География. На чемоданах. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
Часть жизни мы с вами, дорогие взрослые, проводим в очередях, пробках, просто поездках (на дачу, например). Наши дети и внуки вынуждены также бездарно коротать время рядом с нами, изнывая от скуки.
А может быть вы гуляете с младшим ребенком, который посапывает в колясочке, а старший в этот момент плетется рядом, опустив голову?
Но мы можем превратить эту скуку в игру!.. Ребенок многое узнает и очень удивится, когда поймет, что сапожник - это не пьяный водопроводчик, а ветеринар - специалист по ветру.
Весна? Лето? Вы собрались к бабушке в деревню или на дачу? В лес? В парк? Эти речевые игры помогут вам с пользой провести время в дороге, на гамаке или скамейке.
Или ваш ребенок заболел? Дома тоже можно играть в эти игры!
Это - беседы-игры, которые не требуют особого времени: на прогулке, остановке общественного транспорта - везде можно найти время для развития у ребенка дара слова.
«Я убеждён, что естественные предметы представляют удивительную школу для саморазвития и самое разнообразное поле для необходимой умственной практики».
(К.Д. Ушинский)
Путешествовать всегда приятно, но есть обратная сторона долгожданного отпуска: часы утомительного ожидания рейса, многочасовые перелёты и переезды... Вы на чемоданах? У вас отменён рейс? В поезде изнываете от безделья? Ваши дети сто-о-онут от ничегонеделанья? Эта статья выручит вас, даст вам возможность организовать весёлое и полезное времяпрепровождение в дороге, позволит в игровой форме развить у детей речь, логику, наблюдательность, память...
Эта «географическая» игра - очередная игра-обманка. Задача игры на первом плане - словообразование. А подспудно, если грамотно расставить ловушки (силки) для чад наших ершистых, можно решить и задачи второго плана. Одна из них - познакомить ребёнка с географическими названиями, с многообразием географических понятий. Попробуйте заставить ребёнка запомнить список абстрактных для него названий стран - можно биться напрасно вечер (неделю, год)... Если у вас ребёнок не вундеркинд, напрасные труды. А если связать логической цепочкой «название страны - коренной житель страны - коренная жительница страны»? У нас получится весёлая игра: шалим, коверкаем слова, крутим-вертим слова, как оладушки, играем со словом и так и сяк, «выбалтываем» («ломаем» по Ушинскому) язык ребёнка... и результат - ошеломляющий!
Вы говорите название страны - «Англия». И следом называете коренного представителя этой страны - «англичанин». Ребёнок пытается назвать коренную представительницу этой страны - «англичанка». А проделайте это с Венгрией, Вьетнамом, Чехией (на слове «чешка» надо сделать перерыв... и на слове «полька»...) Можно намеренно исказить слово, например: не «чешка», а «чашка». Ребёнок вас поправит - это хороший знак! Значит, он, что называется, «в теме», не «выпал» из игры и его внимание пока ещё не «гуляет».
За границей.
Шведка польке не чешка...
Англия - англичанин - ... (англичанка)
Австрия - австриец - ... (австрийка)
Бельгия - бельгиец - ... (бельгийка)
Венгрия - венгр - ... (венгерка)
Германия - немец - ... (немка)
Голландия - голландец - ... (голландка)
Дания - датчанин - ... (датчанка)
Испания - испанец - ... (испанка)
Италия - итальянец - ... (итальянка)
Румыния - румын - ... (румынка)
Сербия - серб - ... (сербка)
Словакия - словак - ... (словачка)
Словения - словенец - ... (словенка)
Португалия - португалец - ... (португалка)
Норвегия - норвежец - ... (норвежка)
Франция - француз - ... (француженка)
Чехия - чех - ... (чешка)
Швейцария - швейцарец -... (швейцарка)
Швеция - швед - ... (шведка)
Албания - албанец - ... (албанка)
Греция - грек - ... (гречанка)
Кипр - киприот - ... (киприотка)
Всякому свое место... Мы и наши соседи
Это один из удачных педагогических приёмов - игра-обманка. Ребёнок и все окружающие взрослые, не посвящённые в тонкости игры, будут уверены - игра имеет задачу «словообразовательную». Да, эта задача присутствует. Но задача подспудная будет также решена: завтра вы убедитесь, что практически все географические названия ребёнок запомнил!
Не мешайте в одну игру географические названия материков, стран, городов. В голове ребёнка будет «каша». А ведь есть ещё одна благородная подспудная, скрытая цель: упорядочить (систематизировать) знания, сориентировать ребёнка в перенасыщенном информацией мире.
Для проверки и закрепления знаний можно возвращаться к играм на этих страницах, усложняя задачи. В первый раз ребёнок называет только коренную жительницу страны, во второй игре вы говорите название страны, а ребёнок пытается назвать и коренного жителя этой страны, и коренную жительницу. Не забывайте меняться ролями с ребёнком. Тогда вы сможете убедиться, запомнил ли ваш ребёнок список «обыгранных» ранее стран. Постарайтесь «привязать» к одной игре названия стран по территориальному признаку, время от времени подчёркивая закономерность вашего выбора. Например: «Сегодня мы играем "в страны", с которыми у нашей страны есть общие границы...» или «в страны» за морями-океанами и т. д.
Россия - русский - ... (русская)
Финляндия - финн - ... (финка)
Болгария - болгарин - ... (болгарка)
Польша - поляк - ... (полька)
Латвия - латыш - ... (латышка)
Литва - литовец - ... (литовка)
Эстония - эстонец - ... (эстонка)
Белоруссия (Белорусь) - белорус (белоруска)
Украина - украинец - ... (украинка)
Молдавия (Молдова) - молдаванин (молдаванка)
Армения - армянин - ... (армянка)
Грузия - грузин - ... (грузинка)
Азербайджан - азербайджанец - ... (азербайджанка)
Казахстан - казах - ... (казашка)
Киргизия (Кыргызстан) - киргиз - ... (киргизка)
Туркменистан - туркмен - ... (туркменка)
Таджикистан - таджик - ... (таджичка)
Узбекистан - узбек - ... (узбечка)
Вьетнамки-панамки
Не играйте за один «присест» в игры с «разнокалиберными» географическими понятиями (терминами). Допустим, после игры «Шведка польке не чешка» вы решили поиграть в «Москвич - москвичка». В первой игре используем производные от названия стран, во второй - производные от названия городов. Не мешайте эти понятия. Поиграйте в «города» в другой день.
Если вы видите, что внимание вашего ребёнка «гуляет», сделайте перерыв. Попробуйте выяснить, что явилось причиной этого: ваш ребёнок устал (либо вы его загрузили «по полной», либо ему нездоровится); ему неинтересно; просто ему хочется пить, есть, гулять (во дворе так призывно лает соседская собака); возможно, тема игры для малыша ещё достаточно сложна. Перейдите на более низкий уровень сложности: не «трогайте» географию, поиграйте в игру «У ужа - ужата, у ежа - ежата». Эта игра также на словообразование. На этом понятном материале следует отработать механику игры.
Только через сотворчество «наставник -ученик» легко запоминаются слово, термин, определение... В этой игре будет много ошибок, «плюх», смешных забавных сцен.., но через игру ребёнок легко запомнит географические названия, а главное - хорошо усвоит «родной язык, его пластику и глубину...».
Аргентина - аргентинец -... (аргентинка)
Бразилия - бразилец - ... (бразильянка)
Венесуэла - венесуэлец -... (венесуэлка)
Колумбия - колумбиец - ... (колумбийка)
Мексика - мексиканец -... (мексиканка)
Панама - панамец - ... (панамка)
Перу - перуанец - ... (перуанка)
США - американец - ... (американка)
Чили - чилиец - ... (чилийка)
Египет - египтянин - ... (египтянка)
Турция - турок - ... (турчанка)
Иордания - иорданец - ... (иорданка)
Иран - иранец - ... (иранка)
Йемен - йеменец - ... (йеменка)
Кувейт - кувейтец - ... (кувейтка)
Ливан - ливанец - ... (ливанка)
Вьетнам - вьетнамец - ... (вьетнамка)
Монголия - монгол - ... (монголка)
Афганистан - афганец - ... (афганка)
Китай - китаец - ... (китаянка)
Корея - кореец - ... (кореянка)
Япония - японец - ... (японка)
Много запомнили. Продолжим.
Словообразование. Жители наших городов
Города, которые «прозвучат» в этой игре связаны одной тематикой: это российские города, и все они в разное историческое время назывались по-разному. «Грузить» ребёнка историческими разъяснениями не будем. Но помимо задачи словообразовательной, у нас всё та же благородная задача второго плана - систематизация словарного запаса в области «географии». Наставник называет город и предлагает ребёнку назвать жителей этого города во множественном числе, жителя мужского рода и жителя женского рода. В трудных случаях помогите ребёнку - назовите сами жителей этого города во множественном числе (жителя мужского рода).
Кстати, взрослым это тоже полезно.
1
Санкт-Петербург - петербуржцы - петербуржец - петербурженка
Было у города Санкт-Петербурга и другое имя - Ленинград... (тогда жителей этого города называли по-другому).
Ленинград - ленинградцы - ленинградец - ленинградка
Волгоград - волгоградцы - волгоградец -волгоградка
Прежнее название города Волгограда -Сталинград (сталинградцы - сталинградец - сталинградка).
2
Нижний Новгород - нижегородцы - нижегородец - нижегородка
Прежнее название города Нижний Новгород - Горький (горьковчане - горьковчанин - горьковчанка).
Владикавказ - владикавказцы - владикавказец - владикавказка
Прежнее название города Владикавказа - Орджоникидзе (орджоникидзевцы - орджоникидзевец - орджоникидзевка).
Екатеринбург - екатеринбуржцы - екатеринбуржец - екатеринбурженка
Прежнее название города Екатеринбурга - Свердловск (свердловчане -свердловчанин - свердловчанка).
Самара - самарцы - самарец - самарка
Прежнее название города Самары - Куйбышев (куйбышевчане - куйбышевчанин - куйбышевчанка).
Киров - кировчане - кировчанин - кировчанка
Прежнее название города Кирова - Вятка (вятчане - вятчанин - вятчанка).
3
Архангельск - архангелогородцы (архангельцы) - архангелогородец (архангелец) - архангелогородка
Астрахань - астраханцы - астраханец - астраханка
Барнаул - барнаульцы - барнаулец - барнаулка
Благовещенск - благовещенцы - благовещенец - благовещенка
Волгоград - волгоградцы - волгоградец -волгоградка
Вологда - вологжане - вологжанин - во-логжанка
Воркута - воркутяне - воркутянин (воркутинец) - воркутянка
Воронеж - воронежцы - воронежец (ж. р. нет)
Вятка - вятчане - вятич (вятичанин, вятчанин) - вятичанка (вятчанка)
Дмитров - дмитровчане - дмитровча-нин - дмитровчанка
Ессентуки - ессентучане - ессентуча-нин - ессентучанка
Ижевск - ижевчане (ижевцы) - ижевчанин (ижевец) - ижевчанка
4
Иркутск - иркутяне (иркутчане) - иркутянин (иркутчанин) - иркутянка (иркутчанка)
Калуга - калужане (калужцы) - калужанин (калужец) - калужанка
Киров - кировчане - кировчанин - кировчанка
Коломна - коломчане (коломенцы) - коломчанин - коломчанка (коломенка)
Кострома - костромичи (костромчане) - костромич (костромчанин) - костромичка
Липецк - липчане - липчанин - липчанка
Москва - москвичи - москвич - москвичка
Мурманск - мурманчане (мурманцы) - мурманчанин (мурманец) - мурманчанка
Нижний Новгород - нижегородцы - нижегородец - нижегородка
Норильск - норильчане (норильцы) - норильчанин (норилец) - норильчанка
Омск - омичи (омцы, омчане) - омич (омчанин) - омичка
Орёл - орловцы (орловчане) - орловец (орловчанин) - орловка (орловчанка)
Пермь - пермяки - пермяк - пермячка
5
Петрозаводск - петрозаводчане (петрозаводцы) - петрозаводчанин (петрозаводец) - петрозаводчанка
Псков - псковитяне (псковичи, псковичане) - псковитянин (пскович, псковичанин) - псковитянка (псковичка, псковичанка)
Ржев - ржевитяне - ржевитянин - ржевитянка
Ростов - ростовчане (ростовцы) - ростовчанин (ростовец) - ростовчанка
Рязань - рязанцы - рязанец - рязанка
Саратов - саратовчане (саратовцы) - саратовчанин (саратовец) - саратовчанка
Свердловск - свердловчане - свердловчанин - свердловчанка
Северодвинск - северодвинцы - северодвинец - северодвинка
Серпухов - серпуховчане - серпуховчанин - серпуховчанка
Смоленск - смоляне (смоленцы, смоляки) - смолянин (смоленец) - смолянка
Ставрополь - ставропольчане (ставропольцы) - ставропольчанин (ставрополец) - ставропольчанка
6
Суздаль - суздальчане (суздальцы) - суздальчанин (суздалец) - суздальчанка
Сургут - сургутяне (сургутцы) - сургутянин (сургутец) - сургутянка
Таганрог - таганрожцы - таганрожец - таганрожка
Тамбов - тамбовцы (тамбовчане) - тамбовец (тамбовчанин) - тамбовка
Тобольск - тобольцы (тобольчане, тоболяки) - тоболец (тобольчанин, тоболяк) - тобольчанка (тоболячка)
Томск - томичи (томичане) - томич (томичанин) - томичка (томичанка)
Тула - туляки (туляне, тульчане) - туляк (тулянин, тульчанин) - тулячка (тулянка)
Улан-Удэ - уланудэнцы - уланудэнец -уланудэнка
Уфа - уфимцы - уфимец - уфимка
Хабаровск - хабаровчане (хабаровцы) - хабаровчанин (хабаровец) - хабаровчанка
Химки - химчане - химчанин - химчанка
Челябинск - челябинцы - челябинец - челябинка
Якутск - якутяне - якутянин - якутянка
Ух! После этих игр дикция станет великолепная!..
Продолжим.
Столицы. Разные города.
Наша Родина - Россия. В России много городов, но есть один самый главный - это столица нашей Родины - город Москва. На нашей Земле много стран, и в каждой стране есть свой главный город - своя столица.
Столица Франции - город Париж. В Париже живут парижане (парижанин, парижанка).
Столица Азербайджана - город Баку. В Баку живут бакинцы (бакинец, бакинка).
Столица Белоруссии - Минск. В Минске живут минчане (минчанин, минчанка).
Столица Украины - город Киев. В Киеве живут киевляне (киевлянин, киевлянка).
Столица Латвии - город Рига. В Риге живут рижане (рижанин, рижанка).
Столица Великобритании - город Лондон. В Лондоне живут лондонцы.
Столица Италии - город Рим. В Риме живут римляне {римлянин, римлянка).
Столица Чехии - город Прага. В Праге живут пражане (пражанин, пражанка).
Столица Германии - город Берлин. В Берлине живут берлинцы (берлинец, берлинка).
Путешествуем по городам.
Житель города Москвы переехал со своей семьёй в город Одессу... Был москвичом, жена - москвичкой (дети - москвичами), а теперь он стал одессит, его жена - одесситка, а дети - одесситами.
Семья мурманчанина из Мурманска приехала погостить к родственникам-симферопольцам в Симферополь.
Тула славится пряниками и самоварами. У меня в этом городе друзья-туляки: Боря-туляк и Марина-тулячка.
Жители черноморских городов: керчане из Керчи, симферопольцы из Симферополя, одесситы из Одессы, сочинцы из Сочи, новороссийцы из Новороссийска - устроили заплыв пловцов. Победили керчанка из Керчи и одессит из Одессы.
На берегах реки Волги много городов. Жители этих приволжских городов устроили соревнование: кто поймает на удочку самую крупную рыбу. В соревнованиях участвовали астраханцы из Астрахани, волгоградцы из Волгограда, саратовцы из Саратова, нижегородцы из Нижнего Новгорода...
Далее...
Путешествуем по континентам
На нашей планете Земля есть суша и вода. Океаны омывают сушу со всех сторон. Люди назвали огромные куски суши разными именами: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка.
В Европе живут европейцы (европеец, европейка).
В Азии живут азиаты (азиатец, азиатка).
В Африке живут африканцы (африканец, африканка).
В Австралии живут австралийцы (австралиец, австралийка).
В Америке живут американцы (американец, американка).
В Европе много стран: Германия, Дания, Италия, Испания, Франция, Чехия... Значит, жители этих стран (немцы, датчане, итальянцы, испанцы, французы, чехи...) - европейцы.
В Азии много стран: Турция, Вьетнам, Китай, Япония, Корея, Казахстан... Значит, жители этих стран (турки, вьетнамцы, китайцы, японцы, корейцы, казахи...) - азиаты.
А Россия - уникальная страна. В России часть земли находится в Европе, часть - в Азии. Вот такие мы евразийцы и евразийки!
И наконец - в космос!
Путешествуем по Вселенной
На нашей планете Земля живут земляне.
Земляне на космическом корабле прилетели на планету Марс и поселились там.
Жителей планеты Марс назвали марсианами. А на планете Плутон жителей стали бы называть «плутяне» или «плутишки»?
Придумай, как можно назвать жителей планеты Меркурий?
Планеты Венера? Планеты Уран? Планеты Нептун? Планеты Сатурн? Планеты Юпитер?
А Луна - это спутник Земли. Жителей Луны назвали бы лунатиками?
Все эти планеты, в том числе и планета Земля, вращаются вокруг Солнца. А Солнце - не планета, это звезда.
На ней живут только солнечные зайчики, солнечные лисички и солнечные ёжики...
Когда-нибудь, в скором будущем, мы будем летать в отпуск не только в Европу, Африку или Азию - быстрые космические корабли доставят нас на экскурсию на любую планету нашей Вселенной. А на самой симпатичной планете можно будет приобрести дачный участок...
На этом - всё!
Для тех, кому интересно:
В деревне. 1 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 2 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 3 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
В деревне. 4 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память
В деревне. 5 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.