Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина
Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина

  • Класс: 10 класс, 11 класс

План

I. Основополагающие философские проблемы в творчестве Пушкина.

II. Эволюция представлений о смысле жизни.

1. Гедонистическое мировоззрение молодого поэта.
2. Мысли о жизни и смерти в зрелом возрасте.
3. Прорицание грядущего.
4. Разноплановость темы свободы в лирике Пушкина.
5. Неприятие пассивности и молчаливой покорности масс.

III. Актуальность философских мотивов в творчестве Пушкина.

***

Стихи А. С. Пушкина легко воспринимаются и доставляют удовольствие, поражают яркостью образов и особой музыкальностью. В то же время этот великий русский поэт, как человек высочайшей культуры и глубокого ума, обращается в своем творчестве к ключевым философским вопросам. В его философской лирике отражены личное видение мира, размышления о предназначении человека, смене эпох и поколений, о свободе, гражданском долге и о миссии поэта...

В ранних произведениях прослеживается гедонистическое мировоззрение молодого поэта:

…Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай.
(«Гроб Анакреона»)

Именно так шестнадцатилетний Пушкин осмысливал смысл бытия. Однако в годы ссылки его настроение окрашивается романтизмом. В поэзии появляются мотивы трагической отстраненности героя от окружающего, непринятия жизни «простых смертных», стремления к исключительности, к великому предназначению:

Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья…
(Погасло дневное светило)

В конце 20-х годов, пережив многие потрясения, поэт все чаще задумывается о жизни и смерти, о нелегкости человеческого пути:

Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
(«Элегия»)

Но это вовсе не означает, что следует сдаваться, падать духом и погружаться в апатию. В том же стихотворении Пушкин решительно утверждает: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Спустя время другой классик русской словесности, Ф. М. Достоевский, сформулирует созвучную мысль: «Только страдания делают человека человеком».

Пушкин очень остро ощущает скоротечность земной жизни. Взор поэта будто пронзает тонкую ткань бытия и видит грядущее:

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных»)

Тема свободы — одна из центральных в философской лирике Пушкина, и раскрывает он ее многогранно, под различными углами:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…

Так наставляет он собратьев по перу в стихотворении «Поэту». Эта свобода заключается в отречении от непонимающего мира, от толпы. Развивает Пушкин эту точку зрения до анархических ноток и в стихотворении «Из Пиндемонти»:

Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…

Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина

Но как меняется тон поэта в произведении «Вольность»! Здесь уже ярко выражена гражданская, политическая позиция Пушкина, здесь он уже не пренебрегает народом, а ратует за его благо, за его свободу:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…

Здесь же он утверждает такой актуальный поныне политический канон, как верховенство права:

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье <…>
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон – а не природа…

Но насколько сильно стремится поэт донести до людей свои свободолюбивые идеи, настолько сильно он негодует, столкнувшись с равнодушием, пассивностью и молчаливой покорностью масс:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь…
(Свободы сеятель пустынный…)

Итак, поэзия Пушкина необычайно насыщена философскими мотивами. На материале произведений разных лет отчетливо видно, как формировались его творчество и мировоззрение, и эти идеи не теряют значимости по сей день.

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.