Викторина Твардовский Александр Трифонович
1. Как писал А. Твардовский о своем происхождении:
«Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы,
И счастлив тем, что я не ...
Особой, избранной ...»?
Где была «та зима» и «та изба»?
2. Почему отца Александра называли «паном»? Он был дворянином?
3. Закончил ли Саша среднюю школу к тому времени, как стал селькором в смоленских газетах, печатая там и заметки, и стихи?
4. Кто дал ему путевку в жизнь и поэзию и чье влияние он сам считал для себя плодотворным?
5. О чем сожалел впоследствии Твардовский, начав так рано свой творческий путь?
6. Лишь к 30 годам он получил высшее образование, закончив ИФЛИ. Что это за учебное заведение?
7. Кто из русских поэтов-классиков был наиболее близок А. Твардовскому с юных лет?
8. Какое произведение этого поэта напоминает сюжет поэмы молодого стихотворца «Страна Муравия»?
Читать → Страна Муравия
9. Какую страну ищет Никита Моргунок? От каких слов образовано название «Муравия»?
10. На кого из фольклорных персонажей похож Моргунок, отправляясь в дальний путь со своим конем и выбирая одну из дорог: «Дорога далека. Свет белый с четырех сторон И сверху — облака»?
11. Если некрасовские странники встречали в дороге попа и помещика, то кого встречал Моргунок?
12. На каких двух свадьбах побывал герой?
13. Он сравнивает себя с птичкой-невеличкой, рвущейся на волю:
«Жить я в клетке не хочу.
Отворите мне темницу,
Я на волю полечу».
Какая цитата вкраплена в птичью песню?
14. В чем уверяют колхозники Моргунка, спрашивающего их о долговечности их новой жизни?
15. О каких событиях в деревне говорится в финале стихотворения «С одной красой пришла ты в мужний дом...»:
«И с ним одним, угрюмым стариком,
Куда везут вас, ты спокойно едешь,
Молчащим и бессмысленным врагом
Подписывавших приговор соседей»?
16. А это о ком:
«Лет семнадцать назад
Мы друг друга любили и знали,
Что ж ты, брат?
Как ты, брат?
Где ж ты, брат?
На каком Беломорском канале?»?
17. Как разрешается история «любовного треугольника» в стихотворении «Три года парень к ней ходил...»:
«Три года был влюблен,
Из-за нее гармонь купил,
Стал гармонистом он»,
а женился на ней лирический герой, и «третий лишний» пришел на свадьбу с гармонью?
18. Стихи 30-х годов сгруппированы Твардовским в раздел «Сельская хроника», а военные стихи — во «Фронтовую хронику». Когда началась вторая «хроника»?
19. О какой своей вещи автор сказал: она была «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю»?
20. Как зарождается в творчестве Твардовского образ Василия Теркина?
Читать → Василий Теркин
21. В каком романе русского писателя конца XIX века главным героем был Василий Иванович Теркин?
22. Какой философский рефрен, утверждающий величие жизни, отданной за торжество справедливости, проходит через всю поэму «Василий Теркин»:
«Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради ...»?
Какую из этих трех строк выбрал С. Я. Маршак для заглавия своей статьи о поэме А. Твардовского?
23. Как сам автор представлял читателям свое произведение:
это «... книга про ...
Без начала, без конца,
Без особого ...,
Впрочем, ... не во вред»?
24. Что, по мнению поэта, важнее всего на фронте:
«На войне одной минутки
Не прожить без ...,
... самой немудрой.
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без ... сущей,
..., прямо в душу бьющей <...>»?
25. Как автор знакомит нас со своим героем:
«Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто ... сам собой
Он ...»?
26. Как подчеркивается собирательность этого образа?
27. Откуда родом Теркин, когда и где начал он войну?
28. Как необычно откликнулись читатели на первые опубликованные главы поэмы?
29. Сколько хотел бы прожить Теркин:
«Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить,
Лет ...»?
30. Как прославляет поэт фронтовое братство:
«Свет пройди, — нигде не сыщешь,
Не случалось видеть мне
Дружбы той ... и ...,
Что бывает на ...»?
31. Кто обращается к солдату со словами:
«Моего не бойся мрака,
Ночь, поверь, не хуже дня...»?
32. Что отвечает Теркин Смерти и как называет ее:
«Я не звал тебя, ...,
Я солдат еще живой,
Буду плакать, выть от боли
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по ... ...
Я не ... никогда»?
33. О какой потере закручинился боец:
«Потерял ...,
Заискался, нет и нет!»
34. Какая популярная довоенная песня слышится в следующих строках:
«Через реки и речонки,
По мостам, и вплавь, и вброд,
Мимо, мимо той сторонки
Шла дивизия вперед»?
35. Как передается с самого начала главы «Переправа» ощущение трагизма:
«Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда.
Кому память, кому ...,
Ни приметы, ни ...»?
36. С каким стихотворением М. Исаковского перекликается глава «Про солдата-сироту» о бойце, потерявшем жену и сына: «...должны мы помнить о его слезе святой»? Ср. у Исаковского:
«Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд.
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт».
37. Как юмор смягчает чувства горести и утраты:
«А у нашего солдата
Адресатом белый свет,
Кроме ..., ребята,
Близких ... нет»?
38. Что починил Теркин в избе деда и бабы во время отступления (глава «Два солдата»), сделав это в фольклорном духе:
«Внутрь куда-то дунул, плюнул,
— Что ты думаешь? — ...».
39. К каким житейским, домашним ассоциациям прибегает Твардовский, рисуя военный быт солдат, чувствующих себя как дома («Теркин дома, т. е. снова на войне»): понтоны во время переправы поскрипывают на воде, «точно ... под ногой», боец спускается в ров, «точно с ...», другой хватает куст «за гриву, точно доброго ...», «от окопов пахнет ...»?
40. Для какого русского классика было характерно такое же понимание войны как труда, а воина как труженика?
41. «А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?» —
спрашивает Теркин. А вам известно?
42. За что получил Теркин орден из рук самого генерала?
43. Что, по словам поэта, «на войне сильней войны и, быть может, смерти»?
44. Какой рефрен повторяется в главе «О любви»:
«Всех, кого взяла война
Каждого солдата
Проводила хоть одна ...»?
45. О каком чуде мечтает автор, прощаясь со своим героем и с читателями:
«Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от ... моей
На войне живущим людям
Стало, может быть, ...»?
46. Что отвечал Твардовский на многочисленные и настоятельные просьбы читателей о продолжении «Книги про бойца» на послевоенном материале?
47. В каком произведении Твардовского 50-х годов Теркин тем не менее появился в качестве главного героя?
48. Почему эта поэма была запрещена и опубликована лишь через 10 лет после написания?
49. Какое стихотворение Твардовского написано от имени убитого солдата: «Летом, в сорок втором, Я зарыт без могилы»?
50. А в каком известном стихотворении поэта-фронтовика Сергея Орлова говорится о зарытом в землю солдате в 3-м лице: «Ему как мавзолей земля — На миллион веков». Знаете ли вы это стихотворение?
51. Почему люди, жившие в оккупации, называют фашистов немыми: «немые дом сожгли», «немые дочь украли» — «и клички нет иной» («Немые», 1943)?
52. Кто из русских писателей-эмигрантов, ставший при жизни классиком, с восторгом отозвался о «Василии Теркине»: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный солдатский язык!..»?
53. О какой своей поэме Твардовский сказал, что она тоже о войне, как «Василий Теркин», «но только с другой стороны»? Что имел в виду автор?
54. Что означают горькие слова героя поэмы: «Зачем не ты меня ждала, А я тебя, Анюта?»?
55. Какой сценой начинается и заканчивается «Дом у дороги»: «Коси, коса, пока ... ... долой — и мы домой»?
56. О каких двух типах путешествий пишет Твардовский, разъясняя замысел поэмы «За далью — даль»:
«Есть два разряда путешествий
<...>
И тот, и тот мне кстати,
И путь мой выгоден вдвойне»?
Читать → За далью — даль
57. Каков был первоначальный подзаголовок поэмы в первых публикациях?
58. А что прежде всего вспоминает автор, «листая обратно календарь»:
«Та память вынесенных мук,
Тиха притихшая в народе,
Как рана, что нет-нет и вдруг
Заговорит к дурной погоде...»?
59. Через какие края и места проезжает лирический герой в поезде «Москва — Владивосток»:
«Она. — и тихо засмеялся,
Как будто ... он, сосед,
Мне обещал, а сам боялся,
Что вдруг ее на месте нет»,
«...! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец»,
«.... Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам»?
60. Кого называет поэт матушкой?
61. Над чем иронизирует Твардовский:
«И все похоже, все подобно
Тому, что есть иль может быть,
А в целом вот как несъедобно,
Что в голос хочется завыть»?
62. О какой трагедии с горечью и печалью пишет автор:
«Так это было. Четверть века
Призывом к бою и труду
Звучало имя человека
Со словом „Родина" в ряду»?
63. Какая присказка повторяется неоднократно:
«Тут ни убивать,
Ни ... —
Так это было ...»?
64. Какие сомнения терзают Твардовского:
«Винить в беде своей безгласной ...?
При чем же здесь ....
Винить в своей судьбе жестокой ...?
Какой же тут ...!»?
Есть ли у него ответ на извечный русский вопрос: «Кто виноват?»
65. Кому и в чем поэт адресует упреки:
«Я жил, я был — за все на ...
Я отвечаю ...
Но кто из ... годится в судьи —
Решать, кто прав, кто ...!
О людях речь идет, а люди
... не сами ли творят?»?
66. К кому в финале обращается автор:
«Конца пути мы вместе ждали...
Итак, прощай. До новой дали»?
67. Если «Книга про бойца» — «без начала, без конца», то чего, по мнению автора, не хватает поэме «За далью — даль»:
«Что ни ..., ни ... —
Ни поначалу, ни потом»?
68. О каких тяжелых годах своей жизни вспоминает Твардовский в стихотворении «Нет, жизнь меня не обманула...»:
«Не обошла ... годом,
И сорок ..., и иным»?
69. На что надеялся поэт в начале «оттепели» в середине 50-х годов и что не сбылось:
«Еще и впредь мне будет трудно,
Но чтобы ... — никогда»?
70. О какой «нечаянной» авторской вине говорится в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины...»?
71. А какую вину Твардовский носил в сердце всю жизнь, но решился сказать о ней лишь в последние годы: «В краю, куда их вывезли гуртом...»,
«Но непременно вспоминала мать...
Как не хотелось там ей помирать...»?
72. Кем бы хотелось быть поэту: «Жить бы мне век соловьем-...», а что было суждено:
«Браться с душой за ... дело,
Биться, беситься, лезть на ...,
И поспевать, ... до страсти,
С болью, с ... за нынешним днем»?
73. Какой журнал редактировал А. Т. Твардовский, сделав его самым прогрессивным и популярным изданием в Советском Союзе 60-х годов?
74. Какое первое произведение знаменитого в будущем автора опубликовал Твардовский?
75. Какую поэму, которая была запрещена и увидела свет только через 20 лет, написал поэт незадолго до смерти?
76. Кому она была адресована?
77. Против чего особенно непримиримо протестовал автор в своем последнем крупном произведении:
«Хотят в ... утопить
Живую боль и чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — ...»?
78. Какие чувства он испытывает, переоценивая прошлое:
«Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего ...
Мы оказались все в ...
И длится суд, ...,
И не видать ему конца»?
79. Как был наказан Твардовский за попытки отстоять независимость журнала и за поэму «По праву памяти», воспринятую властью как акт сопротивления?
80. Попробуйте закончить следующие афористические фразы поэта: «Ночью все раны...», «Не штука быть себя моложе, Труднее...», «По которой речке плыть, — Той...», «Города сдают солдаты...», «Вот стихи, а все понятно...», «Кто прячет прошлое ревниво...».
81. Какое суждение о Твардовском высказывали его современники: поэт, «ужаленный судьбою ... России»?
82. А вот отзыв писателя А. Рыбакова: «Вместе с Твардовским ушла особенная эпоха русской литературы. Он был одним из самых ярких ее мучеников, истинно ... поэт, отдал ... весь свой талант, но ... погубил его мать, отца и его самого». Кто погубил поэта?
83. О каком произведении Твардовского А. Солженицын сказал, что «Твардовский сумел написать вещь вневременную, мужественную, неогрязненную — по редкому личному чувству меры, а может быть, и по более общей крестьянской деликатности»?
84. Кого обвинил во лжи и молчании в стихотворении-инвективе «Памяти Твардовского» поэт Борис Чичибабин:
«И если жив еще ...,
То почему его не слышно?
И почему во лжи облыжной
Молчит, дерьма набравши в рот?»
Был ли автор наказан за этот «стих, облитый горечью и злостью»?
Ответы
1. На Смоленщине, в деревне Загорье, «чудо», «судьбы».
2. Нет, он был владельцем хутора, человеком грамотным, читал книги и ходил в шляпе. Да и фамилия звучит по-польски. Пан Твардовский — герой многих легенд и романтических произведений.
3. Нет, в 1924 году 14-летним он окончил сельскую школу (7 классов).
4. Поэт Михаил Исаковский, его земляк, работавший тогда в смоленской газете «Рабочий путь».
5. О ранней профессионализации — относил себя к людям без глубокого образования и серьезной общей культуры.
6. Институт философии, литературы, истории в Москве.
7. Н. А. Некрасов, писавший о народе и для народа.
8. Поэма «Кому на Руси жить хорошо», где герои тоже странствовали по России в поисках счастья.
9. Сказочную страну крестьянского счастья, где нет колхозов, где вольная земля и люди свободны, как птицы. От слов «трава-мурава» и «муравей».
10. На сказочных и былинных героев, останавливающихся перед камнем с надписью: «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — голову сложишь...». Коня у Моргунка украли, но он его потом найдет и вернет.
11. Как и у Некрасова, сначала попа, а затем кулака (вместо помещика).
12. На кулацкой, которая напоминала поминки, и на колхозной с пиром на весь мир.
13. М. Ю. Лермонтова из «Узника»: «Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня...
14. В том, что колхозы — это навечно, навсегда.
15. О раскулачивании.
16. О старшем брате, который действительно был репрессирован («Братья», 1933—1937).
17. На свадьбе произошло состязание двух соперников — гармониста и танцора, и они пожали друг другу руки.
18. В финскую войну 1940 года.
19. О поэме «Василий Теркин».
20. Из фельетонного персонажа Васи Теркина из газеты «На страже родины» (1940).
21. П. Д. Боборыкина «Василий Теркин» (1892). Герой — купец-пройдоха, фамилия Теркин — распространенная в России (от глагола «тереть»).
22. «...славы — Ради жизни на земле». «Ради жизни на земле».
23. «...бойца», «сюжета», «правде».
24. «...прибаутки», «Шутки», «правды», «Правды».
25. «парень», «обыкновенный».
26. «Трижды был я окружен...
Был рассеян я частично,
А частично истреблен».
27. Он земляк автора — со Смоленщины и войну начал, как автор, на финской, на Карельском фронте.
28. Писали, что Теркины под разными фамилиями есть в каждой роте, в каждом взводе, как и предполагал поэт. Имя Теркина сразу стало нарицательным.
29. «...до девяноста».
30. «...святей», «чище», «войне».
31. Смерть.
32. «Косая», «доброй воле», «сдамся».
33. «...кисет».
34. «По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперед,
Чтобы с боем взять
Приморье — Белой армии оплот».
35. «слава», «вода», «следа» — предчувствие гибели многих.
36. «Враги сожгли родную хату».
37. «радио», «родственников».
38. Настенные часы — «пошли».
39. «крыша», «печки», «коня», «пашней».
40. Для Л. Н. Толстого — «Рубка леса», «Севастопольские рассказы», «Война и мир».
41. В тюркских языках сабан — плуг, туй — праздник, т. е. праздник окончания полевых работ. А на войне артиллеристы употребляли это слово в значении «угощение» врага, демонстрация прорыва, обманный обстрел.
42. Сбил из винтовки вражеский самолет.
43. Любовь жены.
44. «Женщина когда-то».
45. «выдумки», «теплей».
46. Категорическим отказом, так как это означало бы отречься от поисков нового в литературе и переписывать самого себя («Ответ читателям „Василия Теркина“», 1951).
47. В сатирической поэме «Теркин на том свете».
48. Это была сатира на советскую действительность (бюрократизм, косность, формализм), представленную как гротескный образ потустороннего мира. Написана в 1954-м, опубликована в 1963-м.
49. «Я убит подо Ржевом...» (1945—1946).
50. «Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат...»
51. Слово «немцы» произошло от «немые», так стали называть в народе иностранцев, не говоривших по-русски, а молчавших или мычавших.
52. И. А. Бунин.
53. О «Доме у дороги», где рассказывается о семье солдата, угнанной на чужбину.
54. Он вернулся после войны, а семьи нет, и он строит дом и ждет жену и детей.
55. «...роса», «Роса».
56. «Один — пускайся с места вдаль,
Другой — сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь».
57. «Из путевого дневника».
58. Великую Отечественную войну 1941 —1945 годов.
59. «Волгу», «Урал», «Сибирь».
60. Москву, Волгу, Россию.
61. О романах, написанных по схеме, где «показан метод новой кладки, отсталый зам, растущий пред, и в коммунизм идущий дед», а заканчивавшихся общим балом (глава «Литературный разговор»).
62. О культе личности Сталина.
63. «...прибавить», «на земле».
64. «...страну», «страна», «народ», «народ». Нет.
65. «...свете», «головой», «нас», «Богов».
66. К другу-читателю.
67. «...завязки», «развязки».
68. «30-м», когда во время коллективизации раскулачили и выслали его семью; «первым» — начало войны. Намек на запрещение «Теркина на том свете» и снятие с поста редактора «Нового мира» (1954).
69. «...страшно» — что больше не будет гонений и притеснений.
70. Погибшие на войне — «В том, что другие не пришли с войны».
71. Речь идет о ссылке его семьи как кулаков в Сибирь, в тайгу, где не было ни поселка, ни жилья, а только холод и голод.
72. «...одиночкой», «нелегкое», «рожон», «надрываясь», «тревогой».
73. «Новый мир» (1950—1954, 1958—1970).
74. «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына.
75. «По праву памяти».
76. «Вам из другого поколения» — молодежи 60-х годов.
77. «...забвенье», «забыть». Против потери памяти, беспамятства.
78. «...отца», «ответе», «десятилетий». Вины и ответственности.
79. Изгнан с поста редактора, что ускорило его раннюю смерть (1971).
80. «...большее болят», «быть себя зрелей», «славушку творить», «Генералы их берут», «Все на русском языке», «Тот вряд ли с будущим в ладу».
81. «...крестьянской».
82. «...народный», «родине», «родина».
83. О поэме «Василий Теркин».
84. Народ — «народ». Был исключен из Союза писателей.