Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Фольклор. Жанры фольклора в литературе

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

Устное народное творчество (от англ, folklore — народная мудрость).

Особенности фольклора

  • устный характер творчества (произведения передавались из уст в уста);
  • анонимность (автор — народ);
  • непосредственный контакт исполнителя со слушателем;
  • синкретизм (объединение элементов разных видов искусства — словесного, музыкального, театрального);
  • традиционность (произведения создаются в рамках предшествующей художественной традиции; используется определенный набор поэтических средств);
  • импровизационность (произведения или отдельные их части часто создаются непосредственно в процессе исполнения);
  • коллективность и вариативность (наличие вариантов отдельного произведения: новое исполнение — новый вариант).

Жанры фольклора

Роды фольклора

  • Эпос
  • Лирика
  • Драма

Жанровая система фольклора

Эпос (объективное отображение действительности)

Былина (жанр)

Произведение повествовательного характера о богатырях и народных героях. Былинные циклы: новгородский (герои — Садко, Василий Буслаев), киевский (герои — Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец). Былине присущ особый песенно-эпический способ отражения действительности и соответствующая композиция: запев, зачин, основная часть, концовка.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула», «Добрыня и Змей».

Историческая песня

Небольшое лиро-эпическое произведение, повествующее о событиях, связанных с русской историей.
«Авдотья Рязаночка».

Сказка

Один из основных жанров фольклора.
Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
«Мужик и медведь», «Царевна-лягушка», «Морозко».

Предание

Устный эпический рассказ о реальных или возможных событиях прошлого.
Возникнув из рассказов очевидцев, предание удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации, сближаясь со сказкой и легендой.
Предания «Повести временных лет», предания о Петре I.

Легенда

Устный рассказ, в основе которого, в отличие от предания, лежит чудо, фантастический образ, воспринимаемый как достоверный.
Совмещает элементы сказки и мифа.
Тематические группы: мифологические, исторические, апокрифические (церковнорелигиозного содержания).
«Илья-пророк и Никола», «О Ное Праведном».

Сказ

Повествование о современных или недавних событиях от лица подставного рассказчика, сохраняющего свои речевые особенности.
Создается впечатление непосредственного рассказа-импровизации.
«Еремеево слово», «Артемов ключ».

Пословица

Малая форма народного поэтического творчества.
Пословица — сжатое, образное изречение с поучительным смыслом, выражающее обобщенную мысль.
Лес рубят — щепки летят. Не в свои сани не садись.

Поговорка

Малая форма народного поэтического творчества. Краткое выражение, дающее эмоционально-экспрессивную оценку событию, поступку, человеку.
Надоел как горькая редька. Свалился как снег на голову.

Сказки

  • волшебные — очевидно наличие чуда, волшебства (волшебных персонажей и предметов);
  • о животных — присутствует борьба зверей между собой или человека со зверем. Конфликты отражают реальные жизненные отношения;
  • бытовые (новеллистические) — о событиях ежедневной жизни. Фантастических образов нет, действуют реальные герои: солдат, купец, поп и др.

Сказки бывают:

  • народные (фольклорные, авторство принадлежит народу).
    Наиболее полно русские народные сказки представлены в сборниках И. П. Сахарова (1841 г.)
    и А. Н. Афанасьева (сборник в восьми томах, 1855 г.).
  • литературные (принадлежат конкретному автору).
    Известные сказочники: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. П. Ершов, В. Гауф, А. де Сент-Экзюпери, В. И. Даль.

В сказке выражены мечты и чаяния народа, его представления об идеальной жизни, о справедливости.

Народные и литературные сказки имеют определённые отличия:

Литературная сказка

  • авторское произве дение;
  • жанр художественной литературы;
  • сюжет свободный (придуман автором);
  • произвольность системы образов.

Народная сказка

  • результат коллективного творчества;
  • один из фольклорных жанров (его особенность — устный пересказ);
  • сюжетная линия строго подчинена определённой схеме, которую должен использовать рассказчик, чтобы сохранить канву повествования;
  • обусловленность системы образов традициями и представлениями о добре и зле.

Сказочные герои делятся на положительных и отрицательных, и добро всегда побеждает зло.
Сказка носит нравоучительный характер — заканчивается она, как правило, моралью («добрым молодцам урок»).

У разных народов есть похожие сказки (о злой мачехе и падчерице, о глупом волке и хитрой лисе) — в этих универсальных сюжетах проявляется общечеловеческая мечта о счастье и справедливости, обыгрываются наиболее типичные ситуации. Такие сюжеты называют «бродячими».

Изобразительно-выразительные средства, используемые в сказках

Композиционные

  • троичность: три брата или три сестры, трое помощников, три препятствия, три дороги и т. д.
  • ретардация: замедление действия путем введения дополнительных героев, авторских отступлений, повторов;
  • антитеза: резко выраженное противопоставление, позволяющее ярче и глубже охарактеризовать героя;
  • художественные формулы: поэтические штампы, общие места
  • сказочные формулы:
    - начальные (зачин): «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...»
    - серединные: «добрый молодец», «красна девица», «долго ль, коротко лъ»
    - конечные: «Стали они житъ-пожи-ватъ да добра наживать...»

Стилистические

  • постоянные эпитеты: добрый молодец, море синее
  • уменьшительные и увеличительные суффиксы: голубушка, идолище
  • тавтологии: жил-поживал, диво-дивное
  • сросшиеся синонимы: грустъ-тоска
  • гипербола: рос он не по дням, а по часам
  • параллелизм: старший сын умный, средний ни так ни сяк, младший вовсе дурак

Лирика
(отражение субъективных мыслей, чувств, переживаний)

Обрядовая поэзия

Поэзия, сопровождавшая определенный обряд.
Делится на:
1) календарную (колядки, подблюдные песни, веснянки, купальские, жнивные);
2) семейную — сопровождавшую знаменательные моменты в жизни человека: рождение, крещение, свадьбу, похороны.
Одним из жанров обрядового семейного фольклора являются причитания — песни, отражающие горе, вызванное разлукой с родным человеком или его смертью (похоронно-поминальные, свадебные, рекрутские, солдатские).

Любовные песни

Песни, отражающие взаимоотношения влюбленных.

Семейные песни

Песни о сложных семейных и родственных отношениях (герои — муж, жена, свекровь и др.).

Малые фольклорные лирические жанры

Детский фольклор

Материнский — созданный для детей (поэзия пестования): колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки.

«Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки...»;

«Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки...»

Собственно детский — созданный детьми:

  • игровой (считалки, молчанки);
  • неигровой (дразнилки, мирилки);
  • детская мифология (страшилки и псевдострашилки), садистские стишки, докучные сказки (сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста).

Бытовой фольклор

  • заклички — обращение к явлениям природы;
  • приговорки — обращение к живым существам;

Потешный фольклор

  • поддевки — забавы, основанные на игре слов;
  • скороговорки — фразы для разработки речевого аппарата;
  • загадки — иносказательное описание предмета, название которого надо угадать.

Драма

  • игры
  • народный театр:
    - театр живого актера; народная драма («Лодка», «Царь Максимильян»).
    - театр кукол; раек; вертеп; Петрушка.
  • обряды

Раек

Потешная панорама, зрелищное действо.
Раек — небольшой ящик с отверстиями в передней стенке, через которые показывались картинки преимущественно религиозного характера.

Вертеп

Народный кукольный рождественский театр.
В переносном двухэтажном ящике («вертепе») разыгрывались сюжеты о рождении Иисуса Христа (причем в нижнем ярусе — сцены, связанные с царем Иродом и избиением младенцев в Вифлееме или же вставные комические интермедии о злободневных событиях народной жизни).

Театр Петрушки

Шутовские кукольные представления с Петрушкой — балаганной перчаточной куклой. Петрушка — шут, остряк в красном кафтане и в красном колпаке. Театр состоял из складной легкой ширмы, набора кукол, шарманки (или скрипки). Существовал набор обыгрываемых сюжетов.

Различия между фольклором и литературой

Фольклор
⇓ ⇓ ⇓
Автор — народ.
Искусство устного слова.
Непосредственный контакт исполнителя со слушателями.
Наличие вариантов одного и того же произведения.

Литература
⇓ ⇓ ⇓
Автор — конкретное лицо.
Искусство письменного слова.
Опосредованный контакт автора с читателем.
Отсутствие вариантов авторского текста.

Фольклор. Жанры фольклора в литературе

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника