ЭКОПОЛИС. Интеллектуально-познавательная игровая программа по экологии. 13-15 лет
Возраст участников: 13—15 лет.
Реквизит:
- 3 стола, стулья;
- 4 ручки — 2 синих, 2 красных;
- 2 фломастера,
- 3 листа ватмана,
- карточки с заданиями.
В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Каждая команда готовит название, эмблему, девиз-слоган. Игровые задания и методические приемы игр, конкурсов могут использовать в поурочной работе учителя биологии, ботаники, географии. В состав жюри входят 2 педагога-предметника (география, ботаника, химия).
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Одно из основных правил экологии гласит: «В природе все связано со всем». Человек как природное существо также связан со всем. Все живые организмы живут в тесном соседстве, но человек в ходе своей хозяйственной деятельности нарушает сообщество растений и животных. Поэтому необходимо тщательнейшим образом учитывать все возможные последствия каждого случая вмешательства человека в жизнь природы.
Первое задание — разминка.
Вам предлагается расшифровать текст телеграммы (см. приложение, страница 3), написанной на листе ватмана разноцветными кружочками. На каждый кружочек дается загадка, отгадав которую и записав начальные буквы ответа можно прочесть телеграмму.
Загадки
Перепончатые лапки,
То ли лапки, то ли тапки.
Сам он — крупный, белый
Рыболов умелый.
Он ныряет, как матрос,
Бойкий, шумный... (альбатрос).
Она весну встречает—
Сережки надевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице — в полоску.
Ты узнаешь... (березку)?
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый... (василек).
Любит он расти на воле, не в саду,
А в чистом поле —
Целой зарослью дремучей!
Он усатый и ползучий.
Спрятал ядрышки в стручке —
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох.
Называется... (горох).
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый, пестрый... (дяnел).
Не ласка, не куница,
Не белка, не лисица.
Не выдра и не горностай,
А кто же это — угадай.
В соседстве с ними он живет —
Пушистый маленький... (енот).
или
Добродушен, деловит.
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... (ежик).
Я в пуховой красной майке
На лесной живу лужайке.
Я на цвет и вкус приятна,
Я сладка и ароматна.
Наклонись и погляди-ка:
Вот я... (земляника).
Как это скучно — сто лет без движенья
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесила гибкие ветви с обрыва
Нежная, тихая, грустная ... (ива).
На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый... (кабачок).
Наш огород в образцовом порядке.
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг —
Пики зеленые выставил... (лук).
Хвост зеленый,
красная головка.
Это остроносая... (Mopковка)
Прячусь я на дне речном, я усатый, но не сом.
Друг на друга мы похожи,
Но меня не путай с ним.
Видишь — пятнышки на коже,
Значит, это я... (налим).
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину —
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех,
Называется... (орех).
Он круглый и красный.
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней... (помидора).
Лопаты не нужно,
Сидит она близко.
Красная с белой подкладкой... (редиска).
От частой поливки едва не промокла
Мохнатая темно-лиловая... (свёкла).
Ковер цветастый на лугу,
Налюбоваться не могу!
Надел нарядный сарафан
Красивый бархатный... (тюльпан).
На спине свой носит дом.
Не нуждается ни в ком.
При себе всегда пожитки
У медлительной ...(улитки).
На ноге стоит одной
И в болоте день-деньской —
Хочет выпить все до капли...
Нет глупее птицы... (цапли).
Был в саду переполох,
Он чуть было не заглох —
Вырос там... (чертополох).
Есть в тайге сибирской кедры.
На орехи кедры щедры:
Знают белки, знают мышки,
Что искать их надо в ... (шишке).
Под стеклом цветы и травы.
Но совсем не для забавы —
Принесли сюда юннаты
Для музея... (экспонаты).
Есть при нашей школе опытное поле.
Лейка и лопата — орудия... (юнната).
Текст телеграммы: «У нас в лесу случилась беда. Помогите. Птицы и звери».
Ведущий. Переходим к заданию № 2. Биоценоз (сообщество) — совокупность животных, растений и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема.
Ведущий объясняет правила выполнения задания.
- Команда выбирает из разложенных на столе карточек с буквами одну. По сигналу ведущего команда пишет список животных и птиц на данную букву. Засекается время — 1 минута. По истечении срока ведущий заменяет цвет ручки. Команда выбирает другую букву и пишет список растений и деревьев, название которых начинаются с этой буквы.
- На листе ватмана каждая команда изображает биоценоз из тех элементов, которые есть среди перечисленных ею в обоих списках. Если команда затрудняется, то ведущий предлагает внести в модель дополнительные элементы, но за это команда получает минус 1 балл.
- Из карточек антропогенного воздействия: загрязнение площади нефтью, обезвоживание и засоление окружающих территорий, радиационный выброс по соседству, загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями, физическое истребление некоторых элементов — команда выбирает любую. Обсуждает 3 минуты и дает свои объяснения относительно вреда данного вида воздействия на биоценоз, предлагает мероприятия, которые могли бы исправить нанесенный ущерб.
Конкурс оценивается по 5-балльной системе: полнота, правдоподобность биоценоза; объяснение влияния антропогенного воздействия; мероприятия по исправлению ущерба.
Ведущий. Жители города часто осознают, что их окружает неблагоприятная экологическая среда из-за наличия в городе промышленных предприятий. Но если закрыть заводы, то будут недовольны рабочие и те люди, которые пользовались продукцией завода. Что можно сделать для улучшения ситуации? Следующий конкурс называется «Экополис».
Командам дается карта местности, на которой предлагается построить город. 3000 бонов выделяется на строительство города. Надо создать оптимальные условия жизни для 30 000 человек, из которых 45% — трудоспособное население; 30% — дети и обучающаяся молодежь; 25% — пенсионеры.
Команде необходимо расставить объекты на карте, создать хорошие социальные условия жизни для населения города, получить за год 1000 бонов дохода при минимальном количестве ущерба, произвести подсчет бюджетных поступлений и экологического ущерба за год.
Команды получают карточки с символами объектов (см. приложение, страница 3). Время работы — 15 минут.
Ведущий. Послушайте рассказ, назовите ошибки, совершенные школьниками.
«...Громкой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Мишка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. В лесу много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Весело прошел день».
Команды составляют список ошибок.
Ошибки
- Громкая музыка в лесу распугает птиц и зверей.
- Вырывать грибы и сбивать несъедобные нельзя — разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, исчезает сообщество «грибы — деревья».
- Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.
- Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки — 100 лет.
- Костер следует забросать землей или залить водой.
- Трогать яйца птиц нельзя — птица может не сесть на яйца.
- Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.
- Не следует что-то проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в сложном сообществе.
- Прятаться во время грозы под деревом опасно.
- Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.
Проводится подведение итогов игры, награждение победителей.
Ведущий.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она — твой давний добрый лекарь,
Она — союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она — одна.
В. Шефнер
Таблицы для конкурсного задания «Экополис»:
Производственная сфера
Объект | Стоимость объекта | Доход от объекта | Сумма экологического ущерба в год | Количество работающих |
Нефтехимический комбинат | 1000 | 350 | 300 | 4000 |
Целлюлозно-бумажный комбинат | 800 | 180 | 800 | 6000 |
Металлургический завод | 1000 | 200 | 180 | 6000 |
Кирпичный завод | 500 | 250 | 30 | 1600 |
Пищекомбинат | 700 | 150 | 80 | 1400 |
Часовой завод | 500 | 150 | 5 | 1500 |
Тепличное хозяйство | 300 | 70 | 5 | 300 |
Завод по переработке урана | 1500 | 1000 | 700 | 4000 |
Механический завод | 800 | 220 | 30 | 5500 |
Швейная фабрика | 270 | 100 | 2 | 1500 |
Строительная фирма | 500 | 250 | 15 | 1000 |
Социальная сфера и сфера бытового обслуживания
Объект | Стоимость объекта | Доход от объекта | Сумма экологического ущерба в год |
Количество работающих |
Школа | 50 | - | - | 70 |
Детский сад | 50 | - | - | 50 |
Сквер | 20 | - | - | 1 |
Дом культуры | 50 | 10 | - | 50 |
Магазин | 30 | 40 | 2 | 20 |
Автопарк | 200 | 100 | 50 | 80 |
Дом быта | 140 | 70 | 5 | 90 |
Стадион | 30 | 5 | - | 20 |
Парк | 20 | 5 | - | 10 |
Бассейн | 50 | 15 | 1 | 15 |
Ателье | 75 | 20 | - | 45 |
Санаторий | 200 | 30 | - | 80 |
Театр | 80 | 5 | - | 28 |
Кабельное телевидение | 150 | 70 | - | 20 |
Салон красоты | 80 | 20 | 2 |
20
|
Дополнительные условия
Объект | Стоимость | Эффективность |
Очистные сооружения | 300 | Экологический ущерб от вредного производства снижается на 25% |
Фильтры | 100 | Экологический ущерб снижается на 25% |
Новые технологии для всех производств кроме уранового | 400 | Экологический ущерб производств исключается |
Озеленение города | 50 | Экологический ущерб снижается на 10% |
Зашифрованный текст конкурсного задания «Телеграмма».
Пример карты для конкурса "Экополис"