- Информация о материале
- Литература By
Рассказ «Чистый понедельник». 1944. И. А. Бунин. Анализ произведения
- Класс: 11 класс
Новелла «Чистый понедельник» входит в книгу «Темные аллеи» (38 новелл о любви), над которой Бунин работал с 1937 по 1945 г., находясь в эмиграции во Франции. Работа над книгой служила писателю в какой-то мере спасением от трагизма жизни.
Читайте рассказ здесь → Чистый понедельник
«Чистый понедельник» был написан в мае 1944 г.
По мнению автора, это лучшее, что было им создано: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”».
Жанр — новелла. Поворотный пункт сюжета, заставляющий переосмыслить содержание, — неожиданный уход героини в монастырь.
Он и она «богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами». Их связывают «странные» отношения.
«.близки мы ещё не были; и все это без конца держало меня в <.> мучительном ожидании — и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, провёденном возле неё...».
- Герои любят друг друга.
«Не представляете вы себе всю силу любви к вам! — Представляю. А что до моей любви, <.> вы у меня первый и последний. Вам этого мало?». - Героиня загадочна, непонятна для героя.
«...раз и навсегда отвела разговоры о нашем будущем...». - Герой говорит о любви и счастье, а она цитирует Платона Каратаева.
«Счастье наше, <.> как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету...».
В Чистый понедельник, первый день Великого поста, героиня уходит в монастырь.
В последнем письме она пишет: «В Москву не вернусь. Пойду пока на послушание. Потом, может быть, решусь на постриг <.> Пусть Бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку...».
Он «исполнил её просьбу», но не понял её поступка. «.долго пропадал., спивался, .опускаясь всё больше, . потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадёжно.».
Спустя два года герой узнает её в одной из монахинь Марфо-Мариинской обители.
В любви писатель видит проявление главного закона жизни, который связывает человека со Вселенной. Тема любви у Бунина выражает общее представление писателя о катастрофичности мира. Любовь, как и женщина, загадочна, непознаваема и трагична, потому что стремится к неосуществимому, к идеалу.
Время написания книги «Тёмные аллеи» было для Бунина тяжёлым — бедность, фашистская оккупация. Работа над текстами служила писателю в какой-то мере спасением от трагизма жизни.
В рассказах (новеллах) освещены различные оттенки любовных переживаний, очень тонко переданы иррациональные порывы душ героев. Любовь, приобщающая человека к тайнам бытия, подводящая к открытию непостижимых истин, вневременная, вечная, неразрывно связана с таинственной смертью.
Организация повествования
Повествование ведется от первого лица, образ героини воспринимается через два различных сознания: героя-непо-средственного участника описываемых событий и дистанцированное сознание повествователя, который смотрит на происходящее через призму своей памяти. Над этими ракурсами надстраивается авторская позиция, проявляющаяся в художественной целостности, отборе материала.
Мировоззрение героя после истории любви претерпевает изменения — изображая себя в 1912 г., повествователь прибегает к иронии, вскрывая свою ограниченность в восприятии любимой, непонимание значения переживаемого опыта, которое он может оценить только ретроспективно. Общая тональность, в которой написан рассказ, говорит о внутренней зрелости и глубине повествователя.
Образ главной героини
- В новелле не упоминается имя героини. Для повествователя это та самая Она — главная женщина в его жизни.
- Главная героиня — противоречивая натура. Она учится на курсах, не сознавая, впрочем, зачем ей нужна учеба: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках? » Девушка образованна, утонченна, умна. Но вместе с тем она кажется какой-то отстраненной от всего, что окружает ее: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом». При этом она умеет наслаждаться жизнью, получает удовольствие от чтения, вкусной еды, красивых вещей. Девушка не может найти себя, пребывает в раздумьях. Ее привлекает роскошная, веселая жизнь. Но одновременно она противится ей, желает найти для себя что-то иное. В ее душе возникают противоречивые чувства, которые непонятны многим молодым людям, привыкшим к простому и беззаботному существованию.
- Накануне «чистого понедельника», первого дня Великого поста, герою внезапно открывается тайная жизнь героини. Оказывается, девушка посещает церкви, кремлевские соборы, прекрасно разбирается в религиозных обрядах, цитирует житийную литературу. Но это не формальная религиозность: «Это не религиозность. Я не знаю что...». Внезапно в «чистый понедельник» она уезжает, а позже сообщает в письме о своем намерении принять постриг.
Хронотоп
Новелла имеет сложную пространственно-временную организацию: время историческое (горизонтальный хронотоп) и универсальное, космическое (вертикальный хронотоп).
Картина жизни России 1910-х гг. противопоставляется Руси древней, вековой, настоящей, напоминающей о себе в храмах, старинных обрядах, памятниках литературы, как бы проглядывающей сквозь наносную суету: «И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь».
Для Бунина невероятно важной оказывается категория памяти, которая стирает какие-либо границы: пространственно-временные, причинно-следственные.