Профессии. Ремесло. 1 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
Часть жизни мы с вами, дорогие взрослые, проводим в очередях, пробках, просто поездках (на дачу, например). Наши дети и внуки вынуждены также бездарно коротать время рядом с нами, изнывая от скуки.
А может быть вы гуляете с младшим ребенком, который посапывает в колясочке, а старший в этот момент плетется рядом, опустив голову?
Но мы можем превратить эту скуку в игру!.. Ребенок многое узнает и очень удивится, когда поймет, что сапожник - это не пьяный водопроводчик, а ветеринар - специалист по ветру.
Весна? Лето? Вы собрались к бабушке в деревню или на дачу? В лес? В парк? Эти речевые игры помогут вам с пользой провести время в дороге, на гамаке или скамейке.
Или ваш ребенок заболел? Дома тоже можно играть в эти игры!
Это - беседы-игры, которые не требуют особого времени: на прогулке, остановке общественного транспорта - везде можно найти время для развития у ребенка дара слова.
Из весёлых игр ребёнок узнает о ремесленниках и мастерах много нового и полезного, а также научится излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения, пополнит словарный запас, обогащая свою речевую культуру. А ещё игры одной тематической зоны помогут скоординировать ребёнка в этом сложном и перенасыщенном информацией мире - хаос и масса разрозненных идей, понятий, явлений перестанет пугать его.
Игры-перевёртыши, каламбуры стимулируют ребёнка к разнообразной творческой деятельности, потому что интерес и эмоциональный подъём ребёнка не угасает. Этот приём подачи материала называется провокацией: высказывания наставника ставят ребёнка в тупик, удивляют, изумляют -он включается тут же в игру, заинтригованный нестандартным высказыванием. Многие задания просто «принуждают» выдумывать, фантазировать, получать радость от собственных наблюдений и открытий. А это значительно повышает интерес и желание ребёнка учиться.
Ещё одна задача издания - неустанно упражнять ум. Ум всегда должен быть в форме -натренированным, гибким, эластичным. Однако умственная гимнастика должна быть наполнена реальным, положительным содержанием.
Итак, профессии и ремёсла «упакуем в систему», а систему преподнесём ребёнку в форме игры. Пусть «ломает» свою голову, а не чужие игрушки!
Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным - вот задача первоначального обучения.
(К.Д. Ушинский)
Вы заботливо помогаете вашему ребёнку спуститься со ступенек булочной. А потом по дороге домой предлагаете ему поиграть. Вы ему говорите глупости, примерно такие: «Булочки печёт сапожник, маляр водит самосвал, врачи летают, пожарные выпиливают лобзиком...» Ребёнок должен вас поправить. Стимулируйте всячески его к этому, но только без рук!
Это своеобразная разминка перед основными вопросами. Основные вопросы (справа) надо задавать осторожно. Если вы почувствовали, что ребёнок устал или потерял интерес к вашей (нашей) затее, не глумитесь над своей крохотулей. Можно прогулку из булочной закончить простой беседой на отвлечённые темы. Если вы будете педалировать, наседать, проявлять настойчивость, в следующий раз вам вряд ли удастся уговорить ребёнка «поиграть».
Если игра забуксовала... К игре можно (и нужно) привлекать посторонних: старших братьев и сестёр, соседских ребятишек, детей с песочницы, взрослых, позитивно настроенных подыграть. Более старшие дети охотно подключатся к игре, и этот пример для вашего ребёнка принесёт не меньше пользы, чем участие взрослых наставников.
Помните! Слова в скобках (справа) взрослым не произносятся: эти слова взрослый ожидает услышать от ребёнка.
Что делает...
рыбак? охотник? швея? ткач? учитель? булочник? кузнец? столяр? печник шофёр? строитель? сапожник? священник? пожарный? земледелец? конюх? ветеринар? стоматолог? пограничник? милиционер? сторож? пастух? |
(Ловит рыбу.) (Охотится на дичь.) (Шьёт платья.) (Ткёт полотно.) (Учит детей.) (Печёт хлеб.) (Куёт подковы.) (Делает мебель.) (Кладёт печь.) (Водит машины.) (Строит дома.) (Делает обувь.) (Служит в храме.) (Тушит пожар.) (Растит хлеб.) (Ухаживает за лошадьми.) (Лечит животных.) (Лечит зубы.) (Охраняет границу.) (Охраняет порядок.) (Охраняет имущество.) (Пасёт стадо.) |
Вопрос о семейном первоначальном образовании сейчас как никогда актуален: даже за деньги современные дети «получают» весьма сомнительную подготовку к школе в так называемых мини-гимназиях; в семьях, лишённых материальной возможности помочь ребёнку подготовиться к школе «на стороне», картина и того плачевней. Взрослые в такой ситуации капитулятивно разводят руками, мол «средств на подготовку ребёнка к школе нет, с нас и взятки гладки...» А между тем обучение ребёнка чтению, письму и счёту в семье, в атмосфере любви, внимания и заботы, К.Д. Ушинский считал идеальным. «...Женщине врождено стремление учить и развивать своё дитя и вместе с тем даны и необходимые для этого способности...»
Первым слагаемым семейного первоначального обучения К.Д. Ушинский считал развитие у ребёнка дара слова. Уметь излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения -это наипервейшее условие успешного дальнейшего изучения многих предметов.
Конечно, от услуг профессионалов-педагогов совсем отказываться не стоит. Современные технологии в этой области вам не подменить «домашней академией». Однако в любом случае окунитесь и сами в это волшебное действо: немного усилий, терпения с вашей стороны, - и ребёнок на ваших глазах начнёт преображаться - он научится думать, анализировать, творить.
Кто чем управляет?
такси... танком... самолётом... вертолётом... поездом... ракетой... комбайном... трактором... трамваем... мотоциклом... мопедом... велосипедом... бульдозером... подъёмным краном экскаватором... планером... оркестром... лошадью... табуном... автомобильным движениемна перекрёстке... |
- (таксист). - (танкист). - (лётчик). - (вертолётчик). - (машинист). - (космонавт). - (комбайнёр). - (тракторист). - (водитель). - (мотоциклист). - (мотопедист). - (велосипедист). - (бульдозерист). - (крановщик). - (экскаваторщик). - (планерист). - (дирижёр). - (кучер, ямщик, ковбой - (пастух). - (регулировщик). |
Справились?
Продолжим.
Кто что делает? Работа и производство.
Многие педагоги сетуют, что в первый класс редко приходят дети, которые были бы сколько-нибудь правильно подготовлены к серьёзному учению. Главное, на что указывают многие преподаватели в начальной школе, - дети не могут связать двух слов, и у детей «каша в голове». Родители-спонсоры могут провести ребёнка с чёрного хода в «Страну Знаний». Но это не спасёт ребёнка от разочарований, каждодневных трудностей и проблем, поджидающих его в школе; проблем, - которых можно было избежать.
Одни родители считают, что можно подкупить проблему, другие - что проблему можно задавить, и только мудрые родители (наставники) знают, что надо научить ребёнка преодолевать проблемы. От проблем (в жизни, в школе...) не спрятаться, не отвертеться... Жизнь не перехитрить! Поэтому корень зла - в самих взрослых, в их ленности и нежелании трудиться и приучать ребёнка к труду. Если прибавить сюда ещё и социальную напряженность и всеобщий страх за будущее, картина удручающая! Наши дети впитывают «взрослые» страхи, комплексы, становясь изгоями в семье, в школе, по жизни. У такого ребёнка на лице написана неуспешность. А залог этой неуспешности - отсутствие любви, терпения и трудолюбия в семье.
Помогите своим детям освоиться в этом безумном, безумном, безумном мире!
Кто делает глиняные горшки? (Гончар.) А что ещё делает гончар? (Глиняную посуду.)
Кто делает подковы? (Кузнец.) А что ещё делает кузнец? (Чугунные и железные решётки, ограды; в былые времена кузнецы ковали доспехи рыцарям: щиты и мечи.)
Кто делает графины? (Стеклодув.) А что ещё делает стеклодув? (Посуду из стекла, вазы, бутылки...)
Кто делает мебель? (Плотник, столяр.) А что ещё делают плотник и столяр? (Рамы для окон, двери...)
Кто делает булочки? (Булочник.) А что ещё делает булочник? (Хлеб, бублики, баранки, караваи...)
Кто делает курточки? (Швея.) А что ещё шьёт швея? (Платье, сарафаны, юбки, брюки, куртки, постельное бельё, шторы, скатерти...)
Кто обрабатывает землю? (Крестьянин.) А что ещё делает он? (Сеет семена, сажает рассаду, собирает урожай.)
Отдохнем. Почитаем рассказ.
«Однажды странные человечки решили построить дом. Дом у них вышел странным: окна и дверь - на потолке, а крылечко - «вниз головой». «Надо бы позвать строителей, они построят нам правильный дом...» - решили странные человечки. Позвали бригаду строителей. Один строитель говорит: «Я умею делать только двери и окна». Другой говорит: «А я умею управлять подъёмным краном». Третий заявил: «Плитку в вашем доме никто лучше меня не положит». А четвертый строитель представился бригадиром: он умеет командовать всеми рабочими и следить за тем, чтобы не была нарушена последовательность строительных операций.
Помоги странным человечкам решить, рабочих каких строительных специальностей ещё нужно пригласить в бригаду, чтобы дом был успешно построен.
Попробуй вместе с бригадиром продумать последовательность постройки дома. Что нужно сделать вначале - вырыть котлован под фундамент дома или побелить стены? Сделать крышу или наклеить обои? Настелить полы или установить дверь?»
Не торопите ребёнка с ответами, даже если вам кажется, что он слишком долго подбирает слова. Подстёгивая ребёнка ежеминутно, вы отпугиваете его, отдаляете себя от него. Контакт «взрослый - ребёнок» может возникнуть только на полном доверии, уважении друг к другу и героическом терпении старшего.
Штукатурит стены... (штукатур).
Белит стены... (маляр).
Кладёт кирпич... (каменщик).
Кладёт плитку... (плиточник).
Делает оконные рамы и двери... (плотник).
Кроет крышу... (кровельщик).
Управляет подъёмным краном... (крановщик).
Роет землю под фундамент дома на экскаваторе... (экскаваторщик).
Привозит кирпичи на строительную площадку... (водитель).
Устанавливает сантехнику в доме... (слесарь - сантехник).
Циклюет паркет... (циклевщик).
Прокладывает по дому электрические провода... (электрик).
Придумывает и делает чертежи к дому... (архитектор).
Маляр, каменщик, сварщик, крановщик, кровельщик - это... (строители).
Готово?
Тогда - следующая страница.
Профессии. Человек, играющий на...
Вы в гостях у музыканта: композитора, исполнителя на каком-либо музыкальном инструменте... Есть повод расширить словарный запас ребёнка.
Видимая задача игры «Человек, играющий на...» - это словообразование. Но есть и скрытая задача. Это так называемая игра-обманка. Участвуя в играх на музыкальные темы, ребёнок расширит свои представления об этой сфере, познакомится с многообразием инструментов, со специфическими музыкальными терминами, приобретя совокупность словарного багажа определённой тематики.
Слова, «проигранные» в одной игре на одну тему, идут «пожизненно» в одной связке. А наша сверхзадача - скоординировать ребёнка в этом сложном и перенасыщенном информацией мире, чтобы хаос и масса разрозненных идей, понятий, явлений перестали пугать его.
Перед началом игры предупредите ребёнка о том, что он, возможно, впервые услышит названия некоторых инструментов, - это не повод прерывать игру. После игры спросите, какие названия инструментов знакомы, а какие - впервые услышаны. Если ребёнка заинтересовало название какого-либо музыкального инструмента, пообещайте ему рассказать об этом инструменте после завершения игры. Вариант игры. «Скрипач потерял... (скрипку). Гитарист купил новую... (гитару). У домриста украли (домру)» и т.д.
Итак: Человек, играющий на...
скрипке - гитаре - домре - альте - пианино - рояле - трубе - балалайке - саксофоне - тромбоне - арфе - гуслях - баяне - флейте - виолончели - аккордеоне - барабане - горне - гармонике - органе - мандолине - деревянных ложках - |
это... (скрипач). это... (гитарист). это... (домрист). это... (альтист). это... (пианист). это... (пианист). это... (трубач). это... (балалаечник). это... (саксофонист). это... (тромбонист). это... (арфист). это... (гусляр). это... (баянист). это... (флейтист). это... (виолончелист). это... (аккордеонист). это... (барабанщик). это... (горнист). это... (гармонист). это... (органист). это... (мандолинист). это... (ложечник). |
Мужчина - женщина.
Всякая новая игра должна находиться в связи с предыдущей, опираться на неё и делать шаг вперёд. Мы закрепляем полученные в предыдущей игре знания. Теперь мы строим игру иначе: называем музыкальный инструмент и музыканта мужского рода, играющего на этом инструменте, а ребёнок пытается назвать музыканта женского рода. Конечно, будут ляпы - повод вспомнить, что это всего лишь игра...
Человек, играющий на...
домре - домрист - ... (домристка).
арфе - арфист - ... (арфистка).
гитаре - гитарист - ... (гитаристка).
баяне - баянист - ... (баянистка).
скрипке - скрипач - ... (скрипачка).
пианино - пианист - ... (пианист).
альте - альтист - ... (альтистка).
бандуре - бандурист - ... (бандуристка).
мандолине - мандолинист - ... (мандолинистка).
виолончели - виолончелист - ... (виолончелистка).
балалайке - балалаечник - ... (балалаечница).
барабане - барабанщик - ... (барабанщица).
Поём, сочиняем, руководим, управляем...
Поющий соло - (солист).
Поющие вдвоем - (дуэт).
Поющий в хоре - (хорист).
Сочиняющий песни - (композитор).
Руководящий оркестром - (дирижёр).
Управляющий хором - (хормейстер).
Скрипач, гитарист, пианист, хорист, солист, дирижёр - это... (музыканты).
Человек, руководящий оркестром, - это... дирижёр.
Человек, руководящий хором, - это... хормейстер.
Человек, сочиняющий песни, - это... композитор.
Скрипач, гитарист, пианист, трубач, дирижёр, хормейстер, композитор, певец - это... музыканты.
Множество скрипачей, гитаристов, пианистов, трубачей, дирижёров, хормейстеров, композиторов, певцов - это... музыканты.
Всё!
Продолжение здесь. Профессии. Ремесло. 2 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
Для тех, кому интересно:
В деревне. 1 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 2 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 3 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 4 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
В деревне. 5 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.