Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Рассказ «Судьба человека» 1956. М. А. Шолохов. Анализ произведения

  • Класс: 9 класс, 11 класс

Рассказ написан в 1956 г., опубликован в газете «Правда» на рубеже 1956-1957 гг..

«Судьба человека» была прочитана киноактером Сергеем Лукьяновым по Всесоюзному радио, после чего получила народное признание.

Читайте рассказ здесь → Судьба человека

Символика названия

В произведении показана не просто жизнь отдельного солдата Андрея Соколова, а судьба человека вообще, воплотившего в себе все основные национальные типические черты (обобщающее слово «человек» в названии).

Испытания, которые пережил герой, — это испытания, выпавшие на долю каждого, прошедшего Великую Отечественную войну. Это судьба целого поколения, у которого война отобрала самое дорогое — дом, семью, работу, здоровье, жизнь близких людей.

Композиция и сюжет

«Судьба человека» написана в форме «рассказ в рассказе».

В произведении в концентрированном виде дана эпическая картина происходящего во время войны.

М. Н. Липовецкий выделяет в рассказе десять своеобразных микроновелл, каждая из которых внутренне завершена, имеет завязку, кульминацию, развязку:

1. Довоенная жизнь.
2. Прощание с семьей.
3. Пленение.
4. В церкви.
5. Неудачный побег.
6. Поединок с Мюллером.
7. Освобождение.
8. Гибель семьи.
9. Смерть сына.
10. Встреча с Ванюшкой

Обрамление

Действие происходит в период первой послевоенной весны. Повествователь, ведущий рассказ от первого лица, дожидаясь переправы, встречает мужчину с сынишкой. Отец мальчика, Андрей Соколов, решает рассказать о своей судьбе.

После исповеди повествователь расстается с чужим, но ставшим ему близким человеком, прощание с Ванюшкой заставляет мужчину, прошедшего войну, заплакать.

Символические образы в обрамлении

Весна
Символ вечного возрождения, обновления, надежды. «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Безбрежный мир готовился «к великим свершениям, весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Дорога, путь
Символ жизни, движения вперед, один из главных архетипов.

Отец и сын
Фигуры Андрея и Ванюшки — мужчины и маленького мальчика — обретают обобщенносимволический смысл, предстают в образах Отца и Сына, идущих по дороге жизни: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы...».

Исповедь Андрея Соколова

Андрей Соколов рассказывает о своей жизни. Герой вспоминает о своем детстве, семье. Гражданская война, голод, разруха лишь фон событий. Основное внимание Соколов уделяет воскрешению в памяти образов самых дорогих людей, которые погибли во время войны: жены Иринки («И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!»), детей («сначала сынишка родился, через год еще две девочки...»). Для героя важны были работа, семейный достаток и уют. Духовные ценности, обретенные в довоенное время, помогают Андрею Соколову выстоять в тяжелое время.

Война нарушает благополучную, счастливую жизнь семьи Соколова. Следующие эпизоды, рассказанные героем, конфастируют с первой «спокойной» микроновеллой. Далее Соколов будет проходить проверку на моральную стойкость.

Герой два раза был ранен, попал «в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года». Когда русских солдат немцы загнали на ночевку в церковь, один из пленных, Крыжнев, пригрозился выдать командира. Андрей Соколов не выдержал и задушил предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель».

Андрей Соколов пробовал бежать, но его поймали и вернули обратно. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там...» Били солдат «так, как у нас сроду животину не бьют».

Однажды герой выиграл моральный поединок с врагом. Он показал свою силу духа («в скотину они меня не превратили, как ни старались»), за что заслужил признание от немцев (Мюллер: «Я — тоже солдат и уважаю достойных противников»). Герой пробудил в Мюллере и его сослуживцах человеческое: они «тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче»

Соколов возил немца-майора. В одну из поездок герою удалось сбежать из плена, привезти майора и отдать русским командирам.

В госпитале Соколов узнал о том, что его семья погибла, остался один сын, Анатолий, который «получил звание капитана, командует батареей “сорокапяток”, имеет шесть орденов и медали». В последний день войны убивают и Анатолия. Испытанием оказываются не только муки в фашистском плену, но и смерть детей и любимой жены, которую он не понял в момент прощания («До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»).

Приехав жить к старому другу, Соколов встречает мальчика-сироту Ванюшу и решает его усыновить. «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах, понюхаешь и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...» Теперь вся жизнь Андрея Соколова посвящена ребенку.

В рассказе оказывается важной сердечная реакция героя на происходящее («осердеченность повествования»): «...у самого от жалости к ней сердце на части разрывается», «сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...» и т. д.

Рассказ «Судьба человека» 1956. М. А. Шолохов. Анализ произведения

Новаторство рассказа

Рассказ долгое время считали образцом соцреалистического канона (таким оказывается финал произведения). Современные исследователи находят в произведении черты новаторства:

  • Шолохов первым показал события 1941-1945 гг. как трагедию всего человечества;
  • автор показывает героя, побывавшего в плену и вернувшегося на родину. Не многих солдат, освободившихся из немецкого плена, Советский Союз принимал радушно (пример тому — судьба героя А. И. Солженицына Ивана Денисовича);
  • политико-идеологический аспект в рассказе приглушен. Слова «советский солдат» автор заменяет на «русский солдат»;
  • по канонам соцреализма гуманизм — не столько любовь к людям, сколько деятельная ненависть к врагам. Однако Андрей Соколов не убил ни одного немца, зато расправился с русским предателем. Автор обращается в рассказе к общечеловеческим ценностям.

Язык рассказа

Основной массив речи в рассказе — просторечия с вкраплениями профессионализмов, конкретизирующих облик главного героя.

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.