Музыка - душа моя! Творчество М. И. Глинки
Действующие лица:
- Ведущий
- Четыре чтеца
- Ассистенты
Музыкальный материал:
Фрагменты из произведений М.И. Глинки:
- увертюра к опере «Руслан и Людмила»;
- хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»;
- рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин»;
- песня Вани из оперы «Иван Сусанин»;
- ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила»;
- «Попутная песня» на стихи Н. Кукольника;
- романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. Пушкина;
- песня «Жаворонок» на стихи Н. Кукольника;
- симфоническая фантазия «Камаринская».
Наглядный материал и игровые пособия:
- карточки 20x20 см с буквами Г, Л, И, Н, К, А;
- пять карточек с фамилиями А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский;
- 5 карточек с афоризмами (к конкурсу «Знакомые афоризмы»);
- портреты русских композиторов-классиков;
- 8 карточек с именами персонажей опер М. Глинки: Людмила, Руслан, Сусанин, Ваня, Антонида, Наина, Черномор, Собинин;
- 15 листов АЗ с нотной записью трех музыкальных тем (по пять фрагментов каждой темы) к конкурсу «Сложи мелодию».
Дети распределены на три команды.
Звучит фрагмент увертюры к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Ведущий
Михаил Иванович Глинка - великий композитор, с именем которого связано создание русской классической школы. Его светлая и жизнеутверждающая музыка поражает пленительной красотой мелодий, напевностью, ясностью гармонии, стройностью формы, разнообразием жанров. Глинка гениально сумел проникнуть в интонации народной музыки, уловить ее национальные особенности и создать музыку, которую современники воспринимали подчас как музыку подлинно народную. Музыковед Асафьев писал: «Так как народная песня всегда была душой русской музыки, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее. Поэтому Глинка как народное песенное творчество - поистине живой родник всей русской музыки».
Начнем с конкурса «Разминка».
На карточках - шесть букв фамилии композитора: Г, Л, И, Н, К, А.
Шестеро ассистентов поочередно поднимают каждый свою букву, с которой будет начинаться ответ.
Выходят шесть ассистентов с карточками.
Буква Г
• Назовите фамилию великого австрийского классика, музыку которого Глинка настойчиво изучал. (Й. Гайдн.)
• Назовите персонаж оперы «Руслан и Людмила», который передал Руслану волшебный меч. (Голова.)
• Назовите страну, где не раз бывал Глинка, где он учился у известного музыкального теоретика Зигфрида Дена и, наконец, где провел свои последние 10 месяцев жизни. (Германия.)
Буква Л
• Назовите главную героиню сказочной оперы Глинки. (Людмила.)
• Назовите фамилию великого венгерского пианиста, композитора и дирижера, который восхищенно отозвался о музыке Глинки и сделал виртуозное переложение для фортепиано «Марша Черномора». (Лист.)
Ведущий (поясняет)
О первом знакомстве Ф. Листа с оперой «Руслан и Людмила» мы узнаем из письма М. Балакирева: «Глинка рассказал мне, что, желая испытать Листа в чтении партитур, он положил ему на пюпитр партитуру своей интродукции “Руслана”, написанную на бумаге в 24 строки, на которых едва уместились партии оркестра, хора, соло и военного оркестра. Лист, совсем не зная этой музыки, сыграл ее, как будто он был хорошо знаком с ней, делая правильное выражение, где следовало, проявляя то необычайное художественное чутье, которое свойственно только натурам гениальным. Глинка был этим поражен».
• Назовите имя и фамилию младшей, горячо любимой сестры Глинки, которая трепетно, с любовью относилась к творчеству брата и с которой он делился своими творческими планами. (Людмила Ивановна Шестакова.)
Буква И
• Как называется монументальная хоровая сцена, предшествующая I действию оперы «Ивана Сусанина»? (Интродукция.)
• Назовите имя главного героя оперы Глинки. (Иван Сусанин.)
• Глинка много путешествовал. В какой стране он написал свои превосходные симфонические увертюры: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»? (В Испании.)
Буква Н
• Назовите село в Смоленской губернии, где родился будущий композитор. (Новоспасское.)
• Назовите злую и коварную волшебницу - персонаж оперы Глинки «Руслан и Людмила». (Наина.)
• Назовите симфоническую увертюру, сочиненную Глинкой под впечатлением быта, природы и музыки Испании. («Ночь в Мадриде».)
Буква К
• Назовите преподавателя русской словесности и воспитателя Глинки в Благородном пансионе, друга Пушкина и будущего декабриста. (В. Кюхельбекер.)
• Назовите известного современника Глинки, поэта, автора текста «Попутной песни». (Н. Кукольник.)
• Назовите симфоническую фантазию Глинки, написанную на две русские народные темы. («Камаринская».)
Буква А
• Назовите главную героиню оперы Глинки «Иван Сусанин». (Антонида.)
• Назовите симфоническую увертюру, сочинённую Глинкой в 1845 году на темы испанских народных танцев. («Арагонская хота».)
• Назовите сольный номер в опере. (Ария.)
Музыкальная пауза
Ведущий
Маленький, болезненный мальчик не получил профессионального музыкального образования, но необыкновенное упорство, страсть к знаниям позволили ему достичь величайших вершин в сочинении музыки.
В детстве Глинка учился игре на фортепиано у гувернантки, а на скрипке его обучал крепостной из дядюшкиного оркестра. Совершенствуя свою игру на фортепиано, Глинка стал прекрасным пианистом. Он вспоминал свои детские годы:
«Гувернантка Варвара Федоровна была хитра на выдумки как только мы с сестрой начали кое-как разбирать ноты и попадать на клавиши, то сейчас она приказала приладить доску к фортепиано над клавишами так, что играть было можно, но нельзя было видеть рук и клавишей, и я с самого начала привык играть, не смотря на пальцы».
Маленький Глинка еще в детстве выразил свое отношение к музыке и сказал слова, ставшие афоризмом.
Подберите автора к данным афоризмам. Один из них принадлежит М.И. Глинке.
Конкурс «Знакомые афоризмы»
Ведущий раздает каждой команде пять карточек с фамилиями композиторов и пять - с афоризмами:
• «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». (Даргомыжский.)
• «В сущности, мой род - это сказки, былины и, непременно, русские». (Римский-Корсаков.)
• «Музыка - душа моя». (Глинка.)
• «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые призывают её». (Чайковский.)
• «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей». (Мусоргский.)
Проверка задания
Ведущий
Глинка был знаком с выдающимися людьми своего времени. В музыкально-литературных салонах Санкт-Петербурга он общался с В. Одоевским, А. Варламовым, поэтами А. Пушкиным, А. Грибоедовым, В. Жуковским, А. Дельвигом. Сейчас вы услышите воспоминания современников о трех великих русских композиторах, в числе которых был и Глинка. Назовите о ком идет речь.
Конкурс «Воспоминания современников»
На подготовленном к конкурсу стенде находятся портреты русских композиторов - М. Глинки, А. Бородина и М. Мусоргского. После чтения воспоминаний капитаны по очереди зачитывают ответы своих команд.
Входят три чтеца.
1-й чтец
«Я невольно поддавался обаянию этого исключительно симпатичного человека. Его изумительное добродушие и юмор вносили в беседу какую-то атмосферу душевного тепла. Добродушный, мягкосердечный, бесконечной доброты, он в то же время был способен на проявление большой силы духа. Вечно живой, веселый, приветливый, шутливый, он любил примешивать шутливо к самым серьезным делам. Например, он любил шутиливо повторять: “Никогда не делай сегодня того, что можешь сделать завтра". Приходя к нему, я часто заставал его работающим в химической лаборатории, которая помещалась рядом с его квартирой.
Докончив работу, он уходил со мной к себе домой, и мы принимались за музыкальные действия или беседы, среди которых он вскакивал, бегал снова посмотреть, не перегорело
или не перекипятилось ли там что-то, а затем возвращался и мы продолжали начатую музыку». (О Бородине.)
2-й чтец
«Он был роста миниатюрного, брюнет с очень серьёзным, задумчивым лицом, окаймленным узкими, черными, как смоль, бакенбардами, черный фрак застегнут доверху, белые перчатки, осанка чинная, горделивая. Необыкновенно умные глаза его блистали ярким огнем. Свою музыку он почти всегда играл на память. Могуче-гениальный как творец музыки, он был столь же гениален и в исполнении вокальном. Можно прямо сказать: кто не слыхал романсов спетых им самим, тот их не знает». (О Глинке.)
3-й чтец
«Я встретил его на вечере у главного доктора госпиталя, куда приглашались дежурные врачи и офицеры. Семнадцатилетний, избалованный жизнью, легкими успехами в учебе, службе, еще не осознающий себя как музыкант редкой одаренности, он обладал всеми внешними достоинствами офицера: имел изящные, аристократические манеры, ходил на цыпочках “петушком”, одевался франтиком, прекрасно говорил по-французски, немного сквозь зубы, еще лучше танцевал, играл великолепно на фортепиано и прекрасно пел. Будущность ему улыбалась». (О Мусоргском.)
Исполняется фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.
Ведущий
Говоря об операх Глинки, Одоевский писал: «С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не на ходят в Европе - новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем положа руку на сердце есть дело не только таланта, но гения».
В конкурсах «Оперная мозаика» и «Назови героя оперы» команды будут отвечать по очереди.
Конкурс «Оперная мозаика»
• Назовите первую русскую классическую оперу. («Иван Сусанин».)
• Сколько опер написал Глинка? (Две.)
• Как называются оперы Глинки? («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».)
• Каково первоначальное название оперы «Иван Сусанин»? («Жизнь за царя».)
• Фарлаф, Ратмир, Наина — персонажи оперы ... («Руслан и Людмила».)
• В какой опере звучит известный хор «Славься». («Иван Сусанин».)
• Кто был автором литературного произведения, которое легло в основу оперы Глинки «Руслан и Людмила»? (Пушкин.)
• Были ли знакомы Глинка и Пушкин? (Да.)
Ведущий (поясняет)
Глинка вспоминал: «На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о своей поэме «Руслан и Людмила» сказал, что он бы многое переделал. Я (Глинка) желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения».
• О каких двух братьях идет речь в опере «Руслан и Людмила»? (О Голове и Черноморе.)
• Мальчик-сирота Ваня - персонаж оперы ... («Иван Сусанин».)
• Назовите город, где прошли премьеры обеих опер Глинки. (Санкт-Петербург.)
• Когда происходили события, отображенные в опере «Иван Сусанин»? (В 1613 году.)
Конкурс «Назови героя оперы»
Ведущий
Определите, кому принадлежат данные слова:
«Ты взойдёшь моя заря!
Над миром свет прольёшь!
Последний раз взойдёшь
Лучом приветным горя».
(Сусанин.)
«Как мать убили
У малого птенца,
Остался птенчик сир и гладей в гнезде».
(Ваня.)
«О поле, поле
Кто тебя усеял
Мёртвыми костями?»
(Руслан.)
«Не о том скорблю подруженьки,
Я горюю не о том,
Что мне жалко доли девичьей,
Что оставлю отчий дом».
(Антонида.)
«Страха не страшусь,
Смерти не боюсь,
Лягу за святую Русь».
(Сусанин.)
«Безумный волшебник!
Я - дочь Светозара».
(Людмила.)
Ведущий
В следующем конкурсе - «Знакомые персонажи» прозвучат голоса действующих лиц опер Глинки. Их имена вы покажете, выбрав из нескольких карточек нужную.
Конкурс «Знакомые персонажи»
Ведущий раздает командам по 8 карточек с именами героев опер: Людмилы, Руслана, Сусанина, Вани, Антониды, Наины, Черномора, Собинина. Нужную карточку с именем персонажа команды показывают после прослушивания музыкального отрывка.
Звучат фрагменты: Рондо Антониды из I действия оперы «Иван Сусанин»; песня Вани из III действия оперы «Иван Сусанин»; ария Руслана из II действия оперы «Руслан и Людмила».
Ведущий
А теперь наш конкурс капитанов. Капитаны, выходите и слушайте вопрос, ответ к которому вы напишите на листке, а затем прочитаете вслух!
Выходит 4-й чтец.
4-й чтец
Задумчив едет наш Руслан
И видит сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе - слышит
Чудесный холм как будто дышит.
Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом,
Но шевеля пугливым ухом,
Конь упирается, дрожит,
Трясёт упрямой головою,
И грива дыбом поднялась.
Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь,
Яснеет, смотрит храбрый князь
И чудо видит пред собою!
А. С. Пушкин
Уходит.
Ведущий
Напишите, какое чудо увидел пред собой Руслан?
Капитаны пишут ответ: Голова.
Ведущий
М.И. Глинка был не только выдающимся композитором. У него был прекрасный голос. Искусству пения он учился в Италии. Глинка не только великолепно исполнял свои романсы и песни, но и давал уроки пения. Музыкальный критик Стасов говорил: «Каждое его произведение из числа вокальных есть страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей, печалей».
О Глинке-певце вспоминала А.П. Керн: «Когда он, бывало, пел эти романсы, то брал так сильно за душу, что делал с нами, что хотел. Мы и плакали, и смеялись по его воле. У него был очень небольшой голос, но он умел ему придавать чрезвычайную выразительность и сопровождал таким аккомпанементом, что мы его заслушивались».
Серов вспоминал о Глинке: «У Глинки счастливым образом сочетались дары природы, которые необходимы для истинно изящного пения, а именно: дар хорошего, по крайней мере, довольно красивого, сильного и гибкого голоса; талант к управлению голосом, умение технически им распоряжаться; наконец, высшее художественное понимание музыки, её духа, средств и целей до самой их глубины». Не случайно вокальные сочинения Глинки очень удобны для пения, совершенны по красоте и форме.
В конкурсе «Вокальные жемчужины» мы вспомним лишь некоторые его камерно-вокальные сочинения. Определите их и назовите ответ.
Конкурс «Вокальные жемчужины»
• Эта песня была создана в честь открытия первой в России железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом в 1837 году. Слова к песне написаны поэтом, другом Глинки - Нестором Кукольником. Их он писал к уже созданной мелодии. Назовите эту песню.
Звучит «Попутная песня» на стихи Н. Кукольника.
Ведущий
В доме Кукольника Глинка проводит радостные часы, окруженный многочисленными друзьями литераторами, художниками, артистами. Он охотно показывал им свои сочинения. В их среде он всегда находил внимательных слушателей и ценителей. На слова Н. Кукольника Глинка написал несколько романсов, объединенных в цикл «Прощание с Петербургом». Один из романсов, задумчивый и задушевный, стал особенно популярным. Вот первые строчки текста:
Между небом и землей
Песня раздается.
Неисходною струей
Громче, громче льется.
А теперь послушайте романс и назовите его.
Звучит романс Глинки «Жаворонок». Дети узнают и называют его.
Ведущий
А этот романс, один из самых известных и любимых вокальных произведений Глинки, связал имена двух выдающихся людей, современников, лично знавших друг друга - Пушкина и Глинку. Вот необыкновенная история его создания.
На одном из вечеров в 1819 году двадцатилетний поэт впервые увидел эту молодую обаятельную женщину. Встреча была мимолетной, и возобновилась лишь шесть лет спустя, в 1825 году, когда Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, посетил имение ее тетки - Тригорское. Их представили друг другу. Пушкина потрясла эта неожиданная и радостная встреча. Поэт пишет:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои,
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Души настало пробужденье,
И вот опять явилась ты
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
И вот продолжение той истории.
Через 14 лет, 28 марта 1839 года, у своей сестры Глинка познакомился с дочерью той, которой посвятил стихи Пушкин.
Глинка пишет:
«Она была нехороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице. Ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе, все более и более меня привлекали. Я нашел способ побеседовать и высказал ей свои чувства». И эти чувства композитор выразил в музыке, написанной на вдохновенные стихи А.С. Пушкина.
Звучит третий куплет романса «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки.
Ведущий (обращаясь к зрителям)
Назовите имена этих двух женщин.
Дети
Анна и Екатерина Керн.
Ведущий
Глинка очень любил путешествовать, наблюдать жизнь в чужих краях. Побывав, например, в Испании, он восхищенно пишет: «Дубовые, каштановые рощи, аллеи тополей, фруктовые деревья в цвету, хижины, окруженные огромными розовыми кустами. Все это более походило на английский сад, нежели на простую сельскую природу. Наконец, Пиренейские горы с покрытым снегом вершинами поразили меня своим величественным видом. Здесь все ново: дома и их убранство, яркие цвета одежд, кушанье премудреное». Здесь Глинка впервые увидел, а затем и научился танцевать народные испанские танцы, в совершенстве выучил испанский язык. Он записывал в тетрадь народные испанские мелодии, которые легли в основу его «испанских» увертюр для симфонического оркестра - «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
Однако на родине его ждали другие, родные народные мелодии, знакомые ему с детства, услышанные от крестьян - заунывные, лихие. Отобрав две мелодии - протяжную свадебную и задорную плясовую, Глинка сочинил на их основе знаменитую «Камаринскую» - фантазию для симфонического оркестра - произведение, ставшее шедевром мирового музыкального искусства. В музыке «Камаринской» слышится русский характер, чувствуется русская душа, видится русская природа.
Звучит фрагмент «Камаринской».
Ведущий
В конкурсе «Правда ли, что...» каждой команде будет задано по четыре вопроса, на которые нужно отвечать кратко «да» или «нет».
Конкурс «Правда ли, что...»
1-й команде:
Правда ли, что...
• Глинка знал восемь иностранных языков, обладал литературным даром, хорошо рисовал и преподавал вокал? (Да.)
Ведущий (поясняет)
Действительно, Глинка, благодаря своей блестящей памяти, свободно владел французским, немецким, итальянским языками, после двухлетнего пребывания в Испании говорил свободно по-испански, изучал латинский, греческий языки, любил читать древнеримскую литературу, изучал также английский и персидский языки!
• русский бас Федор Шаляпин с успехом исполнял роль Черномора? (Нет.)
• премьеры опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» были поставлены в один и тот же день - 27 ноября с разницей в 6 лет? (Да.)
• роль Вани исполняет женщина? (Да.)
2-й команде:
Правда ли, что...
• Глинка и Пушкин были знакомы? (Да.)
• опера итальянца Кавоса «Иван Сусанин» заканчивалась, в отличие от оперы Глинки благополучно? (Да.)
Ведущий (поясняет)
Заключительные слова оперы Кавоса:
Пусть злодей страшится
И дрожит весь век,
Должен веселиться
Добрый человек.
• партию Головы исполняет хор за сценой? (Да.)
• музыка хора «Славься» стала гимном России? (Да.)
• партию Головы исполняет хор за сценой? (Да.)
• музыка хора «Славься» стала гимном России? (Да.)
3-й команде:
Правда ли, что...
• в доме у Глинки жило несколько десятков птиц, общение с которыми было его излюбленным занятием? (Да.)
Ведущий (поясняет)
Сестра Глинки Людмила Ивановна вспоминала как Михаил Иванович «всегда, после того как побудет у птиц, возвратится в свою комнату, садится за рояль и играет долго-долго...»
• Великий князь Михаил Павлович отсылал провинившихся офицеров в наказание на представление оперы «Руслан и Людмила»? (Да.)
• афоризм «Создает музыку народ, а мы только записываем и аранжируем ее» принадлежит П.И. Чайковскому? (Нет.)
• Московская консерватория носит имя М.И. Глинки? (Нет.)
Ведущий
Завершает нашу викторину конкурс «Сложи мелодию», в котором каждая команда составит тему из произведения Глинки из отдельных фрагментов.
Конкурс «Сложи мелодию»
Команды по очереди выполняют задание.
Звучат:
• Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»
• Романс «Я помню чудное мгновенье»
• Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
Жюри подводит итоги и награждает участников викторины.