Дикие животные (звери). Экология для дошкольников
Экология для детей подготовительной группы детского сада
Педагог.
Какие животные называются дикими?
Дети.
Те, которые живут без помощи человека. Они сами о себе заботятся: строят жилище, добывают пищу, защищаются от врагов.
Педагог.
Расскажите, как дикие животные:
— связаны со средой обитания (Живут в лесу, норе, дупле и т.д.)
— приспосабливаются к смене времен года (Линяют, впадают в спячку, приближаются к жилью человека, перемещаются с места на место.)
— приспосабливаются к среде обитания (Колючки, шерсть, хвосты, рога, сильные челюсти, уши, перья, копыта, ноги и т.д.)
— передвигаются (Прыгают, ползают, бегают, ходят, скачут и т.д.)
— защищаются (Сворачиваются, шипят, кричат, убегают, кусаются, маскируются)
— заботятся о потомстве (Добывают им пищу, вскармливают, обучают повадкам, поддерживают чистоту тела и т.д.).
На какие группы можно разделить (классифицировать) животных по способу питания.
Дети.
Травоядные, хищные, всеядные.
Педагог подробнее описывает каждый вид. Например: волк, лиса, рысь, тигр — хищники, они питаются другими животными и т.д.
Педагог.
Какие группы животных можно выделить по общим при знакам?
Дети высказывают предположения.
Млекопитающие. пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, птицы
Педагог подробнее описывает каждую группу.
Какова роль животных в природе?
Дети.
Уничтожают вредителей лесов и полей. Хищники — «санитары леса».
Педагог.
Что дают дикие животные человеку?
Дети.
Мясо, мех и т.д.
Помните! Человек по-доброму должен относиться к животным.
Живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют равное с человеком право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Педагог называет среду обитания, дети называют диких животных, приспособленных к ней (лес, поле, река, болото, деревья).
Дидактическая игра «Опиши животное»
Дети дают подробное описание какому-нибудь дикому животному.
Например, бурый медведь. Медведи — крупные и очень сильные животные. На зиму они забираются в берлогу и спят там до весны.
Бурый медведь всеяден: он употребляет в пищу мясо зверей, рыбу, падаль, насекомых, мед, а также траву и ягоды. Иногда нападает на домашний скот. Для человека медведь опасен лишь раненый или застигнутый около добычи. Или мама с детенышами.
В наших лесах медведей осталось немного. Медвежья шкура высоко ценится. Человек использует также мясо и жир этого зверя.
Дидактическая игра «Какое животное?»
Педагог называет группы животных, дети перечисляют их представителей:
— травоядные: корова, заяц, овца, лошадь...
— хищные: волк, тигр, лев, рысь...
— всеядные медведь, кошка, собака, курица.
Далее наоборот: педагог называет животное, дети относят его к той или иной группе по способу питания.