Рассказ «Студент». 1894. Анализ произведения. А. П. Чехов
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Написан в Ялте, опубликован в журнале «Русские ведомости» в апреле 1894 г. Относится к позднему периоду творчества Чехова.
«Студент» был любимым произведением писателя.
Читайте рассказ здесь → Студент. А. П. Чехов
Сюжет и композиция
В рассказе нет напряженного действия, внешней занимательности. Главную роль здесь играет внутренний сюжет — история духовного прозрения героя.
Две сюжетные линии: встреча студента с вдовами и евангельская история об отречении Петра. В кульминации они пересекаются и, преломляясь в сознании героя, сливаются в одну.
Зеркальная композиция: совпадение ситуации в начале и в конце рассказа.
Экспозиция
Пейзаж определяет общую тональность повествования. «Погода вначале была хорошая, тихая», затем картина меняется — погода портится: «когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло». Студент духовной академии, сын дьячка Иван Великопольский в страстную пятницу возвращается с охоты в мрачном настроении: «студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».
Рассказ студента. Завязка внутреннего сюжета
Проходя огородами, Иван встречает двух вдов, Василису и ее дочь Лукерью, которые у костра моют посуду. Остановившись погреться, он вдруг вспоминает евангельские события, «происходившие в такую же холодную ночь во дворе иудейского первосвященника». Студент рассказывает женщинам историю о троекратном отречении Петра: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам <...> Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».
Подготовка развязки внутреннего сюжета
Студент продолжает свой путь. В его душе происходит напряженная работа — он понимает, что «то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему <...>. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок».
Кульминация и развязка внутреннего сюжета
Ивану приходит душевное озарение: «И радость вдруг заволновалась в его душе <...> Прошлое, — думал он, — связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи». Происходит преображение внутреннего состояния героя: он «думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь, <...> всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; <...> и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевало им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
- Аверченко А. Т.(1)
- Акимушкин И. И.(1)
- Александрова Т. И.(1)
- Алексеев С. П.(3)
- Алешковский Ю. (1)
- Андреев Л. Н.(2)
- Астафьев В. П.(16)
- Байрон Д. Г.(1)
- Балинт А.(1)
- Баратынский Е. А.(1)
- Батюшков К. Н.(1)
- Беляев А. Р.(1)
- Биссет Д.(1)
- Бичер-Стоу Г.(1)
- Блайтон Э. М.(1)
- Блок А. А.(1)
- Боккаччо Дж.(1)
- Брагин В. Г.(1)
- Браун Ф.(1)
- Брэдбери Р.(3)
- Булычёв К.(6)
- Бунин И. А.(2)
- Васильев Б. Л.(3)
- Велтистов Е. С.(1)
- Верн Ж.(1)
- Вестли А-К.(1)
- Гайдар А. П.(1)
- Гарин-Михайловский Н. Г.(1)
- Генри О.(1)
- Гераскина Л. Б.(1)
- Гоголь Н. В.(5)
- Голдинг У.(1)
- Голявкин В. В.(2)
- Горький М.(5)
- Гофман Э. Т. А.(3)
- Грибоедов А. С.(1)
- Грин А. С.(2)
- Грин Р. Л.(1)
- Гринвуд Д.(1)
- Гюго В. М.(1)
- Гёте И. В.(2)
- Данте Алигьери(1)
- Даррелл Д.(1)
- Державин Г. Р.(1)
- Достоевский Ф. М.(1)
- Дуров В. Л.(1)
- Ершов П. П.(1)
- Есенин С. А.(1)
- Жуковский В. А.(1)
- Зальтен Ф.(1)
- Заходер Б. В.(1)
- Зощенко М. М.(14)
- Искандер Ф. А.(2)
- Карамзин Н. М.(3)
- Кассиль Л. А.(1)
- Коваль Ю. И.(1)
- Козлов С. Г.(2)
- Кольцов А. В.(1)
- Крапивин В. П.(3)
- Кретьен де Труа(1)
- Кротов В. Ф.(2)
- Крюкова Т. Ш.(1)
- Куприн А. И.(4)
- Курчевский В. В.(1)
- Кэрролл Л.(1)
- Ларри Я. Л.(1)
- Левитан Е. П.(1)
- Лем С.(1)
- Лермонтов М. Ю.(5)
- Лесков Н. С.(4)
- Ли Харпер(1)
- Линдгрен А. А. Э.(1)
- Ломбина Т. Н.(1)
- Ломоносов М. В.(2)
- Лондон Дж.(1)
- Лопе Де Вега Ф.(1)
- Мальмузи Л.(1)
- Маяковский В. В.(1)
- Медведев В. В.(1)
- Мериме П.(18)
- Милн А. А.(1)
- Михалков С. В.(3)
- Могилевская С. А.(1)
- Мокиенко М. Ю.(1)
- Мольер(1)
- Муур Л.(1)
- Народное творчество(2)
- Не указан(5)
- Некрасов Н. А.(2)
- Носов Н. Н.(6)
- Олеша Ю. К.(1)
- Остер Г. Б.(1)
- Островский А. Н.(7)
- Патту Э.(1)
- Перовская О. В.(1)
- Петрарка Ф.(1)
- Платонов А. П.(2)
- Пляцковский М. С.(1)
- По Э. А.(2)
- Погодин Р. П.(2)
- Подготовка к экзамену(86)
- Постников В. Ю.(1)
- Прокофьева С. Л.(4)
- Прёйсен А.(2)
- Пушкин А. С.(16)
- Радищев А. Н.(2)
- Рауд Э. М.(1)
- Сабитова Д. Р.(1)
- Салтыков-Щедрин М. Е.(11)
- Сент-Экзюпери А.(1)
- Скотт В.(2)
- Соколов-Микитов И. С.(4)
- Стендаль(1)
- Стивенсон Р. Л.(1)
- Твардовский А. Т.(1)
- Твен М.(2)
- Токмакова И. П.(1)
- Томас Т. (1)
- Тургенев И. С.(4)
- Тютчев Ф. И.(1)
- Уайльд О.(1)
- Усачев А. А.(1)
- Успенский Э. Н.(3)
- Уэллс Г. Д.(3)
- Фет А. А.(1)
- Фонвизин Д. И.(2)
- Хармс Д. И.(1)
- Хитрук Ф. С.(1)
- Хогарт Э.(1)
- Чаплина В. В.(1)
- Черненко Г. Т.(1)
- Чехов А. П.(13)
- Шекли Р.(1)
- Шекспир У.(5)
- Шиллер И. К. Ф.(2)
- Шторм Г. П.(2)
- Шукшин В. М.(28)
- Янссон Т. М.(1)