Литературная викторина - Акмеизм
1. Какое литературное объединение организовал Николай Гумилев, полемически противопоставив его «академии» и «башне из слоновой кости» В. Иванова?
См. → Модернизм в литературе
2. Какие три наименования нового течения предлагали его основатели?
3. По словам Н. Гумилева (в статье «Наследие символизма и акмеизм»), слава предков обязывает, а символизм был достойным...» Кем?
4. Как иронически современники называли акмеистов — «новые ...»?
5. Как охарактеризовал акмеистов литературовед В. Жирмунский, подчеркивая их размежевание с символистами?
6. Какие греческие боги противопоставлялись в русской литературе XX века как символы «стройного», классического и стихийного, иррационального искусства?
7. В ком видели акмеисты своего предтечу, «предвестье, предзнаменование» и считали своим учителем?
8. У каких «мэтров» символизма прошли школу ученичества Н. Гумилев и О. Мандельштам?
9. В каком журнале были опубликованы манифесты Гумилева и Городецкого? А чей манифест был забракован и не появился в печати?
10. Что означает название журнала «Гиперборей» и почему акмеисты так нарекли свой журнал?
11. Как выразил мироощущение поэтов-постсимволистов Осип Мандельштам:
«Мы не пророки, даже не ...,
Не любим Рая, не боимся...»?
Вставьте пропущенные слова.
12. Что пришло на смену «надмирным» элитарным «башням» символистов в богемной артистической и художественной среде в 1910-е годы?
13. Какие два акмеиста, сравнивая свое художественное видение с символистским, использовали образ розы:
«Роза кивает на девушку. Девушка на розу.
Никто не хочет быть самим собой»
и «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом»?
14. Если символистам был близок «мистический» германский дух, то на поэтические традиции каких народов ориентировались акмеисты?
15. А на какие виды искусства опирались и те и другие?
16. Один поэт призывал: «Будьте искусным зодчим как в мелочах, так и в целом»; другой утверждал: «...красота — не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра». Назовите авторов этих высказываний.
17. Из европейских стран особенно привлекала акмеистов Италия. Каким итальянским городам посвящали они стихи:
«Меж сосен сонная...
О черный, золоченый сон!
Ты и блаженна, и нетленна,
Как византийский небосклон» (М. Кузмин);
«И как птица с трубкой в клюве,
Поднимает острый гребень,
Сладко нежится Везувий...» (Н. Гумилев);
«Поговорим о ... — дивный град!» (О. Мандельштам)?
18. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины»
и
«Я закрыл ... и сел у окна,
На губах трепетало последнее слово».
Какую книгу читают два поэта?
19. Какая героиня выступает как воплощение женской красоты у многих поэтов:
«В ... — все женщины в ней:
Леда, Даная и Пенелопа» (М. Кузмин);
«На корабле кляла ...
Тяжелой верности очаг» (Г. Адамович),
«Куда плывете вы?
Когда бы не ...,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?» (О. Мандельштам)?
20. Кто определил акмеизм как «тоску по мировой культуре»?
21. Кому принадлежит другая акмеистическая формула — «дух мелочей, прелестных и воздушных»?
22. Кого А. Ахматова считала «человеком позднего символизма», а А. Блок не соглашался: он «на наших пирах не бывал»?
23. «Где слог найду, чтоб описать прогулку,
Шабли во льду, поджаренную булку и вишен спелых сладостный агат?» — так начиналось программное стихотворение Михаила Кузмина. Что такое шабли?
24. «Я знаю вас не понаслышке,
О, верхней Волги города...
Я сам родился ведь на Волге,
Где с удалью сдружилась лень...».
О каком городе пишет Кузмин?
25. Какое имя, прославляемое Кузминым в «Александрийских песнях», звучит «трижды блаженное», «трижды мудрое» и «трижды великое», как «шум крыльев летящей Ники»?
26. Кто этот «божественный Ра-Гелиос», воспетый Кузминым?
27. Строки Кузмина:
«Твой нос Пьеро и губ разрез пьянящий
Мне кружит ум, как „Свадьба Фигаро"» напоминают пушкинский совет: «Иль перечти „Женитьбу Фигаро“». Об одном ли произведении идет речь?
28. «И мы, как Меншиков в Березове, Читаем ... и ждем». Что читаем? Чью картину «Меншиков в Березове» вспоминает поэт?
29. Расшифруйте поэтическое кредо Кузмина:
«Я книгу предпочту ...,
Гравюру — тени вешних рощ,
И мне шумит в весенней оде
Весенний, настоящий ...».
30. «Зачем, златое время, летишь?
Как всадник, ногу в стремя, летишь?
Зачем, заложник милый, куда,
Любви бросая бремя, летишь?
Ты, сеятель крылатый, зачем,
Огня посея семя, летишь?»
Это отрывок из цикла «Венок весен» с подзаголовком «гезэлы». Объясните смысл этого слова.
31. Какой советский поэт позаимствовал, видоизменив его, заглавие кузминского сборника «Параболы», дав своему названию такое разъяснение: «...судьба, как ракета, летит по параболе»?
32. Кого в «Цехе поэтов» называли «синдиками» и кто они такие?
33. Кто из будущих акмеистов в молодости выступал певцом языческой старины и носил литературную маску Леля и фавна?
34. Первые сборники Сергея Городецкого «Ярь» и «Перун» (1907) были написаны по мотивам славянской мифологии. Что означают эти заглавия?
35. В блоковском духе Городецкий обращается к России, но определяет ее совсем не блоковским эпитетом: «Что же ты, Русь ..., Вьюгам бросаешь детей?» Каким?
36. О ком или о чем говорится в этом стихотворении Городецкого:
«И сам Ярило пышно увенчал
Концы волос зеленой кроной
И, заплетая, разметал
В цвету лазурном цвет зеленый»?
37. Три отрицания Городецкого «Ни забот, ни тоски, ни кручин» перекликаются с известной строкой другого автора: «Ни любви, ни тоски, ни обиды». Кого?
38. «Покорно стыла Афродита,
Раскинув снежные меха.
И мраморная грудь богини
Приподнималась горячо,
Но пчелы северной пустыни
Кололи девичье плечо» (С. Городецкий).
О каких пчелах говорит автор?
39. О каких поэтах писал С. Городецкий:
«Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял»
и
«Урус, дервиш, поэт-бродяга
По странам мысли и земли!»?
40. Культ какого «божественного человека», открывателя мира, существовал у акмеистов:
«И в юном мире юноша...
Я улыбаюсь птицам и плодам» (Гумилев),
«И вот ... он (мир) поручен,
Изобретателю имен» (Городецкий)?
41. В программном стихотворении «Адам» Городецкий провозгласил две задачи, два «подвига» акмеизма: заново открыть мир и «живой земле пропеть ...». Что?
42. Назвав вслед за А. Блоком Россию «женой», В. Нарбут добавляет еще одно определяющее слово:
«Россия — ...! Жена! Ступай —
И мертвому скажи: «Воскресе».
Какое?
43. Нарбутовский образ звезды: «Звезда синей булавкою сердце колет» заставляет вспомнить метафоры другого акмеиста:
«Мне в сердце длинной булавкой
Опустится вдруг звезда»
и «Мерцают звезд булавки золотые». Чьи?
44. Как определил сущность человека, подчеркивая в нем природное, животное начало, М. Зенкевич: «Я ..., лишенный и когтей, и шерсти»?
45. Как имитировал поэт детскую речь, отзываясь о смерти Артюра Рембо от имени его старшего собрата по перу Поля Верлена:
«Смерть сделала тебе ...
О, мальчик мой Рембо!»?
46. Кто из акмеистов славил путешественников и капитанов, «открывателей новых земель», «кто дерзает, кто спорит, кто ищет, кому опостылели страны отцов»?
47. А кто среди своих предков обнаружил «моряков старинных фамилий», и «важных, со звездами генералов», и «строгих бояр», и «бежавших от революции французов»?
48. Как повлияло место рождения Н. Гумилева на становление его личности?
49. Кто был автором «Книги джунглей», которой зачитывался юный поэт?
50. Как называл Гумилев свою Музу?
51. «Я пробрался в глубь неизвестных стран, 80 дней шел мой караван...» О каком путешествии пишет Гумилев?
52. «Святой Георгий тронул дважды
Пулею нетронутую грудь».
О каких событиях гумилевской биографии идет речь?
53. Кого считал Гумилев своими поэтическими учителями: одному подарил свою первую книгу, в другом видел родственную душу скитальца и путешественника, у третьего брал уроки стихотворного мастерства и посвятил ему сборник «Жемчуга»?
54. Кто, вспоминая одну андерсеновскую сказку (какую?), так писал о Гумилеве:
«Только, ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок»?
55. Три слова гремели в душе поэта, «как громы медные»:
«Победа, слава, ... — бледные
Слова, затерянные ныне». Какое третье слово?
56. «Я не прожил, я протомился
Половину жизни земной». Сколько лет было автору и на чье знаменитое высказывание по этому поводу он опирается?
57. Под чужим небом водятся романтические цветы и разноцветные жемчуга, и охотник носит колчан со стрелами, разводя по вечерам костер, предпочитает не фарфоровый павильон, а шатер, и огненный столп освещает его путь. Отыщите в этой фразе названия гумилевских книг.
58. Среди традиционных литературных героев особенно дороги Гумилеву трое — скиталец морей, скиталец любви и скиталец вселенной. Кто они?
59. Молодой Гумилев воображал себя в ролях не только выдуманных и реальных лиц, но и зверей и птиц:
«Превращен внезапно в ...,
Я сгорал от бешеных желаний»,
«Я ... с Антильских островов».
60. «А у Маргариты спрятан ларец
Под окном в зеленом плюще.
Ей приносит так много серег и колец
Злой насмешник в красном плаще».
О ком здесь идет речь?
61. «У меня не живут цветы», — утверждает поэт и продолжает: «Да и птицы тут не живут». А что живет «Только ... в восемь рядов»?
62. Что это за фантастическая картина:
«И когда наконец корабли ...
У зеленого окажутся шара,
То увидят сплошной золотой океан
И дадут ему имя ...»?
63. Какие экзотические образы встречаются в гумилевской поэзии:
а) «Изящный лоб белей восточных ...» («Сады души»);
б) «Луна плывет, как круглый ...
Давно убитого героя» («Одержимый»);
в) «Там, где дремлет, с Нила привезенный,
Темно-изумрудный ... («Каракалла»);
г) «Я встретил голову ...
На стройных девичьих плечах («Ужас»);
д) «Ведь голодные тигры лизали ... запыленные ноги» («Игры»)?
64. В каком журнале Гумилев вел отдел критики современной поэзии и в какую книгу собрал потом свои статьи?
65. О каком поэте-современнике известен остроумный и язвительный гумилевский отзыв: «Как объяснить ..., что эссенция сахара горька на вкус?»?
66. Куда хотел бы купить билет поэт:
«Видишь вокзал, на котором можно
В ... ... купить билет»?
67. К какой Маше обращается поэт:
«Машенька, ты здесь жила и пела, мне, жениху, ковер ткала...
Я же с напудренною косой
Шел представляться императрице
И не увиделся вновь с тобой»?
68. О каком шестом органе чувств мечтал Гумилев:
«Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства»?
69. Известен ли вам гумилевский афоризм: «Солнце останавливали словом ...»? Закончите это высказывание.
70. «Только змеи сбрасывают кожу,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи —
Мы меняем ..., не тела».
Какое слово пропущено?
71. Какими видел своих читателей Николай Гумилев?
72. Как предсказал место своей смерти поэт:
«И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой ...,
Утонувшей в густом плюще»?
73. Гумилев оставил незавершенной «Поэму начала» (1921). А у кого из его современников вскоре появится «Поэма Конца»?
74. «Но нет, я не герой трагический, Я ироничнее и суше», — признавался Гумилев, а другой поэт заявлял: «Я лирик, но я же ироник». Назовите его.
75. «Точно дивная Фата-Моргана,
Виден город у ночи в плену...» (Гумилев);
«И Фата Морганой любимая спит» (Пастернак).
Кто такая Фата Моргана?
76. «И понял, что я заблудился навеки
В слепых переходах ... и ...» (Гумилев) и «Заблудился я в ... — что делать?» (Мандельштам).
Где заблудились поэты?
77. Кому адресованы следующие посвящения:
«Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха»
и
«К вам никто на выстрел пушечный
Без стихов не подойдет» и кем написаны?
78. Какой свой сборник Н. Гумилев посвятил Анне Ахматовой?
79. Как откликнулась Ахматова на гумилевское стихотворение «Отравленный»:
«Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина? <...>
И мне сладко — не плачь, дорогая,
Знать, что ты отравила меня»?
80. «И ты ушла, в простом и темном платье,
Похожая на древнее Распятье», — пишет о своей любовной драме Гумилев. А в чем уходит из дома героиня другого поэта: «В сырую ночь ты из дому ушла»?
81. Кто из современников А. Ахматовой еще в 1916 году утверждал, что «ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России»?
82. Кого из поэтов-переводчиков и своих друзей Ахматова сравнивала с Жуковским: он «был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX»?
83. «Я пришла к поэту в гости». К кому пришла ахматовская героиня и как описаны глаза «хозяина молчаливого»?
84. Кого спрашивает Ахматова: «Ты Данту диктовала страницы „Ада"?» и какой ответ получает?
85. Называя свою Музу сестрой, за кем из предшественников следует поэтесса?
86. Как сказывается смена поэтических увлечений самого молодого члена «Цеха поэтов» Г. Иванова в названиях его первых сборников — «Отплытие на о. Цитеру» (1912) и «Горница» (1914)?
87. «Допустим, как поэт, я не умру. Зато, как ..., я умираю». С кем полемизирует Г. Иванов?
88. «И лучше умереть, не вспоминая,
Как хороши, как свежи были розы».
Чьи розы вспоминает Г. Иванов в старости, будучи в эмиграции? Эти же розы возникнут в стихах другого поэта:
«Как хороши, как свежи будут розы
Моей страной мне брошенные в гроб». У кого?
89. Строки Г. Иванова
«Донна Анна! Нет ответа.
Анна, Анна! Тишина» восходят к дальнему и близкому источникам. К каким?
90. «Тишину безымянных могил,
Все банальности „Песен без слов",
То, что Анненский жадно любил,
То, чего не терпел ...».
Кого поэт противопоставил И. Анненскому?
91. О смерти кого из поэтов-современников писал М. Волошин: «Доконает голод или злоба» («На дне преисподней», 1922)?
92. Восстановите пропущенное слово в волошинских строках:
«Умирать — так умирать с тобой
И с тобой, как ..., встать из гроба!»
К кому обращается лирический герой?
93. Кого, по-вашему, будет ласкать «хищная и нежная» героиня стихотворения М. Зенкевича:
«Ласкать вы будете ногою голой
Его распластанную седину»?
94. Кто из акмеистов приобрел впоследствии репутацию «первого критика эмиграции»?
95. Как отзовется поэт 70-х годов на вопрос Г. Адамовича:
«Когда мы в Россию вернемся...
О, Гамлет восточный, когда?» —
«Когда я вернусь...»?
96. Чье пророчество имел в виду Г. Иванов:
«Что пророчество мертвого друга
Обязательно сбыться должно» —
«В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем»?
97. Кто кого сравнивал с Черным ангелом, то с Данте, то с Федрой, то с Кассандрой?
98. О ком говорили как о лучшей ученице Н. Гумилева, а она писала о себе: «Я маленькая поэтесса с огромным бантом»?
99. «Вот этот снег, и ночь, и ветер над Невой
Я вспомню, умирая \».
Какие воспоминания о своей петербургской молодости написала Ирина Одоевцева? Вернулась ли она в Россию?
100. «Лунный блик и горсточка пыли,
Или точней — уголек в золе.
Все мы пишем, чтоб нас не забыли...».
Какой ахматовский «сор» вызывают в памяти эти строки Одоевцевой?
101. «О чем задумался, отбросив Апулея,
На бронзовой скамье кудрявый лицеист?» — спрашивал поэт Всеволод Рождественский. Как вы думаете, почему назван Апулей, а не, скажем, Цицерон?
102. Что сравнивали с пчелами Н. Гумилев и О. Мандельштам:
«Как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые ...»
и
«Как пчелы, вылетев из улья, роятся ... круглый год»?
103. О каком современном поэте так отозвался О. Мандельштам в статье «Собеседник»: «Первая строка убивает все стихотворение. Поэт сразу определенно заявляет, что мы ему не интересны: „Я не знаю мудрости, годной для других“»?
104. Вот несколько признаний в ненависти:
«Я ненавижу свет
Однообразных ...» (Мандельштам);
«Я ненавижу тьму глухую
Томительных июльских ...» (Г. Адамович);
«Я ненавижу полумглу сырую
Осенних ...» (Г. Иванов).
Что ненавидят поэты?
105. Кто из акмеистов одушевлял камень, видя его злобную, страшную сущность:
«Взгляни, как злобно смотрит камень ...
А по ночам ломает башни и мстит случайному врагу», а кто овеществлял в нем трехмерность, материал для искусства:
«Кружевом, камень, будь
И паутиной стань...»?
Ответы
1. «Цех поэтов» — по аналогии с профессиональными объединениями ремесленников.
2. «Кларизм» (М. Кузмин), «адамизм» и «акмеизм» (Н. Гумилев и С. Городецкий). Первое обозначало «ясность», второе вело прохождение от первого человека Адама, третье переводилось с латинского (акте) как «расцвет, цветущая пора».
3. «... отцом».
4. «Адамы».
5. «Преодолевшие символизм» — название статьи (1916).
6. Аполлон — покровитель искусств и Дионис — бог плодородия и вина.
7. В. Соловьева, философа и поэта, создателя учения о Вечной Женственности, сходящей на землю в облике Афродиты и вступающей в борьбу с демонами зла.
8. У В. Брюсова и Вяч. Иванова.
9. В журнале «Аполлон» (ред. С. Маковский) в 1913 году. О. Мандельштама «Утро акмеизма» (опубликован только в 1919 году).
10. В греческой мифологии «гипербореи» — народ, живший на Крайнем Севере за Бореем и особенно любимый Аполлоном. Такими и считали себя акмеисты.
11. «... предтечи», «Ада».
12. «Подвалы» — например, «Бродячая собака».
13. О. Мандельштам и С. Городецкий.
14. Французского и итальянского (Данте, Тассо, Вийон, Расин).
15. Символисты — на временные (музыку), акмеисты — на пространственные (живопись, скульптура, архитектура).
16. М. Кузмин и О. Мандельштам.
17. «Равенна», Неаполь, «Риме».
18. «Илиаду».
19. Елена — жена спартанского царя Менелая, признанная в греческой мифологии прекраснейшей из женщин и ставшая причиной Троянской войны. «Елене», «Елена».
20. О. Мандельштам.
21. М. Кузмину.
22. М. Кузмина.
23. Французское сухое бургундское вино.
24. О Ярославле, где он родился.
25. Александрия.
26. Солнце.
27. Нет, у Пушкина речь идет о комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», а у Кузмина — об опере Моцарта «Свадьба Фигаро».
28. «Библию». И. Сурикова — русского художника XIX века.
29. «...природе», «дождь».
30. Газель — вид моноритмического стихотворения в восточной поэзии, состоит из бейтов (двустиший), начало рифмовки — в первом бейте, нечетные строки не зарифмованы, рифма обычно тавтологическая.
31. А. Вознесенский. «Парабола».
32. Н. Гумилева и С. Городецкого. Синдик — выборный руководитель общины (в Западной Европе, особенно в Средние века).
33. С. Городецкий.
34. Ярь — яровые хлеба, растительная сила земли (от ярый, яркий), отсюда Ярило — бог плодородия. Перун — бог Солнца.
35. «...нерадивая».
36. О березке («Береза»).
37. А. Блока в стихотворении «Мы встречались с тобой на закате...».
38. О снежинках.
39. О Мандельштаме и Хлебникове.
40. Адама — «Адам», «Адаму».
41. «...хвалы».
42. «...дочь».
43. О. Мандельштама.
44. «...зверь».
45. «...бо-бо».
46. Н. Гумилев.
47. М. Кузмин.
48. Родился в Кронштадте и полюбил море и морские путешествия.
49. Р. Киплинг.
50. «Муза Дальних Странствий».
51. О своем третьем путешествии в Африку, в Сомали — во главе этнографической экспедиции Российской Академии наук в 1913 году.
52. О награждении двумя орденами (Георгиевскими крестами) во время Первой мировой войны.
53. И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова.
54. А. Ахматова. «Сказку о гадком утенке».
55. «...подвиг».
56. 35 лет. На Данте: «Земную жизнь пройдя до середины, Я очутился в сумрачном лесу» («Божественная комедия»).
57. «Чужое небо», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Колчан», «Костер», «Фарфоровый павильон», «Шатер», «Огненный
58. Синдбад-мореход, Дон Жуан и Вечный Жид.
59. «... ягуара», «попугай».
60. О Мефистофеле и Маргарите — героях «Фауста» Гете.
61. «...книги».
62. «...марсиан», «Сахара» («Сахара»).
63. а) «...лилий»,
б) «щит»,
в) «крокодил»,
г) «гиены»,
д) «колдуну».
64. «Аполлон», «Письмо о русской поэзии».
65. О К. Бальмонте.
66. «Индию духа».
67. К пушкинской Капитанской дочке — Маше Мироновой.
68. Очевидно, для восприятия прекрасного, для эстетического чувства.
69. «Словом разрушали города».
70. «...души».
71. Бродягами, воинами, путешественниками («Мои читатели»).
72. «...щели» («Я и вы», 1918) — был расстрелян в овраге в 1921 году.
73. У Марины Цветаевой в 1924 году.
74. Игорь Северянин.
75. Фата Моргана — разновидность миража с изображением искаженных предметов.
76. «...пространств и времен», «небе».
77. Анне Ахматовой — Н. Гумилевым и О. Мандельштамом.
78. «Романтические цветы» (1908).
79. «Отчего ты сегодня бледна?» —
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна»
(«Сжала руки под темной вуалью...», 1911).
80. В блоковском стихотворении
«О доблестях, о подвигах, о славе...» —
«Ты в синий плащ печально завернулась».
81. О. Мандельштам.
82. М. Лозинского — переводчика Данте, Шекспира, Мольера, Гюго, Роллана.
83. К А. Блоку.
«У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной, в них и вовсе не глядеть».
84. Музу, «Отвечает: «Я» («Муза», 1924).
85. За Н. А. Некрасовым: «Сестра народа — и моя!» («Музе»).
86. От символистов к акмеистам с их пристрастием к мелочам и бытовым подробностям.
87. «... человек». С Пушкиным: «Нет, весь я не умру...».
88. Русского поэта XIX века И. Мятлева «Розы» и повторение мятлевской строки у Тургенева («Стихотворения в прозе»). У И. Северянина.
89. К «Каменному гостю» А. С. Пушкина и «Шагам Командора» А. Блока, в котором есть строки: «Дева Света! Где ты, донна Анна? Анна! Анна! — Тишина».
90. Гумилева — «Гумилев».
91. А. Блока — «голод», Н. Гумилева — «злоба».
92. «...Лазарь». К России.
93. Шкуру убитого волка.
94. Г. Адамович.
95. «А когда я вернусь?!» Александр Галич («Когда я вернусь»).
96. О. Мандельштама, погибшего в 1939 году.
97. О. Мандельштам Анну Ахматову.
98. Об И. Одоевцевой.
99. «На берегах Невы». Перед смертью вернулась в Петербург.
100. «Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда...»
(«Мне ни к чему одические рати»).
101. «Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал», — признавался Пушкин в «Евгении Онегине», вспоминая себя в «садах Лицея».
102. «...слова», «цифры».
103. О К. Бальмонте.
104. «...звезд», «дней», «чувств».
105. Н. Гумилев («Камень») и О. Мандельштам («Я ненавижу свет однообразных звезд...»).