Детский фольклор - драматические сценки
Такой практически не изученный жанр собственно детского творчества, как драматическая сценка, наиболее непосредственно отвечает потребности ребенка в игровом перевоплощении, в то же время удовлетворяя его тягу к комическому. Происхождение сценки двояко. С одной стороны, очевидна генетическая связь ее со «взрослыми» обрядовыми сценами, игровыми песнями, народной сатирической драмой, театром Петрушки и т. п. традиционными зрелищными формами фольклора в их смеховой ипостаси. Сценки перекликаются с ними в мотивах, образах, структуре. Так, традиционны образы глупой барыни и хитрой служанки, мнимой глухой, в поразительно долговечной, известной уже нескольким поколениям сценке «Анюта».
С другой стороны, важнейшим источником сценок являются детские же анекдоты. Если рассказать анекдот уместно и естественно в небольшой компании, то при установке на зрелищность, публичность анекдот разыгрывается по ролям. Это может происходить на праздновании дня рождения в семье, на школьных утренниках, на вечерах в летних (в советское время — пионерских) лагерях, где дети имеют необходимое время для репетиций и дополнительный стимул — состязательность: сценки выступают частью командных конкурсов. При этом текст источника трансформируется: опускаются или изменяются, препоручаясь отдельному лицу, слова «от автора». Присущие анекдоту драматизм и динамизм действия находят адекватную форму выражения в сценке, а ритмичность и градационный повтор становятся необходимыми свойствами ее поэтики.
АНЮТА
Барыня: Анюта!
Анюта: Минуту!
Б: Анюта!
А: Часок!
Б: Анюта!
А: Недельку!
Б: Анюта!
А: Годок!
Б: Анюта!
А: Что, барыня? Я тута.
Б: Принеси мне подушку.
А (в сторону): Барыне нужна лягушка?!
Анюта ходит «по болотам», ищет лягушку.
Возвращается.
А: Все болота обошла,
А лягушки не нашла!
Б: Да не лягушку, а подушку!
А: А, подушку...
Приносит подушку. Уходит.
Барыня: Анюта!
Анюта: Минуту!
Б: Анюта!
А: Часок!
Б: Анюта!
А: Недельку!
Б: Анюта!
А: Годок!
Б: Анюта!
А: Что, барыня? Я тута.
Б: Принеси мне кольцо.
А (в сторону): Барыня просит крыльцо?!
Анюта уходит: «рубит» крыльцо; не получается — бежит к барыне.
Анюта: Рубила, рубила,
Никак не отрубила.
Барыня: Что рубила?
А: Да крыльцо.
Б: Да не крыльцо, а кольцо!
А: А-а, кольцо...
Приносит кольцо. Уходит.
Барыня: Анюта!
Анюта: Минуту!
Б: Анюта!
А: Часок!
Б: Анюта!
А: Недельку!
Б: Анюта!
А: Годок!
Б: Анюта!
А: Что, барыня? Я тута.
Б: Принеси мне стакан.
А (в сторону): Барыня хочет таракана?!
Анюта ищет по углам тараканов. Не находит; возвращается к барыне.
Анюта: Все углы я обошла,
Таракана не нашла!
Барыня: Да не таракан — стакан! (Хватается за сердце.)
Б: У меня порок сердца!
А: У нее пирог с перцем... Вилку, вилку!
Гонится с «вилкой» за барыней.
***
БАРИН И ГАРМОНЬ
— Барин дома?
— Дома.
— Гармонь готова?
— Готова.
— А что ж не идет?
— Просыпается!
Барин потягивается, протирает глаза и т. п.
— Барин дома?
— Дома.
— Гармонь готова?
— Готова.
— А что ж не идет?
— Одевается!
Здесь и далее Барин изображает называемые действия.
— Барин дома?
— Дома.
— Гармонь готова?
— Готова.
— А что ж не идет?
— Причесывается!
— Барин дома?
— Дома.
— Гармонь готова?
— Готова.
— А что ж не идет?
— Кушает!
— Барин дома?
— Дома.
— Гармонь готова?
— Готова.
— А что ж не идет?
— Ой, гармонь потерял!
Барин ищет гармонь, для этого ловит кого-либо из зрителей и щекочет его: «играет на гармошке».
***
АЛЕНУШКА И АЛЕШЕНЬКА
Маленькая девочка Аленушка звонит маленькому мальчику Алешеньке.
— Алешенька, Алешенька, а что ты сегодня гулять не выходишь?
— В нашем маленьком диванчике
Завелися тараканчики!
Мама их била, била —
Ни одного не убила.
Пришлось выкинуть старенький диванчик,
Купить новенький диванчик.
А мне стало жалко двух тараканчиков,
Я их пересадил в новенький диванчик.
Папа вечером пришел с работы,
Сел на диванчик,
А тараканчики его кусь-кусь, кусь-кусь...
Папа говорит: «Ой, что это?»
А я говорю: «Это мои тараканчики,
Которых я пересадил в новый диванчик...»
Вот я и сижу сегодня дома...
— Алешенька, Алешенька, а что ты сейчас делаешь?
— Я кораблики пускаю.
— Алешенька, Алешенька, а у тебя море есть?
— Конечно, есть. Я всю квартиру затопил.
— Алешенька, Алешенька, а твое море соленое?
— Конечно, соленое. Я две пачки соли высыпал.
— Алешенька, Алешенька, а оно синее?
— Конечно, синее. Я все папины чернила туда вылил.
— Алешенька, Алешенька, а у тебя кораблики есть?
— Конечно, есть — мамины туфли; она их вчера купила.
— Алешенька, Алешенька, а у тебя парус есть?
— Конечно, есть — папина рубашка; ему мама на день рождения подарила.
— Алешенька, Алешенька, а у тебя буря есть?
— Конечно, есть. Вот сейчас мама с папой придут — такая буря будет!
***
УЧИТЕЛЬНИЦА, НЕЗНАЙКА И БАБУШКА
Незнайка приходит в школу.
Незнайка: Здрасьте, Марь Ванна!
Учительница: Здравствуй, Незнайка. Выучил ли ты таблицу умножения?
Н: Да.
У: Сколько будет дважды два?
Н: Не знаю...
У: Ну, а трижды шесть?
Н: Не знаю...
У: А девятью девять?
Н: Не знаю...
У: Я вижу, что не знаешь... Передай бабушке, что я к вам приду и проверю, как ты занимаешься!
Незнайка приходит домой.
Н: Бабушка!
Бабушка: Чаво, внучек?
Н: Бабушка, к нам учительница придет, а я не знаю таблицы умножения.
Б: Ну, так выучи!
Незнайка безуспешно пытается выучить таблицу.
Н: Не получается!
Б: Ладно, я буду тебе подсказывать.
Н: Но ведь учительница заметит!
Б: Не заметит. Я под стул спрячусь, а ты роняй вещи под стол. Она тебе разрешит поднять их, а я и подскажу!
Н: Ну, хорошо.
Приходит учительница. Бабушка прячется под стул. Учительница садится за стол, напротив — Незнайка на стуле (с бабушкой).
У: Ну, Незнайка, выучил таблицу?
Н: Да!
У: Посмотрим. Дважды два?
Незнайка роняет ручку.
Н: Можно, я подниму?
У: Можно.
Незнайка наклоняется, бабушка из-под стула подсказывает.
Б (шепотом): Четыре!
Н: Четыре.
Учительница не расслышала подсказки, она довольна ответом.
У: Хорошо. А трижды шесть?
Падает карандаш. Сцена повторяется.
У: Хорошо. А сколько будет девятью девять?
Незнайка не успевает ничего уронить. Из-под стула вылезает бабушка.
Б: Чаво не знаю, таво не знаю!
Учительница в шоке. Незнайка в растерянности. Бабушка не понимает ситуации и стоит с чувством исполненного долга.
***
БАБУШКА И ВНУЧКА
Идут бабушка с внучкой по лесу. Внучка увидела на траве яблоко и спрашивает у бабушки:
— Можно, я возьму его?
— Нет, внученька, что валяется, то не поднимается!
Идут они дальше. Внучка видит грибочек и спрашивает у бабушки:
— Можно, я его возьму?
— Нет, внученька, что валяется, то не поднимается.
Идут они дальше, а впереди канавка. Внучка ее перепрыгнула, а бабушка прыгнула и упала в эту канавку. Она говорит внучке:
— Помоги мне встать!
— Нет, бабушка, что валяется, то не поднимается!
***
Учитель: Кто взял Бастилию?
Ученик: Я не брал.
Другой ученик: Я тоже не брал!
Учитель приходит к директору и рассказывает ему, что ответили дети на вопрос.
Директор: Да не волнуйтесь, они поиграют и отдадут. А какой это класс?
Учитель: 2-й «Б».
Директор: Ну-у, эти не отдадут!
***
ДИКАЯ РОЗА И ДЖЕНТЛЬМЕН
Джентльмен: Роза, позвольте поцеловать вашу руку! Дикая Роза вытирает рукой сопливый нос и подает руку джентльмену.
***
ПРО ПЯТАЧКА И ВИННИ-ПУХА
(Поют вдвоем.) Куда идем мы с Пятачком?
На мясокомбинат!
Винни-Пух: Ты ложку взял?
Пятачок: Да!
В: А вилку взял?
П: Нет.
В: Тогда пошли назад!
(Поют вдвоем.) Куда идем мы с Пятачком?
На мясокомбинат!
В: Ты ложку взял?
П: Да!
В: А вилку взял?
П: Да!
В: А ножик взял?
П: Нет!
В: Тогда пошли назад!
(Поют вдвоем.) Куда идем мы с Пятачком?
На мясокомбинат!
В: Ты ложку взял?
П: Да!
В: А вилку взял?
П: Да!
В: А ножик взял?
П: Да!
В: Тогда пошли в кусты!
П: Ви-и-и-и!!!