Оперная мозаика. Занятие-викторина по операм известных композиторов
Действующие лица:
- Ведущий
- Чтецы
Дети поделены на три команды.
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин»;
- В.А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;
- А.П. Бородин. Ария Игоря из II действия оперы «Князь Игорь»;
- В.А. Моцарт. Ария Керубино из I действия оперы «Свадьба Фигаро»;
- М.П. Мусоргский. Песня Варлаама из 2-й картины I действия оперы «Борис Годунов»;
- А.П. Бородин. Хор невольниц из II действия оперы «Князь Игорь»;
- М.И. Глинка. Ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря...» из IV действия оперы «Иван Сусанин»;
- Н.А. Римский-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»;
- М.И. Глинка. Ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч...» из II действия оперы «Руслан и Людмила»;
- В.А. Моцарт. Ария Фигаро «Мальчик резвый» из I действия оперы «Свадьба Фигаро»;
- Н.А. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки «С подружками по ягоды» из I действия оперы «Снегурочка»;
- Н.А. Римский-Корсаков. Сцена превращения лебедей в красных девиц из 2-й картины оперы «Садко»;
- М.П. Мусоргский. Монолог Бориса «Скорбит душа» из 2-й картины пролога оперы «Борис Годунов»;
- П.И. Чайковский. Ария Гремина из 6 картины оперы «Евгений Онегин».
Наглядный материал и игровые пособия:
- свиток для чтеца;
- лист ватмана с крупно разлинованным нотоносцем;
- 9 бумажных нот, на обороте которых написаны строки текста оперных арий;
- 9 магнитов для крепления нот к нотоносцу;
- листы (по числу команд) с перечнем сцен оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»;
- таблицы для заполнения к конкурсу «Тембры певческих голосов»;
- карточки 20x20 см с буквами Ш, А, Л, Я, П, И, Н;
- портрет Ф.И. Шаляпина;
- карточки с нотными текстами оперных тем (по 5 штук для каждой команды);
- карточки с фамилиями композиторов и названиями опер (по 10 на каждую команду);
- карточки с именами персонажей опер (по 10 для каждой команды) АЗ;
- фломастеры для конкурса рисунков.
Звучит вступление к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Выходит 1-й чтец со свитком.
1-й чтец (с воодушевлением)
В самом конце XVI века группа молодых флорентийских ученых-гуманистов, музыкантов и поэтов, собиравшаяся для бесед и занятий прекрасными искусствами, задумала однажды создать музыкальнодраматическое произведение, в котором бы музыке отводилась преобладающая роль, а актеры пели бы свои партии.
Так благородное их деяние, предпринятое с целью слить в неразрывном союзе театр, музыку и поэзию по примеру древних греков, дало начало развитию нового жанра, со временем достигшего высочайших вершин. Мы говорим с вами об опере.
(Уходит.)
Ведущий
Создателями первой оперы были композитор Якопо Пери и поэт О. Ринуччини и называлась она «Эвридика». Ее исполнение было приурочено к свадьбе французского короля Генриха IV и Марии Медичи. В основу сюжета оперы был положен древнегреческий миф о певце и музыканте Орфее, искусством которого заслушивались боги и люди, дикие звери и птицы, деревья и скалы. Орфей полюбил нимфу Эвридику и женился на ней. Но Эвридика, ужаленная змеей, умерла. В глубоком горе отправился Орфей в царство мертвых, взяв с собой волшебную лиру. Своим пением он умилостивил подземных духов, и те, сжалившись над Орфеем, обещали ему вернуть Эвридику при условии, что он ни разу не взглянет на любимую, пока она не достигнет земли. Эвридика в отчаянии от холодности Орфея. Растроганный ее стенаниями, Орфей оборачивается, и в тот же миг теряет Эвридику. Горе лишает Орфея сил. Его искусство утратило власть над окружающим, и он погибает, растерзанный фуриями.
Сюжет этой первой в мире оперы еще не раз будет использован другими композиторами.
В нашем первом конкурсе «А знаете ли вы?» вам предстоит ответить на вопросы, связанные с понятием «опера».
Конкурс «А знаете ли вы?»
Знаете ли вы:
• как называется словесный текст оперы? (Либретто.)
• как называется перерыв между действиями? (Антракт.)
• как называется сольный номер в опере, служащий характеристикой персонажа? (Каватина, ария.)
• кого называют основоположником русской классической оперы? (М.И. Глинку.)
• как первоначально называлась опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»? («Жизнь за царя».)
• какой памятник древнерусской литературы лег в основу либретто оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»? («Слово о полку Игореве».)
• какую оперу-сказку написал В.А. Моцарт? («Волшебная флейта».)
• в какой из своих опер Н.А. Римский-Корсаков для сатирической характеристики царя обращается к известной мелодии «Чижик-пыжик»? («Золотой петушок».)
• в какой опере М.И. Глинки один из персонажей вообще не имеет вокальной партии? Назовите его. (Черномор в опере «Руслан и Людмила».)
• партию какого персонажа в опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта исполняет женщина? (Керубино.)
• в какой опере русского композитора звучит хор, на некоторое время ставший Государственным гимном России? («Иван Сусанин» М.И. Глинки.)
• какой выдающийся композитор сказал: «В опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки?» (В.А. Моцарт.)
Звучит фрагмент увертюры к опере В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро».
Ведущий
Четыре с лишним века опера остается одним из ведущих жанров музыкально-театрального искусства, в котором объединились музыка, слово, сценическое действие, живопись, хореография. Давайте вспомним оперы и их авторов по нескольким строчкам текста.
Конкурс «Вспоминая оперы...»
На большом листе ватмана, прикрепленном к доске или стенду, изображен нотоносец, на линейках которого с помощью магнитов держатся ноты мелодии хора «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Капитаны команд последовательно снимают с нотоносца по одной ноте, и читают на обратной ее стороне текст знакомой арии.
Выходят капитаны команд.
Славься, славься, ты
Русь моя!
Славься, ты русская
Наша земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна.
(М.И. Глинка. «Иван Сусанин», хор «Славься»)
Достиг я высшей власти,
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет
Моей измученной душе...
(М.П. Мусоргский. «Борис Годунов», монолог Бориса)
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной,
Родная песня наша...
(А.П. Бородин. «Князь Игорь», хор невольниц)
Как мать убили
У малого птенца,
Остался птенчик сир
И гладен в гнезде...
(М.И. Глинка. «Иван Сусанин», песня Вани)
Мужайся, княгиня,
Недобрые вести
Тебе мы несем, княгиня...
(А.П. Бородин. «Князь Игорь», хор бояр)
Скорбит душа!
Какой-то страх невольный
Зловещим предчувствием
Сковал мне сердце.
(М.П. Мусоргский. «Борис Годунов», монолог Бориса)
О, поле, поле
Кто тебя усеял
Мертвыми костями...
(М.И. Глинка. «Руслан и Людмила», ария Руслана)
Хочу любить,
А слов любви не знаю
И чувства нет...
(Н.А. Римский-Корсаков. «Снегурочка», ария Снегурочки)
Я к вам пишу,
Чего же боле?
Что я могу еще сказать?...
(П.И. Чайковский. «Евгений Онегин», сцена письма Татьяны)
Ведущий
А теперь прозвучат голоса некоторых героев опер. Нужно определить, каким персонажам они принадлежат, и после каждого из трех фрагментов показать карточку.
На столе каждой команды лежит по 10 карточек с именами персонажей опер: Сусанин, Князь Игорь, Кончак, Руслан, Варлаам, Фигаро, Ленский, Керубино, Лель, Мельник.
Дети слушают три небольших фрагмента арии Игоря из II действия оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, арии Керубино из оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» и песни Варлаама из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».
Ведущий
Послушайте, как поэт Александр Сумароков оценивает роль пения в музыкально-драматическом спектакле, каким и является опера.
Я в драме пения не отделяю
От действа никогда;
Согласоваться им потребно завсегда.
А я их так уподобляю:
Музыка голоса, коль очень хороша,
Так то - прекрасная душа.
А действо - тело.
А. Сумароков
Конкурс «Слушай и считай»
Ведущий
А хорошо ли вы знаете либретто опер? Сольные номера, ансамбли, хоры и танцевальные сцены, составляющие основу оперы, выстраиваются, строго следуя ему. Давайте проследим за последовательностью исполнения фрагментов оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», и укажем в правой колонке их порядок.
Каждая команда получает листок, на котором названия оперных отрывков даны не в том порядке, в каком они звучат в аудиозаписи. Учащиеся слушают музыку и вписывают порядковый номер исполняемого фрагмента.
Вариант выполнения задания:
Ведущий
Создавая оперу, композитор стремится выбрать для каждого действующего лица тембр голоса, наиболее соответствующий его облику и характеру. Попробуем разобраться в тембрах певческих голосов известных оперных героев. Впишите в правую колонку тембры голосов.
Конкурс «Тембры певческих голосов»
Каждой команде раздают по заготовленному на листе заданию с названием известных оперных арий. Дети слушают фрагменты арий и вписывают в колонку тембры певческих голосов.
Вариант выполнения задания:
Ведущий
Одним из любимых русских композиторов по праву называют Н.А. Римского-Корсакова. Он создал 15 опер, многие из которых написаны на сказочные сюжеты. Опера «Садко» соединила в себе былину и сказку, быль и выдумку. Чудесные приключения новгородского гусляра Садко, его погружение в Подводное царство, встречу с Морским царем и его дочерьми композитор изобразил с помощью выразительных средств симфонического оркестра. В одной из сцен оперы происходит чудо: поднялся ветер, зашумел тростник, заколыхалась вода в озере ...Всматривается вдаль Садко и видит... Сейчас мы послушаем музыку этой сцены, и увидим то, что увидел Садко, а потом нарисуем это чудо.
Конкурс рисунков
Ведущий раздает командам по листу АЗ и фломастеры для выполнения задания.
Звучит сцена появления лебедей из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».
Ведущий
А пока команды будут заняты рисованием, наши зрители перечислят сказочные оперы Римского-Корсакова, которые им известны. По правилам игры последнему назвавшему, сказочную оперу, выдается приз.
Игра со зрителями
Далее следует просмотр детских рисунков.
Ведущий
Имя этого русского певца неразрывно связано с оперой. Замечательный русский искусствовед В. Стасов восклицал о нем: «Радость безмерная! Великое счастье на нас с неба упало. Новый, великий талант народился! Какой великий талант! Самому себе не верится! Я был поражен, как редко случалось во всю жизнь!»
Наш конкурс для капитанов.
Конкурс капитанов
Перед капитанами выложены карточки с буквами, из которых они должны составить фамилию знаменитого певца. Победителем считается тот капитан, который первым откроет карточки с верным ответом.
Ведущий
Он родился в 1875 году. Молодым артистом работал в оперной труппе Саввы Мамонтова. Там развился его могучий бас, голос огромного диапазона и необычайной красоты, раскрылся дар и драматического актера. Когда он пел, равнодушных не было. Работая над своей партией, певец обычно выучивал всю оперу и пел иногда сразу несколько партий. Он создал лучшие образы в операх «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Псковитянка», «Хованщина» и других. Назовите его.
Звучит монолог Бориса «Скорбит душа...» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении Ф.И. Шаляпина. Победитель конкурса открывает карточки с буквами: Ш, А, Л, Я, П, И, Н.
Выходит 2-й чтец.
2-й чтец
Когда я слушаю Шаляпина,
Восторг и радость с ним деля,
Я говорю: - «О, как талантами
Богата русская земля!»
И мало мне сказать, что нравится
Его неповторимый бас,
Мне через голос открывается
Черта существенная в нас...
...Светясь от солнечных накрапин,
Поет листва, а с ней и синь.
Поет земля, поет Шаляпин!
Он у земли - любимый сын!
В. Боков
Уходит.
Ведущий показывает портрет Ф. Шаляпина.
Ведущий
«Я завидую всем тем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию... Желание писать оперы - моя idee fixe». Эти слова принадлежат великому В.А. Моцарту.
Не всегда созданные композиторами оперные шедевры сразу получали признание публики. Иногда проходили годы, чтобы они по-настоящему были оценены и по праву заняли свое достойное место. В Турнире эрудитов прозвучат высказывания известных музыкальных критиков и композиторов об операх, которые сейчас являются непревзойденными шедеврами, а вам, ребята, предстоит вспомнить, о каких именно операх идет речь.
Турнир эрудитов
Ведущий
Я приведу здесь несколько цитат из высказываний о знаменитых операх, а вы подумайте и скажите, о каких операх идет в них речь.
В. Одоевский писал: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».
(Об опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки)
П. Чайковский писал: «Это одно из никогда не увядающих чудес искусства, в котором гениальный мастер из ничтожного материала строит роскошно красивое, современное по форме и неиссякаемо богатое в отношении деталей музыкальное здание».
(О «Волшебной флейте» ВА. Моцарта)
Эта опера - классика русской музыки - вдохновила нескольких поэтов, друзей композитора, сочинить шуточный канон:
Выходят три чтеца.
1-й чтец
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселится Русь! Наш Глинка -
Уж не глинка, а фарфор...
В.А. Жуковский.
2-й чтец
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея - Глинку
От Неглинной до Невы.
П.А. Вяземский.
1-й чтец
В честь столь славныя новинки
Грянь труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеина стакан.
В.А. Жуковский.
3-й чтец
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.
А.С. Пушкин.
Уходят.
Ведущий
Так о какой опере сочинен этот канон?
(Об опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»)
Ведущий (поясняет)
В. Стасов в одной из статей писал: «Богатство характеров, личностей, элементов народнорусского и восточного (половецкого), сменяющиеся трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор, глубокая характеристика, картины природы делают оперу Бородина ...монументальным явлением русской музыки, родственным по силе и оригинальности с «Русланом» Глинки в одних отношениях, с «Борисом Годуновым» Мусоргского в других, оригинальным, новым и поразительным - повсюду».
(О «Князе Игоре» А.П. Бородина.)
«Ваша новая опера божественна, дорогой Моцарт, гораздо лучше, чем «Свадьба Фигаро», - снисходительно сказал композитору император Иосиф II, - но боюсь, что и эта пища не для желудка моих венцев.
«Я написал ее для пражцев и немногих друзей. Потребуется время, чтобы венцы ее “переварили”», — гордо ответил Моцарт.
(О «Дон Жуане» В.А. Моцарта.)
Драматург А.Н. Островский восклицал: «Музыка Корсакова ...удивительна; я ничего не мог себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
(О «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова.)
Из высказываний В. Одоевского: «С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период - период русской музыки. Такой подвиг ... есть дело не только таланта, но гения!».
(О «Иване Сусанине» М.И. Глинки.)
Свою оперу П.И. Чайковский назвал «лирическими сценами». «Я не заблуждаюсь, а знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».
(О «Евгении Онегине» П.И. Чайковского.)
М.И. Глинка был не единственным композитором, написавшим оперу с названием «Жизнь за царя». Назовите композитора, у которого есть опера с таким же названием.
(Кавос.)
Ведущий (поясняет)
Опера Кавоса была поставлена в 1815 году и имела немалый успех до появления в 1836 году оперы Глинки с тем же названием. Главный герой у Кавоса не погибал, а опера заканчивалась благополучно следующими словами:
Пусть злодей страшится
И дрожит весь век,
Должен веселиться
Добрый человек...
Наконец настала очередь последнего конкурса «Потерянные темы». Сейчас прозвучат пять фрагментов арий из опер разных композиторов. Для выполнения задания вам будут розданы пять карточек с нотным текстом и 10 карточек с фамилией композитора и названием оперы. Вам нужно будет расположить в порядке очередности звучания карточки с нотным текстом и соответствующие им карточки с автором и названием оперы, из которых пять останутся лишними.
Конкурс «Потерянные темы»
Каждой команде ведущий раздает по пять карточек с нотными примерами и десять карточек с фамилиями композиторов и названиями опер.
Вариант выполнения задания.
Далее следует подведение итогов викторины и награждение участников.