Литературная викторина - Символизм
Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Игры для детей
  4. Викторины
  5. Литературная викторина - Символизм

Литературная викторина - Символизм

1. Что явилось «первой ласточкой» русского символизма, его манифестом и какие три задачи были в нем сформулированы?

См. → Модернизм в литературе

2. Кого считали мэтром русского символизма?

3. Какое издательство со странным названием выпускало в 900-х годах книги русских и западноевропейских символистов?

4. Чье это определение символа: «...он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине»?

5. Как называли старших и младших символистов?

6. Как обыгрывались в литературных фельетонах фамилии и псевдонимы символистов?

7. Почему и за что младшие символисты объявили своим предтечей и учителем В. Соловьева?

8. В каком стихотворении В. Соловьева утверждается, что «житейский шум трескучий — только отклик искаженный торжествующих созвучий»? Не напоминает ли вам его зачин предсмертные стихи писателя-демократа XIX века:
«Милый друг, я умираю
От того, что был я честен...»?

9. В символистской поэзии есть стихотворение, почти целиком состоящее из прилагательных-эпитетов, изображающих
«Все кругом»:
«Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное...»
Назовите автора.

10. «Все наскучило давно
Трем богиням, вечным пряхам.
Было прахом, будет прахом...
Ты шуми, веретено,
Будь, что будет — все равно!»
Чье это стихотворение и о каких пряхах идет речь?

11. Какую трилогию в прозе о кульминационных моментах истории — Рим, Италия эпохи Возрождения и петровская Россия — написал Д. С. Мережковский?

12. Один поэт назвал себя в программных стихах рабом, а другой — богом:
«Я — раб моих таинственных,
Необычайных снов»
и
«Я — бог таинственного мира.
Весь мир в одних моих мечтах».
Кто эти поэты?

13. Кому принадлежат следующие, тоже программные строки:
«Я действительности не вижу,
Я не знаю нашего века.
Родину я ненавижу,
Я люблю идеал человека»
и
«На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Не все смела в твоей отчизне»?

14. Кто из символистов видел в восставшем народе «грядущего хама», а кто — «грядущих гуннов»?

15. В чем необычность и эксцентричность заглавий первых стихотворных сборников В. Брюсова?

16. В каком брюсовском стихотворении тишина оказывается «звонко-звучной», руки «фиолетовыми», а месяц всходит «при лазоревой луне»?

17. Какие три принципа нового искусства провозгласил поэт в стихотворении «Юному поэту»?

18. Какая брюсовская «поэма», наделавшая много шума, состоит из одной строки?

19. К кому из своих предшественников обращался поэт: «И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах!»?

20. Вставьте пропущенные слова в программных заявлениях Брюсова: «Мне сладки все ..., мне дороги все ..., и всем богам я посвящаю стих», «И Господа, и ... хочу прославить я», «Мы путники ... беззвездной, искатели смутного ...», «Поэт всегда с людьми, когда шумит ..., И песня с ... вечно сестры».

21. «Три яблока, излюбленных преданьем, Три символа земного мятежа». Какие яблоки имеются в виду?

22. С каким классическим образцом перекликается начало брюсовского стихотворения:
«Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый»?

23. В названиях стихотворных циклов Брюсов пользуется поэтическими формулами, созданными поэтами XIX века: «Природы соглядатай», «В буйной слепоте», «Святое ремесло», «В минуту жизни», «Высоких зрелищ зритель», «В душевной глубине». Можете ли вы назвать авторов?

24. «Любовь ведет нас к одному, но разными путями», — утверждал поэт. К чему?

25. Кто это — «чарователь неустанный», «коварный змей с волшебным взглядом», «дракон, хищный и бескрылый»?

26. «Если бы мне иметь сто жизней, они бы не насытили всей жажды ..., которая сжигает меня». Какой жажды?

27. Кого приветствовал Брюсов:
«Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном»?

28. Узнаете ли вы брюсовских героев:
а) «Себя же к мачте корабельной
Я дал покорно привязать,
Чтоб песни лирной и свирельной
Соблазн опасный испытать»,
б) «Отец! ты дал душе свободу,
Ты узы тела разрешил.
Что ж медлим? выше! к небосводу!
До вечной области светил!»
в) «Да, я — моряк! Искатель островов,
Скиталец дерзкий в неоглядном мире...
И женщины идут на страстным зов,
Покорные, с одной мольбой во взоре»,
г) «Что я могу, — напрасно рвущий
Оковы грозных, прошлых лет, 
Вторичной жизнию живущии и
Давший дьяволу обет?»
д) «Лишь ты, сквозь века, неизменным, вeнчанный,
С рукой простертой летишь на коне»?

29. Какую традицию, начатую Ломоносовым и Державиным и продолженную Пушкиным, воспринял и Брюсов?

30. В каком брюсовском произведении описано апокалипсическое видение Смерти, явившейся в современный город?

31. Кто из символистов величал Брюсова: «великий маг моей земли» и «пророк безвременной весны»?

32. Чей это отзыв: «Вдохновение плюс воловий труд — вот поэт»?

33. Чью поэзию критика называла «поэзией музыкальных созвучий»?

34. Поклоняясь магии слов и музыке звуков, этот поэт аллитерировал стихи на определенные согласные:
«Ландыши. ... . Ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье ...»,
«Вечер. Взморье. Вздохи ....
Величавый возглас ...».
Какие слова пропущены?

35. Какое стихотворение Бальмонта целиком состоит из слов с буквой «л», кроме одного слова?

36. Чей девиз «музыка прежде всего» осуществил Бальмонт в своей поэзии?

37. На кого хотел походить он своим образом и обликом: на «страшного Эдгара» и «царственного, трагического ...»?

38. На кого была написана пророческая эпиграмма Бальмонта:
«Кто начал царствовать Ходынкой,
Тот кончит, встав на эшафот»?

39. «Я не знаю мудрости, годной для других,
Только ... я влагаю в стих».
«Кто равен мне в моей ... силе?
Никто, никто»,
«Я — ... русской медлительной речи.
Предо мною другие поэты — ...».
Вставьте пропущенные слова в этих программных заявлениях поэта.

40. Как бальмонтовское поклонение Солнцу отразилось уже в заглавиях его произведений: «Будем ...», «Аромат ...», «Я в этот мир пришел, ...», «Гимн ...», «Люди ... разлюбили, надо ...», «Сонеты ...»?

41. Кому посвятил Бальмонт свои «Фейные сказки»?

42. Как выразил поэт многоликость, переменчивость своей души: «Я вольный ..., я вечно вею», «Я ведь только ..., полное огня», «Хочу быть ..., хочу быть смелым», «Я хочу горящих ..., я хочу кинжальных ...», «Можно жить с закрытыми ..., не желая в мире ...», «..., убаюкая меня, ... утомила меня»?

43. Характеризуя ум разных народов («Похвала уму»), Бальмонт определяет каждый из них разными эпитетами: «светлый и туманный», «бесстыдный», «сладкий, как обманы», «строительный, тяжелый и тупой», «исступленно-молодецкий». Угадайте, чьи это «умы».

44. «Тише, тише совлекайте с древних ... одежды,
Слишком долго мы молились, не забудьте прежний свет».
С кого не торопитесь снимать одежды?

45. «Мне дали певучий размер ..., —
В нем вальс улетающих грез,
И ... я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат — ...».
О каких стихотворных метрах идет речь?

46. О ком из великих художников и поэтов Бальмонт писал: «Крылатый был он человеколев», «Всклик „Кто как Бог!“ есть имя Михаил... И женщины его с другой планеты», «Опальный ангел, с небом разлученный»?

47. По аналогии с каким поэтом XIX века Бальмонта можно назвать «безглагольным», так как он любил перечислять и нанизывать то существительные, то прилагательные: «Чувственно-неясные, Девственно-прекрасные, В страстности — бесстрастные Тайны и слова»?

48. Как отозвался о Бальмонте А. Блок: «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь...»?

49. Единственный прижизненный сборник стихов И. Анненского назывался «Тихие песни». А как он был подписан?

50. Поэт нередко давал своим стихам однотипные заглавия: одно и то же существительное, обозначающее абстрактное понятие, соединяется с существительными в родительном падеже — «... возврата», «... вокзала», «... маятника», «... мимолетности», «... миража», «... кануна», «... синевы», «... сада».

51. Закончите известное стихотворение Анненского:
«И если мне на сердце тяжело,
То у нее одной ищу ответа —
Не потому, что от нее светло, а потому...».

52. «Сочинил ли нас царский указа?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были».
О ком и о чем здесь говорится?

53. Обращаясь к портрету Достоевского, Анненский пишет:
«В нем Совесть сделалась пророком и поэтом,
И..., и бесы жили в нем».
Кто, кроме бесов, жил в Достоевском, по мнению автора?

54. В любви к кому или чему признается поэт:
«Ты нас томишь, боготворима...
Что, полюбив тебя, нельзя
Не полюбить тебя безумно»?

55. Какие эпитеты к словам «ночи» и «дни» подобраны автором в следующих строках: «О, как я чувствую накопленное бремя ... ночей и ... дней?»

56. Чья цитата стала названием стихотворения Анненского «Парки бабье лепетанье»?

57. И. Анненский умел передавать разные душевные состояния:
«Полусон, полусознанье,
Грусть, но без...»
и
«А сердцу, может быть, милей
Высокомерие сознанья,
Милее мука, если в ней
Есть тонкий яд ...».
Какое слово пропущено?

58. Кто из поэтов учился в царскосельской гимназии, директором которой был И. Анненский, и назвал его «последним из царскосельских лебедей»?

59. Кому принадлежат эти формулы символистского искусства: «Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы...» и «Беру кусок жизни грубой и бедной и творю из нее сладостную легенду, ибо я — поэт»?

60. Какой псевдоним выбрал Федор Тетерников, став писателем, причем явно позаимствовал его в XIX веке?

61. Кто «мохнатою рукой» качает качели в одном из самых известных стихотворений Сологуба?

62. Название романа «Мелкий бес» связано не только с заглавием знаменитого произведения русского классика XIX века, но и с героем одной поэмы того же столетия: «Мелкий бес, из самых нечиновных». Назовите авторов и произведения.

63. Какой бесенок вселяется в героя романа?

64. В затуманенном мозгу помешавшегося учителя словесности шевельнулось смутное воспоминание об одном эпизоде из произведения мировой классики: «Кто-то прятался за обоями, кого-то закололи не то кинжалом, не то шилом». О чем вспоминает Передонов?

65. «В поле не видно ни зги. Кто-то зовет: „Помоги!"» Что отвечает на эту мольбу лирический герой стихотворения Сологуба?

66. К кому обращается поэт: «Еще играешь ты, еще невеста ты. Ты вся в предчувствии высокого удела...»?

67. Какую формулу человеческих взаимоотношений придумал Сологуб вместо «Человек человеку — друг и брат» и «Человек человеку — волк»? А чуть позже А. Ремизов предложит свой вариант: «Человек человеку — ...». Вставьте пропущенное слово.

68. Какое произведение Сологуба в 1-м издании имело заглавие «Навьи чары»? Что такое «навьи»?

69. От каких слов придуманы сологубовские неологизмы «альдонсировать» и «дульцинировать» и что они означают?

70. Кого противопоставлял Сологуб Еве — жене Адама, воплощающей плотское, приземленное начало?

71. Почему о Сологубе говорили, что он обитатель «земли Ойле» и повелитель «звезды Маир», что он погружен в «тяжелые сны» и создает «творимые

72. Кого из символистов называли «Вячеславом Великолепным»?

73. Какого античного бога Вяч. Иванов возвел в символ упоения жизнью без различения добра и зла?

74. Название какого сборника стихотворений автор расшифровывал так: звезды, по которым кормчий правит кормило корабля?

75. Одно из стихотворений В. Иванова начинается со слов: «В этой призрачной Пальмире, В этом мареве полярном...», а заканчивается так: «Слышу медное скаканье, Заглушенный тяжкий топот». Что это за Пальмира и о каком «медном скаканье» идет речь?

76. «Я башню безумную зижду
Высоко над мороком жизни».
Только ли символическую башню имел в виду поэт?

77. Кого в литературных кругах начала XX века называли «мэтрессой» и «дамой с лорнетом», а иногда «декадентской мадонной»?

78. Одно из программных признаний поэтессы звучит так:
«Мне близок Бог — но не могу ...,
Хочу любви — и не могу ...».
Какие слова здесь пропущены?

79. Кого или что З. Гиппиус «любила нежно и ревниво, но не «обожествляла»: ведь не человек для нее, а она для человека»?

80. «И не о счастии для вас молюсь — О том молюсь, что выше счастья». Что, по мнению автора, выше счастья?

81. Какое явление символически описано так:
«Две нити вместе свиты,
Концы обнажены...
И «да» и «нет»,
Сплетенные сольются,
И смерть их будет — Свет»?

82. Кого Гиппиус называет «божьей тварью» в одноименном стихотворении
«За ... Тебя молю, Господь!
И он — твое созданье.
Я ... за то люблю,
Что вижу в нем — мое страданье»?

83. Что это за «темное число», созданное дьяволом, который «позорит 8 — бесконечность, сливая с ним пустое 5»?

84. В ком видела поэтесса «первенцев свободы»:
«Смотрите, первенцы свободы;
Мороз на берегах Невы!»?

85. Что предсказывает Гиппиус в своем отклике на Октябрьскую революцию:
«И скоро в старый ... ты будешь загнан,
Народ, не уважающий ...»?
Вставьте пропущенные слова.

86. С какими необычными рифмами экспериментировала Гиппиус:
«Хочешь знать, почему я весел?
Я опять среди милых чисел.
Как спокойно меж цифр и мер.
Строг и строен их вечный мир»?

87. Озаглавив один свой рассказ «Живые и мертвые», З. Гиппиус вряд ли подозревала, что впоследствии так будет назван роман советского писателя. Кого?

88. В эмиграции Мережковские создали литературное общество, названное как литературно-политический кружок начала XIX века, членом которого был юный Пушкин. Какой кружок имеется в виду?

89. Кого из символистов М. Цветаева назвала «пленным духом» и «смесью магистра с фокусником»?

90. Б. Зайцев видит его «Котиком выхоленным, барской породы — в ореоле нежных, светлых кудрей». Почему «Котиком»?

91. Почему А. Белый выбрал такой псевдоним и какова его настоящая фамилия?

92. В стихах или прозе были написаны его первые опыты — «Симфонии»?

93. Если А. Блок называл соловьевскую «Вечную женственность» «Прекрасной Дамой», то какое имя придумал ей Белый?

94. Какие символические названия носят три поэтических сборника Белого и как он их расшифровывал?

95. Кто отправляется в поэзии А. Белого за «золотым руном» и что это за руно?

96. Свое стихотворение «Солнце» Белый посвятил автору «Будем как солнце». Кого он имел в виду?

97. О каком ананасе идет речь: «И, дугу описав, озаряя окрестность, ананас ниспадал, просияв, в неизвестность»?

98. Если первую книгу стихов А. Белый посвятил матери, то вторую и третью — поэтам (предшественнику и современнику). Кому?

99. В сборнике «Урна» сильно ощутимо увлечение автора русской поэзией XIX века, начиная с эпиграфа «Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней» и кончая отдельными строчками и выражениями: «Я помню вас и ваши речи», «покров угрюмой нощи», «прошла любовь», «в зимнем серебре». Кому принадлежат эти цитаты?

100. Кто такая Ася — адресат многих стихов А. Белого?

101. Кого поэт заклинал: «Исчезни в пространстве, исчезни...»?

102. В романе «Серебряный голубь» противопоставлены село с «говорящим» названием и уездный город как воплощение российского мещанства и убожества. Вспомните, как называются село и город.

103. «Россия и не Скотопригоньевск, не город Передонова, Россия — не городок Окуров, не Лихов. Россия — это Астапово, окруженное пространствами...». Расшифруйте это высказывание Андрея Белого.

104. Какие два реальных «любовных треугольника», участником которых был А. Белый, напоминают взаимоотношения трех героев романа — Дарьяльского, Кудеярова и Матрены?

105. Какое произведение Белого характеризуется им как порождение «мозговой игры» — со всеми его персонажами и сюжетом?

106. В эпиграфе к одной из глав романа «Петербург» Белый цитирует Пушкина: «Устал я, друг, устал: покоя сердце просит». Какую неточность он допускает?

107. Кто был прототипом А. А. Аблеухова, упомянутым А. Блоком в поэме «Возмездие»?

108. Кто из персонажей Петербурга похож на пушкинского Евгения и так же, как он, сходит с ума?

109. Какой цвет господствует в «Петербурге» как символ хаоса, безумия, провокации? А как воспринимал этот цвет А. Блок?

110. А что значит нагнетание звука «л» в обрисовке сенатора и в описании его дома?

111. Какую автобиографическую повесть Белый начинает со своих внутриутробных ощущений и вхождения души в «хилое тело»?

112. На чьи научные открытия откликнулся А. Белый в 20-е годы: «Мир — рвался в опытах... Атомной лопнувшею бомбой»?

113. Заглавие «Первое свидание» перекликается с названием поэмы «Три свидания» старшего поэта-современника. Кого?

114. «Пройдет из Вечности самой... Пройдет „Володя", вечный мистик...» Кто этот Володя?

115. «Так звуки слова „дар Валдая" Балды, над партами болтая, — Переболтают в „дарвалдая"». Откуда взято выражение «дар Валдая», обыгранное поэтом?

116. О мастерстве какого русского писателя-классика Белый написал книгу-исследование?

117. Как озаглавлены три тома мемуарной трилогии Белого: «На рубеже...», «Начало...» и «Между двух...»?

118. Кого называет братом и сестрой А. Блок в стихотворении «Милый брат! Завечерело» — «И тихонько перескажем Все, что видели, сестре»?

119. К кому обращается Блок со словами: «Женщина, безумная гордячка! Мне понятен каждый ваш намек...»?

120. Кто это: «О Дева, иду за тобой — И страшно ль идти за тобой Влюбленному в душу свою, Влюбленному в тело свое?»?

121. Учась на юридическом факультете Петербургского университета, Блок называл себя «почитателем Козьмы». Какого Козьму он имел в виду?

122. Кого цитировал А. Блок в стихотворении
«Прошли года, но ты — все та же»:
«Живем и дышим, как тогда,
И, вспоминая, сохранили
Те баснословные года» (последняя строка дана курсивом)?

123. С книжкой какого «профессора скучного» полемизировал Блок в стихотворении «Сырое лето. Я лежу...» по поводу того, «что женщина у нас угнетена и потому сходна судьбой с рабочим»?

124. Мотив сна занимает в символистской поэзии значительное место. Угадайте авторов нескольких примеров:
«Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны»;
«Не могу понять, не знаю...
Это сон или Верлен?
Я люблю иль умираю?
Это чары или плен?»;
«О сны моей последней ночи,
О дым, о дым моих надежд!»;
«И ветер поет и пророчит
Мне в будущем — сон голубой».

125. На какое блоковское стихотворение написана эта пародия:
«Дон Жуан летит в автомобиле,
На моторе мчится командор.
Трех старух дорогой задавили...
Черный, как сова, отстал мотор»?
Кто автор пародии?

Литературная викторина - Символизм

Ответы

1. Доклад и брошюра Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1894); «мистическое содержание», «символы» и «расширение художественной впечатлительности».

2. В. Я. Брюсова.

3. «Скорпион» (1900—1916), изд. С. Поляков.

4. В. И. Иванова.

5. Декадентами и мистиками.

6. Безвкусов, Вральмонт, Бледный.

7. За учение о «Вечной Женственности», за идеи о грядущем религиозном преображении мира.

8. «Милый друг, иль ты не видишь...». Н. А. Добролюбова.

9. З. Гиппиус.

10. Д. Мережковского. О богинях судьбы Парках (в римской мифологии), прядущих и обрезающих нить жизни.

11. «Христос и Антихрист» — «Юлиан Отступник», «Леонардо да Винчи» и «Петр и Алексей»

12. З. Гиппиус и Ф. Сологуб.

13. В. Брюсов и А. Блок.

14. Д. Мережковский и В. Брюсов.

15. «Chefc d’oevre» (с фр.: «Шедевры») и «Ме eum esse» (с лат.: «Это — я»), явно рассчитанные на эпатаж публики и критики.

16. «Творчество» («Тень несозданных созданий...», 1895).

17. «Не живи настоящим, Только грядущее — область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).

18. «О, закрой свои бледные ноги!»

19. К Лермонтову — «К портрету М. Ю. Лермонтова».

20. «...мечты», «речи»; «Дьявола», «ночи», «гроза».

21. Евы, Вильгельма Теля и Ньютона.

22. Со стихотворением Лермонтова «Кинжал».

23. Тютчев, Каролина Павлова, Лермонтов, Тютчев.

24. «К блаженно-страшной смерти».

25. Современный город.

26. «... познания».

27. Победивший народ.

28.
а) Одиссей;
б) Икар («Дедал и Икар»);
в) Дон Жуан;
г) Фауст;
д) Медный всадник («К Медному всаднику»).

29. Вслед за Горацием и по его примеру создание своего «Памятника»; «Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен».

30. «Конь блед» (1903—1904).

31. А. Блок и А. Белый.

32. М. Цветаевой.

33. К. Бальмонта.

34. «Лютики», «лучей», «ветра», «волн».

35. «Влага» («С лодки скользнуло весло...»), слово «мой».

36. Французского поэта Поля Верлена (строчка взята из его стихотворения «Искусство поэзии»).

37. На Эдгара По и Шарля Бодлера.

38. На Николая II.

39. «...мимолетности», «изысканность», «предтечи».

40. «...как Солнце», «Солнца», «чтоб видеть Солнце», «Солнцу», «Солнце», «к Солнцу их вернуть», «Солнца».

41. Своей дочери Нине.

42. «...ветер», «облачко», «сильным», «зданий», «слов», «глазами», «ничего», «Смерть», «Жизнь».

43. Английский, французский, итальянский, немецкий и русский.

44. «...идолов».

45. Об амфибрахии, дактиле и анапесте.

46. Леонардо да Винчи, Микель Анджело и Лермонтов.

47. А. А. Фетом (см., например, его знаменитое «безглагольное» стихотворение «Шепот, робкое дыханье...»).

48. «...весну».

49. Ник. Т-О — буквы имени поэта и намек на Одиссея, который так назвал себя Циклопу: «Я — никто».

50. «Тоска».

51. «...что с ней не надо света» (стихотворение «Среди миров, в мерцании светил...»).

52. О Петре I и Петербурге.

53. «Карамазовы».

54. К поэзии («Поэзия»).

55. «...отравленных» и «грязно-бледных» («Ямбы»).

56. А. С. Пушкина из «Стихов, сочиненных во время бессонницы».

57. «...воспоминания», «воспоминанья».

58. Н. Гумилев.

59. В. Брюсову и Ф. Сологубу.

60. Федор Сологуб — и В. А. Соллогуб, популярный в XIX веке прозаик («Тарантас», «Большой свет»).

61. Черт (Стихотворение «Чертовы качели»:
«Я знаю, черт не бросит
Стремительной доски,
Пока меня не скосит
Грозящий взмах руки»).

62. «Бесы» Ф. М. Достоевского и «Сказка для детей» М. Ю. Лермонтова.

63. Недотыкомка — фантастическое существо, символический образ чего-то скользкого, неуловимого, мерзкого, таящегося в человеческой душе.

64. О том, как Гамлет заколол Полония, прятавшегося и подслушивавшего за занавесом (трагедия Шекспира «Гамлет»).

65. «Сам я и болен и мал,
Сам я смертельно устал,
Как помогу?».

66. К России («Россия»).

67. «Человек человеку — дьявол» (так названа статья Сологуба). У Ремизова — «Человек человеку —

68. «Творимая легенда», колдовские (диал.).

69. От имен Альдонса и Дульцинея («Дон Кихот» Сервантеса) — противопоставление грубой реальности и высокой мечты.

70. Лилит — первую жену Адама, ослепительную, неземную женщину.

71. Он придумал эту землю и звезду и сочинил романы «Тяжелые сны» и «Творимая легенда».

72. Вячеслава Иванова.

73. Диониса — в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия.

74. «Кормчие звезды» (1903).

75. Петербург и Медный всадник.

76. Реальную башню — свою квартиру на последнем этаже, где собиралось литературное общество и которая превратилась в символ: «башня из слоновой кости» (Флобер) как воплощение недосягаемой мечты, неземного идеала и разрыва с реальной жизнью.

77. Зинаиду Гиппиус.

78. «...молиться», «любить».

79. Литературу.

80. Истина («Истина или счастье?», 1902).

81. Электричество («Электричество»).

82. «Дьявола».

83. 13 («13», 1903).

84. Декабристов («14 декабря», 1909).

85. «...хлев», «святынь».

86. С диссонансами (несовпадение ударного гласного) — «Негласные рифмы» (так назвала поэтесса эти рифмы и стихотворение).

87. К. Симонова.

88. «Зеленая лампа».

89. Андрея Белого.

90. Свою автобиографическую повесть А. Белый озаглавил «Котик Летаев».

91. Борис Бугаев. Чтобы не огорчать отца, известного ученого-математика. Символика белого цвета — мистические чаяния и соединение, первооснова всех цветов.

92. Ритмической прозой.

93. «Жена, облеченная в Солнце».

94. «Золото в лазури», «Пепел» и «Урна» — солнце и небо, зори грядущих надежд и откровений; самосожжение и смерть.

95. «Аргонавты» — кружок друзей А. Белого. Солнце.

96. К. Бальмонта, автору сборника «Будем как Солнце».

97. О солнце.

98. Н. А. Некрасову и В. Я. Брюсову.

99. Е. А. Баратынскому, Ф. И. Тютчеву, А. С. Пушкину.

100. Его жена Анна Алексеевна Тургенева, прозванная Асей (как тургеневская героиня).

101. Россию — «Россия, Россия моя!»

102. Целебеево и Лихов.

103. Ссылки на «Братьев Карамазовых» Достоевского», «Мелкого беса» Сологуба, «Городок Окуров» Горького, на собственный «Серебряный голубь» и упоминание железнодорожной станции Астапово, где умер Л. Н. Толстой.

104. А. Блок — А. Белый — Любовь Блок и В. Брюсов — А. Белый — Нина Петровская.

105. Роман «Петербург».

106. У Пушкина: «Пора, мой друг, пора: покоя сердце просит».

107. Обер-прокурор К. П. Победоносцев, ставший символом крайней реакции: «Победоносцев над Россией Простер совиные крыла» (А. Блок. «Возмездие»).

108. Террорист Дудкин.

109. Желтый. Та же символика и у Блока (но он пишет это слово через букву «о»).

110. Поверхностный «лак, лоск, блеск» и холод, «категория льда».

111. «Котик Летаев».

112. «Кюри».

113. В. С. Соловьева.

114. Владимир Соловьев.

115. Из стихотворения Ф. Глинки «Тройка»: «И колокольчик, дар Валдая, Гудит, качаясь под дугой», ставшего песней «Тройка».

116. «Мастерство Гоголя» (1934).

117. «...веков», «века», «двух революций».

118. Андрея Белого и Любовь Блок.

119. К З. Гиппиус.

120. К революции («Деве-революции», 1906).

121. Козьму Пруткова (вымышленная сатирическая маска, созданная А. К. Толстым и братьями Жемчужниковыми).

122. Ф. И. Тютчева — «Я знал ее еще тогда, В те баснословные года».

123. С книгой А. Бебеля «Женщина и социализм», которая начинается словами: «Женщину и рабочего объединяет то, что они оба угнетены».

124. К. Бальмонт, И. Анненский, З. Гиппиус, Блок.

125. «Шаги командора» — В. Буренин.