Загадки прошлого Земли. Наяпитеки
Сегодня найдется немного ученых, которые подвергали бы сомнению симиальную теорию происхождения человека, согласно которой люди произошли от обезьян. Но сторонники этой теории беспрестанно спорят друг с другом по ряду частных вопросов. Как именно протекал процесс становления человека, доподлинно неизвестно даже в наше время, когда собран обширный палеоантропологический (от слов раlaios — древний, anthropos — человек) материал. Традиционная версия нашей родословной гласит, что первопредками человека стали жившие 8 млн лет назад обезьяны рамапитеки, наиболее подробно изученные по индийским находкам.
Рамапитеки известны в основном по отдельным фрагментам черепа, полными их скелетами ученые не располагают, поэтому нам неизвестно, были ли эти приматы прямоходящими. Рамапитеки обитали в предгорьях Гималаев, Восточной Африке и Восточной Европе. Их название в переводе на русский означает «обезьяна Рамы», оно произведено от имени героя древнеиндийского эпоса «Рамаяна».
От рамапитеков 4 млн лет назад произошли австралопитеки и родственные им переходные формы. Это не были люди, но и обезьянами их назвать нельзя. От австралопитеков произошел человек умелый (хабилис, эргастер), первый вид настоящих людей. Его потомки архантропы, представленные питекантропами и прочими древними людьми, пользовались значительно более сложными каменными орудиями. От питекантропов произошли освоившие огонь неандертальцы, потомками которых были первые представители нашего вида (человек разумный) — кроманьонцы.
В этой схеме много неточностей и противоречий. Она, в частности, не объясняет главного: почему наши обезьяноподобные предки встали на задние конечности? Ч. Дарвин полагал, что сокращение площади лесов привело к тому, что обезьяны были вынуждены приспосабливаться к саваннам и стать грозными охотниками. Современные исследования показали, что наши древнейшие предки были главным образом падальщиками. Технику охоты открыли для себя только архантропы. Хуже того, австралопитеки сами часто становились жертвами хищников. Поэтому они, видимо, вели двойной образ жизни, проводя часть времени на земле, а часть — на деревьях. Об этом свидетельствует строение их пальцев. Впрочем, некоторые палеоантропологи убеждены, что австралопитеки вообще — тупиковая ветвь эволюции, а значит, хабилис от них не происходит.
Австралопитеки, в которых видят важную стадию эволюции человека, известны по находкам из зоны вулканических разломов Африки. По мнению отдельных ученых, активность недр повлияла некогда на процесс становления человека.
Оригинальный ответ на вопрос, почему обезьяны освоили прямохождение, дают кандидат философских наук Л.И. Ибраев и шведский натуралист Я. Линдблад. Они опираются на гипотезу англичанина Э. Харди, который доказал, что в строении человека много признаков, которые могли появиться только в том случае, если на определенном этапе развития человекообразные были приспособлены к жизни в воде. Об этом свидетельствует толстый слой подкожного жира, слабо развитый волосяной покров, перепонка между большим и указательным пальцами руки, сокращение сердечного ритма при погружении в холодную воду, что свойственно моржам и другим животным, а также особое строение и функционирование длинного носа, в который при нырянии не заливается вода. Можно назвать и прочие признаки.
Наиболее бурно эволюция австралопитеков протекала в Африке, здесь же возникли две основные их ветви — ветвь Люси и ветвь миссис Плес. Люси и ее потомки были идеально приспособлены к прямохождению, а вот миссис Плес большую часть времени проводила на деревьях, передвигаясь по земле лишь в случае необходимости. Она делала это, как гиббоны, придерживаясь руками нижних веток.
Если Харди убежден, что предки человека обживали морское побережье, то Ибраев и Линдблад настаивают на речных берегах. Здесь нет волнения, много пресной воды, обилие растительного и животного корма. Ибраев называет гипотетических водных обезьян наяпитеками в честь речных нимф наяд из древнегреческой мифологии. Наяпитеки — обширная группа приматов, происходящая, возможно, от рамапитеков. Ее последний представитель — ранняя форма хабилиса.
В ходе заселения речных берегов наяпитеки выработали много ценных качеств. Прежде всего приматам было неудобно собирать со дна опавшие плоды, раковины и раков в положении на четырех конечностях. Гораздо проще ходить по пояс в воде на задних лапах и нагибаться за замеченным плодом или моллюском. Наяпитеки приучились пользоваться камнями для раскалывания раковин, а это повлияло на строение передних конечностей. У этих обезьян, как и у современных носачей, в результате адаптации к нырянию шерсть стала редкой и короткой, так как ее вытеснил подкожный жир. Нос удлинился, чтобы в дыхательные пути не проникала вода. То же самое мы видим у современных носачей. Общаться резкими криками у водоемов неудобно, это приспособление для жителей леса. Поэтому вокализация наяпитеков менялась, чему способствовало изменение строения носа и ротовой полости. Язык приматов делался более проворным вследствие необходимости доставать из раковин моллюсков. Постепенно от криков наяпитеки переходили к сложной плавной фонации, послужившей основой речи. Рожать прямоходящим самкам в воде гораздо легче, что показали в наше время опыты доктора Чарковского. Стало быть, водная среда позволила наяпитекам приспособиться к перенесению трудных родов. В дальнейшем это помогло людям рожать детей с крупным размером черепа.
В случае необходимости детеныш наяпитека мог зацепиться за длинные волосы на голове матери, которая уплывала прочь от опасности. Также перевозили на себе детей индианки на Огненной Земле, по свидетельству европейцев. Длинные волосы на голове — ценное эволюционное приспособление человека, отличающее нас от прочих приматов.
Жившие 2 млн лет назад ранние хабилисы, если судить по имеющимся в наличии костным останкам, были отлично приспособлены к обитанию на берегах рек. Длина ног явно превосходит длину рук, что характерно для лягушек и других плавающих существ. Стопа имеет высокий свод, ею удобно грести при плавании. Жевательная мускулатура слабая, а зубы и челюсти маленькие, что связано с питанием нежной пищей — улитками, мясом рыбы и раков, размякшими в воде фруктами. Руки подвижные и цепкие. На стоянках хабилисов во множестве находят речную гальку, раковины, кости рыб, водяных птиц и зверей. Галька обработана плохо, без применения особой техники. Редкие случаи изготовления предметов, похожих на каменные орудия, можно объяснить нанесением случайных ударов по камню с целью сделать его поменьше. В своей работе «Предки человека — наяпитеки» Ибраев утверждает, что именно поздних хабилисов, появившихся 1,5 млн лет назад, можно считать нашими непосредственными прародителями. То есть их, условно, можно назвать предлюдьми.
По Линдбладу, эволюция людей протекала менее скачкообразно. Его водяные обезьяны, которых он окрестил икс питеками, появились 8 млн лет назад с вымиранием рамапитеков. Примерно 4 млн лет назад от водных приматов произошли переходные формы — австралопитеки. Большая часть их оказалась тупиками эволюции. Но афарские австралопитеки, такие как Люси, стали предками хабилисов.
Очевидно, что водяная гипотеза очень спорная, она не согласуется с рядом фактов, в том числе с находками полудревесных австралопитеков из ветви миссис Плес. Если человекообразные и были приспособлены к водной стихии, то они не обязательно селились на берегах рек. Поражают находки последних лет. Оказалось, что среди обезьян дриопитеков, выступающих предками рамапитеков, были прямоходящие.
Между прочим, опыты доктора Чарковского показали еще и то, что новорожденные дети быстро обучаются плаванию. Они с самого рождения совершают синхронные плавательные движения ручками и ножками, как велит малышам инстинкт.
Получается, что прямохождение возникло без приспособления к около-водному обитанию. Впрочем, нельзя не заметить, что в течение миллионов лет развитие предков дриопитеков протекало в дельте Нила. Здесь обитали питавшиеся донными беспозвоночными проплиопитеки. Нельзя исключать, что представители так называемой проплиопитековой группы были первыми настоящими наяпитеками.