Викторина Лермонтов Михаил Юрьевич - 2 вариант
Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Игры для детей
  4. Викторины
  5. Викторина Лермонтов Михаил Юрьевич - 2 вариант

Викторина Лермонтов Михаил Юрьевич - 2 вариант

1. От кого вел свою родословную Лермонтов?

2. Где он провел свои детские годы и впоследствии был похоронен?

3. «Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть».
Что имел в виду поэт?

4. В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Петр. Почему Лермонтова назвали Михаилом и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?

5. Почему Елизавета Алексеевна Арсеньева прибавила себе 12 лет и на ее могиле вместо 73 лет указано 85? Связано ли это с ее внуком?

6. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?

7. Сколько лет было Мишелю Лермонтову, когда появилось в журнале «Атеней» его первое стихотворение «Весна», и как оно было подписано?

8. Почему он завидовал Пушкину, что у того была русская няня?

9. Один из кумиров юного поэта — «Сей взгляд с возвышенным челом и две руки, сложенные крестом». Кто это?

10. В дружеском кругу у Мишеля было шутливое прозвище Маёшка. Откуда оно взялось?

11. В каком университете он учился и окончил ли его?

12. Кто такая загадочная Н.Ф.И. и какие стихи поэт посвятил ей?

13. По поводу чего велось следствие «о непозволительных стихах» и последовал арест и первая ссылка на Кавказ?

14. Кто из друзей и родственников Лермонтова был секундантом на его дуэлях и получил прозвище по имени своей собаки?

15. С кем и из-за чего произошла у Лермонтова дуэль, за которую он был вторично сослан на Кавказ?

16. Сидевшего на гауптвахте после дуэли Лермонтова навестил его земляк, с которым прежде они не были знакомы. Кто это был?

17. Участником какого кружка дворянской молодежи был Лермонтов в конце 30-х гг.?

18. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея ... лет отроду?» Об этой любви поэт вспомнит в стихотворении «Кавказ»:
«Пять лет пронеслось, всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор...»
Сколько лет было ему, когда он влюбился первый раз?

19. Какой край стал для Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»:
«Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я...»?

20. В одном из ранних стихотворений под видом иноземной страны описана Россия:
«Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край... моя отчизна».
Что это за страна и как называется стихотворение?

21. Лермонтов переводил многих европейских поэтов. Самые знаменитые его переводы — «На севере диком стоит одиноко...» и «Горные вершины...». Кому принадлежат оригиналы и какие изменения внес переводчик?

22. Какие две шиллеровские баллады перевел 15-летний юноша вслед за Жуковским, учась у предшественника, но не подражая ему?

23. Известно, что Байрон, как и Пушкин, был поэтическим учителем Лермонтова. А есть ли в произведениях Лермонтова упоминания имени Байрона?

24. Что напоминает вам лермонтовское восклицание: «Луна! Как много в этом звуке чувств!»?

25. Есть ли у Лермонтова герой, похожий на пушкинского Евгения из «Медного всадника», тоже бедный чиновник, мечтающий о независимости, чести и богатстве?

26. У кого позаимствовал Лермонтов первую строку своего «Паруса», возможно, случайно, а может, и намеренно?
Читать → Стихотворения. Лермонтов Михаил Юрьевич

27. С юных лет предчувствовал поэт свою раннюю смерть — насильственную гибель:
«Кровавая меня могила ждет,
Могила без ... и без ...».
Без чего?

28. В лермонтовской лирике (особенно ранней) третье лицо с местоимением «он» порой используется для исповеди самому себе, обозначая двойника автора:
«Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров»,
«Он хочет жить ценою муки,
Ценой мучительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет»,
«...он счастия не ищет и не от счастия бежит».
Кто эти «они»?

29. Кому из лермонтовских героев «кто-то камень положил в его протянутую руку», а кому вслед «бросали бешено каменья»?

30. О ком: «Одиноко он стоит, задумался глубоко»? А кто «стоит одиноко на голой вершине»? Есть похожие мотивы и у другого поэта: «Стою одиноко у края стремнины» и «Стоит один во всей вселенной». Назовите автора и всех персонажей.

31. В поэзии Лермонтова часто слышны природные и фантастические голоса. Чьи вы можете назвать?

32. «Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь». Откуда едет царевич и о чем он будет помнить?

33. Какие две горы затевают спор у Лермонтова?

34. Какие времена года описаны в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива»?

35. «В пустыне чахлой и скупой...» и «В пустынных степях аравийской земли...» — это зачины двух известных стихотворений. Каких?

36. У Лермонтова есть стихотворение-песня, в котором мать поет о будущем своего ребенка. Впоследствии другой поэт напишет сатирический «перепев» этой песни: «Будешь ты чиновник с виду И подлец душой». Как называется лермонтовское стихотворение и кто автор подражания?

37. Если у Пушкина поэт разговаривает с книгопродавцом, то у Лермонтова в диалог вступают три собеседника. Назовите их.

38. В своей «Чаше жизни» Лермонтов пользуется образом поэта-предшественника: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия». У кого заимствован этот образ и как преобразован?

39. Когда-то Рылеев, обличая «временщика», надеялся на суд потомства:
«За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесет потомство».
На кого и на что возлагал надежды Лермонтов?

40. К кому обращался поэт с вопросом: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк»?

41. Каким, по мнению Лермонтова, должно быть слово поэта «во дни торжеств и бед народных»?

42. В стихотворении «Тучи» героини вначале названы «изгнанниками», а в конце это суждение опровергнуто: «нет вам изгнания». Почему?

43. Лермонтов называл себя изгнанником, сравнивая то с реальными людьми, то с природными реалиями, то с фантастическими силами. С кем и какими?

44. Ненавидя рабство, поэт обнаруживал рабские черты и в своих сверстниках, и во всей России. Как он писал об этом?

45. Какое лермонтовское стихотворение начинается почти как письмо Татьяны Лариной: «Я к вам пишу случайно, право...»?

46. «Валерик» — это имя или название? Что оно значит?

47. Кого Лермонтов называл «мой милый Саша»: «Я знал его: мы странствовали с ним в горах Кавказа»?

48. Кому адресованы эпиграммы, приписываемые Лермонтову: «Скинь бешмет свой, друг Мартыш» «Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон»? Прототипом какого лермонтовского героя считается этот человек? Какую роль он сыграет в судьбе Лермонтова?

49. В каком стихотворении показана удивительная ситуация: герою снится, что любимая видит его во сне?

50. Как и где Лермонтов использует пушкинский мотив:
«Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака»
(из «Евгения Онегина»).

51. Какие отголоски из пушкинских произведений слышатся в «Смерти поэта»? Какой эпиграф был у этого произведения и какова причина его написания?

52. «И Терек, прыгая, как львица,
С мохнатой гривой на спине...».
В чем неточность этих строк?

53. Какое лермонтовское стихотворение Л. Н. Толстой назвал «зерном» «Войны и мира»?

54. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Отечественной войны через сто лет?

55. Какой просьбой завершает автор свою горько-ироничную «Благодарность», обращаясь к Творцу: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне...»?

56. А вот концовка другого стихотворения:
«Только слышно: за дверями, ... шагами,
Ходит в тишине ночной ... часовой».
Какими эпитетами обрисован часовой и в каком стихотворении?

57. С чем сравнивает себя герой «Узника»:
«На коня потом вскочу,
В степь, как ..., улечу»?

58. Лермонтов нередко начинал свои стихи с отрицательных конструкций — «Нет», «Не ты», «Не могу» и т. п. Приведите примеры.

59. Любил он давать своим произведениям «числовые» заглавия, указывая количество героев, время написания. Назовите их.

60. На кого ссылается поэт: «И право, ... нам не врет, Сказав, что день беды пройдет, А что пройдет, то будет мило»?

61. Какое стихотворение можно считать прологом к «Герою нашего времени», так как в нем дается характеристика современного общества и его представителей как порождения времени?

62. Кто такой «последний сын вольности»?

63. Сказка, которую рассказывает слуга боярину Орше, заканчивается так:
«И прогневился царь тогда,
И повелел он без суда
Их в бочку засмолить
И в сине море укатить...»
Кого и за что?

64. Какую поэму Лермонтов написал на основе черкесской песни о юноше, вернувшемся из битвы, в которой погибли его родные и товарищи?

65. В каких лермонтовских произведениях действие происходит на Кавказе?

66. Какие два героя произносят сходные монологи, один из которых звучит так:
«И вырос в тесных я стенах
Душой дитя — судьбой монах!
Никто не смел мне здесь сказать
Священных слов: отец и мать»?

67. Первоначально поэма «Мцыри» называлась «Бэри» (по-грузински «монах»). Почему автор изменил заглавие и что оно значит?
Читать → Мцыри

68. Знакома ли вам фраза: «вкушая, вкус их мало меда и се аз умираю»? Откуда она? В чем ее смысл?

69. Был ли прототип у Мцыри?

70. Перед кем исповедуется Мцыри?

71. Какой вопрос задает себе герой и пытается найти на него ответ: «Для ... иль ... На этот свет родимся мы?»

72. На что Мцыри был готов променять «рай и вечность» (эти строки были выброшены цензурой)?

73. Куда он стремится:
«В тот чудный мир тревог и ...,
Где в ... прячутся скалы,
Где люди вольны, как ...»?
Не напоминает ли вам эта мечта призыв одного пушкинского героя: «Пора, брат, пора ...»?

74. С каким источником связан центральный эпизод поэмы — бой с барсом?

75. Какую песню, манящую слиться с природой, слышит Мцыри?

76. Какие две героини — пушкинская и лермонтовская — сравниваются с тополем: «Как тополь киевских высот, она стройна...» и «Стройна под ношею своей, как тополь, царь ее полей!»?

77. Знаете ли вы полное заглавие «Песни про ... купца Калашникова»?

78. О каких трех поединках рассказывается в поэме?

79. Чей это портрет:
«Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет»?
Можете ли вы припомнить аналогичную характеристику, данную своей героине другим русским поэтом: «Пройдет — словно солнцем осветит...»?

80. Продолжите строки:
«Пройдет стар человек — ...,
Пройдет молодец — ...,
Пройдет девица — ...,
А пройдут гусляры — ...».
Мимо чего они все проходят?

81. Какая поэма Лермонтова начинается со слов:
«Пускай слыву я старовером,
Мне все равно — я даже рад:
Пишу Онегина размером;
Пою, друзья, на новый лад»?

82. Чьи глаза описаны так:
«Ну, что такое бирюза?
Что небо? Впрочем я отчасти
Поклонник голубых очей
И не гожусь в число судей»?
У какой другой героини «глаза, как небо, голубые»?

83. Как поступил казначей, застав на коленях перед своей женой молодого офицера? Возмутился, вызвал на дуэль, отказал от дома?

84. С кем из своих героев Лермонтов знакомит нас так: «Герой мой добрый малый...», «Он был мой друг...», явно напоминая о пушкинском герое?

85. О каком «Сашке» вспоминает Лермонтов:
«Сашка» — старое названье!
Но «Сашка» тот печати не видал
И недозревший он угас в изгнанье»?

86. Еще об одном прототипе Сашки пишет автор:
«И ты, чья жизнь как беглая звезда
Промчалася неслышно между нами...
И мир твоим костям,
Они сгниют,
Покрытые одеждою военной...»
О ком?

87. В поэме «Сашка» Лермонтов приводит свой перевод слов шекспировского героя:
«Есть тайны под луной
И для премудрых...»
Известен ли вам другой перевод:
«Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось...»?
Закончите цитату и назовите героя.

88. В каком произведении Лермонтов прощался с демонизмом, назвав его «безумным, страстным, детским бредом»?

89. Какой из образов славянской мифологии поэт сопоставлял с Мефистофелем: «домашний дух по-русски...», «как Мефистофель, быстрый и послушный...»?

90. Предназначал ли автор свою «Сказку для детей» действительно для детского чтения?

91. Какое женское имя использует Лермонтов и в поэме и в драме?

92. Кто кого из лермонтовских героев уговаривает не горевать об умершем: «Не плачь, дитя, не плачь напрасно...»?

93. В журнале «Отечественные записки» в январском номере за 1842 г. появилось объявление: «Поэма Лермонтова ... не будет напечатана по причинам, не зависящим от редакции». О какой поэме идет речь и когда она была опубликована?

94. Сколько известно редакций «Демона»?
Читать → Демон

95. Как ангел оправдывает Тамару: «Она страдала и ...»?

96. Кто называет Демона «духом изгнанья», кто — «мрачным духом сомненья», кто — «вольным сыном эфира», а кто — «другом случайным»?

97. «И, чудо! из померкших глаз Слеза тяжелая катится...» Что послужило ее причиной?

98. Вот две пейзажные картины:
«И миллионом черных ...
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста»
и
«Стоял всех выше головой ... Кавказа царь могучий, В чалме и ризе парчевой». Как смотрела ночная тьма, кто царь Кавказа и почему его риза цвета парчи?

99. В чем, по-вашему, ошибка в следующих строках:
«Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой.
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой»?

100. Какое лермонтовское произведение в разных редакциях трижды запрещалось цензурой по причине «слишком резких страстей» и отсутствия «торжества добродетели»?

101. Чей это монолог:
«Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал»?

102. Кто и за что мстит Арбенину?

103. В каких произведениях главными героями являются Арбенин и Печорин, но с разными именами?

104. Какие лермонтовские герои напоминают Демона и их можно назвать демоническими?

105. Какую сказку, популярную у тюркских народов, пересказал Лермонтов?

106. Связан ли лермонтовский роман о пугачевском восстании с пушкинской «Капитанской дочкой»?

107. Угадайте реминисценции (скрытые цитаты) в следующих строчках:
«Так в клетке молодой орел...
Кровавой пищи не клюет,
Сидит, молчит и смерти ждет»;
«И перед ним начал развиваться длинный свиток воспоминаний».

108. Кого из лермонтовских героев прозвали Мефистофелем, а «одна нога у него была короче другой, как у ...»? У кого?

109. Две женщины, которых любил Лермонтов, стали прототипами двух героинь — Елизаветы Негуровой («Княгиня Лиговская») и Веры («Княжна Мери»). Одной поэт посвятил стихи «Нищий», «Я не люблю тебя...», другой — «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Назовите их.

110. Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам автор?
Читать → Герой нашего времени

111. Каким было первоначальное заглавие романа?

112. Чей отзыв: «Жалкая книга, обнаруживающая испорченность автора» был, возможно, известен Лермонтову?

113. Какое реальное историческое лицо выведено в «Бэле»?

114. Какие народные песни звучат в «Бэле» и «Тамани» и кто их поет?

115. Знает ли Печорин имя девушки в «Тамани» и как ее называет?

116. С чьей исповедью сравнивает Лермонтов «Журнал Печорина»?

117. Кто и где произносит фразу: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...»?

118. В каких ролях видит себя Печорин: «Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль ... или ...», «сколько раз я играл роль ... в руках судьбы»?

119. «Я ехал на перекладных из Тифлиса...», «Я однако ж не позабыл подметить, где поставили наших лошадей, знаете, для непредвидимого случая», «Раз,— это было за Тереком,— я ездил с абреками отбивать русские табуны...», «Вчера я приехал в Пятигорск...». Кто эти «я»?

120. Признавал ли Печорин равенство в дружбе?

121. Что он предсказал Вуличу? Сбылось ли это предсказание?

122. «После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» После чего? И сделался ли Печорин фаталистом?

123. Кто о ком говорит: «...никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства...»?

124. В романе «Герой нашего времени» часто используется прием подслушивания: «Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова», «Я тихонько подошел сзади, чтобы подслушать их разговор», «Я слез и подкрался к окну: неплотно притворенный ставень позволил мне видеть пирующих и расслышать их слова», «Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, который должен был решить его участь». Кого и что подслушивают герои?

125. Неожиданные лермонтовские сравнения: «Воздух чист и свеж, как...», «Как ..., брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как ... едва сам не пошел ко дну».

126. Любовь и смерть неразлучны у Лермонтова, и нередко погибают женщины. Кого вы можете назвать?

127. Способны ли плакать демонические герои Лермонтова?

128. Узнаете ли вы лермонтовских героев по их характеристикам:
«Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла»,
«Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»,
«Он был рожден под гибельной звездой
С желаньями безбрежными, как вечность»,
«Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу»,
«...имел несчастную душу, над которой иногда единая мысль могла приобрести неограниченную власть»?

129. Знаете ли вы лермонтовские афоризмы:
а) «Так храм оставленный — все храм...»;
б) «Расстаться казалось нам трудно ...»;
в) «Битва без радости и любовь ...»;
г) «Все это было бы смешно ...»;
д) «Понять невозможно ее ...»;
е) «Так жизнь скучна ...»;
ж) «А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг ...»;
з) «Странная вещь — сердце человеческое вообще ...»?

130. Побывав, как и автор-рассказчик в «Герое нашего времени», в Тифлисе, Лермонтов познакомился с грузинским поэтом, который рассказал ему о подробностях гибели Грибоедова. Кто был этот поэт?

131. Младший современник Лермонтова, только вступавший в литературу, нарисовал лермонтовский портрет: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз». Кем был написан этот портрет?

132. Кто из современников еще при жизни Лермонтова объявил: «О, это будет русский поэт с Ивана Великого» и «Пушкин умер не без наследника»?

133. Какое было единственное прижизненное издание стихотворных произведений Лермонтова?

134. За ... лет творчества Лермонтовым было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и ... романа. За сколько лет и сколько романов?

135. Какой грандиозный план прозаической эпопеи возник у Лермонтова перед смертью?

136. В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни поэт, и где расположен теперь его музей?

137. У кого из русских поэтов ХХ в. есть сборник стихов, посвященный Лермонтову?

138. А кто и какие лермонтовские строки повторяет в измененном виде: «Пусть она услышит, пусть она поплачет. Ей чужая юность ничего не значит».

139. Кому принадлежат эти строки:
«Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут, окунал»,
«И Лермонтов, леча тоску,
Нам рассказал про Азамата (...)
Он, как поэт и офицер,
Был пулей друга успокоен»,
«И всегда над нами волен
Лермонтов, мучитель наш»;
«Гусар, поручик, юноша опальный,
С мятежным Демоном сходившийся на «ты»?

140. Какой скульптор создал памятник Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске?

141. Какие оперы и балеты на лермонтовские сюжеты вы знаете?

142. Как отразился образ Демона в музыке и живописи?

Викторина Лермонтов Михаил Юрьевич - 2 вариант

Ответы

1. От испанского герцога Лерма и шотландского прапорщика Георга Лермонта, приехавшего в Россию в XVI в.

2. В родовом имении Тарханы (так назывались мелкие торговцы, продавцы мелочного товара).

3. Был в детстве разлучен с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тещи.

4. В честь деда по матери. Мишель.

5. Прибавила себе годы, чтобы забрать внука у отца, вырастить и сделать своим наследником.

6. В живописи — больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты.

7. 16 лет — в 1830 г. Латинской буквой «L».

8. У Лермонтова «мамушка» была немка.

9. Наполеон.

10. Маё — герой французской сатирической литературы.

11. В Московском университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских прапорщиков.

12. Наталья Федоровна Иванова — «Я не унижусь пред тобою...», «Не ты, но судьба виновата...», «Стансы» и др. (около 40 стихотворений 1830—1832 гг.).

13. Стихотворения «Смерть поэта», посвященного гибели Пушкина.

14. Двоюродный дядя (младше племянника) Алексей Столыпин — Монго.

15. С сыном французского посланника Барантом (18 февраля 1840 г.) — спор о смерти Пушкина, о национальной чести русских и соперничество из-за женщины.

16.В. Г. Белинский, родившийся в Чембаре, в 18 км от Тархан.

17. «Кружка шестнадцати» — все его участники покинули столицу одновременно с Лермонтовым, это была аристократическая молодежь, настроенная оппозиционно по отношению к правительству и государству.

18. 10 лет, а девочке было 9.

19. Кавказ.

20. Турция — «Жалобы турка» (1829).

21. Гейне и Гете. У Гейне речь идет о кедре, а не сосне; у Гете стихотворение называется «Ночная песня странника» (Лермонтов опустил это заглавие).

22. «Кубок» и «Перчатка» (первое названо «Балладой»).

23. «Нет, я не Байрон, я другой...», «И Байрона достигнуть я хотел...», «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Македонский или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками» («Герой нашего времени»).

24. Пушкинские строки:
«Москва! как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!»
(«Евгений Онегин»).

25. Станислав Красинский из «Княгини Лиговской».

26. У А. Бестужева-Марлинского — поэма «Андрей, князь Переяславский».

27. «...молитв», «...креста».

28. Демон («Мой демон»), поэт («Я жить хочу, хочу печали...»), парус («Парус»).

29. Нищему («Нищий») и пророку («Пророк»).

30. Утес и сосна. Пушкин. «Кавказ» (лирический герой) и «Анчар».

31. Дубовый листок, чинара, пальмы, горы, река, утес; ангел, демон, русалка, морская царевна.

32. От моря, где купался, увидел морскую царевну, вытащил ее на берег и погубил («Морская царевна»).

33. Казбек и Шат-гора (Эльбрус) в стихотворении «Спор».

34. Весна — «ландыш серебристый», лето — «свежий лес», «малиновая слива» и осень — «желтеющая нива».

35. «Анчар» Пушкина и «Три пальмы» Лермонтова.

36. «Казачья колыбельная песня». Н. А. Некрасов.

37. Журналист, читатель и писатель (так и называется стихотворение).

38. У А. А. Дельвига.
«Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами».

39. «Но есть, есть
Божий суд...» («Смерть поэта»),
«И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом» («Дума»).

40. К поэту («Поэт»).

41. «Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных».

42. Потому что «нет у вас родины», а значит, «нет вам изгнания».

43. С Байроном, А. Одоевским («тоску изгнанья делили дружно»), с тучами («Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»), с Демоном («Ты для меня была как счастье рая Для демона, изгнанника небес» — «Измученный тоскою и недугом...»).

44. «Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию презренные рабы» («Дума») и «...страна рабов, страна господ» («Прощай, немытая Россия»).

45. «Валерик».

46. С чеченского языка «Валерик» переводится как «река смерти» («Валеран хи»).

47. Александра Одоевского, декабриста, сосланного на Кавказ.

48. Н. С. Мартынову, будущему своему убийце. Грушницкого («Княжна Мери»).

49. «Сон».

50. В «Родине» —
«Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков».

51. «Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой» (имеется в виду судьба Ленского из романа «Евгений Онегин») и «невольник чести» («Кавказский пленник»). После написания для смягчения обличительного звучания своего стихотворения поэт был вынужден приписать эпиграф: «Отмщения, государь, отмщения!»

52. Львица в отличие от льва не имеет гривы.

53. «Бородино».

54. «Ребята! не Москва ль за нами? Умрем же под Москвой, Как наши братья умирали!»

55. «Недолго я еще благодарил».

56. «...звучномерными», «...безответный», «Узник».

57. «...ветер».

58. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Не ты, но судьба виновата...», «Не могу на родине томиться...», «Я не могу ни произнесть Ни написать твое названье...», «Никто моим словам не внемлет. Я один...», «Не верь себе, мечтатель молодой...», «Я не унижусь пред тобою...».

59. «Два сокола», «Два великана», «Два брата», «Две невольницы», «Первая любовь», «Три пальмы», «Три ведьмы», «10 июля (1830)», «11 июля», «1830 июля 15», «1831 июня 11 дня».

60. На Пушкина и его стихотворение «Если жизнь тебя обманет...»:
«В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет. (...)
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило».

61. «Дума» — «Печально я гляжу на наша поколенье!».

62. Вадим Новгородский, свободолюбивый герой, погибающий в битве с врагами Отчизны.

63. Царскую дочь и конюха, полюбивших друг друга.

64. «Беглец».

65. В «Демоне», «Мцыри», «Герое нашего времени», «Беглеце», «Измаил-Бее», в стихах «Дары Терека», «Свидание», «Сон», «Валерик», «Тамара».

66. Арсений из «Боярина Орши» и Мцыри.

67. Мцыри — это послушник, еще не принявший монашество.

68. Эпиграф к «Мцыри» из Библии (Первая Книга царств, гл. 14) подчеркивает жизнелюбие героя и краткость его жизни. В библейском эпитете речь идет о юноше Ионафане, сыне царя, нарушившем его запрет и отведавшем меду до победы над врагом: мед придал ему силы, и он победил, но за нарушение царского приказа он должен был быть казнен, однако народ добился его помилования.

69. Да, чеченец П. Захаров, взятый ребенком в плен, привезенный генералом Ермоловым в Тифлис, впоследствии стал художником, встречался с Лермонтовым и рисовал его портрет.

70. Перед монахом, который вырастил и воспитал его.

71. «...воли иль тюрьмы».

72. «За несколько минут между крутых и темных скал,
Где я в младенчестве играл,
Я б рай и вечность променял».

73. «...битв», «...тучах», «...орлы», «Туда, где за тучей белеет гора..., Туда, где гуляет лишь ветер ... да я!» («Узник»).

74. С грузинской песней «Юноша и тигр» и поэмой Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

75. Песню рыбки.

76. Мария («Полтава») и грузинка («Мцыри»).

77. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Читать → Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

78. Кирибеевича и Калашникова между собой и их обоих с царем. В первый раз опричник обманывает царя:
«Обманул тебя лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви Божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом».
Во второй раз купец отказался сказать царю правду:
«А за что про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу единому»
(о причине поединка с Кирибеевичем).

79. Алены Дмитриевны. Н. А. Некрасов — о «величавой славянке» и Дарье в поэме «Мороз Красный нос».

80. «...перекрестится», «...приосанится», «...пригорюнится», «...споют песенку». Мимо могилы купца Калашникова.

81. «Тамбовская казначейша».

82. Авдотьи Николаевны, жены казначея. У пушкинской Ольги («Евгений Онегин»).

83. Пригласил к себе домой на вечер играть в карты.

84. С Сашкой из одноименной поэмы. Евгений Онегин тоже был «добрый малый» и приятель автора.

85. О поэме А. Полежаева «Сашка» и ее авторе, отправленном за нее в солдаты и умершем, не увидев своего произведения напечатанным.

86. Об Александре Одоевском.

87. «...вашим мудрецам» — слова Гамлета.

88. В «Сказке для детей».

89. Домового — «домовой».

90. Нет, не для детей, это название ироническое.

91. Нина, в «Сказке для детей» и «Маскараде».

92. Демон — Тамару о погибшем женихе («Демон»).

93. «Демон», опубликована в России в 1860 г. (за границей в 1856).

94. Восемь (с 1829 по 1839 г.).

95. «...любила,
И рай открылся для любви».

96. Автор, ангел, сам Демон, Тамара.

97. «И звуки песни раздались» — «Тоску любви, ее волненье Постигнул Демон в первый раз».

98. «...глаз», «...Казбек» — в час заката (парча — ткань, расшитая золотом и серебром).

99. Две первые строки из «Подражания Корану» Пушкина, две последние из «Демона» Лермонтова.

100. Драма «Маскарад» (три редакции).

101. Евгения Арбенина.

102. Неизвестный — за то, что семь лет тому назад Арбенин обыграл его дочиста в карты, пустил по миру и сломал его судьбу.

103. «Странный человек» и «Маскарад» — Владимир и Евгений Арбенин, «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени» — Жорж и Григорий Печорин.

104. Вадим, Арсений, Измаил-Бей, Арбенин, Печорин.

105. «Ашик-Кериб».

106. Нет, «Вадим» написан раньше (1832—1834), и в нем показана пугачевщина без Пугачева.

107. «Кровавую пищу клюет под окном» («Узник» Пушкина); «Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток» («Воспоминание» Пушкина).

108. Вернера («Княжна Мери»), «как у Байрона».

109. Екатерина Сушкова, с которой у Лермонтова был светский роман (наподобие печоринского), а потом он присутствовал на ее свадьбе. Варенька Лопухина, которую поэт любил, но она вышла замуж, вероятно, под давлением родителей за другого, человека немолодого (Н. Бахметьева), как Вера.

110. «Сочинение», «цепь повестей».

111. «Один из героев начала века».

112. Царя Николая I (см. в Предисловии слова автора о «жалкой штуке», что якобы «сочинитель нарисовал свой портрет» и «ставит в пример такого безнравственного человека», как Печорин).

113. Казбич — вождь горцев, воевавших против русских завоевателей.

114. Черкесскую песню «Много красавиц в аулах у нас...» поет Казбич, русскую «Как по вольной волюшке...» — девушка в «Тамани».

115. Нет. Называет Ундиной, т. е. русалкой, морской девой (повесть немецкого писателя Ф. де ла Мотт Фуке «Ундина», переведенная В. А. Жуковским).

116. С «Исповедью» Ж.-Ж. Руссо.

117. Автор-повествователь в «Предисловии» к «Журналу Печорина».

118. «...палача или предателя», «...топора».

119. Автор, Максим Максимыч, Казбич, Печорин.

120. Нет. «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается...»

121. «Вы нынче умрете» — и ночью он был зарезан пьяным казаком.

122. После трех испытаний судьбы — пари Вулича, его гибели и захвата убийцы живым. Но «Я люблю сомневаться во всем» — Печорин не стал фаталистом.

123. Вера о Печорине в письме к нему.

124. Максим Максимыч — разговор Казбича и Азамата, Печорин — Грушницкого и княжны Мери, заговор против себя офицеров, хвастовство Грушницкого о ночном приключении с участием Печорина.

125. «...поцелуй ребенка», «...камень» (дважды).

126. Нина, Бэла, Тамара, морская царевна.

127. Да. Плакал Демон, услышав песню Тамары: «плакал, как ребенок, горькими слезами» Вадим, убив по ошибке не соперника своего, а слугу; плачет Арбенин, отравив жену; плачет Печорин, загнав коня и не сумев увидеться и проститься с Верой.

128. Тамара, Грушницкий, Сашка, барс, Вадим.

129. а) «Кумир поверженный — все бог»; б) «Но встретиться было б трудней»; в) «Разлука будет без печали»; г) «Когда бы не было так грустно»; д) «Зато не любить невозможно»; е) «...когда боренья нет»; ж) «Такая пустая и глупая шутка»; з) «...а женское в особенности».

130. Илья Чавчавадзе, тесть Грибоедова.

131. И. С. Тургенев. «Из литературных и житейских воспоминаний».

132. В. Г. Белинский.

133. «Стихотворения М. Лермонтова» (1840).

134. За 13 лет, 3 романа («Вадим», «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени»).

135. Трилогия «Из трех эпох русской истории».

136. В Пятигорске.

137. У Б. Пастернака «Сестра моя — жизнь» (лето 1917 г.) с посвящением Лермонтову и первым стихотворением «Памяти Демона».

138. Сергей Есенин в стихотворении «Сыпь, тальянка, звонко...» — лермонтовские строки из «Завещания»: «Пускай она поплачет... Ей ничего не значит!»

139. Б. Пастернаку, С. Есенину, О. Мандельштаму, Д. Самойлову.

140. Александр Опекушин.

141. Оперы: А. Рубинштейн. «Демон», «Купец Калашников»; Б. Асафьев. «Тамбовская казначейша». Балеты: Б. Асафьев. «Ашик-Кериб»; С. Цинцадзе. «Демон»; Д. Лапутин. «Маскарад»; А. Спендиаров. «Три пальмы»; Д. Торадзе. «Мцыри».

142. Картины М. Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и симфония Э. Направника «Демон».