Фольклор. Жанры фольклора в литературе
- Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Устное народное творчество (от англ, folklore — народная мудрость).
Особенности фольклора
- устный характер творчества (произведения передавались из уст в уста);
- анонимность (автор — народ);
- непосредственный контакт исполнителя со слушателем;
- синкретизм (объединение элементов разных видов искусства — словесного, музыкального, театрального);
- традиционность (произведения создаются в рамках предшествующей художественной традиции; используется определенный набор поэтических средств);
- импровизационность (произведения или отдельные их части часто создаются непосредственно в процессе исполнения);
- коллективность и вариативность (наличие вариантов отдельного произведения: новое исполнение — новый вариант).
Жанры фольклора
Роды фольклора
- Эпос
- Лирика
- Драма
Жанровая система фольклора
Эпос (объективное отображение действительности)
Былина (жанр)
Произведение повествовательного характера о богатырях и народных героях. Былинные циклы: новгородский (герои — Садко, Василий Буслаев), киевский (герои — Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец). Былине присущ особый песенно-эпический способ отражения действительности и соответствующая композиция: запев, зачин, основная часть, концовка.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула», «Добрыня и Змей».
Историческая песня
Небольшое лиро-эпическое произведение, повествующее о событиях, связанных с русской историей.
«Авдотья Рязаночка».
Сказка
Один из основных жанров фольклора.
Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
«Мужик и медведь», «Царевна-лягушка», «Морозко».
Предание
Устный эпический рассказ о реальных или возможных событиях прошлого.
Возникнув из рассказов очевидцев, предание удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации, сближаясь со сказкой и легендой.
Предания «Повести временных лет», предания о Петре I.
Легенда
Устный рассказ, в основе которого, в отличие от предания, лежит чудо, фантастический образ, воспринимаемый как достоверный.
Совмещает элементы сказки и мифа.
Тематические группы: мифологические, исторические, апокрифические (церковнорелигиозного содержания).
«Илья-пророк и Никола», «О Ное Праведном».
Сказ
Повествование о современных или недавних событиях от лица подставного рассказчика, сохраняющего свои речевые особенности.
Создается впечатление непосредственного рассказа-импровизации.
«Еремеево слово», «Артемов ключ».
Пословица
Малая форма народного поэтического творчества.
Пословица — сжатое, образное изречение с поучительным смыслом, выражающее обобщенную мысль.
Лес рубят — щепки летят. Не в свои сани не садись.
Поговорка
Малая форма народного поэтического творчества. Краткое выражение, дающее эмоционально-экспрессивную оценку событию, поступку, человеку.
Надоел как горькая редька. Свалился как снег на голову.
Сказки
- волшебные — очевидно наличие чуда, волшебства (волшебных персонажей и предметов);
- о животных — присутствует борьба зверей между собой или человека со зверем. Конфликты отражают реальные жизненные отношения;
- бытовые (новеллистические) — о событиях ежедневной жизни. Фантастических образов нет, действуют реальные герои: солдат, купец, поп и др.
Сказки бывают:
- народные (фольклорные, авторство принадлежит народу).
Наиболее полно русские народные сказки представлены в сборниках И. П. Сахарова (1841 г.)
и А. Н. Афанасьева (сборник в восьми томах, 1855 г.). - литературные (принадлежат конкретному автору).
Известные сказочники: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. П. Ершов, В. Гауф, А. де Сент-Экзюпери, В. И. Даль.
В сказке выражены мечты и чаяния народа, его представления об идеальной жизни, о справедливости.
Народные и литературные сказки имеют определённые отличия:
Литературная сказка
- авторское произве дение;
- жанр художественной литературы;
- сюжет свободный (придуман автором);
- произвольность системы образов.
Народная сказка
- результат коллективного творчества;
- один из фольклорных жанров (его особенность — устный пересказ);
- сюжетная линия строго подчинена определённой схеме, которую должен использовать рассказчик, чтобы сохранить канву повествования;
- обусловленность системы образов традициями и представлениями о добре и зле.
Сказочные герои делятся на положительных и отрицательных, и добро всегда побеждает зло.
Сказка носит нравоучительный характер — заканчивается она, как правило, моралью («добрым молодцам урок»).
У разных народов есть похожие сказки (о злой мачехе и падчерице, о глупом волке и хитрой лисе) — в этих универсальных сюжетах проявляется общечеловеческая мечта о счастье и справедливости, обыгрываются наиболее типичные ситуации. Такие сюжеты называют «бродячими».
Изобразительно-выразительные средства, используемые в сказках
Композиционные
- троичность: три брата или три сестры, трое помощников, три препятствия, три дороги и т. д.
- ретардация: замедление действия путем введения дополнительных героев, авторских отступлений, повторов;
- антитеза: резко выраженное противопоставление, позволяющее ярче и глубже охарактеризовать героя;
- художественные формулы: поэтические штампы, общие места
- сказочные формулы:
- начальные (зачин): «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...»
- серединные: «добрый молодец», «красна девица», «долго ль, коротко лъ»
- конечные: «Стали они житъ-пожи-ватъ да добра наживать...»
Стилистические
- постоянные эпитеты: добрый молодец, море синее
- уменьшительные и увеличительные суффиксы: голубушка, идолище
- тавтологии: жил-поживал, диво-дивное
- сросшиеся синонимы: грустъ-тоска
- гипербола: рос он не по дням, а по часам
- параллелизм: старший сын умный, средний ни так ни сяк, младший вовсе дурак
Лирика
(отражение субъективных мыслей, чувств, переживаний)
Обрядовая поэзия
Поэзия, сопровождавшая определенный обряд.
Делится на:
1) календарную (колядки, подблюдные песни, веснянки, купальские, жнивные);
2) семейную — сопровождавшую знаменательные моменты в жизни человека: рождение, крещение, свадьбу, похороны.
Одним из жанров обрядового семейного фольклора являются причитания — песни, отражающие горе, вызванное разлукой с родным человеком или его смертью (похоронно-поминальные, свадебные, рекрутские, солдатские).
Любовные песни
Песни, отражающие взаимоотношения влюбленных.
Семейные песни
Песни о сложных семейных и родственных отношениях (герои — муж, жена, свекровь и др.).
Малые фольклорные лирические жанры
Детский фольклор
Материнский — созданный для детей (поэзия пестования): колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки.
«Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки...»;
«Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки...»
Собственно детский — созданный детьми:
- игровой (считалки, молчанки);
- неигровой (дразнилки, мирилки);
- детская мифология (страшилки и псевдострашилки), садистские стишки, докучные сказки (сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста).
Бытовой фольклор
- заклички — обращение к явлениям природы;
- приговорки — обращение к живым существам;
Потешный фольклор
- поддевки — забавы, основанные на игре слов;
- скороговорки — фразы для разработки речевого аппарата;
- загадки — иносказательное описание предмета, название которого надо угадать.
Драма
- игры
- народный театр:
- театр живого актера; народная драма («Лодка», «Царь Максимильян»).
- театр кукол; раек; вертеп; Петрушка. - обряды
Раек
Потешная панорама, зрелищное действо.
Раек — небольшой ящик с отверстиями в передней стенке, через которые показывались картинки преимущественно религиозного характера.
Вертеп
Народный кукольный рождественский театр.
В переносном двухэтажном ящике («вертепе») разыгрывались сюжеты о рождении Иисуса Христа (причем в нижнем ярусе — сцены, связанные с царем Иродом и избиением младенцев в Вифлееме или же вставные комические интермедии о злободневных событиях народной жизни).
Театр Петрушки
Шутовские кукольные представления с Петрушкой — балаганной перчаточной куклой. Петрушка — шут, остряк в красном кафтане и в красном колпаке. Театр состоял из складной легкой ширмы, набора кукол, шарманки (или скрипки). Существовал набор обыгрываемых сюжетов.
Различия между фольклором и литературой
Фольклор
⇓ ⇓ ⇓
Автор — народ.
Искусство устного слова.
Непосредственный контакт исполнителя со слушателями.
Наличие вариантов одного и того же произведения.
Литература
⇓ ⇓ ⇓
Автор — конкретное лицо.
Искусство письменного слова.
Опосредованный контакт автора с читателем.
Отсутствие вариантов авторского текста.