- Информация о материале
- Литература By
Рассказ «Студент». 1894. Анализ произведения. А. П. Чехов
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
Написан в Ялте, опубликован в журнале «Русские ведомости» в апреле 1894 г. Относится к позднему периоду творчества Чехова.
«Студент» был любимым произведением писателя.
Читайте рассказ здесь → Студент. А. П. Чехов
Сюжет и композиция
В рассказе нет напряженного действия, внешней занимательности. Главную роль здесь играет внутренний сюжет — история духовного прозрения героя.
Две сюжетные линии: встреча студента с вдовами и евангельская история об отречении Петра. В кульминации они пересекаются и, преломляясь в сознании героя, сливаются в одну.
Зеркальная композиция: совпадение ситуации в начале и в конце рассказа.
Экспозиция
Пейзаж определяет общую тональность повествования. «Погода вначале была хорошая, тихая», затем картина меняется — погода портится: «когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло». Студент духовной академии, сын дьячка Иван Великопольский в страстную пятницу возвращается с охоты в мрачном настроении: «студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».
Рассказ студента. Завязка внутреннего сюжета
Проходя огородами, Иван встречает двух вдов, Василису и ее дочь Лукерью, которые у костра моют посуду. Остановившись погреться, он вдруг вспоминает евангельские события, «происходившие в такую же холодную ночь во дворе иудейского первосвященника». Студент рассказывает женщинам историю о троекратном отречении Петра: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам <...> Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».
Подготовка развязки внутреннего сюжета
Студент продолжает свой путь. В его душе происходит напряженная работа — он понимает, что «то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему <...>. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок».
Кульминация и развязка внутреннего сюжета
Ивану приходит душевное озарение: «И радость вдруг заволновалась в его душе <...> Прошлое, — думал он, — связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи». Происходит преображение внутреннего состояния героя: он «думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь, <...> всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; <...> и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевало им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».