Музыкальный экспромт
Действующие лица:
- Ведущий
- Ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
Музыкальный материал:
- В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада;
- А.П. Бородин. «Богатырская» симфония (фрагмент 1-й части);
- Г. Перселл. Канарейка;
- К. Сен-Санс. Королевский марш львов из сюиты «Карнавал животных»;
- Й. Гайдн. Менуэт из симфонии № 103;
- М.И. Глинка. Полонез из оперы «Иван Сусанин»;
- П.И. Чайковский; Трепак из балета «Щелкунчик»;
- Ф. Шопен. Мазурка B-dur;
- П.И. Чайковский. Вальс из 6-й картины оперы «Евгений Онегин»;
- И.С. Бах. Сицилиана.
Наглядный материал и игровые пособия:
- шапочки для детей с изображениями нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си;
- кубик (10x10 см) с гранями красного, зеленого, желтого, синего, оранжевого и коричневого цветов;
- портреты композиторов-классиков И.С. Баха, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, В.А, Моцарта, Ф. Шопена, К. Сен-Санса;
- репродукции картин В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке», «Богатыри»; В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», И.К. Айвазовского «Девятый вал», В.Г. Перова «Охотники на привале»;
- рисунки детей на тему «Карнавал животных»;
- таблица с названиями произведений к конкурсу «Приглашение к танцу».
Звучит фрагмент «Маленькой ночной серенады» В.А. Моцарта.
Ведущий
Волшебный мир музыки богат и разнообразен. Он соткан из звуков, которые мы записываем нотами. Всего семь нот, но возможности их безграничны. Эти семь нот помогут нам провести конкурс «Разминка». Глядя на них, вы быстрее найдете ответ на вопрос, ведь название каждой ноты послужат первым слогом ответа.
Выходят дети, одетые в черные костюмы. На голове у каждого - бумажный обруч с изображением ноты на нотоносце. «Ноты» выстраиваются по порядку. Каждая задает по три вопроса, делая шаг вперед.
Конкурс «Разминка»
Нота До
Назовите:
• русский народный музыкальный инструмент. (Домра.)
• итальянский музыкальный термин, обозначающий в переводе слово «нежно». (Дольче.)
• героя трагедии Пушкина, опер Даргомыжского и Моцарта. (Дон-Жуан.)
Нота Ре
Назовите:
• знак повторения в музыке. (Реприза.)
• часть музыкального диапазона. (Регистр.)
• последнее произведение В.А. Моцарта. (Реквием.)
Нота Ми
Назовите:
• музыкальный лад, в котором музыка звучит грустно, задумчиво. (Минор.)
• персонаж оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Мизгирь.)
• небольшую музыкальную пьесу. (Миниатюра.)
Нота Фа
Назовите:
• самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент. (Фагот.)
• персонаж оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». (Фарлаф.)
• торжественные сигналы медных духовых инструментов. (Фанфары.)
Нота Соль
Назовите:
• персонаж драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт», музыку к которой написал Э. Григ. (Сольвейг.)
• исполнение произведения одним певцом или музыкантом. (Соло.)
• музыкально-теоретический предмет, на котором занимаются развитием слуха. (Сольфеджио.)
Нота Ля
Назовите:
• русского композитора, в фамилии которого «спрятались» названия двух нот. (Лядов.)
• белорусский народный танец задорного характера. (Лявониха.)
• очень медленный музыкальный темп, обозначающий слово «широко». (Лярго.)
Нота Си
Назовите:
• оркестровое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. (Симфония.)
• ритмический рисунок, в котором акцент перемещается с сильной доли на слабую. (Синкопа.)
• итальянский народный танец спокойного характера с типичным для него пунктирным ритмом в размере 6/8. (Сицилиана.)
Уходят.
Звучит Сицилиана И.С. Баха.
Ведущий
На уроках вы узнаете много нового и интересного о появлении и развитии музыкальных жанров и форм, многообразии музыкальных инструментов, познакомитесь с жизнью и творчеством великих композиторов. В «Игре с кубиком» вам предстоит ответить на самые разные вопросы, проявить смекалку, показать эрудицию, вспомнить пройденное.
Игра с кубиком
Для игры понадобится кубик с окрашенными в разные цвета гранями. Цвет определяет тему вопросов:
• красная грань - вопросы о музыкальных инструментах;
• зеленая грань - музыкальные термины;
• желтая грань - о композиторах и музыкантах;
• синяя грань - о жанрах и национальной природе музыки;
• оранжевая грань - вопросы по теории музыки;
• коричневая грань - музыкальная пауза.
Ведущий бросает кубик и по цвету грани определяет тему. Если на кубике выпадает коричневая грань, звучит музыкальная пауза - выступление любого ребенка по желанию.
Ведущий предлагает ответить на следующие вопросы.
Красная грань.
Музыкальные инструменты.
- Название какого музыкального инструмента в переводе с французского означает «королевский», «царственный»? (Рояль.)
- Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник.)
- К какой группе инструментов относятся литавры? (Ударные.)
- Назовите музыкальный инструмент, ставший эмблемой музыкального искусства. (Лира.)
- Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон.)
- На каком музыкальном инструменте играл Садко, герой известной былины? (Гусли.)
- Назовите самый большой музыкальный инструмент. (Орган.)
Зеленая грань.
Музыкальные термины
- Как профессиональный музыкант сказал бы следующую фразу: «Умеренно тихо, немного громче, чем пиано». (Меццо пиано.)
- Мелодия пьесы вновь появилась, но постепенно стала терять свою силу, унося звуки куда-то вдаль и, постепенно исчезая, совсем растаяла. Какой динамический оттенок поставил в нотах композитор? (Diminuendo.)
- Это слово переводится как «медленно», «спокойно». В крупном симфоническом или инструментальном сочинении в этом темпе звучит II часть. Лирический дуэт главных героев балета также обозначается этим словом. (Адажио.)
- Это итальянское слово означает «хвост», «конец». Таким несерьезным термином называют дополнительное заключительное построение в музыкальном произведении. (Кода.)
- Этот знак, поставленный над нотой, аккордом или паузой означает, что нужно увеличить их длительность по своему усмотрению. (Фермата.)
- Подумайте, можно ли понять одновременно говорящих людей? Конечно, нет. А в музыке такое чудо возможно. В ней есть несколько самостоятельных голосов, которые разговаривают друг с другом, звучат по очереди и одновременно, образуя сложную и красивую музыкальную ткань. Как называется такой вид многоголосия? (Полифония.)
- Звучит концерт для фортепиано (или другого инструмента) с оркестром. И вот оркестр умолкает, и начинается виртуозное соло. Быстрые пассажи, аккорды, мелодии сменяют друг друга. Затем вновь звучит оркестр, и все музыканты заканчивают часть. Как называется сольный эпизод концерта? (Каденция.)
Желтая грань.
Композиторы и музыканты
- Назовите итальянского мастера смычковых инструментов XVII века. (Страдивари.)
- О каком немецком композиторе В.А. Моцарт сказал: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!» (О Бетховене.)
- Какого австрийского композитора по праву считают «королем вальсов»? (И. Штрауса.)
- С давних пор дирижер стоял лицом к зрителям, что мешало музыкантам следить за ним. Кто первым из дирижеров повернулся лицом к оркестру? (Вагнер.)
- Г.Х. Андерсен был великим датским писателем-сказочником. А кого из русских композиторов называют великим сказочником? (Н.А. Римского-Корсакова.)
- Родом - варшавянин, сердцем - поляк, талантом -гражданин мира. Этого пианиста и композитора, яркого романтика называют «певцом фортепиано». Назовите его. (Ф. Шопен.)
- Именем какого русского композитора назван Международный конкурс исполнителей в Москве? (П.И. Чайковского.)
Синяя грань.
Музыкальные жанры
- Мой жанр шагает по дорогам истории с древних времен до наших дней, из века в век, по землям и странам. Крепче шаг - бодрей дух, вместе шаг - сильней дух. Мой удел - организовывать под музыку. Назовите его. (Марш.)
- Меня зовут «душой народа». Без меня жизнь представить невозможно. Мой характер изменчив. Услышать меня можно и у колыбели малыша, и в дни торжеств и праздников, и в минуты отдыха. Так кто же я? (Песня.)
- Я мечтателен и певуч, навеян образами ночной тишины. Назовите меня. (Ноктюрн.)
- В этом жанре музыкального искусства органично сочетаются пение, симфоническая музыка, драматическое действие, балет и живопись. О каком жанре идет речь? (Об опере.)
- Этот жанр вокальной музыки появился в Италии в конце XVII века и в переводе с латинского означает «красноречие». Пение библейских сюжетов под музыку постепенно, превратилось в монументальное героико-драматическое концертное произведение с хоровыми эпизодами, инструментальными и вокальными номерами. Назовите этот жанр. (Оратория.)
- Как называется жанр камерной инструментальной музыки, в котором несколько частей внутренне связаны между собой в единый цикл. (Соната.)
- Как называется инструментальный жанр, в котором, по словам П.И. Чайковского, «маленький, но сильны й духом солист борется со своим огромным, неисчерпае мым в красках соперником»? (Концерт.)
Оранжевая грань.
Теория музыки
- Мы малые и большие, чистые и увеличенные, нас много. Одни из нас царапают слух, другие его ласкают. О каких интервалах идет речь? (О диссонансах и консонансах.)
- Эти интервалы хитрые и коварные: могут превращаться один в другой. Их невозможно отличить на слух, и только после разрешения мы понимаем, кто они. (Тритоны.)
- Это понятие означает чередование различных длительностей. Часто оно определяет характер и даже жанр музыки. Оно неотделимо от мелодии, более того, мелодия не смогла бы без него существовать. Что это? (Ритм.)
- В каждом музыкальном произведении у меня свой счет. Без меня музыка превратилась бы в бессмысленный, хаотический поток. Кто же я? (Размер.)
- Представьте: записаны ноты, указан размер, проставлены такты, ритм, но сыграть эту музыку нельзя. Что забыли написать? (Ключ.)
- Каким словом обозначается полутоновое понижение и повышение звука без изменения его названия? (Альтерация.)
- Как называется интервал, охватывающий десять ступеней звукоряда? (Децима.)
Учащиеся выбирают номер вопроса.
Ведущий
Сейчас мы отправимся с вами в необычный музей, где хранятся уникальные материалы и редкие экспонаты, связанные с музыкой, живописью, скульптурой. Прогуливаясь по его залам, мы всегда будем чувствовать близкое присутствие музыки, ее волшебное дыхание. Оказавшись в первом зале, мы видим портреты выдающихся композиторов прошлого и сегодняшних наших современников. Говоря о них, мы вспоминаем их великие творения и жизнь, во многом полную лишений и невзгод, счастливых взлетов и признания публики.
Взгляните на эту галерею портретов. Узнайте среди них трех композиторов, о которых сейчас пойдет речь, покажите их портреты и назовите их.
Конкурс «Галерея портретов»
Ведущий подходит к стенду с портретами композиторов И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского. После каждого рассказа-описания ученик показывает портрет композитора и называет его фамилию и имя.
Ведущий
На протяжении веков в европейской музыке сложился особый вид многоголосия - полифония. Именно в творчестве этого композитора полифоническая музыка достигла вершин своего развития.
Немецкий композитор первой половины XVIII века был знаменит не только своими сочинениями, но и непревзойденной, совершенной игрой на органе и клавесине. «Мне пришлось много трудиться. Кто будет столь же усерден, добьется того же», - говорил он о своем исполнительском мастерстве.
Признание своего таланта композитор получил лишь спустя многие годы после смерти. Издание огромного наследия композитора затянулось на длительный срок, и последний 46-й том его произведений увидел свет лишь к началу XX века.
(Иоганн Себастьян Бах.)
Произведения, созданные этим композитором, послужили новым, ценнейшим вкладом в развитие русского искусства XIX века. В каждом виде музыкального творчества он был подлинным новатором. Он создал новый тип симфонии - симфонию-драму, обогатил музыкальный язык и содержание лирического романса и фортепианной пьесы, явился создателем русского классического балета. Он - выдающийся композитор-мелодист, певец русской природы. Его творчество получило признание еще при жизни не только в России, но и за рубежом. В Англии он получил звание доктора прав как гениальный композитор. Его именем названа Московская консерватория и один из престижнейших музыкальных конкурсов.
(Петр Ильич Чайковский.)
Говоря об этом русском композиторе второй половины XIX века, нужно отметить, что профессионально заниматься музыкой он начал достаточно поздно, став, по примеру своего старшего брата, профессиональным моряком и совершив кругосветное плавание. Однако понадобилось время и общение с известными друзьями-музыкантами, чтобы осознать, что истинное его призвание - это музыка и сочинительство.
Музыкальное наследие композитора обширно и разнообразно. Источником своих произведений он считал народное творчество: песни, обряды, легенды, былины, сказки. А любимыми темами и образами становятся сказочные образы, природа и, конечно же, тема моря. Свою творческую деятельность он совмещал с педагогической работой в Петербургской консерватории.
(Николай Андреевич Римский-Корсаков.)
Ведущий
Живопись и музыка. Как тесно взаимодействуют эти виды искусств, отражая мир художественных образов своими средствами - красками и звуками. Взгляните на эти репродукции.
Ведущий подходит ко второму стенду с репродукциями картин В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке», «Богатыри», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», И.К. Айвазовского «Девятый вал», В.Г. Перова «Охотники на привале». Показывает и называет картины.
Ведущий
Прослушав музыку, постарайтесь определить ее образ и найти наиболее близкую ей по духу и характеру картину. Поясните свой выбор.
Ученики слушают фрагмент «Богатырской» симфонии A. П. Бородина и определяют ее образную связь с картиной B. М. Васнецова «Богатыри».
Ведущий
Один из залов нашего виртуального музея посвящен творчеству французского композитора, пианиста и дирижера Камиля Сен-Санса. Его без преувеличения можно назвать одним из самых известных в Европе вундеркиндов: в 2,5 года он начал играть на рояле, в 7 лет выступал в симфонических концертах, а в 14 лет поступил в консерваторию. Список его произведений огромен, но наибольшей популярностью пользуется его оркестровая сюита «Карнавал животных». Посмотрите на эти рисунки, выполненные детьми.
Педагог заранее подбирает рисунки к сюите и вывешивает их на стенд.
Ведущий обращает внимание детей на стенд, на котором помещены портрет композитора Сен-Санса и детские рисунки персонажей его оркестровой сюиты. На одном листе рисунок отсутствует.
Ведущий
Внимательно прослушайте музыку и постарайтесь определить, кого же «забыли» изобразить наши художники.
Учащиеся слушают пьесу «Королевский марш львов» К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», а затем один из них вписывает это название в пустой лист на стенде.
Ведущий
Как часто слышим мы строки любимых песен, арий романсов, ставших поистине крылатыми. В памяти сразу возникает мелодия, вспоминается автор и его произведение.
В конкурсе «Строки любимых опер» вам нужно будет назвать оперы русской и зарубежной классики, в которых встречаются такие известные фразы, как:
• «Ты взойдешь, моя заря!» (М.И. Глинка «Жизнь за царя».)
• «Уж полночь близится, а Германа все нет.» (П.И. Чайковский «Пиковая дама».)
• «Откуда ты, прекрасное дитя?» (А.С. Даргомыжский «Русалка».)
• «Не счесть алмазов в каменных пещерах...» (Н.А. Римский-Корсаков «Садко».)
• «Ни сна, ни отдыха измученной душе.» (А.П. Бородин «Князь Игорь».)
• «Полна чудес могучая природа...» (Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».)
• «Скорбит душа...» (М.П. Мусоргский «Борис Годунов».)
• «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный...» (В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро».)
• «Сердце красавицы склонно к измене...» (Д. Верди «Риголетто».)
• «Фигаро здесь, Фигаро там...» (В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро».)
Ведущий
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки:
Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь,
Но тот, кто музыкой взлелеян -
Всегда таков. Нахмуря бровь,
Садился он
За клавикорды
Подскажите, ребята, окончание отрывка.
Учащиеся заканчивают отрывок:
И брал на них одни аккорды.
Звучит пьеса Г. Перселла «Канарейка».
Ведущий
В конкурсе «Правда ли, что...» вам, ребята, нужно ответить кратко и быстро «да» или «нет». Итак, внимание!
Правда ли, что...
• менуэт - старинный французский танец? (Да.)
• А.П. Бородин был крупным ученым-химиком? (Да.)
• родина Э. Грига Норвегия? (Да.)
• А.С. Пушкин слышал оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин»? (Нет.)
• Л. Бетховен встречался с И. Гайдном и брал у него уроки? (Да.)
• Ф. Шопен и М.И. Глинка были современниками? (Да.)
• тромбон - деревянно-духовой инструмент? (Нет.)
• у скрипки пять струн? (Нет.)
• слово «рондо» в переводе с французского означает «круг»? (Да.)
• В.А. Моцарт хвалебно отзывался о последних симфониях Й. Гайдна? (Нет.)
• Ф. Шопен не написал ни одной оперы? (Да.)
• родиной польки является Чехия? (Да.)
Ведущий
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный -
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
И. Бунин
Эти строки можно считать приглашением к танцу. Как интересен и разнообразен мир танца! Его мелодии и ритмы отражают национальные особенности, быт, историю, традиции разных народов. В больших симфонических представлениях всегда находилось место танцу. Прекрасные танцы звучат в операх русских композиторов, являясь их украшением.
Определите порядок звучания танцев из произведений русских и зарубежных классиков, проставив слева номера.
Конкурс «Приглашение к танцу»
Звучат фрагменты танцев (предлагаемые произведения даны в таблице):
Вариант выполнения задания:
Подведение итогов жюри и награждение команд.