Муа Нон. Вьетнамский танец для детей
Танец со шляпами.
Во вьетнамском танце «Муа нон» отражены отдельные моменты сбора чая. Девочки и мальчики собирают чайные листья в большие шляпы, сделанные из сухих пальмовых листьев. Танец, очень выразительный, красочный, пластичный, исполняется под музыку (рояль и аккордеон) и пение участников. В танце участвуют четыре девочки и четыре мальчика (количество участников можно увеличить).
Поскольку наши ребята не знают вьетнамского языка, мы рекомендуем петь мелодию танца без слов.
Музыка народная. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренно-медленный.
Муа Нон. Вьетнамский танец для детей. Ноты. Нажмите
КОСТЮМЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Костюм девочки.
Черные брюки из легкой материи, белая кофта с ярко-красной вставкой, без воротника. Рукава длинные, узкие. Поверх кофты надевается длинный зеленый пояс (шириной 18—20 сантиметров), который завязывается впереди в одну петлю. Затем надевается халат длиной чуть ниже колен. Передние полы халата имеют продольный разрез от талии вниз и завязываются впереди также в одну петлю. Халат может быть розового или желтого, зеленого цвета светлого, мягкого тона.
На голове — венок из материи, свитой жгутом (диаметром 4—5 сантиметров). Сверху надевается черный платок, сложенный косынкой и завязанный сзади узлом. На ногах — темные тапочки.
Костюм мальчика.
Такой же, как в танце Соэ Куат. Вьетнамский танец для детей, или темно-голубые брюки, синяя кофта с небольшим стоячим воротничком, застегивающаяся спереди. Ворот и края кофты отделаны светло-желтой полосой с синими поперечными полосками. Поверх кофты — белый или слегка желтоватый длинный пояс (шириной в 16—20 сантиметров), завязывающийся спереди в одну петлю. На голове — маленькая круглая с донышком шапочка бордового цвета. На ногах — темные тапочки.
Каждый танцующий (девочка и мальчик) держит в руках шляпу, которую можно сделать из белого картона (если белого картона нет, то обыкновенный картон оклеивается белой бумагой) . Из листа картона вырезается круг, в одном месте делается разрез по радиусу, затем круг складывается конусом. Наружная часть шляпы оклеивается продольными полосками белой бумаги. Край шляпы оклеивается (или окрашивается полоской красного или синего цвета. Внутри шляпа украшается яркими изображениями цветов, птиц, бабочек (они рисуются отдельно, вырезаются и затем наклеиваются на внутреннюю сторону шляпы).
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца девочки находятся за последней правой кулисой, мальчики — за последней левой кулисой.
Первая фигура
Исполняются 1—32-й такты музыки.
На 1—8-й такты танцующие выходят на сцену и идут по диагонали (рис. 1) на авансцену, исполняя движение № 1 (все начинают с правой ноги).
Рис. 1
На 9—12-й такты танцующие исполняют движение № 1 на месте.
На 13—24-й такты тем же движением танцующие расходятся: девочки — вправо, мальчики — влево, и идут в глубину сцены до середины задника (рис. 2).
Рис. 2
На 25—32-й такты девочки и мальчики, встретившись в глубине сцены, идут парами посередине, исполняя движение № 1, и доходят до авансцены (рис. 3).
Рис. 3
Вторая фигура
Исполняются 33—58-й такты музыки.
На 33—45-й такты танцующие, исполняя движение № 2, расходятся: девочки — вправо, мальчики — влево, и идут до задних углов сцены (рис. 4).
Рис. 4
На 46—58-й такты тем же движением танцующие идут по диагонали через центр к нижним углам сцены (см. пунктирную линию на рисунке 4). При встрече в центре сначала проходит девочка, потом мальчик, потом снова девочка, потом мальчик, и т. д.
Третья фигура
Исполняются 1—32-й такты музыки.
На 1—16-й такты танцующие, исполняя движение № 2, идут от передних углов сцены к заднику сцены (рис. 5).
Рис. 5
На 17—32-й такты девочка и мальчик каждой пары, встречаясь у задника сцены, меняются местами (рис. 6) и идут движением № 3 лицом к зрителям, перестраиваясь в одну колонну парами (рис. 3).
Рис. 6
Четвертая фигура
Исполняются 33—58-й такты музыки.
На 33—45-й такты, дойдя до авансцены, каждый мальчик подает девочке согнутую в локте правую руку, на которою девочка кладет свою левую руку. Свободную руку с шляпой танцующие поднимают вверх (рис. 7), глядя друг на друга, идут парами движением № 4 по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 8, и останавливаются у середины авансцены.
Рис. 7
Рис. 8
На 46—58-й такты танцующие, исполняя движение № 5 (девочки — вправо правой ногой, мальчики — влево левой ногой), раздвигаются, образуя угол, как показано на рисунке 9. На последнюю четверть 58-го такта все опускают руку с шляпой вниз. Каждый берет шляпу за конус левой рукой.
Рис. 9
Пятая фигура
Исполняются 1—32-й такты музыки.
На 1—32-й такты девочки и мальчики «собирают в шляпы чайный лист» (движение № 6).
Шестая фигура
Исполняются 33—58-й такты музыки.
На 33—58-й такты девочки и мальчики поднимают шляпы с собранным «чайным листом» и, глядя друг на друга, идут парами движением № 7 по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 10.
Рис. 10
В конце 58-го такта танцующие выстраиваются в две линии на авансцене и поворачиваются лицом к зрителям (рис. 11).
Рис. 11
Седьмая фигура
Исполняются 1—32-й такты музыки.
На 1—8-й такты танцующие исполняют на месте движение № 8.
На 9—16-й такты танцующие повторяют движение № 8. Девочки исполняют его, стоя на левом колене.
На 17—20-й такты танцующие в позе, показанной на рисунке 12, как бы смотрятся в зеркало (кусочек которого как бы находится внутри шляпы в конусе), поправляют волосы. Девочки при этом сидят на пятке левой ноги.
Рис. 12
На 21—24-й такты танцующие берут шляпу левой рукой, переводят влево и снова как бы смотрятся в зеркало (рис. 13). Девочки продолжают сидеть на пятке левой ноги.
Рис. 13
На 25—28-й такты повторяются движения 17—20-го тактов, но девочки и мальчики, смотрясь в зеркало, поправляют ворот.
На 29—32-й такты повторяются движения 21—24-го тактов, но на последний (32-й) такт девочки поднимаются, и каждая становится с мальчиком — своим партнером, в пару, положив свою левую руку на поданную мальчиком правую руку (согнутую в локте). Свободной рукой танцующие держат шляпу конусом вниз, прижимая ее локтем к корпусу (рис. 14).
Рис. 14
Восьмая фигура
Исполняются 33—58-й такты музыки.
На 33—45-й такты девочки и мальчики парами, смотря друг на друга, в позе, показанной на рисунке 14, идут движением № 4 по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 8.
На 46—58-й такты каждая пара, дойдя до середины авансцены, разъединяет руки, и девочка уходит направо, мальчик — налево. Танцующие идут мимо кулис, глядя друг на друга и приветственно помахивая свободной рукой, как бы прощаясь друг с другом (рис. 15), и постепенно уходят, скрываясь за кулисами в глубине сцены.
Рис. 15
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Разучивание танца «Муа нон» представляет для исполнителей известную трудность, заключающуюся в большой координации движений рук, ног и корпуса. Шаги в танце «Муа нон» небольшие, мягкие. Движения рук пластичны, особую выразительность придают им различные взмахи и вращательные движения шляпой. Вьетнамцы очень легко и ловко делают движения с шляпой. Чтобы добиться такой ловкости, необходимо специально выучить отдельные движения с шляпой и потренироваться. Держать шляпу нужно четырьмя пальцами с внешней стороны и одним (большим) пальцем с внутренней стороны (рис. 16).
Рис. 16
Движение № 1
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение— естественная позиция ног. Руки опущены вниз Девочка правой рукой держит шляпу, как показано на рисунке 17. Мальчик так же держит шляпу, но левой рукой (рис. 17).
Рис. 17
Из-за такта правую ногу отделить от пола и слегка согнуть в колене.
На счет «раз» (первая восьмая такта) ударить об пол носком правой ноги сзади левой ноги. Руки при этом отвести влево, корпус слегка наклонить влево, голову повернуть и смотреть на шляпу (рис. 18).
Рис. 18
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать шаг вперед правой ногой (с пятки на всю ступню). Левую ногу слегка отделить от пола. Руки в том же положении.
На счет «два» (третья восьмая такта) ударить об пол носком левой ноги сзади пятки правой ноги. Корпус наклонить вправо, руки также перевести вправо. Шляпу открыть вправо, как показано на рисунке 19.
Рис. 19
На счет «и» (четвертая восьмая такта) сделать шаг вперед левой ногой (с пятки на всю ступню), правую ногу слегка отделить от пола. Руки в том же положении.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 2
В этом движении шаги те же, что в движении № 1, но движение рук иное: танцующие берут шляпу обеими руками, поднимают вверх и переводят: на счет «раз» — девочки вправо, мальчики — влево (рис. 20). на счет «два» наоборот: девочки — влево, мальчики — вправо (рис. 21).
Рис. 20
Рис. 21
Движение № 3
Шаги те же, что в движении № 1, но опять меняются движения руками. Танцующие держат шляпу обеими руками, опущенными вниз, и переводят ее: на счет «раз» девочки — влево, мальчики — вправо (рис. 22), на счет «два» девочки — вправо, мальчики — влево (рис. 23).
Рис. 22
Рис. 23
Движение № 4
Исполняется парами на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Положение рук я корпуса показано на рисунке 7.
Из-за такта слегка присесть на обеих ногах. Шляпой сделать вращательное движение (сначала по направлению к лицу), не опуская ее вниз.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед правой ногой, ставя ее с легким ударом на всю ступню. Левую ногу слегка отделить от пола. Колени обеих ног выпрямить. Руку с шляпой вернуть в исходное положение (рис. 7).
На счет «и» (вторая восьмая такта) левую ногу подставить на низкие полупальцы к правой ноге и слегка присесть на обеих ногах. Повторить вращательное движение с шляпой.
На счет «два» (третья восьмая такта) повторить движения, исполненные на счет «раз».
На счет «и» (четвертая восьмая такта) повторить движения, исполненные на вторую восьмую такта.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 5
Исполняется в том же порядке, что и движение № 4, но шаги нужно делать не вперед, а в сторону: вправо (шаг вправо правой ногой, левую ногу подставить к правой на полупальцы, присесть, снова сделать шаг вправо правой ногой, и т. д.) или влево (шаг левой ногой влево, правую ногу подставить на полупальцах к левой, присесть, снова сделать шаг влево левой ногой, и т. д.).
Движение № 6
«Сбор чая»
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — правая нога на расстоянии небольшого шага впереди левой. Левой рукой держат шляпу за конус, опушенный вниз.
1-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) перенести тяжесть тела на левую ногу и, наклонившись вперед вправо, легким движением как бы сорвать лист с чайного дерева (снизу) двумя пальцами — большим и средним (рис. 24).
Рис. 24
2-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта), чуть приподнявшись, сорвать лист с куста повыше (рис. 25).
Рис. 25
3-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта), выпрямившись, повернуться влево, тяжесть тела перенести на правую ногу и круговым движением бросить (сверху вниз) «чайные листы» в шляпу (рис. 26).
Рис. 26
4-й такт
Пауза. Танцующие стоят в той же позе (рис, 26).
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 7
В этом движении шаги такие же, как в движении № 1, но шляпы подняты, и их держат конусом вниз: девочки — на правом плече, мальчики — на левом (рис. 27), потом наоборот: девочки переводят шляпы на левое плечо, мальчики — на правое, меняя положение на каждый такт музыки. При исполнении этого движения шляпу нужно держать так, чтобы большой палец был снаружи шляпы, а четыре остальных пальца — внутри шляпы.
Рис. 27
Движение № 8
Исполняется на восемь тактов музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Танцующий держит шляпу конусом вниз на плече (девочки — на правом, мальчики — на левом).
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), чуть наклоняясь вперед, повернуть шляпу на полкруга от себя и остановить в положении, как показано на рисунке 28 (танцующие как бы высыпают «чайный лист» на землю).
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
Рис. 28
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), продолжая наклоняться вперед (девочка слегка приседает), повернуть шляпу в том же направлении еще на полкруга и остановить в положении, которое показано на рисунке 29.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
Рис. 29
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) повернуть шляпу еще на полкруга от себя в положение, показанное на рисунке 28 (девочка при этом становится на левое колено).
На счет «два» (вторая четверть такта) повернуть шляпу еще раз на полкруга в том же направлении в положение, показанное на рисунке 29.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) повернуть шляпу в том же направлении еще раз на полкруга в положение, показанное на рисунке 30.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
Рис. 30
5-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) повернуть шляпу на полкруга в обратном от предыдущего направлении (к себе) в положение, показанное на рисунке 29.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
6-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) повернуть шляпу еще раз на полкруга в том же направлении (к себе) в положение, показанное на рисунке 31.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
Рис. 31
7-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) повернуть шляпу в том же направлении еще раз на полкруга, слегка поднимая руки вправо.
На счет «два» (вторая четверть такта) повернуть шляпу в том же направлении еще раз на полкруга, продолжая поднимать руки к правому плечу.
8-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) быстро повернуть шляпу еще два раза в том же направлении и поставить ребром на плечо (девочка садится на пятку левой ноги). Смотреть на шляпу (рис. 32).
Рис. 32
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
В этом движении известную трудность представляет вращение шляпы. Вращать шляпу нужно быстро перебирая пальцами.