу Базарова и говорит, что цветы на могиле «говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной», о вечности споров «отцов» и «детей».
Дети» вырабатывают для себя чёткую сознательную программу, намечают определённую серьёзную цель на жизненном пути, «отцы» же стремятся сохранить существующее положение вещей. Такое столкновение поколений примирением разрешиться не может. Идейное противостояние ведёт к разрыву и нарушению связи времён. В сознании русского человека понятия «Отечество», «отец», «сын» теснейшим образом связаны с основами христианского вероучения. Отсюда следует, что проблема взаимоотношения поколений подлежит духовному осмыслению.
Сопоставление образов Евгения Базарова и Павла Кирсанова
В романе «Отцы и дети» представлено столкновение двух поколений, двух общественных позиций, двух мировоззрений, характерных для 60-х гг. XIX в. Наиболее ярко это столкновение отражается в отношениях между главным героем романа, Евгением Базаровым, и дядей его лучшего друга, Павлом Кирсановым.
Д. И. Писарев так охарактеризовал этих героев: «он [Базаров] представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах...». «Павел Петрович — человек очень неглупый, и его фигура чрезвычайно любопытна и поучительна, как отживающая тень печоринского типа. Эта тень не хочет и не может признать себя тенью, и, встречаясь с тем ти пом, который живёт в настоящем, она, эта предста вительница прошедшего, отрицает его всеми силами своего ума и ненавидит его так, как скупой рыцарь ненавидит своих наследников».
Отличаются взгляды героев на роль и судьбу народа.
- Базаров осуждает темноту, невежество, излишнюю покорность, отрицает устои крепостнического строя.
- Павел Кирсанов же восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни. Базаров более критически относится к народу, не идеализируя его. Сам герой говорит о своём происхождении: «Мой дед землю пахал».
Различия в мировоззрении проявляются в героях и на уровне манер.
- Базаров лишён условностей, ему присущи простота, резкость суждений, прямота выражений, в его речи отсутствуют всяческие «украшательства» и подчёркнуто вежливые обороты.
- Павел Кирсанов отлично владеет французским языком, любит изысканные, манерные выражения, иностранные обороты.