Повесть «Один день Ивана Денисовича» 1959. А. И. Солженицын. Анализ произведения
- Класс: 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
История создания
Произведение об одном дне жизни заключенного было задумано Солженицыным в Экибастузском особом лагере в начале 1950-х гг. Писалась повесть в Рязани, в 1959 г.
⇓
В конце 1961 г. рукопись произведения была передана в редакцию журнала «Новый мир». Чтобы обойти советскую цензуру, автор вынужден был заменить первоначальное название «Щ-854 (Один день одного зэка)» на более нейтральное — «Один день Ивана Денисовича». Разрешения на публикацию текста главный редактор журнала А. Т. Твардовский добивался у самого Н. С. Хрущева.
⇓
Повесть вышла в 11-м номере «Нового мира» за 1962 г. и принесла своему автору мировую известность. Произведение было новаторским: Солженицын открыл запретную прежде лагерную тему, тему репрессий.
Читайте повесть здесь → Один день Ивана Денисовича
Жанр
Солженицын определял жанр своего произведения как рассказ, подчеркивая контраст между малой формой и глубоким содержанием.
Осознавая значительность произведения, Твардовский назвал «Один день Ивана Денисовича» повестью.
Иван Денисович Шухов
Прототип
Солженицын: «Вдруг, почему-то, стал тип Ивана Денисовича складываться неожиданным образом. Начиная с фамилии — Шухов, влезла в меня без всякого выбора, я не выбирал ее, а это была фамилия одного моего солдата в батарее, во время войны. Потом вместе с его фамилией его лицо, и немножко его реальности, из какой он местности, каким языком он говорил». Реальный Шухов в лагере никогда не был. В разработке образа Ивана Денисовича автор опирался и на собственный жизненный опыт.
Номер
Герой имеет номер, начинающийся на редкую букву — Щ (лагерный номер Солженицына — Щ-262). Один из читателей, бывший заключенный, рассказал автору, что его номер был Ы-389. Солженицын ответил, что если бы он знал, «что такая буква существовала, то Иван Денисович был бы, разумеется, Ы-854».
Порядковый номер героя (трехзначная цифра, приближающаяся к тысяче), и буква, которая расположена в алфавите почти в самом конце, демонстрируют масштабность репрессий.
Прошлое
Иван Денисович жил в деревне, имел семью — жену и двух дочерей, работал в колхозе. «Из дому Шухов ушел двадцать третьего июня сорок первого года». Был ранен, попал в плен, через два дня сбежал от фашистов, но был «своими» обвинен в измене и приговорен к десяти годам лагерей.
Арест и обвинение
Обвинен несправедливо, как и тысячи таких же, как он. Система правосудия карала всех, не объясняя своих действий. Автор показывает абсурдность приговора: «Считается по делу, что Шухов за измену родине сел. И показания он дал, что таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание — ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто — задание». Герой признается в измене потому, что его сильно били. Если бы он не подписал себе приговор — его бы расстреляли, а «подпишешь — хоть поживешь еще малость».
Типичные и индивидуальные черты
Не выделяется из массы зэков («бритая» голова, щетина, «ястребиные глаза лагерника»). Шухов — собирательный образ. Однако у Ивана Денисовича есть множество ярких индивидуальных черт (довольно редкий номер, он по-особенному ест, имеет собственную ложку с особой меткой, спрятанный мастерок и т. д.).
Отношение к труду
Трудится не из-за страха наказания. Показательна сцена работы 104-й бригады на строительстве ТЭЦ. Шухов получает удовольствие от собственного мастерства, он вдохновляется и, парадоксальным образом, обретает внутреннюю свободу. Он стремится работать качественно, гордится ровной кладкой: «Эх, глаз — ватерпас! Ровно! Еще рука не старится».
Но не ко всякому заданию Шухов относится с таким рвением. Моя полы у надзирателей, он выливает воду на дорожку, по которой ходит начальство. «Работа — она как палка, конца в ней два: для людей делаешь — качество дай, для начальника делаешь — дай показуху».
В. Т. Шаламов, писатель, прошедший Колыму, говорил, что «в лагерях нет ничего хуже, оскорбительнее смертельно-тяжелой физической подневольной работы». Солженицын ответил Шаламову в книге «Архипелаг ГУЛАГ», вновь описав радость героев от созидательного труда даже в неволе.
Черты характера
С трудом выживая в тяжелых лагерных условиях, герой сохраняет нравственность, внутреннюю свободу, духовность. Он отзывчив, способен к состраданию, сопереживанию. Шухов сочувствует баптистам, осужденным за веру, «шакалу» Фетюкову, который, вероятно, до конца срока не доживет, охранникам, конвоирам («Им-то тряпочками завязываться не положено. Тоже служба неважная...»). Герой заботится о своей жене, понимает, что тяжело ей одной с детьми, и поэтому запрещает отправлять ему посылки.
Солженицын: «В лице Шухова обязательно должна проглядывать доброта (как бы она ни была задавлена) и юмор».
Нелегко приходится Шухову, но до облизывания мисок он никогда не опустится. Народная смекалка, честность, нравственная стойкость, умение приспосабливаться помогает выжить в нечеловеческих условиях.