- Информация о материале
- Литература By
Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Класс: 10 класс, 11 класс
«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».
М. Ю. Лермонтов
План
1. Пленительная юность Бэлы в оценке Печорина и Азамата.
2. Гордая неприступность черкешенки.
3. Покоряющая щедрость любви.
4. Достойная дочь своего народа.
***
Впервые мы видим Бэлу через восприятие Печорина, оценивая ее так, как видит ее герой. «Прелесть!» — восклицает он, и перед нами возникает образ девушки, в которой свежесть юности и глубина переживаний соединяются в уникальное обаяние, к которому хочется возвращаться снова и снова.
Ее высоко ценит и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом -- чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…»
Каждый, кто встречается с Бэлой, оказывается под ее естественным очарованием: она покоряет и пленяет не усилием, а самой своей сущностью. Воспитанная по обычаям своего народа, она принимает волю Печорина, но это не бездумная покорность — в ее поведении чувствуется нежная забота о том, кто стал ее «пленителем» и в прямом, и в переносном смысле.
Первое чувство оказалось для Бэлы роковым. Однажды увидев Печорина и спев ему хвалебную песню, она уже не смогла забыть незнакомца и предпочла его всем прочим. Ее выбор говорит в ее пользу: Печорин — личность необычная, сложная, загадочная и трагическая. Прельстила ее не роскошь и не дары, не обещания — ее привлек сам Печорин; она сердцем угадала в нем глубокую и беспокойную натуру. Не случайно Максим Максимыч отметил ее взгляд, способный «заглянуть в душу».
Сначала Бэла держала свои чувства при себе: гордость и воспитание не позволяли ей открыться похитителю. Лишь страх потерять любимого вынудил ее признаться и броситься к Печорину на шею. Чистая, преданная, искренняя, она могла бы сделать счастливым мужчину, достойного ее. Для нее служить радости любимого — высшее счастье. Но это не безвольная жертва, не надоедливая покорность: это зрелая готовность любящего сердца дарить, а не требовать.
Когда Печорин охладел, Бэла сохранила достоинство: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его -- я княжеская дочь!» В этом она оказывается выше Печорина: правдива в чувствах и способна на поступок. Ее юная решимость вызывает уважение, как и готовность принять последствия. Что ждало бы ее на Кавказе после возвращения? Как сложилась бы ее жизнь? Вопросы остаются открытыми.
И все же Бэла готова выдержать любой исход, лишь бы не становиться ношей для того, кто ее не любит. О ней можно сказать: она стремится быть госпожой любви, а не ее служанкой.
Трудно согласиться с Максим Максимычем, который, жалея ее, сказал: «Нет, она хорошо сделала, что умерла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!»
Бэла — личность цельная и крепкая духом. И страдала бы она сильно, если б Печорин ушел, но сумела бы страдать достойно, как умела достойно любить. «Грациозный образ пленительной черкешенки», по выражению В. Г. Белинского, трогает и восхищает одновременно, соединяя в себе порывистость юности и зрелость высоких чувств.