Рыченик. Болгарский танец для мальчиков
Болгарский национальный танец «Рыченик» исполняется в каждой области по-своему.
Добруджанский «Рыченик», который мы описываем, танцуют только мальчики, в любом количестве.
Танец исполняется очень живо, задорно.
Характерна для танца игра рук.
Сценический вариант добруджанского танца «Рыченик» составили Петер Захариев, Кирилл Дженев, Тодор Кючуков. Кирилл Харалампиев. Музыка народная. Темп оживленный. Музыкальный размер 7/16.
Рыченик. Болгарский танец для мальчиков. Ноты. Нажмите
Описание движений вы найдете ниже, после описания танца.
Костюм мальчика такой же, как в танце «Пистилчето». См. здесь → Пистилчето. Болгарский танец для детей
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца мальчики становятся друг за другом за кулисами в левом заднем углу.
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты и на повторение их мальчики, исполняя движение № 1 («ход со свивкой»), выходят друг за другом, двигаются по кругу (против хода часовой стрелки; рис. 1). останавливаются в глубине сцены и поворачиваются лицом к зрителям (рис. 2).
Рис. 1↓
Рис. 2↓
Вторая фигура
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9—12-й такты движением № 1 мальчики идут ровной линией к авансцене и на ходу засучивают рукав на правой руке.
На 13—16-й такты мальчики тем же движением, сохраняя равнение, отступают назад (двигаясь спиной к заднику сцены) и при этом засучивают рукав на левой руке.
Третья фигура
Повторяются 9—16-й такты, а затем исполняются 17—24-й такты музыки.
На указанные такты мальчики поворачиваются направо и, исполняя «ход с дробинкой» (движение № 2), идут по кругу против хода часовой стрелки (рис. 3), опять выстраиваются в линейку и поворачиваются лицом к зрителям (рис. 2).
Четвертая фигура
Исполняются 25—32-й такты музыки.
На 25—32-й такты и на повторение их мальчики исполняют на месте «притопывание с дробинкой» (движение № 3).
Пятая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты мальчики движутся ровной линией вперед, к авансцене, исполняя движение № 4.
На повторение 1—8-го тактов мальчики, исполняя «ход с дробинкой» (движение № 2), возвращаются назад (двигаясь спиной к заднику сцены), так же сохраняя ровную линию.
Шестая фигура
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты и на повторение их мальчики поворачиваются Друг за другом направо и, исполняя движение № 5, идут по кругу против хода часовой стрелки (рис. 3). В конце фигуры танцующие опять становятся линией в глубине сцены и поворачиваются лицом к зрителям (рис. 2).
Рис. 3
Седьмая фигура
Исполняются 17—24-й такты музыки.
На 17—24-й такты мальчики исполняют на месте движение № 6.
Восьмая фигура
Исполняются 25—32-й такты музыки.
На 25—32-й такты мальчики идут вперед ровной линией, исполняя движение № 7, и доходят до авансцены.
На повторение 25—32-го тактов мальчики, исполняя «ход с дробинкой» (движение № 2), возвращаются назад (двигаясь спиной к заднику сцены).
Девятая фигура
Исполняется 1—8-й такты музыки.
На 1—3-й такты мальчики исполняют на месте движение № 8.
На 4—8-й такты мальчики поворачиваются направо и идут друг за другом по кругу (против хода часовой стрелки; рис. 3), исполняя движение № 5.
На повторение 1—8-го тактов мальчики тем же движением продолжают идти по кругу и затем, повернув голову влево и глядя на зрителей (рис. 4), уходят за кулисы в правый задний угол сцены.
Рис. 4
При разучивании движений счет ведется следующим образом «раз» (2/16), «два» (2/16), «три» (3/16), то есть на последнем счете небольшая задержка (на 1/16).
При исполнении всех движений танца «Рыченик» колени ног слегка согнуты.
ОПИСАНИИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Ход со свивкой»
«Свивка» в переводе на русский язык означает «сгибание ноги в колене».
Исполняется на два такта музыки.
Исходное положение — естественная позиция ног. Руки разведены в стороны и подняты вверх так, чтобы кисти рук были на уровне лба. Ладони обращены вниз.
1-й такт
На счет «раз» сделать шаг вперед правой ногой. Руки слегка опустить локтями вниз.
На счет «два» левую ногу с согнутым коленом приподнять, колено левой ноги слегка повернуть влево («свивка» левой ногой). Руки приподнять до исходного положения (рис. 5).
Рис. 5
На счет «три» пятку правой ноги отделить от пола и сейчас же с ударом опустить опять на пол (Такое движение, когда только пятка отделяется от пола и затем с ударом спускается на пол, по-болгарски называется «чукче» («молоточек»). Это движение
часто встречается в танце «Рыченик»), слегка присесть на правую ногу. Руки слегка опустить локтями вниз и сейчас же приподнять до исходного положения (рис. 5).
2-й такт
На счет «раз» сделать шаг вперед левой ногой. Руки слегка опустить локтями вниз.
На счет «два» правую ногу с согнутым коленом приподнять, колено правой ноги слегка повернуть вправо («свивка» правой ногой). Руки приподнять до исходного положения.
На счет «три» сделать «чукче» левой ногой (пятку левой ноги отделить от пола и сейчас же с ударом опустить опять па пол), слегка присесть на левую ногу. Руки слегка опустить локтями вниз и сейчас же приподнять до исходного положения.
Затем движение исполняется с начала.
«Ход со свивкой» может исполняться с продвижением вперед, как описано выше, а также с продвижением назад. В этом случае шаг на счет «раз» делается назад.
Движение № 2
«Ход с дробинкой»
Болгарская «дробинка» очень похожа на движение русской пляски, которое мы называем «дробь».
«Дробинка» исполняется следующим образом. Из-за такта правую ногу отделить от пола, затем коротко ударить об пол пяткой правой ноги и с ударом опустить всю ступню правой ноги на пол.
В том же порядке исполняется «дробинка» левой ногой. «Ход с дробинкой» является комбинацией двух движений: «чукче» и «дробинка».
Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки свободно опущены вниз.
1-й такт
На счет «раз» сделать «чукче» левой ногой (пятку левой ноги отделить от пола и сейчас же с ударом опустить опять на пол). Правую ногу с согнутым коленом приподнять. При этом левую руку согнуть перед грудью так, чтобы кисть руки была немного ниже локтя (рис. 6), правую руку, слегка согнутую в локте, отвести назад.
Рис. 6
На счет «два-три» сделать «дробинку» правой ногой (на «два» ударить пяткой правой ноги об пол и сейчас же приподнять ее, на «три» топнуть всей ступней правой ноги). При этом поменять положение рук: правую руку согнуть перед грудью, левую, слегка согнутую в локте, отвести назад.
2-й такт
На счет «раз» сделать «чукче» правой ногой. Левую ногу с согнутым коленом приподнять, как показано на рисунке 7. Положение рук при этом также показано на рисунке 7.
Рис. 7
На счет «два-три» сделать «дробинку» левой ногой (на «два» ударить об пол пяткой левой ноги и сейчас же приподнять ее, на «три» топнуть всей ступней правой ноги). Положение рук поменять (левую руку согнуть перед грудью, правую — отвести назад, как показано на рисунке 6).
Затем движение исполняется сначала. При этом танцующий двигается вперед (делая шаг на счет «три»).
«Ход с дробинкой» можно исполнять также с продвижением назад. В этом случае, исполняя «дробинку», нужно сделать шаг назад (на счет «три»).
Движение № 3
«Притопывание с дробинкой»
Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки заложены за спину. Корпус устремлен вперед.
1-й такт
На счет «раз» сделать «чукче» левой ногой Одновременно правую ногуссогнутым коленом приподнять (рис. 8, вид сбоку).
Рис. 8
На счет «два» правую ногу поставить с ударом стопой об пол перед пальцами левой ноги, левую ногу сейчас же слегка отделить от пола.
На счет «три» левую ногу опустить с ударом стопой об пол сзади правой ноги.
2-й такт
На счет «раз» сделать «чукче» левой ногой.
На счет «два-три» сделать «дробинку» правой ногой. При этом правую ногу на счет «три» поставить слегка вправо. Левую ногу слегка отделить от пола.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 4
«Приседание»
Исполняется на два такта музыки. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки свободно опущены вниз.
1-й такт
На счет «раз» сделать шаг правой ногой вперед (не перенося на нее тяжесть тела). Одновременно руки поднять снизу вверх, развести в стороны и затем хлопком в ладоши соединить перед корпусом.
На счет «два» тяжесть тела перенести на правую ногу. Руки после хлопка поднять слегка над головой.
На счет «три» сделать подскок на полупальцах правой ноги. Левую ногу с согнутым коленом приподнять. Руки развести в стороны (рис. 9).
Рис. 9
2-й такт
На счет «раз-два» сделать маленький подскок на правой ноге и затем с небольшого прыжка низко присесть на обеих ногах (рис. 10).
Рис. 10
На счет «три», приподнявшись, перескочить на всю ступню левой ноги, правую ногу, согнутую в колене, вынести вперед. Положение рук и корпуса показано на рисунке 11 (вид сбоку).
Затем движение исполняется сначала.
Рис. 11
Движение № 5
«Несение мешка»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног. Колени ног согнуты. Корпус от поясницы наклонен вперед. Левая рука положена на левое плечо, как бы держит мешок, находящийся за спиной. Правая рука как бы поддерживает мешок снизу. Голова повернута вправо.
На счет «раз» сделать шаг вперед правой ногой.
На счет «два» тяжесть тела целиком перенести на правую ногу, а левую ногу слегка приподнять.
На счет «три» левую ногу поставить рядом с правой ногой, ударив стопой об пол, тяжесть тела перенести на левую ногу, правую ногу, согнутую в колене, приподнять (рис. 12, вид сбоку).
Затем движение исполняется сначала.
Рис. 12
Движение № 6
«Дробинка» и «чукче» на месте
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки свободно опущены вниз.
На счет «раз» сделать «чукче» левой ногой. Одновременно правую ногу приподнять, слегка сгибая в колене. Левую руку согнуть перед грудью так, чтобы кисть руки была немного ниже локтя, правую руку, слегка согнутую в локте, отвести назад (рис. 6).
На счет «два-три» сделать «дробинку» правой ногой на месте. При этом на счет «три» левую ногу слегка отделить от пола. Поменять положение рук. Правую руку согнуть перед грудью, левую отвести назад, слегка согнув в локте.
Затем движение исполняется сначала, но с другой ноги («чукче» правой ногой, «дробинка» левой ногой). Соответственно этому меняется положение рук.
Движение № 7
«Хлопок под поднятой ногой»
Исполняется на один такт музыки. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки свободно опущены вниз.
На счет «раз» сделать шаг вперед правой ногой.
На счет «два» левую ногу со слегка согнутым коленом вынести вперед. Одновременно хлопнуть в ладоши перед корпусом.
На счет «три» сделать подскок на правой ноге. Одновременно высоко поднять левую ногу, слегка согнув ее в колене, и сделать хлопок в ладоши под коленом левой ноги (рис. 13, вид сбоку).
Затем движение исполняется сначала, но с другой ноги (шаг вперед левой ногой, правую ногу вынести вперед, хлопок под коленом правой ноги).
Рис. 13
Движение № 8
«Поворот с приседанием»
Исполняется на три такта музыки. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки свободно опущены вниз.
1-й такт
На счет «раз» сделать хлопок руками: ладонью правой руки ударить по ладони левой руки, скользнуть по ней сверху вниз и отвести правую руку назад.
На счет «два-три» сделать легкий подскок на левой ноге (закончив его небольшим приседанием), одновременно повернуться направо на 180 градусов. Правую ногу отделить от пола н отвести в сторону, сгибая в колене. Руки отвести назад и соединить за спиной.
2-й такт
На счет «раз» правую ногу опустить, легко касаясь пальцами пола.
На счет «два-три» пауза.
3-й такт
На счет «раз-два» сделать приседание на правой ноге. Одновременно хлопнуть в ладоши перед корпусом.
На счет «три» сделать шаг вперед левой ногой, с ударом стопой об пол. Правую ногу слегка отделить от пола и вынести вперед с согнутым коленом. Одновременно повернуться вправо на 180 градусов. Левую руку согнуть перед грудью, правую отвести назад.