- Информация о материале
- Литература By
Стихотворение Лермонтова «Молитва» («Я, матерь Божия…»): восприятие, истолкование, оценка
- Класс: 10 класс, 11 класс
План
I. Шедевр поэтического гения Лермонтова.
II. Притягательный образ пресвятой Богородицы.
1. Бескорыстная просьба о благе для «девы невинной».
2. Слияние образов любимой девушки и милой Родины.
3. «Мятежный порыв в иной мир».
III. Лермонтов – глубоко верующий поэт и неизменно поэтичный христианин.
***
Читайте стихотворение → Стихотворения. Лермонтов Михаил Юрьевич
Стихотворение «Молитва» — подлинная вершина лермонтовского поэтического мастерства. Возвышенный тон, подлинность чувства и теплая интонация каждой строки раскрываются в самоотверженности лирического героя: он просит не о себе, не о здоровье и личном благополучии, но о своей возлюбленной:
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную <…>
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Как прост и близок сердцу, как притягателен народный образ Пресвятой Богородицы, когда к ней в смиренной молитве обращается мятежная душа поэта-романтика! Отмеченный печатью трагического одиночества, он светлеет душой, открываясь перед Богоматерью с бескорыстной просьбой о счастье для «девы невинной».
Кто же эта дева? Можно полагать, что это нежно любимая женщина, к которой Лермонтов испытывает самые чистые и высокие чувства… Но в этом образе легко угадывается и облик горячо любимой России. И почему бы этим ликам не соединиться: разве нельзя поэту любить женщину преданной и чистой любовью и через нее — свою Родину?
«Окружи счастием душу достойную», — обращается поэт к Деве Марии.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Возлюбленная Лермонтова — синтез Женщины и Родины — достойна наивысшего дара; а просьба поэта послать «лучшего ангела» говорит о том, насколько высоко он ценит Возлюбленную. В воображении читателя возникает образ Богородицы, мягко и милостиво взирающей на поэта — мирского человека, молящегося «не по-книжному», с точки зрения церковного канона — неточно (ведь о каком «лучшем» ангеле можно молить? Разве человеку судить, какой ангел лучше или хуже?). Но это ему простится, как родители прощают ребенку невольную бестактность.
И даже здесь, в молитвенном порыве, с душой, раскрытой перед Богом, Лермонтов остается романтиком: стихотворение строится на традиционном для него контрасте между светлым образом «теплой заступницы» и повседневностью — «холодным миром». Даже в молитве ощутим его «мятежный порыв в иной мир».
«Молитва» выстроена длинными, местами извилистыми фразами; такая синтаксическая организация подчеркивает, что она произнесена на одном дыхании, в горячем порыве благоговения и любви.
Трудно воспринимать и оценивать это произведение лишь как стихотворение. Это в самом деле молитва — искренняя, сердечная; а то, что она к тому же лирична, прекрасна и напевна, лишь подтверждает: Лермонтов — глубоко верующий поэт и неизменно поэтичный христианин.