Вербунк. Чардаш. Венгерские народные танцы для детей
Самый популярный танец в Венгрии — «Чардаш». Его танцуют все — дети, молодежь, старики. В каждой местности есть свои фигуры «Чардаша», особая манера танцевать. Песни, задорные выкрики, веселое оживление царят там, где танцуют «Чардаш».
Венгерский балетмейстер Иштван Мольнар составил композицию из двух танцев: «Чардаша» и «Вербунка». «Вербунк» несколько замедленный танец, подчеркивающий стройную осанку, молодцеватую выправку и ловкость юношей. Этот танец звучит, как вступление к зажигательному «Чардашу» — парному танцу, в котором девушки и юноши, от души веселясь, отплясывают, как бы соревнуясь друг с другом.
Танцы «Вербунк» и «Чардаш» могут исполнять старшие школьники. В танце участвуют шесть пар (количество пар может быть увеличено). В каждой паре — девочка и мальчик.
Музыка танца и костюмы исполнителей народные.
Вербунк. Чардаш. Венгерские народные танцы для детей. Ноты. Нажмите.
Костюм девочки.
Юбка небесно-голубого цвета, сильно стянута у пояса (может быть расшита серебряными нитками), с двумя каймами (бордового и оливкового цвета). Длина юбки 5 сантиметров ниже колен. Вниз надевается еще одна, сильно накрахмаленная юбка с оборками. Кофточка из белой тонкой подкрахмаленной материи; рукава кофты очень широкие, густо собраны у шеи и локтей, украшены кружевной прошивкой и кружевной оборкой; ворот круглый, плотно прилегает к шее, обшит черной ленточкой, завязывающейся спереди. На шее — голубой платок с зелеными вышитыми цветами; по краям платка — серебристый кант и кисти фиолетового цвета. Поверх юбки — белый фартук, расшитый цветами и украшенный полосами оливкового цвета, кантом бордового цвета и кистями фиолетового цвета. Волосы заплетены в две косы с бантами. На ногах — красные или черные сапожки с мягкими голенищами.
Костюм мальчика.
Белая рубашка с широкими рукавами на обшлагах; воротник и грудь вышиты. Штаны и жилетка из материи (можно использовать полотно голубого цвета). Штаны расшиты шнурком и черными пуговицами. Воротник жилетки черный, украшен перламутровыми пуговицами. На ногах — черные сапожки с твердыми голенищами. На голове может быть черная шляпа, украшенная сбоку цветком.
Описания движений после описания танца.
ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВ
ВЕРБУНК
На 7—12-й такты второй мелодии музыки девочки и мальчик-солист выбегают на сцену и становятся, как показано на рисунке 1.
Рис. 1
Первая фигура
Исполняется первая мелодия музыки. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренный.
На 1—8-й такты мальчик-солист, стоя лицом к зрителям, два раза исполняет движение № 1.
На 9—12-й такты мальчик исполняет движение № 2.
На 13—14-й такты мальчик исполняет два раза движение № 3.
На 15—16-й такты мальчик исполняет движение № 4.
Одновременно на 1—16-й такты девочки, стоя на месте, исполняют движение № 5. При этом они поворачиваются: на 1-й такт — вправо, на 2-й такт — влево, на 3-й такт — снова вправо, и т. д.
Вторая фигура
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1-й такт девочки простыми шагами подходят к мальчику, берутся за руки, скрещивая их за спиной, и образуют круг. Мальчик в середине круга исполняет движение № 6 (рис. 2).
Рис. 2
На 2—16-й такты девочки движением № 7 с правой ноги быстро бегут по кругу по ходу часовой стрелки. Корпус слегка наклоняют к центру круга. Мальчик, весело поглядывая на девочек, продолжает танцевать на месте, исполняя движение № 6.
Третья фигура
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—4-й такты девочки, выпрямив корпус, исполняют движение № 8, начиная с правой ноги.
На 5—8-й такты девочки движением № 7 с левой ноги быстро бегут по кругу против хода часовой стрелки. Корпус слегка наклоняют к центру круга.
На 9—12-й такты девочки, выпрямив корпус, исполняют движение № 8, начиная с левой ноги.
На 13—16-й такты девочки движением № 7 с правой ноги быстро бегут по кругу по ходу часовой стрелки.
Мальчик-солист на 1—16-й такты повторяет движения, которые он исполнял в первой фигуре танца.
Одновременно из разных кулис выходят на сцену остальные пять мальчиков. Они идут движением № 9 к центру сцены и в конце фигуры становятся, как показано на рисунке 3.
Рис. 3
Четвертая фигура
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—8-й такты все мальчики (в том числе и солист, который простыми шагами подходит к товарищам и становится с ними в круг лицом к центру) исполняют на месте движение № 6.
На 9—16-й такты мальчики, стоя на месте и положив руки себе на пояс, исполняют движение № 10, начиная с правой ноги.
Одновременно (на 1—16-й такты) девочки, разъединив круг в одном месте (ближе к зрителям) движением № 11 бегут вокруг мальчиков, как показано на рисунке 4, при этом руки у девочек все время скрещены за спиной (крайние девочки свободную руку заносят себе за спину и соединяют с рукой соседки) . Заканчивая фигуру, девочки снова образуют замкнутый круг в центре сцены перед мальчиками.
Рис. 4
Пятая фигура
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—4-й такты мальчики исполняют на месте движение № 12, девочки движением № 7 с правой ноги бегут по кругу по ходу часовой стрелки.
На 5—8-й такты мальчики продолжают исполнять на месте движение № 12, а девочки исполняют движение № 8, начиная с правой ноги.
На 9—12-й такты мальчики исполняют движение № 13. а девочки движением № 7 с левой ноги бегут по кругу против хода часовой стрелки.
На 13—16-й такты мальчики продолжают исполнять движение № 13, а девочки исполняют движение № 8, начиная с левой ноги.
Шестая фигура
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—7-й такты мальчики медленно идут к центру круга, исполняя движение № 14.
На 8-й такт мальчики исполняют один раз движение № 13 и таким образом оказываются спиной к центру круга.
На 9—12-й такты мальчики, положив руки на бедра, четыре раза исполняют на месте движение № 10, начиная с правой ноги.
На 13—16-й такты мальчики исполняют на месте движение № 12 и поворачиваются лицом к центру круга.
Одновременно (на 1—16-й такты) девочки, разъединив круг в одном месте (ближе к зрителям), движением № 11 бегут вокруг мальчиков против хода часовой стрелки, как показано на рисунке 5. При этом руки у девочек все время скрещены за спиной (крайние девочки свободную руку заносят себе за спину и соединяют с рукой соседки). Заканчивая фигуру, девочки сноса образуют замкнутый круг в центре сцены перед мальчиками.
Рис. 5
Седьмая фигура
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—8-й такты мальчики, исполняя движение № 12, медленно поворачиваются спиной к центру круга и становятся парами, как показано на рисунке 6, кладут руки друг другу на плечи, а свободные — себе на бедро.
Рис. 6
На 9—11-й такты мальчики бегут по кругу по ходу часовой стрелки, исполняя движение № 15 вправо.
На 12-й такт мальчики исполняют на месте движение № 10 с левой ноги.
На 13—15-й такты мальчики бегут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 15 влево.
На 16-й такт мальчики исполняют на месте движение № 10 с правой ноги.
Одновременно (на 1—16-й такты) девочки полностью повторяют движения, которые они исполняли в пятой фигуре.
Восьмая фигура
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—8-й такты мальчики в каждой паре, разъединив руки и повернувшись лицом к центру круга, снова кладут руки на плечи друг другу и исполняют восемь раз движение № 10, начиная с правой ноги.
На 9—11-й такты мальчики, разъединив руки, три раза исполняют движение № 16.
На 12-й такт мальчики исполняют движение № 17.
На 13—15-й такты мальчики еще три раза исполняют движение № 16.
На 16-й такт мальчики исполняют движение № 10 с правой ноги и в то же время три раза ударяют в ладоши (короткими хлопками сверху вниз, как ударяют в музыкальные тарелки).
Одновременно (на 1— 6-й такты) девочки еще раз повторяют движения пятой фигуры.
Девятая фигура
Повторяется первая мелодия музыки. Темп ускоряется.
На 1 — 16-й такты мальчики кладут руки себе на пояс и, повернувшись направо, идут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 9. На последний (16-й) такт мальчики, заканчивая движение № 9, поворачиваются лицом к центру и идут к девочкам. Те разъединяют руки и становятся с мальчиками в пары лицом к зрителям, как показано на рисунке 7.
Рис. 7
Начинается второй танец — «Чардаш».
ЧАРДАШ "ТУБАРОЗА"
Исполняется вторая мелодия музыки. Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый.
Танцующие каждой пары становятся лицом друг к другу (рис. 8).
Рис. 8
Мальчик правой рукой берет левую руку девочки. Свободные руки танцующие поднимают вверх.
Первая фигура
На 1—12-й такты пары исполняют три раза движение № 18. При этом на четвертую восьмую 1-го, 5-го и 9-го тактов танцующие поворачиваются спиной к зрителям. Исполняя движение № 18, пары слегка продвигаются к заднику сцены.
В конце 12-го такта пары останавливаются лицом к зрителям (рис. 7).
Вторая фигура
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—12-й такты в каждой паре мальчик берет левой рукой правую руку девочки и, исполняя движение № 19, поворачивается на месте вправо, обводя вокруг себя девочку. Девочка, положив правую руку себе на пояс, идет вокруг мальчика по ходу часовой стрелки, исполняя движение № 20. В конце 12-го такта танцующие возвращаются в исходное положение (рис. 7).
Примечание.
В этой фигуре подчеркиваются сила н ловкость мальчиков, легкость и изящество девочек. Танцующие каждой пары, весело улыбаясь, смотрят друг на друга.
Третья фигура
Повторяется вторая мелодия музыки.
В каждой паре танцующие исполняют следующее.
На 1—4-й такты мальчик, держа левой рукой правую руку девочки, а свою правую руку подняв вверх, исполняет на месте четыре раза движение № 21 (начиная с правой ноги). Одновременно девочка, исполняя три раза движение № 22 (начинает с правой ноги), кружится вправо (при этом она не разъединяет правой руки с мальчиком), оказывается в позе, показанной на рисунке 9, и четвертый раз исполняет движение № 22 на месте.
Рис. 9
На 5—6-й такты в каждой паре мальчик исполняет на месте два раза движение № 21, а девочка движением № 22
быстро раскручивается обратно (поворачивается влево). В конце 6-го такта пары опять становятся в исходное положение (рис. 7).
На 7—12-й такты повторяются движения 1—6-го тактов.
Примечание.
В этой фигуре мальчики левой рукой помогают девочкам быстрее поворачиваться, но делают это мягко, без рывков.
Четвертая фигура
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—4-й такты танцующие каждой пары, повернувшись лицом друг к другу и взявшись за обе руки, кружатся на месте, обходя друг друга против хода часовой стрелки движением № 22 (рис. 10).
Рис. 10
В конце 4-го такта танцующие возвращаются в исходное положение и разъединяют руки (рис. 8).
На 5—6-й такты девочки исполняют на месте движение № 23, а мальчики исполняют на месте движение № 24, Все танцуют очень живо, весело подзадоривая друг друга.
На 7—10-й такты повторяются движения 1—4-го тактов, но пары кружатся по ходу часовой стрелки.
На 11 — 12-й такты повторяются движения 5—6-го тактов. В конце 12-го такта танцующие становятся лицом к зрителям (рис. 7).
Пятая фигура
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—10-й такты мальчики исполняют движение № 25, поворачиваясь на месте влево. Одновременно каждая девочка, растянув руками юбку в стороны, движением № 22 бежит вокруг мальчика — своего партнера (против хода часовой стрелки; рис. 11).
Рис. 11
При этом она наклоняет корпус в сторону мальчика, глаза опускает вниз и лишь изредка лукаво взглядывает на него, чуть поднимая ресницы. Мальчик следит взглядом за девочкой и поворачивается следом за ней. За десять тактов танцующие обходят два с половиной круга.
На 11—12-й такты танцующие каждой пары подают друг другу обе руки и движением № 26 (с правой ноги) продолжают идти в том же направлении и в конце 12-го такта оказываются на своих местах (рис. 8).
Шестая фигура
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—12-й такты полностью повторяются движения, исполненные в первой фигуре «Чардаша».
Седьмая фигура
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—12-й такты девочки, растягивая руками юбочку в стороны, быстро кружатся на месте вправо, исполняя движение № 2. Одновременно мальчики исполняют на месте движение № 5.
Восьмая фигура
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—12-й такты девочки тем же движением продолжают кружиться на месте, но влево; одновременно каждый мальчик движением № 3 идет против хода часовой стрелки вокруг девочки — своей партнерши (для того чтобы движением № 3 продвигаться по кругу, нужно прыжки делать не на месте, а вперед).
Девятая фигура
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—12-й такты полностью повторяются движения третьей фигуры «Чардаша».
Десятая фигура
Повторяется вторая мелодия-музыки.
На 1—6-й такты девочки, растягивая руками юбочки в стороны, быстро кружатся на месте вправо движением № 22.
Одновременно мальчики, стоя на месте, щелкают каблуками и, подняв руки вверх, прищелкивают пальцами (большим и средним), переводя руки справа налево и слева направо.
На 7—12-й такты танцующие каждой пары кладут руки друг другу на плечи, сдвигают колени и движением № 7 (девочка — с правой ноги, мальчик — с левой) кружатся на месте по ходу часовой стрелки (рис. 12).
Рис. 12
Одиннадцатая фигура
Повторяется вторая мелодия музыки. Темп ускоряется.
На 1—11-й такты пары продолжают кружиться на месте движением № 7, но более стремительно.
На 12-й такт в каждой паре мальчик, взяв правой рукой левую руку девочки и подняв соединенные руки вверх, быстро поворачивает девочку вправо под поднятыми руками, и затем оба, топнув, останавливаются лицом к зрителям в позе, показанной на рисунке 13.
Рис. 13
Во время исполнения «Чардаша» танцующие могут иногда выкрикивать: «Хей, тубароза!» Крикнуть могут девочки, или мальчики, или все вместе. Это вносит еще большее оживление в танец.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног; пальцы рук сжаты в кулак; руки на бедрах.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать большой шаг вперед правой ногой, ступая с пятки (рис. 14, вид сбоку) на всю ступню (рис. 15, вид сбоку).
Рис. 14↓
Рис. 15↓
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать большой шаг вперед левой ногой, ступая с пятки на всю ступню.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать большой шаг вперед правой ногой, ступая с пятки на всю ступню.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать большой шаг вперед левой ногой, ступая с пятки на всю ступню.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) правую ногу отделить от пола и отвести вправо с вытянутым коленом.
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) правой ногой шаркнуть по полу (к левой ноге) и ударить правым каблуком о левый каблук.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу отделить от пола и отвести в сторону.
На счет «три» (третья четверть такта) левой ногой шаркнуть по полу (к правой ноге) и ударить левым каблуком о правый каблук.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза. Ноги в естественной позиции.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) пятку правой ноги повернуть к левой ноге и энергично щелкнуть каблуком правой ноги о каблук левой ноги. Каблук левой ноги сейчас же отвести влево (рис. 16).
Рис. 16
На счет «два» (вторая четверть такта) пятку левой ноги повернуть к правой и энергично щелкнуть каблуком левой ноги о каблук правой. Каблук правой ноги сейчас же отвести вправо.
На счет «три» (третья четверть такта) то же, что па счет «раз», но левая нога движения не делает.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
Примечание.
При исполнении движения корпус подтянут, голова приподнята шаги на 1—2-й такты решительные, с небольшой задержкой на пятке. Взмахи на 2—3 й такт энергичные, с выпрямленными коленями. Движение на 4-й такт исполняется на слегка согнутых коленях
Движение № 2
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки опущены вниз.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед на всю ступню правой ноги, колено слегка согнуть, левую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать шаг вперед на всю ступню левой ноги, колено слегка согнуть, правую ногу отделить от пола.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать шаг вперед на всю ступню правой ноги, одновременно левую ногу, согнутую в колене, высоко поднять, перекрещивая ею правую ногу. Левую руку слегка отвести назад, правую руку, согнутую в локте, и правое плечо слегка вывести вперед (рис. 17, вид сбоку).
Рис. 17
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) сделать прыжок на месте на правой ноге, в то же время ударить ладонью правой руки по голенищу левого сапога (с внутренней стороны).
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг назад левой ногой; правую руку опустить вниз.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать шаг назад правой ногой.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать шаг назад левой ногой, одновременно правую ногу, согнутую в колене, высоко поднять, перекрещивая ею левую ногу. Правую руку, согнутую в локте, и правое плечо слегка вывести вперед.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) сделать прыжок на месте на левой ноге. В то же время ударить ладонью правой руки по голенищу правого сапога с внутренней стороны.
3-й такт
Повторить движения, исполненные на 1-й такт.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) прыгнуть на левую ногу, поставив ее рядом с правой ногой и слегка согнув в колене; одновременно правую ногу, согнутую в колене, высоко поднять, повернув ступню к левой ноге. Ладонью левой руки ударить по голенищу правого сапога, правую руку поднять вверх (рис. 18, вид сбоку).
Рис. 18
На счет «два» (вторая четверть такта) перепрыгнуть на правую ногу, поставив ее рядом с левой ногой и слегка согнув в колене; одновременно левую ногу, согнутую в колене, высоко поднять, повернув ступню к правой ноге. Ладонью правой руки ударить по голенищу левого сапога, левую руку поднять вверх.
На счет «три» (третья четверть такта), подпрыгнув вверх, щелкнуть каблуками в воздухе и опуститься в естественную позицию. Руки поднять вверх (рис. 19).
Рис. 19
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
Движение № 3
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки округло подняты вверх и слегка разведены в стороны.
На счет «раз» (первая четверть такта), слегка повернувшись влево, сделать шаг левой ногой влево с ударом стопой об пол, колено согнуть. Правую ногу поднять от колена назад — вправо (рис. 20).
Рис. 20
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком на месте на левой ноге повернуться слегка вправо, колено выпрямить, правую ногу вытянуть вперед — вправо (рис. 21).
Рис. 21
На счет «три» (третья четверть такта) с ударом стопой об пол ступить на правую ногу, согнув ее в колене, левую ногу поднять от колена назад — влево.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) прыжком на месте на правой ноге повернуться влево (колено выпрямить), левую ногу вытянуть вперед — влево.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 4
Исполняется на два такта музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки округло подняты вверх и слегка разведены в стороны.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), слегка повернувшись влево, сделать шаг левой ногой влево с ударом стопой об пол; тяжесть тела перенести на левую ногу, колено согнуть, правую ногу поднять от колена назад — вправо (рис. 20).
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком на месте на левой ноге повернуться вправо, колено выпрямить, правую ногу вытянуть вперед — вправо (рис. 21).
На счет «три-четыре» (третья и четвертая четверти такта) наступить вперед на каблук правой ноги, левую ногу отделить от пола, повернуться на каблуке вправо и остановиться лицом к зрителям.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед левой ногой, правую ногу высоко поднять вперед; руки перевести в положение, показанное на рисунке 22 (вид сбоку)
Рис. 22
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком стать на правую ногу, поставив ее на место левой (колено слегка согнуть), а левую ногу поднять вперед и ладонью правой руки ударить по голенищу левого сапога (рис. 23, вид сбоку)
Рис. 23
На счет «три» (третья четверть такта), подпрыгнув вверх, щелкнуть каблуками в воздухе и опуститься в естественную позицию. Руки приподнять вверх и слегка согнуть в локтях.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
Движение № 5
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки опущены вниз.
На счет «раз» (первая восьмая такта) слегка согнуть колени обеих ног.
На счет «и» (вторая восьмая такта) выпрямить колени.
На счет «два-и-три-и-четыре-и» повторяются движения, исполненные на счет «раз-и».
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 6
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — шестая позиция ног. Руки приподняты вверх и чуть согнуты у головы.
Из-за такта приподняться на полупальцы обеих ног.
На счет «раз» (первая восьмая такта) опуститься на ступни обеих ног. Одновременно щелкнуть пальцами обеих рук (щелкать большим и средним пальцами).
На счет «и» (вторая восьмая такта) подняться на полупальцы обеих ног.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) то же, что на счет «раз-и».
На счет «три-и» (пятая и шестая восьмые такта) то же, что на счет «раз-и».
На счет «четыре-и» (седьмая и восьмая восьмые такта) пауза.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 7
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
Из-за такта правую ногу слегка отвести в сторону.
На счет «раз» (первая восьмая такта) правую ногу скользящим движением по полу подтянуть к левой ноге в третью позицию (правая нога — впереди).
На счет «и» (вторая восьмая такта) левой ногой сделать маленький шаг влево.
На счет «два-и-три-и-четыре-и» еще три раза повторить движения, исполненные на счет «раз-и».
Затем движение исполняется сначала.
б) Движение с левой ноги.
Из-за такта левую ногу слегка отвести в сторону.
На счет «раз» (первая восьмая такта) левую ногу скользящим движением по полу подтянуть к правой ноге в третью позицию (левая нога впереди).
На счет «и» (вторая восьмая такта) правой ногой сделать маленький шаг вправо.
На счет «два-и-три-и-четыре-и» еще три раза повторить движения, исполненные на счет «раз-и».
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 8
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта левую ногу отделить от пола.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать легкий прыжок левой ногой на полшага влево, правую ногу приподнять от колена назад, сзади левой ноги.
На счет «и» (вторая восьмая такта) переступить на правую ногу, ставя ее сзади левой ноги, левую ногу слегка отделить от пола.
На счет «два» (третья восьмая такта) переступить на левую ногу, ставя ее впереди правой ноги.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза. Затем правую ногу слегка отделить от пола.
На счет «три» (пятая восьмая такта) сделать легкий прыжок вправо на правую ногу. Левую ногу приподнять от калена назад, сзади правой ноги.
На счет «и» (шестая восьмая такта) переступить на левую ногу, ставя ее сзади правой ноги. Правую ногу слегка отделить от пола.
На счет «четыре» (седьмая восьмая такта) переступить на правую ногу, ставя ее впереди левой ноги.
На счет «и» (восьмая восьмая такта) пауза. Потом левую ногу отделить от пола.
Затем движение исполняется сначала.
Примечание.
Движение может начинаться и с правой ноги. В этом случае сначала нужно исполнить движения, описанные на счет «три-и-четыре-и», а потом на счет «раз-и-два-и».
Движение исполняется легко, грациозно.
Движение № 9
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать большой шаг вперед правой ногой, ступая с пятки (рис. 14) на всю ступню (рис. 15).
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать большой шаг вперед левой ногой, ступая с пятки на всю ступню.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
2—3-й такты
Повторить движения, исполненные на 1-й такт.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) пятку правой ноги повернуть к левой ноге и энергично щелкнуть каблуком правой ноги о каблук левой. Каблук левой ноги сейчас же отвести влево.
На счет «два» (вторая четверть такта) пятку левой ноги повернуть к правой ноге и энергично щелкнуть каблуком левой ноги о каблук правой. Каблук правой ноги сейчас же отвести вправо. На счет «три» (третья четверть такта) то же, что на счет «раз», но левая нога движения не делает.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза. Затем движение исполняется сначала.
Это движение является вариантом движения № 1.
Примечания, сделанные в движении № 1, следует выполнять и в движении № 9.
Движение № 10
То же, что на 4-й такт в движении № 1.
Движение № 11
Исполняется на два такта музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу слегка отделить от пола.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжочек на полупальцы правой ноги, ставя ее вправо, колено слегка согнуть; левую ногу отделить от пола и с согнутым коленом поднять назад — слегка вправо. Корпус слегка наклонить вперед.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на левую ногу, ставя ее за правой ногой; правую ногу слегка отделить от пола.
На счет «три» (третья четверть такта), выпрямив корпус, сделать небольшой шаг вправо правой ногой, левую ногу приподнять назад — слегка вправо (рис. 24, вид сзади).
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) подпрыгнуть на месте на полупальцах правой ноги, левая нога в том же положении (рис. 24).
Рис. 24
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) слегка прыгнуть на полупальцы левой ноги, ставя ее сзади правой; правую ногу, согнув в колене, слегка приподнять рядом с левой ногой.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать легкий прыжок на месте па полупальцах левой ноги, правая нога остается приподнятой.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать легкий прыжок вправо на полупальцы правой ноги, левую ногу, согнув в колене, приподнять рядом с правой ногой.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) сделать легкий прыжок на полупальцах левой ноги чуть влево, правую ногу, согнув в колене, слегка приподнять рядом с левой ногой.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 12
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта встать в положение, показанное на рисунке 25.
Рис. 25
На счет «раз» (первая четверть такта) правую ногу поставить рядом с левой, щелкнув каблуками обеих ног (колени прямые).
Правую руку резко отвести вправо, щелкнув пальцами (рис. 26).
Рис. 26
На счет «два» (вторая четверть такта) слегка согнуть колено левой ноги, правую ногу с согнутым коленом отвести вправо. Правую руку согнуть перед лицом (рис. 25).
На счет «три-четыре» (третья и четвертая четверти такта) то же, что на счет «раз-два».
Затем движение исполняется сначала (со счета «раз»).
Движение № 13
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта левую ногу, скользя носком по полу, вынести влево и перенести на нее тяжесть тела; правую ногу слегка отделить от пола.
На счет «раз» (первая четверть такта) легко прыгнуть на правую ногу (согнутую в колене), поставив ее накрест перед левой ногой. Одновременно повернуться на 90 градусов влево.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать небольшой шаг на полупальцы левой ноги, повернув слегка согнутое колено н носок левой ноги внутрь — к правой ноге; правую ногу так же повернуть на полупальцах носком и слегка согнутым коленом внутрь — к левой ноге. Одновременно повернуться еще на 90 градусов влево.
На счет «три» (третья четверть такта), скользнув по полу носками обеих ног, повернуть колени и носки наружу и, энергично щелкнув каблуками, опуститься с полупальцев на ступни в естественной позиции.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
Затем движение исполняется сначала. На каждый такт танцующий поворачивается на 180 градусов влево.
Руки все время подняты вверх и слегка согнуты.
Движение № 14
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) подпрыгнуть на левой ноге и согнуть ее в колене; правую ногу высоко поднять вперед и ладонью правой руки хлопнуть по голенищу правого сапога. Левую руку поднять, согнув в локте (рис. 27, вид сбоку).
Рис. 27
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать шаг вперед — вправо правой ногой, слегка согнув ее в колене; левую ногу с согнутым коленом поднять влево. Правую руку поднять (рис. 28, вид сбоку).
Рис. 28
На счет «три» (третья четверть такта), щелкнув каблуками, соединить ноги в естественной позиции. Руки в том же положении.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) топнуть полупальцами левой ноги, слегка согнув ее в колене; правую ногу отделить от пола и вытянуть вперед. Затем движение исполняется сначала.
Движение № 15
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки округло подняты вверх и слегка разведены в стороны.
а) Движение вправо.
Из-за такта левую ногу отделить от пола и вытянуть в левую сторону.
На счет «раз» (первая четверть такта) прыгнуть на левую йогу, ставя ее (с согнутым коленом) вправо впереди правой ноги; правую ногу со слегка согнутым коленом приподнять, как показано на рисунке 29.
Рис. 29
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком на полупальцах левой ноги продвинуться вправо (колено выпрямить); правую ногу, выпрямив в колене, поднять вправо (рис. 30).
Рис. 30
На счет «три» (третья четверть такта), продвигаясь вправо, щелкнуть в воздухе каблуками обеих ног и опуститься в естественную позицию.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) правой ногой сделать шаг вправо, левую ногу отделить от пола и вытянуть в левую сторону.
Затем движение исполняется сначала.
б) Движение влево.
Из-за такта правую ногу отделить от пола и вытянуть в правую сторону.
На счет «раз» (первая четверть такта) прыгнуть на правую ногу, ставя ее (с согнутым коленом) влево впереди левой ноги; левую ногу со слегка согнутым коленом приподнять.
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком на полупальцах правой ноги продвинуться влево (колено выпрямить); левую ногу, выпрямив в колене, поднять влево.
На счет «три» (третья четверть такта), продвигаясь влево, щелкнуть в воздухе каблуками обеих ног и опуститься в естественную позицию.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левой ногой сделать шаг влево; правую ногу отделить от пола и вытянуть в правую сторону.
Затем движение повторяется.
Движение № 16
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать небольшой прыжок влево левой ногой. Правую ногу поднять от колена назад — вправо и ладонью правой руки хлопнуть по голенищу правого сапога с наружной стороны. Левую руку поднять вверх.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать небольшой прыжок вправо правой ногой; левую ногу поднять от колена назад — влево и ладонью левой руки хлопнуть по голенищу левого сапога с наружной стороны. Правую руку поднять вверх.
На счет «три» (третья четверть такта) прыжком встать во вторую позицию, колени согнуть, одновременно наклонившись вперед, хлопнуть перед собой в ладоши и затем хлопнуть ладонью левой руки по голенищу левого сапога с внутренней стороны (каждый хлопок — на одну восьмую такта).
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) ладонью правой руки хлопнуть по голенищу правого сапога с внутренней стороны и затем подняться.
Движение № 17
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед левой ногой, правую ногу высоко поднять вперед. Руки поднять вверх, как показано на рисунке 22 (вид сбоку).
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком поменять положение ног: встать на правую, а левую поднять вперед и ладонью правой руки ударить по голенищу левого сапога (рис. 23, вид сбоку).
На счет «три» (третья четверть такта), подпрыгнув вверх, щелкнуть каблуками в воздухе и опуститься в естественную позицию. Руки приподнять вверх, слегка согнув в локтях.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
Движение № 18
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги (для девочки).
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать маленький шаг вправо правой ногой, левую ногу согнуть в колене, слегка отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подняться на полупальцы правой ноги, одновременно четко ударить об пол носком левой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) опуститься на всю ступню правой ноги, одновременно левую ногу, согнув в колене, слегка отделить от пола.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подняться на полупальцы правой ноги, одновременно четко ударить об пол носком левой ноги и повернуться вправо на 90 градусов (правую ногу при этом не отделять от пола, а повернуть на подушечке ступив вместе с корпусом вправо).
2-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) опуститься на всю ступню правой ноги. Левую ногу, согнув в колене, слегка приподнять от колена назад.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подняться на полупальцы правой ноги; одновременно четко ударить об пол воском левой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) опуститься на всю ступню правой ноги. Левую ногу, слегка приподнять от колена назад.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
3-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) ступить назад на левую ногу, перенеся на нее тяжесть тела; правую ногу слегка приподнять вперед.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подняться на полупальцы левой ноги, одновременно четко ударить об пол перед собой носком правой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) опуститься на всю ступню правой ноги, левую ногу слегка приподнять вперед.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подняться на полупальцы левой ноги, носком правой ноги четко ударить об пол перед собой. Одновременно повернуться влево на 180 градусов (левую ногу при этом не отделять от пола, а повернуться на подушечке ступни).
4-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) опуститься на всю ступню левой ноги, правую ногу слегка приподнять от колена назад.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подняться на полупальцы левой ноги, одновременно четко ударить об пол ноской правой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) опуститься на всю ступню левой ноги, правую ногу слегка приподнять от колена назад.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение исполняется сначала.
С началом движения на счет «раз», делая шаг (почти на месте) правой ногой, нужно повернуться на 90 градусов вправо (в исходное положение).
б) Движение с левой ноги (для мальчика).
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать маленький шаг влево левой ногой; правую ногу, согнув в колене, слегка отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подняться на полупальцы левой ноги, одновременно четко ударить об пол носком правой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) опуститься на всю ступню левой ноги; одновременно правую ногу, согнув в колене, слегка отделить от пола.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подняться на полупальцы левой ноги, одновременно четко ударить об пол носком правой ноги и повернуться влево на 90 градусов (левую ногу при этом не отделять от пола, а повернуть на подушечке ступни вместе с корпусом влево).
2- й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) опуститься на всю ступню левой ноги; правую ногу, согнув в колене, слегка приподнять от колена назад.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подняться на полупальцы левой ноги, одновременно четко ударить об пол носком правой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) опуститься на всю ступню левой ноги, правую ногу слегка приподнять от колена назад.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
3-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) ступить назад на правую ногу, перенеся на нее тяжесть тела; левую ногу слегка приподнять вперед.
На счет «и» (вторая восьмая такта) подняться на полупальцы правой ноги; одновременно четко ударить об пол перед собой носком левой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) опуститься на всю ступню левой ноги, правую ногу слегка приподнять вперед.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подняться на полупальцы правой ноги, носком левой ноги четко ударить об пол перед собой. Одновременно повернуться вправо на 180 градусов (правую ногу при этом не отделять от пола, а повернуть на подушечке ступни вместе с корпусом вправо).
4-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) опуститься на всю ступню правой ноги. Левую ногу слегка приподнять от колена назад
На счет «и» (вторая восьмая такта) подняться на полупальцы правой ноги; одновременно четко ударить об пол носком левой ноги.
На счет «два» (третья восьмая такта) опуститься на всю ступню правой ноги, левую ногу слегка приподнять от колена назад.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение исполняется сначала.
На счет «раз», делая шаг (почти на месте) левой ногой, нужно повернуться па 90 градусов влево (в исходное положение).
При танце парами девочка исполняет движение № 18 с правой ноги, а мальчик — с левой.
Исходное положение танцующих в паре: стоять лицом друг к другу; мальчик правой рукой держит левую руку девочки, свободные руки танцующие поднимают вверх (рис. 31, вид сбоку)
Рис. 31
При первом повороте, на 90 градусов (на четвертую восьмую 1-го такта), девочка и мальчик становятся боком друг к другу, соединенные руки выводят перед собой (рис. 32. вид сзади).
Рис. 32
При втором повороте, на 180 градусов (на четвертую восьмую 3-го такта), девочка и мальчик мягко меняют положение рук и становятся, как показано на рисунке 33. Перед повторением движения девочка и мальчик становятся в исходное положение (рис. 31).
Движение исполняется легко и задорно. Опускаться на ступню и подниматься на полупальцы пружинно: на «раз» колени согнуть, на «и» выпрямить, на «два» согнуть, на «и» выпрямить.
Рис. 33
Движение № 19
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) подпрыгнуть на месте на левой ноге, правую ногу, согнув в колене, поднять вперед (рис. 34) и ладонью правой руки ударить по голенищу правого сапога с внутренней стороны.
Рис. 34
На счет «два» (вторая четверть такта) еще раз подпрыгнуть на месте на левой ноге, правую ногу отвести от колена назад — вправо и ладонью правой руки ударить по голенищу правого сапога с наружной стороны (рис. 35).
Рис. 35
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) перепрыгнуть на правую ногу, поставив ее рядом с левой ногой, одновременно левую ногу легким взмахом отвести от колена назад — вправо и ладонью правой руки ударить о левый каблук (рис. 36).
Рис. 36
На счет «два» (вторая четверть такта) опустить левую ногу к правой в естественную позицию.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 20
Исполняется на три такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок вперед на полупальцы правой ноги, одновременно левую ногу приподнять от колена назад.
На счет «два» (вторая четверть такта) подскочить на полупальцах правой ноги, левую ногу, разогнув в колене, взмахом мягко перенести вперед.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок вперед на полупальцы левой ноги, одновременно правою ногу поднять от колена назад.
На счет «два» (вторая четверть такта) подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу, разогнув в колене, взмахом мягко перенести вперед.
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу отвести от колена назад к левой ноге, перекрещивая ее.
На счет «два» (вторая четверть такта) подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу, разогнув в колене, мягко вытянуть вперед.
Затем движение исполняется сначала.
Все прыжки и подскоки этого движения, как видно из описания, делаются на полупальцах. Прыжки исполняются легко, грациозно. Взмахи ногами исполняются мягко и очень невысоко от пола.
Движение № 21
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать небольшой прыжок вправо на полупальцы правой ноги, левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) левую ногу поставить назад за правую ногу, в пятую позицию; правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (третья восьмая такта) прыгнуть на правую ногу, поставив ее с ударом об пол рядом с левой ногой; левую ногу быстрым, резким движением поднять вперед.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение начинается с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать небольшой прыжок влево на полупальцы левой ноги, правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) правую ногу поставить назад за левую ногу в пятую позицию, левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (третья восьмая такта) прыгнуть на левую ногу, поставив ее с ударом об пол рядом с правой ногой; правую ногу быстрым, резким движением поднять вперед.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение начинается с правой ноги.
Движение № 22
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед на полупальцах правой ноги, левую ногу слегка отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед на полупальцах левой ноги, правую ногу слегка отделить от пола.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед на полупальцах правой ноги, левую ногу слегка отделить от пола и вынести вперед.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед на полупальцах левой ноги, правую ногу слегка отделить от пола.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед на полупальцах правой ноги, левую ногу слегка отделить от пола.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать небольшой шаг вперед на полупальцах левой ноги, правую ногу слегка отделить от пола и вынести вперед.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение исполняется с правой ноги.
Движение № 23
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать маленький прыжок назад на обе ноги (колени слегка согнуть). Одновременно хлопнуть в ладоши перед собой.
На счет «два» (вторая четверть такта) подпрыгнуть на месте на левой ноге, в то же время правую ногу легким взмахом отвести от колена назад — вправо и ладонью правой руки ударить по голенищу правого сапожка с наружной стороны.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) прыжком соединить ноги в естественную позицию, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой.
На счет «два» (вторая четверть такта) руки развести в стороны, ноги в естественной позиции.
Движение № 24
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать прыжок па обе ноги, слегка расставив их в стороны (колени согнуты). Одновременно ладонями обеих рук ударить по голенищам сапог с наружной стороны.
На счет «два» (вторая четверть такта) подпрыгнуть на месте на левой ноге, сильно ударив стопой об пол, в то же время правую ногу легким взмахом отвести от колена назад — вправо и ударить ладонью правой руки по голенищу правого сапога с наружной стороны.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) прыжком соединить ноги в исходное положение, щелкнув каблуками.
На счет «два» (вторая четверть такта) подпрыгнуть на месте на левой ноге, сильно ударив стопой об пол, в то же время правую ногу легким взмахом, разогнув колено, перевести по воздуху вперед.
Движение № 25
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта подняться на полупальцы обеих ног.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать маленький прыжок на месте на обеих ногах, в то же время ладонями рук хлопнуть по бедрам.
На счет «и» (вторая восьмая такта) то же, что на счет «раз».
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать третий прыжок на обеих ногах и опуститься с сильным ударом ступнями об пол, одновременно хлопнуть ладонями по бедрам.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Движение № 26
Исполняется па два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий шаг на полупальцах правой ноги, левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать легкий шаг на полупальцах левой ноги, правую ногу чуть отделить от пола.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий шаг на полупальцах правой ноги, левую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу с ударом стопой об пол подставить к правой ноге и слегка присесть на обеих ногах.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий шаг на полупальцах левой ноги, правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать легкий шаг на полупальцах правой ноги, левую ногу чуть отделить от пола.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий шаг на полупальцах левой ноги, правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу с ударом стопой об пол подставить к левой ноге и слегка присесть на обеих ногах.
Затем движение исполняется с правой ноги.