Роман «Обломов». И. А. Гончаров. 1858 г. Анализ произведения
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Произведение относится к жанру психологического романа, написано в 1859 г. В 1847 г. была написана и опубликована глава «Сон Обломова», сам же роман создавался 10 лет. Напечатан впервые в 1859 г. в журнале «Отечественные записки».
Главная тема романа — судьба поколения, искавшего своё место в обществе и истории, но не сумевшего найти правильный путь. Действие романа происходит накануне отмены крепостного права, а с ним и того уклада, который обусловил характер главного героя, завершающего галерею так называемых «лишних людей». Роман монографичен, т. е. посвящён раскрытию характера и судьбы одного героя.
Сюжет и композиция
Четыре части произведения хронологически охватывают восемь лет (с 1843 по 1851 гг.), однако жизнь героя показана от рождения до смерти (ретроспекция в главе «Сон обломова»).
Часть первая
Экспозиция (до главы IV второй части)
Часть вторая, часть третья
Основное действие (история любви Обломова и Ольги Ильинской)
Часть четвертая
Эпилог
В первой части показан один день из жизни Обломова, действие происходит в его кабинете.
Глава I содержит описание внешности героя, его привычек, образа жизни, отношений со слугой Захаром.
В главах II-IV к Обломову один за другим приходят знакомые — Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев. Каждый из гостей представляет собой альтернативу образу жизни.
Обломова, но деятельность их оценивается героем критически. Знакомые пытаются вытянуть Илью Ильича в Петергоф на гуляния в честь первого мая. Обломов же пытается поделиться с ними своими проблемами: во-первых, он вынужден искать другую квартиру, во-вторых, староста в письме сообщает, что дела в имении Обломова идут плохо, и поэтому он будет высылать меньше денег. Илья Ильич надеется на помощь своего друга Андрея Штольца.
Главы V-VI содержат биографические экскурсы — рассказ о неудачной попытке героя начать карьеру чиновника и рассказ об учебе героя в Москве.
Главы VII и X посвящены слуге Обломова Захару.
Важное место в структуре романа занимает глава IX первой части — «Сон Обломова». Герою снится родное поместье Обломовка, «благословенный уголок земли».
«Сон Обломова» сам писатель назвал «увертюрой ко всему роману».
Просыпается Обломов от смеха своего друга Андрея Штольца, приездом которого в главе XI заканчивается первая часть.
В главах I-II второй части ретроспективно показаны детство и отрочество Андрея Штольца.
В главе IV герои спорят о смысле жизни. Каждый из них отстаивает свои жизненные принципы, свои идеалы: Обломов мечтает о семейной идиллии в барской усадьбе, для Штольца же смысл жизни в труде. Этой главой заканчивается экспозиция и начинается основное действие романа.
Деятельный Штольц поражен ленью и апатией Обломова, он старается вернуть его к активной жизни, «теперь или никогда!» Обломов начинает выезжать, читает, пишет, собирается за границу. Лето Обломов проводит на даче, расположенной по соседству с дачей Ильинских, с которыми его знакомит Штольц. Дочь Ильинских Ольга производит на Обломова сильное впечатление, Ольга, в свою очередь, хочет его «спасти», «поднять» и «переделать». Обломов влюбляется в нее, Ольга отвечает ему взаимностью. Обломов просит руки Ольги и получает согласие.
В третьей части Обломов занят приготовлениями к свадьбе. Под влиянием Ольги Илья Ильич становится деятельным человеком, меняет свой образ жизни: переезжает на другую квартиру, посылает поверенного в деревню, чтобы привести в порядок имение.
С наступлением осени энергия Обломова идет на спад: его беспокоят толки о предстоящей свадьбе, отсутствие благоприятных вестей из деревни.
В Петербурге Обломов реже видится с Ольгой (для него плохая погода и разведенные мосты — непреодолимое препятствие). Любовь с наступлением осени остывает.
Под предлогом болезни Обломов не видится с Ольгой, и тогда она, обеспокоенная, сама приезжает к нему на квартиру.
Приезд Ольги пугает Обломова — вместо радости он тревожится о слухах, которые может вызвать приезд девушки. Параллельно с угасанием любви к Ольге в Обломове рождается чувство к хозяйке квартиры Агафье Пшеницыной, хозяйственной и скромной вдове, которая окружает Обломова заботой.
Неприятные известия из деревни заставляют Илью Ильича отложить свадьбу «года на два», пока дела его «придут в порядок и появятся необходимые средства».
Ольга, понимая, что все ее усилия «возродить» Обломова напрасны, расторгает помолвку.
От душевного потрясения Обломов заболевает «нервною горячкою».
В четвертой части показана дальнейшая судьба героев.
Обломов нашел свой идеал семейной жизни в браке с Пшеницыной, у него рождается сын, которого он называет в честь друга Андреем. Герой полностью возвращается к прежнему образу жизни, обломовщина («атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество») поглотила его. Умирает Илья Ильич от апоплексического удара.
Ольга Ильинская выходит замуж за Штольца.
После смерти Обломова Штольцы берут на себя заботы об образовании и воспитании его сына. Захар, верный слуга Обломова, после смерти хозяина оказывается на паперти.
Структурообразующее начало всех романов Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»)
Сопоставление и противопоставление двух типов героев
Личность, склонная к творческому, но идеализированному восприятию мира, стремящаяся к «высокому, великому, изящному» (Александр Адуев, Обломов, Райский).
Герой-прагматик как воплощение «трезвого, делового, нужного» (Петр Адуев, Штольц, Тушин).
Роман «Обломов» составляет трилогию с романами «Обыкновенная история» и «Обрыв», так как все три произведения освещают одну эпоху — переход от помещичье-патриархального уклада жизни к буржуазному.
Замысел романа относится ко второй полови не 40-х годов, времени, когда автор работал над «Обыкновенной историей».
Великий критик В. Г. Белинский выражал недовольство эпилогом романа «обыкновенная история»: «Автор имел бы право скорее заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге и жениться на большом приданом», как бы предвосхищая развитие сюжета романа «Обломов».
Два сюжетных узла романа
- История отношений Обломова и Ольги
- История отношений Обломова и Пшеницыной
«Сон Обломова»
- «Сон Обломова» (глава IX первой части) — композиционный центр произведения.
- Единственная глава, имеющая название; занимает обособленное положение по отношению к основному сюжету романа.
- Пародийно-ироническая идиллия «золотого века», того образа жизни, который сформировал характер Обломова.
Тематика и проблематика
Основная тема — обломовщина
- Обломовщина — социальное явление в среде русского дворянства, результат распада патриархально-крепостнического уклада жизни дореформенной России.
- Суть обломовщины — инертность, апатия, косность: «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни».
- Обломовщина — противоречивое явление, оно допускает различные трактовки, имеет разнообразные проявления.
Воссоздание типов и характеров русской действительности
- Тип крепостного слуги (Захар), тип предпринимателя (Штольц), тип светского франта (Волков), тип преуспевающего чиновника (Судьбинский), тип модного литератора (Пенкин).
- Яркие женские характеры (Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына).
Проблема героя времени
Одна из главных проблем в романе, реализована в противопоставлении Обломова (тип «лишнего человека») и Штольца (тип «деятеля»).
Проблема национального характера
Разрабатывается в образах практически всех героев романа (Ольга и Агафья Матвеевна, Захар и Анисья). Наиболее остро заявлена в противопоставлении Обломова, имеющего русские корни, и Штольца, немца по происхождению. Поэтому черты характера Обломова приобретают общенациональное значение.
Нравственно-философские проблемы
Проблемы действия и бездействия, смысла жизни, любви, счастья имеют универсальный характер, выводят идейное содержание романа за национальные рамки.
Жанр романа
Социально-бытовой
Гончаров исследует социальные корни обломовщины на фоне картин провинциальной и петербургской жизни.
Философский
Гончаров исследует глубинные законы жизни, осмысляет общечеловеческие проблемы действия и бездействия, любви, счастья.
Психологический
Гончаров раскрывает внутренний мир своих героев.
Главные герои
Оппозиция персонажей
- Обломов
Итоговый, исторически уходящий тип носителя русской культуры. - Штольц
Новый положительный тип русского прогрессивного деятеля.
Обломов — «естественный человек», «хрустальная душа».
Штольц — рационалист и прагматик.
У Обломова всё «началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Штольцу удаётся всё (он был правильно воспитан отцом-немцем). Однако автор не показывает его в деле, а рассказывает о нём.
Кроме того, Штольц с Ольгой Ильинской «строят» свою Обломовку (описание их семейной жизни).
Сам Гончаров признавал художественную неубедительность образа Штольца («штольцы»-капиталисты — новое явление в русской действительности, их позиция была ещё неясна писателю). Автор не даёт однозначных ответов. Старая Россия, олицетворением которой выступал главный герой романа, привлекала И. А. Гончарова духовностью человеческих отношений, уважением к памяти предков, к национальным традициям.
Видя недостатки патриархальной России, основными из которых были бездействие и страх перед переменами, он приходит к выводу, что главное в жизни — это её устойчивость перед всеми общественными потрясениями.
Илья Ильич Обломов
Источники образа
Образ Ильи Обломова соотносится с образом богатыря Ильи Муромца, героя киевского цикла русских былин, который до тридцати трех лет не мог двигаться. Но, в отличие от фольклорного героя, получившего исцеление от старцев и совершившего впоследствии множество подвигов, воскрешение Обломова оказывается невозможным.
Литературные источники образа — гоголевские герои (Подколесин, Тентетников, Манилов, старосветские помещики) и герои более ранних произведений самого Гончарова (Егор Адуев, Александр Адуев).
Реальным прототипом образа Обломова считают самого И. А. Гончарова.
Портрет
Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность», однако с «отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины». Мягкость «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». Внешность героя носит отпечаток его образа жизни — Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический страх.
При описании внешности и образа жизни героя используется детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, <...> могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».
Происхождение, биография
Обломов — дворянин 32-33 лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге», куда он приехал из Обломовки — родового имения, расположенного в глухой провинции, «чуть не в Азии». По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, все на чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя».
В детстве Обломов учился кое-как, в учебе видел «наказание, ниспосланное небом за наши грехи». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности (Обломов по ошибке отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск) он подал в отставку. Не испытал Обломов и настоящей любви, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты».
В итоге жизнь Обломова свелась «к еде, сну, лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром». Все свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться. Таков герой в начале романа.
Неоднозначность образа
Обломов от природы наблюдателен, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездейственность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности. В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку...», однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается все той же обломовщиной.