Вода. Экология для дошкольников
Экология для детей подготовительной группы детского сада
Педагог.
Посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше?
Дети.
Голубого.
Педагог.
Что он означает?
Дети.
Голубым цветом показана на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты.
Педагог.
Воды в два раза больше, чем суши. На Земле — четыре океана, более 30 морей. Все они составляют единый Мировой океан, который для Земли как гигантский котел отопления: Солнце все лето греет его воду, а зимой прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Если не будет Мирового океана, наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...
Но есть у воды и другая работа. Какая?
Дети.
Поить землю.
Педагог.
Воду «пьет» суша: поля, леса, луга; без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди. Но вода не только всех поит, она еще и кормит. Как ей это удается?
Дети.
В океанах, морях, реках водится рыба. Люди на больших и малых рыболовных судах добывают ее. Электростанции вырабатывают электричество с помощью воды.
Педагог.
Правильно. А как еще вода помогает нам жить.
Дети предлагают разнообразные версии. Педагог обобщает их, уточняет, дополняет.
Водой умываются люди, моют машины, улицы и дороги. Вода самая широкая и удобная дорога. По океанам, морям и многочисленным рекам день и ночь плывут суда везут грузы, товары, пассажиров. Как вы думаете, что еще нельзя сделать без воды.
Дети.
Замесить тесто для хлеба, приготовить бетон для стройки, сделать бумагу для книжек и тетрадок, ткань для одежды, резину металл, приготовить лекарства, а также конфеты и мороженое ничего нельзя сделать без воды.
Педагог.
Где еще находится вода, кроме морей рек, озер, океанов?
Дети.
В воздухе, почве, растениях, животных, людях.
Педагог.
А всегда ли вода жидкая, т.е. может течь?
Дети выдвигают версии. Педагог обобщает их.
Вода встречается в природе в трех состояниях — твердом, жидком, газообразном (в виде пара). Давайте проведем опыты и посмотрим, как может меняться вода.
Опыты
Педагог.
Посмотрите на воду, опишите, какая она.
Дети.
Бесцветная, прозрачная, не имеет вкуса и запаха.
1. Превращение воды в пар
Дети наливают в небольшую емкость чуть-чуть воды и оставляют ее на продолжительное время. Далее наблюдают за тем, как количество воды уменьшается, а потом она и вовсе исчезает.
Вывод: вода превращается в пар.
2. Превращение воды в лед
Зимой, при минусовой температуре, дети выносят во двор небольшую емкость, наполненную водой, и оставляют на некоторое время.
Затем наблюдают, как вода замерзает, т.е. превращается в лед.
Вывод: вода при низкой температуре из жидкого состояния переходит в твердое (лед).
Опыт станет интереснее, если в воду добавить красители — получится цветной лед.
3. Превращение воды из твердого состояния в жидкое
Дети заносят кусочки льда в помещение и наблюдают за процессом его таяния.
Вывод: при плюсовой температуре лед превращается в воду, т.е. из твердого состояния переходит в жидкое.
4. Вода — растворитель
Взять колбу с водой, насыпать в нее поваренную соль (или сахарный песок) и размешать — соль исчезнет, т.е. растворится.
Затем насыпать в колбу с водой речной песок, размешать — вода станет мутной; профильтровать ее — песок осядет на фильтре.
Вывод: некоторые вещества могут растворяться в воде.
5. Значение воды для жизни
Дети не поливают длительное время какое-либо комнатное растение (не допуская при этом его полной гибели) или наблюдают за тем, как засыхает веточка дерева.
Вывод: без воды погибает все живое.
Помните! Всем живым существам, в том числе и человеку, без воды не прожить. Поэтому ее нужно охранять, беречь от загрязнений.