- Информация о материале
- Литература By
Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина
- Класс: 10 класс, 11 класс
План
I. Основополагающие философские проблемы в творчестве Пушкина.
II. Эволюция представлений о смысле жизни.
1. Гедонистическое мировоззрение молодого поэта.
2. Мысли о жизни и смерти в зрелом возрасте.
3. Прорицание грядущего.
4. Разноплановость темы свободы в лирике Пушкина.
5. Неприятие пассивности и молчаливой покорности масс.
III. Актуальность философских мотивов в творчестве Пушкина.
***
Стихи А. С. Пушкина легко воспринимаются и доставляют удовольствие, поражают яркостью образов и особой музыкальностью. В то же время этот великий русский поэт, как человек высочайшей культуры и глубокого ума, обращается в своем творчестве к ключевым философским вопросам. В его философской лирике отражены личное видение мира, размышления о предназначении человека, смене эпох и поколений, о свободе, гражданском долге и о миссии поэта...
В ранних произведениях прослеживается гедонистическое мировоззрение молодого поэта:
…Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай.
(«Гроб Анакреона»)
Именно так шестнадцатилетний Пушкин осмысливал смысл бытия. Однако в годы ссылки его настроение окрашивается романтизмом. В поэзии появляются мотивы трагической отстраненности героя от окружающего, непринятия жизни «простых смертных», стремления к исключительности, к великому предназначению:
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья…
(Погасло дневное светило)
В конце 20-х годов, пережив многие потрясения, поэт все чаще задумывается о жизни и смерти, о нелегкости человеческого пути:
Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
(«Элегия»)
Но это вовсе не означает, что следует сдаваться, падать духом и погружаться в апатию. В том же стихотворении Пушкин решительно утверждает: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Спустя время другой классик русской словесности, Ф. М. Достоевский, сформулирует созвучную мысль: «Только страдания делают человека человеком».
Пушкин очень остро ощущает скоротечность земной жизни. Взор поэта будто пронзает тонкую ткань бытия и видит грядущее:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных»)
Тема свободы — одна из центральных в философской лирике Пушкина, и раскрывает он ее многогранно, под различными углами:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…
Так наставляет он собратьев по перу в стихотворении «Поэту». Эта свобода заключается в отречении от непонимающего мира, от толпы. Развивает Пушкин эту точку зрения до анархических ноток и в стихотворении «Из Пиндемонти»:
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…
Но как меняется тон поэта в произведении «Вольность»! Здесь уже ярко выражена гражданская, политическая позиция Пушкина, здесь он уже не пренебрегает народом, а ратует за его благо, за его свободу:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
Здесь же он утверждает такой актуальный поныне политический канон, как верховенство права:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье <…>
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон – а не природа…
Но насколько сильно стремится поэт донести до людей свои свободолюбивые идеи, настолько сильно он негодует, столкнувшись с равнодушием, пассивностью и молчаливой покорностью масс:
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь…
(Свободы сеятель пустынный…)
Итак, поэзия Пушкина необычайно насыщена философскими мотивами. На материале произведений разных лет отчетливо видно, как формировались его творчество и мировоззрение, и эти идеи не теряют значимости по сей день.