Литературная игра Точки и крючочки
Советы постановщику.
Принципы игры «Точки и крючочки» также напоминают известную игру «Поле чудес» и поэтому хорошо известны каждому, кто хоть раз смотрел игру с аналогичным названием по телевидению. Если не все знают эту игру, то нужно объяснить правила. На доске вывешиваются буквы, составляющие какое-то слово, ведущий объясняет его смысл, а игроки называют по одной букве и стараются отгадать это слово. Обычно роль ведущего в игре выполняет учитель. Для отбора девяти игроков — участников — школьники должны дать письменные ответы на вопросы, используя знания о разных книгах. Первые девять человек, давшие правильные ответы, становятся участниками игры. Но, кроме этого, неплохо для резерва назначить еще 2—3-х человек «запасных игроков» на тот случай, если кто-то из состава основных троек заболеет.
Предварительная подготовка:
готовятся вопросы для отбора игроков. Их можно написать на большом листе бумаги и вывесить в классе. Ответы на них учащиеся сдают учителю. «Тройки» игроков формируются произвольно или по принципу жеребьевки — листочки (или бочонки от игры лото) с написанными на них цифрами от 1 до 9 ссыпаются в конверт, и каждый из игроков в начале игры вытаскивает свой номер.
Для игры понадобится изготовить плоский диск диаметром 40—60 см, разделенный на 8-12 секторов. На одном секторе пишется знак «+», на другом — слово «банкрот», на третьем — слово «приз», на четвертом — слово «номер». На остальных секторах пишутся различные цифры, обозначающие число очков, выигранных игроком.
Для того, чтобы определить, какой сектор выпадает игроку, можно в центре круга в отверстии укрепить маленький волчок с приклеенной указательной стрелкой. Волчок легко изготовить самим из заостренной спички и надетого на нее картонного диска. Волчок запускается простым движением пальцев. Пока вращается волчок, можно занять внимание игроков и зрителей звучанием музыки.
Если нет возможности изготовить подобную «рулетку», можно воспользоваться просто разграфленным на квадраты или сектора листком плотной бумаги. На бумаге рисуется произвольное число квадратов. В некоторых квадратах пишутся уже указанные надписи - +, «приз», «банкрот», «номер». Для того, чтобы определить свое задание, игрок может с закрытыми глазами бросать на бумагу игральный кубик или кусочек пластилина.
Для того, чтобы ребята не путались, какая буква уже была названа, а какая - нет, неплохо установить перед ними магнитную доску с алфавитом.
Во время каждого раунда ведущий снимает с доски те буквы, которые называют игроки. Если нет магнитной доски, можно воспользоваться буквами, вырезанными из бумаги и укрепленными на доске с помощью скотча. Буквы, которые обозначают слово-задание раундов, также рисуются на кусочках бумаги, укрепляются на доске и сверху загораживаются.
Понадобятся также музыкальные записи или гонг для обозначения времени и призы для награждения победителей.
Зрительские столы и стулья устанавливаются полукругом возле стола игроков.
Дети могут заранее выучить номера художественной самодеятельности для того, чтобы выступить, если им выпадет сектор со словом «номер».
Такими же выступлениями по желанию можно перемежать раунды игры. В это время ведущий объявляет «музыкальную паузу», а пока идет исполнение номера художественной самодеятельности, он вывешивает на доске карточки с заданием для следующего раунда.
Вопросы для отбора игроков.
1. Какое ученое звание имел директор кукольного театра «Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук).
2. В какой сказке братьев Гримм звери сильно напугали лесных разбойников? («Бременские музыканты»).
3. Кусочек какого волшебного предмета попал в глаз мальчику, герою книги Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»? (Осколок зеркала).
4. Почему девочку Элли из книги А. Волкова звали Фея убивающего домика? (Ее домик был унесен ураганом, который вызвала злая колдунья Гингема. Домик упал на саму Гингему и убил ее).
5. Каким было море в последнее появление золотой рыбки из книги А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»? (На море была «черная буря»).
6. Почему в стихотворении К. Чуковского «Телефон» цапли потребовали прислать им капель? (Они объелись лягушками, и у них заболели животы).
7. Имя грустного ослика, который получил в подарок свой собственный хвост. (Иа).
8. Куда отправился доктор Айболит лечить зверей? (В Африку).
9. Имя предводителя волчьей стаи из книги Р. Киплинга «Маугли». (Акела).
Звучит веселая музыкальная заставка.
Ведущий.
Мы начинаем нашу игру «Точки и крючочки». Сегодня в нашей игре мы проверим, хорошо ли ребята знают содержание разных книг, помнят ли они, что происходило с героями этих книг, и их авторов. Видите, передо мной на столе расположен большой круг, разделенный на разные части — секторы. А на доске, пока закрытое листками бумаги, находится слово, которое игроки должны отгадать, поочередно называя буквы алфавита. В каждом секторе указывается число очков, которые набирает игрок, если даст верный ответ. Но там, где написан значок «+», игрок сможет открыть еще одну букву по своему выбору. Если выпадет сектор со словом «банкрот» — берегитесь, все ваши очки сгорят. А если вам достанется сектор со словом «номер», то для продолжения участия в игре игроку надо будет показать номер художественной самодеятельности. Для нашей игры отобрано девять игроков, которые правильно ответили на вопросы предварительного отбора. А теперь нам надо разбить игроков на тройки, и чтобы узнать, кто в каком раунде будет выходить, давайте проведем жеребьевку. Вот в этом конверте у меня находятся девять карточек с цифрами. Каждому из вас надо вытащить по одной карточке, и написанная на ней цифра скажет, в каком раунде вы будете участвовать. (Проводится жеребьевка участников.) В каждом раунде будет принимать участие трое игроков. Нам надо будет выбрать в каждом раунде по одному победителю. А затем из победителей всех трех раундов мы выберем победителя игры. Итак, ваши аплодисменты, и я вызываю к нашему полю чудес первую тройку игроков.
Игроки, которые вытащили карточки с цифрами 1, 2 и 3, выходят к своим местам.
Ведущий.
Слово, которое сейчас находится на нашей доске, встретилось бы вам в русских народных сказках. Оно обозначает деталь одежды, которая служила домиком героям русских народных сказок. Вы можете отгадывать это слово по одной букве или назвать его целиком. (Ответ раунда - «рукавичка»).
Игроки называют по одной букве, выполняя условия, которые выпадают в разных секторах круга. Выбирается победитель раунда.
Ведущий.
Правильно, ответ на наше задание — слово «рукавичка». Помните, так называлась русская народная сказка, в которой человек потерял в лесу рукавичку, и в ней, как в домике, стали жить-поживать разные лесные звери. Я прошу победителя раунда занять место на этих стульях, а пока объявляю «музыкальную паузу».
Идет показ музыкального номера. Ведущий или его помощник меняет задание, вывешивая на доске закрытые буквы.
Ведущий.
Теперь я объявляю второй раунд, и прошу к игровому кругу подойти игроков второй тройки.
На свои места к игровому столу выходят игроки, которые вытащили карточки с цифрами 4, 5 и 6.
Ведущий.
Послушайте внимательно задание для второго раунда. На доске написано прозвище одной из героинь русских сказок, которое она получила по месту своего жительства.
Называя буквы, игроки должны отгадать слово «норушка».
Ведущий.
Правильно, это слово — «норушка». Помните, так звали мышку из сказки «Теремок». Мышки живут в норках, и поэтому к их имени принято добавлять это ласковое слово — норушка. Но мы с вами определили победителя второго раунда. Победитель второго раунда, прошу занять место на этом стульчике. А пока объявляю «музыкальную паузу».
Идет показ музыкального номера. В это время идет замена задания.
Ведущий.
Я вызываю к игровому столу игроков третьего раунда. (К столу выходят игроки третьего раунда, которые вытащили карточки с цифрами 7, 8 и 9.). Ваше задание — отгадать имя жителя снежного терема, который наградил добрую и трудолюбивую девочку, но зато наказал злую и ленивую.
Игроки должны угадать слово «Морозко».
Ведущий.
Теперь у нас есть три победителя трех раундов. Пусть они немного отдохнут, а мы пока проведем игру со зрителями. Вот задание для зрителей. Вам нужно перенестись в тридевятое царство, в тридесятое государство, чтобы вспомнить, какой предмет там выполнял роль телевизора — он показывал все, что творится на свете. (Ответ — слово «блюдечко». Если ребята затрудняются вспомнить это слово, ведущий может помочь им, последовательно открывая отдельные буквы слова. Затем вновь идет показ музыкального номера и замена букв для задания).
Ведущий.
Теперь я прошу выйти к игровому столу всех победителей трех раундов. (Участники финального раунда выходят к игровому столу). Вам предстоит дать ответ на последнее задание. А для этого давайте тоже перенесемся в тридевятое царство, тридесятое государство. Помните, тогда у людей еще не было никакой техники. Роль самолетов выполняли ковер-самолет и сапоги-скороходы, роль телевизора — наливное яблочко и серебряное блюдечко. Посмотрите, здесь на доске зашифровано слово, которое вам предстоит угадать в последнем раунде. Это слово обозначает предмет, который в тридевятом царстве заменял людям компас и помогал находить верную дорогу. Подумайте и скажите, название какого предмета здесь зашифровано.
(Ребята должны отгадать слово «клубочек»).
Идет отгадывание слова. Затем ведущий объявляет победителя игры.
По окончании игры идет награждение победителя и всех остальных участников.
См. также: