Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Класс: 10 класс, 11 класс

«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».
М. Ю. Лермонтов

План

1. Пленительная юность Бэлы в оценке Печорина и Азамата.

2. Гордая неприступность черкешенки.

3. Покоряющая щедрость любви.

4. Достойная дочь своего народа.

***

Впервые мы видим Бэлу через восприятие Печорина, оценивая ее так, как видит ее герой. «Прелесть!» — восклицает он, и перед нами возникает образ девушки, в которой свежесть юности и глубина переживаний соединяются в уникальное обаяние, к которому хочется возвращаться снова и снова.

Ее высоко ценит и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом -- чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…»

Каждый, кто встречается с Бэлой, оказывается под ее естественным очарованием: она покоряет и пленяет не усилием, а самой своей сущностью. Воспитанная по обычаям своего народа, она принимает волю Печорина, но это не бездумная покорность — в ее поведении чувствуется нежная забота о том, кто стал ее «пленителем» и в прямом, и в переносном смысле.

Первое чувство оказалось для Бэлы роковым. Однажды увидев Печорина и спев ему хвалебную песню, она уже не смогла забыть незнакомца и предпочла его всем прочим. Ее выбор говорит в ее пользу: Печорин — личность необычная, сложная, загадочная и трагическая. Прельстила ее не роскошь и не дары, не обещания — ее привлек сам Печорин; она сердцем угадала в нем глубокую и беспокойную натуру. Не случайно Максим Максимыч отметил ее взгляд, способный «заглянуть в душу».

Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сначала Бэла держала свои чувства при себе: гордость и воспитание не позволяли ей открыться похитителю. Лишь страх потерять любимого вынудил ее признаться и броситься к Печорину на шею. Чистая, преданная, искренняя, она могла бы сделать счастливым мужчину, достойного ее. Для нее служить радости любимого — высшее счастье. Но это не безвольная жертва, не надоедливая покорность: это зрелая готовность любящего сердца дарить, а не требовать.

Когда Печорин охладел, Бэла сохранила достоинство: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его -- я княжеская дочь!» В этом она оказывается выше Печорина: правдива в чувствах и способна на поступок. Ее юная решимость вызывает уважение, как и готовность принять последствия. Что ждало бы ее на Кавказе после возвращения? Как сложилась бы ее жизнь? Вопросы остаются открытыми.

И все же Бэла готова выдержать любой исход, лишь бы не становиться ношей для того, кто ее не любит. О ней можно сказать: она стремится быть госпожой любви, а не ее служанкой.

Трудно согласиться с Максим Максимычем, который, жалея ее, сказал: «Нет, она хорошо сделала, что умерла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!»

Бэла — личность цельная и крепкая духом. И страдала бы она сильно, если б Печорин ушел, но сумела бы страдать достойно, как умела достойно любить. «Грациозный образ пленительной черкешенки», по выражению В. Г. Белинского, трогает и восхищает одновременно, соединяя в себе порывистость юности и зрелость высоких чувств.

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
Предыдущий: Облако в штанах Назад Следующий: Образная природа словесного искусства и художественный образ в литературе Вперед